Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе по теме"Закрепление знаний о правописании имён существительных женского рода с шипящими на конце"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Урок является одним из уроков закрепления по данной теме. Позволяет обобщить полученный навык правописания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_kl.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РУССКИЙ ЯЗЫК.

    4 класс

    Тема: «Закрепление знаний о правописании имён существительных женского рода  с шипящими на конце».

    (работа с таблицей знаний и умений)

    Цель урока:

    • проверить правила о правописании существительных женского рода с шипящими на конце и умение применять правило на практике.

    Задачи урока:

    • продолжить изучение имени существительного;
    • повторить и оценить в парах знание правила;
    • оценить умение пользоваться этим правилом;
    • продолжить формирование навыка у детей работать в паре;
    • развивать у детей самооценку и товарищеское отношение друг к другу.

    Оборудование:

    Для учителя:

    1. карточки для составления

    слов в парах

    Для учеников:

    1. перфокарты и ключ для словарной работы.
    2. таблица знаний, умений и навыков по теме: “ Имя существительное ”
    3. карточки с заготовкой задания для соседа.


    Ход урока:

    I.     Организационный момент.

    Проверить готовность к уроку. На парте должны лежать: тетрадь, таблицу заданий, карточка, ключ к ней, ручка, линейка, карандаш.

    П.    Словарь (взаимопроверка в паре)

    1) РАБОТА С ПЕРФОКАРТОЙ.

    Сегодня мы начнем урок с повторения написания словарных слов. Работать будем с перфокартой. Возьмите ее в руки.

    1 вариант работает по красной стороне,

    2 вариант работает по серой стороне.

    Положите карточку прорезью на поля тетради и впишите пропущенные орфограммы.

    Ж__ЛТЫЙ

    М__РКОВЬ

    З__ВОД

    П__ГОДА

    ЛЕС__НИЦА

    Г__РОЙ

    Н__РОД

    В__РОНА

    В__КРУГ


    Ч__РНЫЙ

    В__СТОК

    Л__ПАТА

    П __МИДОР ПРАЗ___НИК

    СП__СИБО

    М__ТРО

    С__ЛОВЕЙ

    С__ПОГ

     

    2)

    3)


    ПРОВЕРКА:

    - Поменяйтесь тетрадями. I вариант берет серый ключ, II вариант - красный ключ. Проверьте работу вашего соседа.

    ОЦЕНКА

    - Кто не нашел ни одной ошибки — поставьте «5». Кто нашел 1 ошибку - «4», 2 ошибки — «3».Отметку ставим на полях карандашом.

    Верните тетради друг другу.


    III.   Обобщение знаний об имени существительном.

    -        Прочитайте еще раз слова на карточках и скажите, какие слова из этих 9 — лишние? Почему?

    желтый       вокруг        это не имена  

    черный        спасибо       существительные

            

    - О какой части речи мы говорим все уроки русского языка? (Имя существительное)

    - Возьмите таблицу знаний и скажите, что мы уже знаем об имени существительном?

    • Знаем определение.
    • Умеем отличать от других частей речи.
    • Умеем изменять по числам, определять число.
    • Умеем определять род имен существительных.

    - Из данных словарных слов назовите существительные, отвечающие на вопрос КТО?

    - Как они называются?

    - А с какими правилами мы работали на последних уроках?
    (Правописание Ь в имени существительном на конце слов после шипящих).

    Цель: Вот сегодня мы и должны проверить и оценить знание этого правила и умение применять его на практике.

    IV.  Работа с формулировкой правила.

    г

    1.        САМООЦЕНКА.

    - Найдите в таблице пункт “в”. Прочитайте.

    - Проговорите про себя правило и оцените себя в этом пункте в графе «Я», поставив + или -.

    2.        ВЗАИМООЦЕНКА.

    - А теперь пусть вам сосед оценит ваше знание этого правила.

    вариант - на ухо соседу                                поставь + или -

    вариант - на ухо соседу                                в таблицу

    3.ПРОВЕРКА УЧИТЕЛЕМ.

    - Пусть правило прозвучит в классе. (Спрашиваю 2-3-х человек.)

    V. Практическая работа над орфограммой.

    -        Важно не только знать правило, но и уметь пользоваться им на практике.

    1. РАБОТА В ПАРАХ. (САМООЦЕНКА)

    -        Вы видите на доске карточки:

    1.  __  __  __  __        Ш        2. __  __  __        Ь

    • Здесь спрятались существительные с шипящими на конце.
    • Кто догадался какого рода имена существительные, которые можно подобрать к 1 карточке? Почему?
    • Ко второй карточке? Почему?

    (К 1 карточке существительные мужского рода, т.к. нет Ь,  ко 2 карточке — существительные женского рода, т.к. есть Ь).

