Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Написание тся и ться в глаголах" 4 класс (конспект + презентация)
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока и презентация по русскому языку на тему: "Написание тся и ться в глаголах" 4 класс. ПНШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Дата: 10 апреля, пятница                                                                                                                                   Учитель - методист школы: Деева Т. И.

Школа: № 95                                                                                                                                                        Методист ЧГПК № 1: Кондратьева И. И

Класс: 4 «Б»                                                                                                                                                          Студентка 35 группы: Елисеева Кристина                      Кабинет: 102

                                                                                     Тема: «Написание «тся/ться» в глаголах».

Тип урока: комбинированный;

Цель: рассмотреть в каких случаях глагол пишется с Ь и без Ь;

Планируемые результаты:

предметные: научатся  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы учащиеся обобщат и систематизируют свои знания; научатся контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

личностные: -осознавать смысл изучения правописания тся и ться в глаголах;

  формирование интереса к учению; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

 Оборудование: Учебник Н.А Чуракова: Русский язык: 4 класс: 3 часть, презентация

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный.

Практический

≈ 3

- Здравствуйте, ребята! Я студентка педагогического колледжа № 1. Меня зовут Кристина Вячеславовна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Присаживайтесь!

Приветствовать учителя.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

2.

Мотивационный

Актуализация знаний

Словесный: ответы на вопросы

≈ 7

На слайде слова : мышь, серая, сидит. Что общего? ( Части речи). Чем отличаются? ( Разные части речи).

Ребята, какие части речи вам уже знакомы? (Существительное, прилагательное, глагол).

Что вы знаете об имени существительном?(самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». В предложениях существительное, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого) .

Приведите примеры имён существительных. ( Стол, парта, диван, солнце, мальчик, день…)

Посмотрите на слайд. Что это? (Словосочетание). Почему? (  словосоч. - это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

Маленький мальчик

Какой частью речи является слово маленький? (прилагательное).

Расскажите, что вы знаете о прилагательных? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «како́й», «кака́я», «какое», «каки́е», «чей» и т.д. Прилагательные изменяются по родампадежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении бывает определением.

Кто мне напомнит о краткой форме прилагательных?  ( Краткая форма прилагательных присуща только качественным прилагательным, относительные и притяжательные прилагательные  краткой формы не имеют. Краткое имя прилагательное отвечает на вопросы: каков? какова? каково? каковы?В русском языке от кратких форм произошли полные, т. к. в праславянском языке существовали только прилагательные, ставшие сейчас краткими).

Формулировать цели урока

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: словарный диктант

Практический: фронтальная  проверка.

Словесный: ответы на вопросы

≈ 13

≈ 2

Ребята, посмотрите на картинку и закончите предложение:

Маленький мальчик… (катается)

Какой частью речи является слово катается? (глагол)

Какая знакомая орфограмма вам встретилась в этом слове? ( правописание тся и ться в глаголах)

– Что вы знаете о глаголе?( Глагол –часть речи , которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

– Какие правила правописания глаголов изучили?

– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (нет)

– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?(грамотно писать)

Правильно, молодцы! Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? (правописание тся и ться в глаголах).

Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

(рассмотрим в каких случаях глагол пишется с Ь и без Ь).

А сейчас мы с вами выстроим цепочки слов

Посмотрите на слайд.

Неопределённая  Настоящее        Будущее

форма                        время                время        

умыться          умывается               умоется
купаться           купается               искупается                                  

удивиться         удивляется          удивится                      

приземлиться   приземляется     приземлится

Что вы можете сказать о глаголах в первом столбике? (Неопределённая форма).  Докажите! ( Вопросы что делать? Что сделать?)

Давайте от каждого образуем форму настоящего и будущего времени 3го лица, ед. числа. Кто знает, на какие вопросы они отвечают? (Что делает? Что сделает?)

Разберём вместе первый глагол умыться.

В настоящем времени, он что делает? (умывается). Молодцы! А потом он что сделает? (умоется) Правильно!

Следующие глаголы продолжите самостоятельно.

Итак, давайте сделаем вывод. В каких случаях пишется тся, а в каких ться? ( в зависимости от вопроса; глаголы в неопред. форме пишутся с Ь, а в 3-м лице без Ь).

Обратите внимание! Что мы слышим, когда произносим, например, глаголы : купаеЦА, умываеЦА? Слышим ЦА, а пишем ТСЯ или ТЬСЯ.

Физминутка (видео)

Формулировать цели урока

Повторять движения за учителем.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

Р:Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке

Л: поддержание здорового образа жизни.

4.

 

Решение частной задачи

Практический: работа с учебником

Словесный: ответы на вопросы

Практический: письменное упражнение

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы

≈ 15

≈ 5

-Откройте учебник на  странице 116, упражнение 122. Прочитайте задание.

- Итак, определите, сколько действий вы должны сделать? (Выписать столбиком выделенные глаголы, подчеркнуть в них знакомые орфограммы, рядом с глаголами с безударными гласными в корне написать проверочное слово; с глаголами с безудар. Окончаниями указать спряжение; с глаголами с орфограммой «-тся/-ться» написать вопрос).

- Выписываем первый глагол «летает».

Какая знакомая орфограмма вам встретилась? (безударный гласный в корне). Проверочное слово? ( лет – полёт); «безударный гласный в окончании» - ет – 1 спр.; Как докажите?

Следующий глагол «лежит». – «безударный гласный в корне» леж-(лежбище); сочетание ЖИ-ШИ на стыке корня и окончания;

Чихнул – «безударный гласный в корне» чих – (звукопод. «чих»);

Молодцы! Перечислите оставшиеся глаголы (забивается, садится, свернуться). Напомните мне тему урока. Что нужно знать, чтобы правильно их написать?

(правописание тся и ться в глаголах; задать вопрос).

Забивается – «безударный гласный в приставке» за- «безударный гласный в корне» би – (бить); «безударный гласный в окончании» - ет (1 спр.); орфограмма «тся/ться» (что делает?);

Садится – «безударный гласный в корне» сад – (посадка); орфограмма «тся/ться» (что делает?);

Свернуться – «безударный гласный в корне» вер – (повёрнутый); орфограмма «-тся/ться» (что делать?);

Итак, назовите орфограммы, которые встречаются в глаголах. (2 орфограммы)

С этим заданием мы закончили работать.

Переходим к упражнению 123. Выполните те же задания, что  и в предыдущем упражнении.

Сидит – «безударный гласный в корне» сид – (сидя);

Глядит – «безударный гласный в корне» гляд – (взгляд);

Жмурится – «безударный гласный в окончании» -ит – 2 спр.; «тся/ться» - курица (что делает?);

Гадает – «безударный гласный в корне» гад – (загадка); «безударный гласный в окончании» - ет – 1 спр.;

Изловить – «безударный гласный в корне» лов – (улов)».

Упражнение 124 .1) Внимательно прочитайте текст. 2) Прочитайте значение подчёркнутого слова. (Дать свои примеры с данным словом). 3)Определите, сколько заданий.

( Все эти глаголы 1 спряжения, т.к. при образовании личных форм основа в этих словах усекается. Глагол сидеть 2 спряжения. Спряжение определяется по ударным личным окончаниям. Слово привязываются в последнем предложении стоит в значении под цифрой 3 на стр. 117).

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, кто достиг этих целей?

- Как определить, когда в конце глаголов следует писать –тся, а когда –ться?

( 1.поставить вопрос.2. определить – н.ф.- есть Ь ; 3л.- нет Ь)

Открываем дневники и записываем домашнее задание : учебник, стр. 118 № 125.

-  Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!

Выполнять упражнение

Выбирать нужный способ проверки.

Делать вывод

Объяснять орфограммы

Оценивать результат выполнения орфографической задачи

Выполнять упражнение самостоятельно в тетради

Обобщать изученное.

Оценивать свои достижения.

Записывать домашнее задание

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

Р: осуществлять итоговый контроль

П:Умение логически рассуждать, делать выводы.

К:Умение слушать и понимать речь других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЫШЬ, СЕРАЯ, СИДИТ

Слайд 2

катается Маленький мальчик

Слайд 3

Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах

Слайд 4

Цель: Рассмотреть в каких случаях глагол пишется с ь и без ь

Слайд 5

Настоящее время Будущее время умыться умывается умоется купаться удивиться приземлиться купается искупается удивляется удивится приземляется приземлится

Слайд 6

Какую цель мы ставили в начале урока? Кто из вас достиг этой цели? Как определить, когда в конце глаголов следует писать –тся, а когда –ться?

Слайд 7

Домашнее задание: Учебник стр. 118 №125.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (конспект + раздаточный материал)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (конспект + раздаточный материал)...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)...

Презентация к уроку русского языка по теме "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов" 4 класс.

Презентация к уроку  русского языка по теме  "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов"  для 4 класса  применяется на уроке русского языка по теме " Правописание...