Урок русского языка в 4 классе по теме"Закрепление знаний о правописании имён существительных женского рода с шипящими на конце"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок является одним из уроков закрепления по данной теме. Позволяет обобщить полученный навык правописания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_kl.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 класс

Тема: «Закрепление знаний о правописании имён существительных женского рода  с шипящими на конце».

(работа с таблицей знаний и умений)

Цель урока:

  • проверить правила о правописании существительных женского рода с шипящими на конце и умение применять правило на практике.

Задачи урока:

  • продолжить изучение имени существительного;
  • повторить и оценить в парах знание правила;
  • оценить умение пользоваться этим правилом;
  • продолжить формирование навыка у детей работать в паре;
  • развивать у детей самооценку и товарищеское отношение друг к другу.

Оборудование:

Для учителя:

  1. карточки для составления

слов в парах

Для учеников:

  1. перфокарты и ключ для словарной работы.
  2. таблица знаний, умений и навыков по теме: “ Имя существительное ”
  3. карточки с заготовкой задания для соседа.


Ход урока:

I.     Организационный момент.

Проверить готовность к уроку. На парте должны лежать: тетрадь, таблицу заданий, карточка, ключ к ней, ручка, линейка, карандаш.

П.    Словарь (взаимопроверка в паре)

1) РАБОТА С ПЕРФОКАРТОЙ.

Сегодня мы начнем урок с повторения написания словарных слов. Работать будем с перфокартой. Возьмите ее в руки.

1 вариант работает по красной стороне,

2 вариант работает по серой стороне.

Положите карточку прорезью на поля тетради и впишите пропущенные орфограммы.

Ж__ЛТЫЙ

М__РКОВЬ

З__ВОД

П__ГОДА

ЛЕС__НИЦА

Г__РОЙ

Н__РОД

В__РОНА

В__КРУГ


Ч__РНЫЙ

В__СТОК

Л__ПАТА

П __МИДОР ПРАЗ___НИК

СП__СИБО

М__ТРО

С__ЛОВЕЙ

С__ПОГ

 

2)

3)


ПРОВЕРКА:

- Поменяйтесь тетрадями. I вариант берет серый ключ, II вариант - красный ключ. Проверьте работу вашего соседа.

ОЦЕНКА

- Кто не нашел ни одной ошибки — поставьте «5». Кто нашел 1 ошибку - «4», 2 ошибки — «3».Отметку ставим на полях карандашом.

Верните тетради друг другу.


III.   Обобщение знаний об имени существительном.

-        Прочитайте еще раз слова на карточках и скажите, какие слова из этих 9 — лишние? Почему?

желтый       вокруг        это не имена  

черный        спасибо       существительные

        

- О какой части речи мы говорим все уроки русского языка? (Имя существительное)

- Возьмите таблицу знаний и скажите, что мы уже знаем об имени существительном?

  • Знаем определение.
  • Умеем отличать от других частей речи.
  • Умеем изменять по числам, определять число.
  • Умеем определять род имен существительных.

- Из данных словарных слов назовите существительные, отвечающие на вопрос КТО?

- Как они называются?

- А с какими правилами мы работали на последних уроках?
(Правописание Ь в имени существительном на конце слов после шипящих).

Цель: Вот сегодня мы и должны проверить и оценить знание этого правила и умение применять его на практике.

IV.  Работа с формулировкой правила.

г

1.        САМООЦЕНКА.

- Найдите в таблице пункт “в”. Прочитайте.

- Проговорите про себя правило и оцените себя в этом пункте в графе «Я», поставив + или -.

2.        ВЗАИМООЦЕНКА.

- А теперь пусть вам сосед оценит ваше знание этого правила.

вариант - на ухо соседу                                поставь + или -

вариант - на ухо соседу                                в таблицу

3.ПРОВЕРКА УЧИТЕЛЕМ.

- Пусть правило прозвучит в классе. (Спрашиваю 2-3-х человек.)

V. Практическая работа над орфограммой.

-        Важно не только знать правило, но и уметь пользоваться им на практике.

1. РАБОТА В ПАРАХ. (САМООЦЕНКА)

-        Вы видите на доске карточки:

1.  __  __  __  __        Ш        2. __  __  __        Ь

  • Здесь спрятались существительные с шипящими на конце.
  • Кто догадался какого рода имена существительные, которые можно подобрать к 1 карточке? Почему?
  • Ко второй карточке? Почему?

(К 1 карточке существительные мужского рода, т.к. нет Ь,  ко 2 карточке — существительные женского рода, т.к. есть Ь).

Слушайте задание:

  1. Мальчики подбирают слова к 1 карточке, девочки ко 2
    карточке и записывают в столбик (по 3 слова).
  2. Затем поменяйтесь тетрадками. Девочки пишут в тетради мальчика под его диктовку слова женского рода, а мальчики - слова мужского рода под диктовку девочек (по очереди).

малыш

печь

ночь

мякиш финиш шалаш

речь вещь дочь

рожь мышь

выборочная орфографическая и лексическая работа

-  Прочитайте свои слова.

  • Каким правилом пользовались? (Учитель оценивает 2-3-х учеников).
  • Прочитайте пункт 7 в таблице знаний.
    -  Оцените себя: «Умею ли я пользоваться правилом?» Как
    звучит формулировка?

2. ВЗАИМОПРОВЕРКА.

  • Вы приготовили для соседа 10 слов на изучаемую
    орфограмму. Обменяйтесь карточками. Где надо в словах пишите Ь.
  • Верните карточку соседу. Пусть он проверит вашу работу.
    - Какими правилами пользовались?
    (2-3 человека) Оцените работу вашего соседа и если он умеет применять правило, поставьте ему «+».

3. Оценка учителем умения пользоваться правилом

- Напомните мне ещё раз с каким правилом мы сейчас работаем?

- Когда же надо писать Ь? (Спросить 2Х - 3Х человек)

-        Я тоже должна проверить ваше умение пользоваться правилами. На доске записаны слова. Прочитайте

-        К какой части речи они относятся?

Задание: Списать, подобрав к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное мужского или женского рода с шипящими на конце, (Запись на доске:

Горячий (борщ)        современная (молодежь)

дательный (падеж)        солнечный (луч)

серая (мышь)        черная (тушь)

крутой (вираж)        мясной (фарш)

железная (мелочь)        лесная (глушь)

(Подбор слов и орфограммы в классе не проверять)

-        Каким правилом пользовались?
VI  Разбор предложения.

- Какое существительное подобрали к прилагательному солнечный?

- Составьте с этим словосочетанием предложение, где слово ЛУЧ будет подлежащим.

Солнечный  луч светит  в  окно.

(повествовательное, невосклицательное, распространенное)



VII Грамматическая загадка.

На доске написано двустишье. Прочитайте его.

НА ТО И ПЕЧЬ,

ЧТОБЫ В НЕЙ ХЛЕБ ПЕЧЬ.

- Скажите, какие слова похожи по звучанию и написанию.

- В чём их отличия?

(сущ. ПЕЧЬ - что? предмет глаг., ПЕЧЬ — что делать? действие)

В русском языке встречаются подобные пары слов. Вот дома вы составите два предложения со словом ТЕЧЬ, в первом это слово будет сущ., во втором глаголом. А мы сейчас выполним фонетический разбор слова ПЕЧЬ.

- Почему в слове 4 буквы, а звуков 3?

- Что показывает Ь в этом слове?

VIII Итог. Рефлексия.

- С каким правилом мы сегодня работали?

- У кого в пункте №6 таблицы стоят все +, тот заработал сегодня отметку "5".


ТАБЛИЦА   ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ   И   НАВЫКОВ   ПО ТЕМЕ: "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ"

Знания, умения

я

Одиоклассн.

Учитель

1.

Знать определение Имени Существительного.

2

Уметь отличать Имена Существительные от других частей речи.

3

Уметь определять число Имен Существительных.

4

Уметь изменять Имена Существительные по числам.

5

Уметь определять род Имени Существительного в единственном числе.

б

Знать правило правописания Ь после шипящих на конце Имен Существительных женского рода.

7

Уметь правильно писать Имена Существительные женского рода с шипящим на конце.

8

Знать,  что такое склонение.

9

Знать название падежей и их вопросы.

10

Уметь по вопросу определить падеж.

11

Уметь назвать вопросы падежа.

12

Уметь изменять по вопросу падежей Имена Существительные.

ИТОГ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Урок русского языка 3 класс. "Состав слова. Закрепление знаний и умений"

Урок русского языка 3 класс "Состав слова. Закрепление знаний и умений".Цель урока: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова....

урок русскоко языка 2 класс по теме"Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "

Технологическая карта урока по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "...