Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, ПНШ
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса, обучение на дому по индивидуальному плану составлена на основе программы "Перспективная начальная школа", рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_okruzhayushchiy_mir_2_b_titova_a.a.docx105.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» создана на основе  авторской программы «Окружающий мир» О.В. Федотовой и др. (УМК «Перспективная начальная школа», издательство «Академкнига / Учебник», 2012), в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Общая характеристика учебного курса

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественно-научных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников: они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Цели обучения:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

-        систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире;

  • формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.); социализировать ребенка;
  • развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.), воспитывать внимательность, наблюдательность и любознательность;

-формировать самостоятельную познавательную деятельность; воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены ФГОС, Примерной программой и представлены в рабочей программе разделами: «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире», «Живая природа Земли», «Человек разумный - часть природы», «Наша Родина - Россия». Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены.

Во втором классе все знания, полученные учащимися в первом классе, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Способ познания может быть расширен за счёт работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, а также за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно.

Важнейшая роль в развитии ребёнка в течение всех четырёх лет обучения предмету отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к её законам и символике.

Специфика программы

Образовательные и воспитательные задачи обучения предмету решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей. На основе межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применяемые как в рамках учебного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умение организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.  

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

По учебному плану окружающий мир во 2 классе (индивидуальное обучение на дому) изучается

в количестве 34 часа в год (1 час в неделю).

Содержание учебного предмета.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Источники информации об окружающем нас мире, или Где и как найти ответы на вопросы

Знакомство с письмами как средством информации (письмо экологов). Структура учебника «Окружающий мир»: оглавление, иллюстрации, система значков - пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, словарик, иллюстрированный словарик.

Обмен письмами как одно из средств информации.

Книга как основной источник информации об окружающем мире.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать географические и биологические объекты родного края.

Планеты и звёзды (5 часов)

Знакомство с планетой Земля. Вращение Земли вокруг оси - причина смены дня и ночи. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Солнце - ближайшая звезда к планете Земля. Вращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах).

Общие представления о воздухе как смеси газов. Вода - источник жизни на Земле. Роль воды в природе и жизни человека.

Земля. Вид Земли из космоса. Глобус -уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Звёзды. Созвездия. Планеты. Солнце. Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло.

Самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. Знать лунные фазы, компас, стороны горизонта.

Живая природа Земли

Знакомство с развитием растений. Дыхание и питание растений.

Разнообразие растений Земли. Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство своей местности. Растения из Красной книги России. Грибы. Виды грибов.

Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Охрана животного мира. Охраняемые животные своей местности.

Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени. Дыхание и питание растений.

Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения. Размножение растений. Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение. Виды грибов. Животные Земли. Разнообразие животных. Особенности внешнего вида, питания, условий жизни.

Значение диких и домашних животных в жизни человека. Животные из Красной книги России.

Самостоятельно или с помощью учителя определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Самостоятельно или с помощью учителя определять основную и второстепенную информацию. Определять лечебные и ядовитые растения. Знать Красную книгу родного края и историю культурных растений.

Выяснить значение грибов в природе и жизни человека. Выявлять признаки животных разных групп. Знать животных из Красной книги.

Человек разумный - часть природы

Понятие о человеке как части природы. Индивидуальность человека (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга. Понятие о здоровье. Режим питания. Режим дня школьника.

Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми.

Человек разумный - часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Разнообразие внешности человека. Питание и здоровье. Режим дня школьника. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения.

Самостоятельно или с помощью учителя планировать учебное сотрудничество со сверстниками. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать органы чувств человека, калорийность пищи. Знать службы спасения: МЧС, полиция, скорая помощь.

Наша Родина - Россия

Семья ребёнка. Уважение к старшим членам семьи, к ветеранам труда и Великой Отечественной войны. Знакомство с государственной символикой РФ. Государственные праздники и памятные даты. Москва - столица России. История Московского кремля.

Семья ребёнка. Родословная семьи. Уважение к окружающим. Я - гражданин России, Россия - наша Родина. Государственная символика России.

Государственные праздники и памятные даты. Конституция - основной закон РФ. Москва - столица России.

Родной город. Влияние практической деятельности человека на природу.

Демонстрировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать народные промыслы России, особенности труда людей родного края.

Планируемые результаты освоения предмета

   В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 2 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения: коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты

У второклассника продолжат формироваться:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  • понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
  • осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям.

У второклассника могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание получать новые знания, открывать новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
  • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; интереса к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, людьми с нарушениями здоровья;
  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник продолжит учиться:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Второклассник получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
  • ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник продолжит учиться:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
  • извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • понимать информацию, представленную в вербальной, изобразительной, схематической, модельной и другой форме, определять основную и второстепенную информацию;
  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
  • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
  • осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник продолжит учиться:

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Второклассник получит возможность научиться:

  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
  • уважать позицию партнёра;
  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Окружающий мир» второклассник научится:

  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие) на примере Солнца, Земли, Луны;
  • описывать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира;
  • различать части холма, реки;
  • различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря);
  • использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
  • находить и показывать на карте и глобусе горы и равнины, крупные реки и озёра России;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
  • выполнять простые опыты, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
  • использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки, схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
  • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела);
  • воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
  • рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
  • узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
  • находить на карте Российскую Федерацию, её столицу - город Москву, свой регион и его административный центр;
  • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра);
  • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
  • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
  • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
  • составлять и выполнять режим дня.

Второклассник получит возможность научиться:

  • рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;
  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
  • объяснять отличия человека от животных;
  • готовить сообщения о небесных телах, о необычных явлениях природы;
  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
  • моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
  • участвовать в проектной деятельности (как предложенной автором учебника, так и собственной), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, сети Интернет, собственных наблюдений; презентовать результаты своей работы;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
  • заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

-        различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

-        составлять родословную своей семьи;

  • объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
  • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
  • сохранять здоровье своего организма, органов чувств;
  • следовать правилам здорового образа жизни.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования в среде обитания (природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления);
  • решения познавательных и практических задач;
  • использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации;
  • определения природных и социальных объектов, нуждающихся в сохранении, с целью принятия участия в сохранении их чистоты и красоты;
  • проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах с целью оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;
  • выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания первой помощи при лёгких травмах;
  • осознания себя членом общества (в семье, классном коллективе, городе, стране) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом);
  • создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-экскурсий, уроков - практических занятий, уроков с демонстрацией объектов или их изображений, презентаций.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. Обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). На уроках ознакомления с новым материалом и закрепления пройденного практикуется использование ЭОР.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.        Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  1. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  2. Окружающий мир. 2 класс: тетради для самостоятельной работы №1 и №2 / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  3. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. Тетрадь. 2 класс / Чуракова Р.Г. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  4. Окружающий мир. 2 кл.: проверочные работы в тестовой форме/Р.Г. Чуракова, Л.Г. Кудрова. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.

Рекомендуемая для использования учебно-методическая литература:

1.        Чуракова Р.Г. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная на-
чальная школа. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

2.        Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: методическое пособие для учителя /

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  1. Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина ОН. Итоговая комплексная работа (+ CD). 2 класс. Методические указания по организации и проведению. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  2. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, СВ. Савинова. - 2-е изд. стереотип. - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения).
  3. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: В.В. Мещерякова - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения).
  1. Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
  2. Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
  3. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2013. - (Современная школа).
  4. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / СП. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
  5. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

      УМК:  Учебник  Окружающий мир 2 класс: Учебник. В  2 ч. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов – М.: Академкнига/Учебник 2012.

Да

т

а

Количество часов

№ урока

Тема урока

Тип урока

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся

***

Виды деятель-

ности/

элементы содержания

Планируемые результаты

Система контроля

Основные средства обучения

предметные

метапредметные

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Источники информации об окружающем нас мире, или  где и как найти ответы на вопросы -3 часа

1

1.

Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам.

Мишины вопросы.      

Изучение нового материала.

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу.

Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь:

- выделять отличительные признаки живой природы;

- распределять объекты в группы по общим признакам.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Текущий

Работа с раздаточным материалом

Проектор

Интер-

активная доска

Дидактический материал

1

2.

Мир живой и неживой природы. Советы старших.

Комбинированный урок.

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу.

Уметь:

- различать объекты неживой и живой природы;

- работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой;

- искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Текущий

, индивидуальный опрос

Проектор

Интер-

активная доска

Дидактический материал

1

3.

Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. Опыт и наблюдение.

Комбинированный урок.

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений.

Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника. Уметь:

- работать с книгой как с источником информации;

- ориентироваться в словарях, словарных статьях;

- находить ответы на свои вопросы с помощью словаря.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Текущий

Проектор

Интер-

активная доска

Дидактический материал

Планеты и звёзды – 3 часа

1

4.

Земля. Модель Земли. Почему на Земле день сменяется ночью?

Изучение нового материала.

Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы.

Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли.

Знать:

- название нашей планеты;

- форму Земли;

- глобус – модель Земли;

- ось Земли – воображаемая линия. Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор.

Знать:

- особенности движения Земли вокруг своей оси;

- что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси. Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.

Знать: Луна – спутник Земли; лунные фазы.

Работать с компасом. Знать стороны горизонта.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

опрос

Глобус, карта

1

5

Звезды и созвездия. Планеты

Комбинированный урок.

Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и

Малая Медведицы.

Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы.

Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда. Уметь:

- характеризовать звезды и планеты;

- находить на небе известные небесные тела.

Иметь представление о планетах Солнечной системы.

Знать:

- как отличить планеты от звезд;

- как можно отыскать планету на звездном небе.

Уметь ориентироваться по звездам.

Знать спутники планет.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Тест «Планеты и звезды»

Разгадывание кроссворда;

Проектор, таблица

1

6

Движение Земли вокруг Солнца.

Обобщение.

Годовое движение Земли. Високосный год.

Знать:

- особенности движения Земли вокруг Солнца;

- что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца.

Уметь:

- объяснять причину смены времен года;

- демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца.

Работать с теллурием. Солнце – небесное тело. Погода, климат.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Текущий

Проектор

Интер-

активная доска

Дидактический материал

Живая природа Земли  - 16 часов

Неживая и живая природа Земли  - 1 час

1

7

Как связаны живая и неживая природа?

Условия жизни на планете Земля

Комбинированный урок.

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе.

Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь:

- сравнивать предметы живой и неживой природы;

- планировать и проводить несложные опыты.

Знать определение понятия «атмосфера», условия, необходимые для жизни на Земле.

Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются.

Знать явления природы, ветер.

Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

индивидуальный опрос

Проектор

Интер-

активная доска

Дидактический материал

Свойства воздуха и воды – 2 часа

1

8

Свойства воздуха. Кому и для чего нужна вода?

Урок-проект.

Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества.

Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное.

Знать:

- основные, легко определяемые свойства воздуха;

- значение воздуха в природе.

Уметь:

- проводить простейшие опыты;

- фиксировать результаты и их анализ.

Знать:

- основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве;

- значение воды в природе;

- ТБ и соблюдать правила поведения у воды.

Уметь:

- проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений;

- сравнивать свойства воды и воздуха.

Знать окисление.

Медленное окисление. Дыхание.

Знать электрические станции (ТЭЦ, ГЭС, АЭС).

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

оформление опытов в тетради

Проектор

Интер-

активная доска

Дидактический материал

1

9

Вода и ее свойства.

Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды».

Комбинированный урок.

Круговорот воды в природе. Три состояния воды.

Свойства воздуха и воды.

Знать:

- основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве.

Уметь:

- выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

- работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать).

Знать теплопроводность воды. Вода – хороший растворитель.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

опрос

Тест «Свойства воздуха и воды»

Солнце, воздух и  растения – 2 часа

1

10

Условия, необходимые для развития растений.

Корень, стебель

и лист.

Изучение нового материала.

Теневыносливые, светолюбивые растения.

Значение корня, стебля и листьев в жизни растений.

Знать условия, необходимые для развития растений.

Уметь:

- анализировать опыты;

- формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде.

Уметь:

- различать части рас-тений;

- из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения.

Уметь проращивать семена овощных и цветковых растений.

Исследовать видоизменения частей растений и их функции.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Самостоятельная работа

Оформление заданий в таблицах, устный опрос

Комнатные растения

Проектор

Интер-

активная доска

Дидактический материал

1

11

Питание растений.

Обобщение по теме «Солнце, воздух,

вода и растения».

Комбинированный урок.

Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание.

Фронтальная

Групповая

Парная

Индивидуальная

***

Разнообразие растений.

Уметь использовать книгу как источник информации.

Иметь представление о питании растений.

Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности. Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений.

Исследовать углеводы (сахар и крахмал).

Определять основную и второстепенную информацию.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Устный

опрос

Тест «Солнце, воздух, вода и растения»

Проектор

Интер-

активная доска

Дидактический материал

Разнообразие растений – 2 часа

1

12

Цветковые и хвойные растения.

Папоротники, мхи и водоросли.

Изучение нового материала.

Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения.

Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания.

Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водо-росли).

Уметь:

- группировать растения по их признакам и свойствам;

- работать с научной литературой;

- оформлять свои наблюдения.

Знать хвойные и лиственные растения степи.

Исследовать лечебные и ядовитые растения.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Устный опрос. Практическая

работа

Проектор

Интер-

активная доска

Дидактический материал

1

13

Красная книга

России.

Обобщение по теме «Разнообразие растений».

Комбинированный урок.

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу.

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края.

Знать:

- названия растений

Красной книги

(не менее 2-3);

- правила поведения в природе. Уметь:

- кратко характеризовать средства сохранения природы;

- выполнять простейшие инструкции;

- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России

(не менее 2-3).

Уметь:

- группировать растения по их признакам и свойствам;

- работать с научной литературой;

- оформлять свои наблюдения.

Знать Красную книгу родного края.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Тест «Разнообразие растений»

Дидактический материал

Культурные растения. Продолжительность жизни растений – 4 часа

1

14

Для чего люди выращивают культурные растения?

Какие части

культурных

растений используют люди?

Урок-проект.

Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.).

Расселение семян растений. Выращивание культурных растений.

Знать:

- чем отличаются дикорастущие растения от культурных;

- группы культурных растений. Уметь:

- выделять характерные признаки культурных растений, отличающие их от дикорастущих;

- приводить свои примеры культурных растений каждой группы.

Знать:

- чем отличаются дикорастущие растения от культурных;

- группы культурных растений. Уметь:

- выделять характерные признаки культурных растений, отличающие их от дикорастущих;

- приводить свои примеры культурных растений каждой группы.

Знать историю культурных растений.

Исследовать культурные растения родного края.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Дидактическая игра

Дидактический материал

1

15

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

От чего

зависит урожай зерновых?

Комбинированный урок.

Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений.

Значение зерновых культур в жизни человека.

Знать:

- основные растения огорода;

- части растений – листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена. Уметь:

- ухаживать за огородными растениями;

- правильно подбирать рассаду или семена.

Знать:

- названия (изображения) зерновых растений;

- важность зерновых культур в жизни человека.

Знать озимые и яровые культуры. Зимостойкие и теплолюбивые

растения.

Определять виды с/х работы на полях страны.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Таблица сроков посадки огородных растений родного края

Устный

опрос

Дидактический материал

1

16

Растения сада.

Сколько живут

растения?

Комбинированный урок.

Садовые растения. Труд людей в саду.

Сроки жизни растений; расселение растений на новые места.

Знать основные растения сада. Уметь:

- находить и определять садовые растения;

- ухаживать за растениями.

Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. Уметь:

- определять возраст растений;

- составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений;

- характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений.

Знать с/х машины и оборудование для работы в саду.

Знать памятники природы (дубы, сосны и т. д.).

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Устный

опрос

Дидактический материал

1

17

Размножение растений своими частями.

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений».

Комбинированный урок.

Вегетативное размножение растений.

Культурные растения.

Продолжительность жизни растений.

Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод».

Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений.

Знать:

- дикорастущие и культурные растения своей местности;

- сельскохозяйственные растения своей местности.

Уметь:

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3).

Исследовать размножение водорослей и грибов.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Тест «Культурные растения»

Проектор

Интер-

активная Дидактический материал

Грибы – 2 часа

1

18

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

Урок-проект.

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов.

Знать:

- свойства и признаки

грибов;

- взаимосвязь живой и неживой природы;

- чем питаются грибы.

Знать значение грибов в природе и жизни человека.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Устный

опрос. Тест

1

19

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

Как правильно собирать грибы?

Комбинированный урок.

Съедобные и ядовитые

грибы.

***

Правила сбора грибов.

Знать:

- отличительные признаки съедобных грибов;

- съедобные грибы, растущие в родном крае;

- несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов.

Знать правила сбора грибов. Уметь приводить примеры грибов своей местности.

Определять пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Индивидуальный опрос. Ди-дактическая игра

Тест «Грибы»

Животные – 4 часа

1

20

Разнообразие животных.

Насекомые.

Урок-проект.

Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные.

Растительноядные, хищные и всеядные насекомые.

Знать группы животных и их признаки. Уметь:

- приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных.

Знать:

- отличительные признаки насекомых и деление их на группы;

- названия насекомых родного края.

Знать отличительные признаки животных разных групп.

Знать редких насекомых нашей страны.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

индивидуальный

опрос

1

21

Рыбы.

Земноводные.

Комбинированный урок.

Приспособления рыб для жизни в воде.

Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки.

Знать:

- отличительные признаки рыб;

- приспособления рыб к жизни в воде;

- группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные).

Уметь:

- высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма;

- называть земноводных родного края.

Знать двоякодышащих и кистеперых рыб.

Исследовать размножение и развитие амфибии.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Индивидуальный опрос

проектор

1

22

Пресмыкающиеся.

 

Птицы.

Комбинированный урок.

Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями.

Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам.

Знать:

- черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей;

- сходства и различия пресмыкающихся и земноводных;

- опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними.

Знать:

- отличительные признаки птиц;

- группы птиц по признаку питания – зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.

Уметь определять птиц среди других животных.

Знать отличительные признаки гадюки и ужа.

Знать птиц из Красной книги.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Дидактический материал

1

23

Звери.

Как животные защищаются.

Комбинированный урок.

Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих.

Различные группы животных.

Знать:

- значение понятий «звери», «млекопитающие»;

- млекопитающих родного края. Уметь:

- определять млекопитающих среди других животных;

- описывать млекопитающих (по выбору).

Знать:

- группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

- способы защиты животных от врагов.

Исследовать ехидну и утконоса.

Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Текущий

проектор

Человек и животные – 3 часа

1

24

Домашние животные.

Живой

уголок. 

Урок-проект.

Домашние животные.

Обитатели живого уголка.

Знать:

- признаки домашних животных;

- об особенностях диких и домашних животных.

Уметь раскрывать особенности домашних животных.

Уметь ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность).

Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Знать рассказы-загадки о животных.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Текущий

Проектор

Интер-

активная доска

Дидактический материал

1

25

Значение диких животных.

Человек в ответе не только за тех, кого приручил.

Комбинированный урок.

Расширить знания о диких животных.

Забота человека о дикой природе.

Охранная деятельность человека.

Знать диких животных родного края.

Уметь определять значение диких животных в жизни человека.

Знать:

- правила поведения в природе;

- правила обращения с дикими и домашними животными;

- животных, занесенных в Красную книгу России, родного края.

Знать животных, приносящих ущерб человеку.

Исследовать заказники; заповедники родного края.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Текущий

Учебник

Проектор

Дидактический материал

1

26

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные».

Обобщение знаний.

Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе.

Знать:

- названия животных Красной книги России (не менее 2-3);

- правила поведения в походах. Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае.

Знать животных и растения, охраняемые человеком; рыбопитомники.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Беседа по вопросам. Тест «Животные»

проектор

Человек разумный – часть природы – 4 часа

1

27

Про тебя.

Что умеет человек?

Расти здоровым.

Изучение нового материала.

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека.

Человек – существо социальное, член общества.

Знать:

- о значении природы для здоровья и жизни человека;

- об отдельных видах труда, связанных с природой;

- о значении данного труда;

- сходство и различие людей друг от друга.

Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений.

Исследовать органы чувств человека, их значение.

Знать различные профессии человека.

Исследовать причины простудных заболеваний и меры их предупреждения.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Устный

опрос. Практическая

работа

Дидактический материал

1

28

Питание и здоровье.

От кого зависит твой режим дня?

Комбинированный урок.

Режим питания.

Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека.

Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища». Уметь работать с дополнительными источниками знаний.

Знать условия хорошего самочувствия. Уметь:

- соблюдать режим дня;

- составлять режим своего рабочего и выходного дня.

Составлять калорийность пищи, меню.

Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала, опираясь на нравственные нормы.

опрос

Дидактический материал

1

29

Чистота – залог

здоровья.

Берегись простуды!

Урок-проект.

Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы.

Охрана и укрепление

здоровья.

Знать:

- значение понятия «микробы»;

- где человека подстерегают микробы;

- основные правила личной гигиены. Уметь:

- выполнять правила личной гигиены;

- рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами;

- оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах.

Знать:

- значение понятия «микробы»;

- где человека подстерегают микробы;

- основные правила личной гигиены. Уметь:

- выполнять правила личной гигиены;

- рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами.

Исследовать микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм человека.

Уметь оказывать первую помощь при простудных заболеваниях.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Практическая

работа

Проектор

Интер-

активная доска

Дидактический материал

1

30

Твоя безопасность на улице.

Твоя безопасность дома.

Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы».

Комбинированный урок.

Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми.

Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами.

Знать:

- знаки дорожного движения, сигналы регулировщика и светофора;

- правила поведения в природе;

- что такое опасная ситуация. Уметь:

- составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях.

Знать правила безопасного поведения дома.

Уметь:

- вызвать помощь;

- вести себя в нестандартных ситуациях.

Составлять схему пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути.

Знать службы спасения: МЧС, милиция, скорая помощь.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Фронтальный опрос

Дидактический материал

В родном краю – 4 часа

1

31

Имя города, села,

поселка.

Семья и родословная.

Комбинированный урок.

Россия – наша Родина.

Семья ребенка. Родословная семьи.

Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации.

Знать родословную своей семьи. Рассказывать о старших членах своей семьи. Уметь работать с различными источниками информации.

Исследовать народные промыслы России, особенности труда людей родного края.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Беседа по вопросам.

Дидактический материал

1

32

История Московского Кремля.

Общий

дедушка.

Комбинированный урок.

Москва – столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля.

***

Младший школьник и семья. Правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Рассказывать о возникновении Москвы, называть достопримечательности Московского Кремля. Уметь:

- описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

- самостоятельно работать с книгой.

Знать:

- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

- основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

- способы обмена информацией. Уметь пользоваться средствами связи.

Знать достопримечательности Москвы. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой.

Собирать информацию о своей родословной. Труд, отдых в семье.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Беседа

по вопросам

Дидактический материал

1

33

День

Победы.

День Конституции.

Комбинированный урок.

Государственные праздники. История Отечества во время Великой Отечественной войны.

Государственные праздники.

Знать:

- названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);

- название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

- государственную символику России. Уметь приводить примеры основных государственных праздников.

Знать:

- названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);

Выделять и формулировать познавательную цель.

Изучать Конституцию – основной Закон России.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Устный опрос

Дидактический материал

1

34

Обобщение по теме «В родном краю».

.

Обобщение знаний.

Россия – наша Родина.

Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Тест «В родном краю»

Дидактический материал

Лист корректировки учебной программы

№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...