    Слушайте задание:

    1. Мальчики подбирают слова к 1 карточке, девочки ко 2
      карточке и записывают в столбик (по 3 слова).
    2. Затем поменяйтесь тетрадками. Девочки пишут в тетради мальчика под его диктовку слова женского рода, а мальчики - слова мужского рода под диктовку девочек (по очереди).

    малыш

    печь

    ночь

    мякиш финиш шалаш

    речь вещь дочь

    рожь мышь

    выборочная орфографическая и лексическая работа

    -  Прочитайте свои слова.

    • Каким правилом пользовались? (Учитель оценивает 2-3-х учеников).
    • Прочитайте пункт 7 в таблице знаний.
      -  Оцените себя: «Умею ли я пользоваться правилом?» Как
      звучит формулировка?

    2. ВЗАИМОПРОВЕРКА.

    • Вы приготовили для соседа 10 слов на изучаемую
      орфограмму. Обменяйтесь карточками. Где надо в словах пишите Ь.
    • Верните карточку соседу. Пусть он проверит вашу работу.
      - Какими правилами пользовались?
      (2-3 человека) Оцените работу вашего соседа и если он умеет применять правило, поставьте ему «+».

    3. Оценка учителем умения пользоваться правилом

    - Напомните мне ещё раз с каким правилом мы сейчас работаем?

    - Когда же надо писать Ь? (Спросить 2Х - 3Х человек)

    -        Я тоже должна проверить ваше умение пользоваться правилами. На доске записаны слова. Прочитайте

    -        К какой части речи они относятся?

    Задание: Списать, подобрав к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное мужского или женского рода с шипящими на конце, (Запись на доске:

    Горячий (борщ)        современная (молодежь)

    дательный (падеж)        солнечный (луч)

    серая (мышь)        черная (тушь)

    крутой (вираж)        мясной (фарш)

    железная (мелочь)        лесная (глушь)

    (Подбор слов и орфограммы в классе не проверять)

    -        Каким правилом пользовались?
    VI  Разбор предложения.

    - Какое существительное подобрали к прилагательному солнечный?

    - Составьте с этим словосочетанием предложение, где слово ЛУЧ будет подлежащим.

    Солнечный  луч светит  в  окно.

    (повествовательное, невосклицательное, распространенное)



    VII Грамматическая загадка.

    На доске написано двустишье. Прочитайте его.

    НА ТО И ПЕЧЬ,

    ЧТОБЫ В НЕЙ ХЛЕБ ПЕЧЬ.

    - Скажите, какие слова похожи по звучанию и написанию.

    - В чём их отличия?

    (сущ. ПЕЧЬ - что? предмет глаг., ПЕЧЬ — что делать? действие)

    В русском языке встречаются подобные пары слов. Вот дома вы составите два предложения со словом ТЕЧЬ, в первом это слово будет сущ., во втором глаголом. А мы сейчас выполним фонетический разбор слова ПЕЧЬ.

    - Почему в слове 4 буквы, а звуков 3?

    - Что показывает Ь в этом слове?

    VIII Итог. Рефлексия.

    - С каким правилом мы сегодня работали?

    - У кого в пункте №6 таблицы стоят все +, тот заработал сегодня отметку "5".


    ТАБЛИЦА   ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ   И   НАВЫКОВ   ПО ТЕМЕ: "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ"

    Знания, умения

    я

    Одиоклассн.

    Учитель

    1.

    Знать определение Имени Существительного.

    2

    Уметь отличать Имена Существительные от других частей речи.

    3

    Уметь определять число Имен Существительных.

    4

    Уметь изменять Имена Существительные по числам.

    5

    Уметь определять род Имени Существительного в единственном числе.

    б

    Знать правило правописания Ь после шипящих на конце Имен Существительных женского рода.

    7

    Уметь правильно писать Имена Существительные женского рода с шипящим на конце.

    8

    Знать,  что такое склонение.

    9

    Знать название падежей и их вопросы.

    10

    Уметь по вопросу определить падеж.

    11

    Уметь назвать вопросы падежа.

    12

    Уметь изменять по вопросу падежей Имена Существительные.

    ИТОГ



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

    Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

    Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

    Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

    Урок русского языка 3 класс. "Состав слова. Закрепление знаний и умений"

    Урок русского языка 3 класс "Состав слова. Закрепление знаний и умений".Цель урока: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова....

    Технологическая карта к открытому уроку русского языка 2 класс на тему "Единственное и множественное число имен существительных"

    Технологическая карта к открытому уроку русского языка, разработана в соответствии с ФГОС, на основе материала по УК "Школа России"....

    урок русскоко языка 2 класс по теме"Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "

    Технологическая карта урока по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "...