Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка 2 класс.Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
    методическая разработка по русскому языку (2 класс)

    Краснова Мария Иосифовна

    Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предметная область Русский язык,

    УМК «Перспективная Начальная Школа»,

    проблемный урок

    Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

    Цель: Формирование образовательных компетенций (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»

    Задачи урока:

    1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
    • формирование уважительного отношения к иному мнению;
    • формирование умения понимать причины успеха в учебной деятельности;
    • развитие познавательного интереса, учебной мотивации.
    1. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
    • регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
    • познавательные УУД: формирование умения работать с информацией; овладение операциями мышления (анализ, синтез).
    • коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения.
    1. Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
    • Определение связи конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова;
    • Обучение умению делать правильный вывод о работе мягкого знака;
    • формирование умения дифференцировать слова с основой на шипящий по родам;
    • совершенствование навыков работы с Обратным словарём.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    1.Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс

    Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:

     - Прочитайте пословицу

    Знания собираются по капле.

    - Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое).

    -Верно, каждый день вы узнаете что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. Вот и сегодня на уроке мы добавим в наше море знаний еще одну капельку.

    -Но чтобы на уроке все получилось, что для этого нужно? (быть внимательным, не отвлекаться)

    Подготовка класса к работе

    Личностные: самоопределение;

    Регулятивные: целеполагание;

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для изложения проблемного материала.

    Выявляет уровень знаний.

     - Послушайте стихотворение В. Кремнева « Мышь и камыш»

    Камышам пищала мышь:
    — Шорох ваш нарушил тишь!
    Шепчут шумно камыши:
    Тише, мышка, не шурши!
    Шелест твой услышит кошка.
    Шла бы к бабушке, ты, крошка!
    Не послушаешься, мышка,—
    Кошка сцапает, глупышка!

    - Какой согласный звук встречается в стихотворении чаще всего? (ш).

    Дайте характеристику. Какие еще шипящие звуки вы знаете? Что вы о них знаете? Какими буквами они обозначаются?

    Придумайте и запишите цепочку из этих букв: ж, ш, ч, щ.

    Игра «Хлопни, топни»

    Если я называю слово-название предмета женского рода, то вы хлопаете, если мужского рода – топаете.

    Мороз, девочка, книга, дядя, облако, стол, конь, луна, волк.

    Работа в группах.

    Прочитайте слова

    Бога[ч], бро[ш], вра[ч], малы[ш], до[ч], но[ч].

    -Что вы можете о них сказать? На какие вопросы отвечают эти слова? Значит, это слова-названия- …….

    Определите род каждого слова.

    Запишите эти слова, заменив звуки буквами.

    Выполняют задание, тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

    Записывают буквы, дают характеристику звуков

    На слух определяют принадлежность слов к мужскому и женскому роду

    Повторяют правила работы в группах

    Кто? Что?

    Работают в группах

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, рассуждения

    3. Выявление места и причины затруднения

    Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.

    2) Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала.

    3) Организовать уточнение и согласование темы урока.

    4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.

    Активизирует знания учащихся.

    Создает проблемную ситуацию.

    Давайте проверим, что получилось у каждой группы.

    - Скажите, задание было одно? А выполнили вы его по-разному? Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? Чему будем учиться?

    Прочитайте тему урока на доске.

    Отвечают на вопросы

    Регулятивные: целеполагание;

    Коммуникативные: постановка вопросов

    Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели; развитие умения опираться на  свой субъективный опыт; логические – формулирование проблемы.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель: Организовать выявление типовых заданий, где возможно использование нового способа действий.

    Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

    Упр.117 с.152

    Сделайте вывод.

    Упр.119 с.153

    Сделайте вывод

    Поработайте  в парах и составьте алгоритм: 

    -Что нужно сделать сначала?

    -Что потом?

    На слайде появляется схема.        

    Составляют план достижения цели и определяют средства

    ( алгоритм)

    Выполняют задание

     

    В парах формулируют правило и

     составляют алгоритм.

     

    Регулятивные: планирование, прогнозирование;

    Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    5.Реализация построенного проекта

    Цель: Проверка правильности построенного проекта

    Пользуясь алгоритмом, выполним задания

    Игра «Скажи одним словом»

    -Домик, сделанный из веток и соломы

    - Мелкие деньги

    - Человек, играющий на скрипке

    - Без него не откроешь замок

    - Зимой дрова ест, а летом спит

    Шалаш

    Мелочь

    Скрипач

    Ключ

    Печь

    Дети проговаривают алгоритм

    Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества;

    Познавательные:

    поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения;

    Регулятивные:

    саморегуляция, планирование, коррекция, контроль

    6. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой.

    Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных задач в коллективной и самостоятельной работе.

    Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний.

    Пользуясь нашей схемой -алгоритмом выполним задания

    Работа в парах.

    Каждый ученик получает карточку со словами –названиями предметов мужского и женского рода с основой на

    шипящий, объясняет и доказывает соседу по парте как его напишет.

     Самостоятельная работа.

    Рассмотрите картинку в учебнике на с.152

    Запишите слова в два столбика.

    Выполните самопроверку по записи на слайде.

    Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

    Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, по шагово сравнивая с эталоном.

    Выполняют, используют памятку.

      Вспоминают правило, работают по алгоритму.

    Выполняют задание, самопроверку.

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

    Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

    7. Включение в систему знаний и повторение

    Цель: Выявить границы применимости нового знания

    Прослушайте музыкальный отрывок («Колыбельная медведицы»)

    -Что такое колыбельная?

    (Слова в колыбельной ласковые, певучие. Очень много слов с шипящими звуками.)

    - Вставьте в колыбельную пропущенные буквы, объясните.

    Почему же ты не спишь,

    Неспокойный мой малы…?

    Ведь вокруг такая тиш…

    Не скребется даже мыш…

    Ну, мой маленький, не плачь!

    Завтра мы достанем мяч…

    После мы затопим печ…

    И ватрушки будем печь!

    Слушают колыбельную, выполняют задание

    Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества;

    Познавательные:

    поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение структурировать знания, построение логической цепи рассуждения

    Регулятивные:

    волевая саморегуляция

     8. Рефлексия учебной деятельности

    Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность.

    Организует рефлексию.

     - У вас на парте лежат капельки вашего нового знания.

    • Если вам на уроке было легко и интересно, вы во всем разобрались, возьмите синюю капельку.
    • Если иногда испытывали трудность, сомневались, то возьмите зеленую капельку.
    • Если не совсем поняли новую тему и необходимо еще поработать, то возьмите желтую капельку.

    А теперь опустите свою капельку нового знания в наше  море знаний ( на доску).

    Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Выбор рефлексии.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

    Познавательные: рефлексия;

    Личностные: смыслообразование.

    8.  Домашнее задание.

    Цель: Закрепить на практике изученный материал, совершенствовать навыки работы с алгоритмом.

    Организует объяснение.

    П.Т.Упр.60

    - Каким правилом будете пользоваться при выполнении домашнего задания.

    Регулятивные: саморегуляция.

    Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский язык 2 класс Перспективная начальная школа «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»

    Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языкупо теме: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»Класс: 2УМК: «Перспективная начальная школа»Да...

    Русский язык 2 класс. "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". УМК "Перспективная начальная школа"

    Представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". Это первый урок из двух, предусмотренных про...

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...