Конспект внеклассного занятия. Тема: «Река, на которой я живу». 1 класс.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Данное занятие рассчитано для учащихся 7-8 лет. На этом занятии дети познакомятся с рекой, её основными частями реки: исток, устье, приток.  Получат представление  о реке.                                                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия.

Тема:

« Река, на которой я живу».

1 класс.

Краеведение.

Учитель начальных классов

Кучеренко И.И.                                                                                                                                                                                                                                           МКОУ СШ №7                                                                            г. Михайловка

Май 2016год

Тема: « Река, на которой я живу». 1 класс. Краеведение.

Задачи:

1.Познакомить с рекой, её основными частями реки: исток, устье, приток.  Сформулировать представление у учащихся о реке.                                                                                                 2.   Создать условия для обобщения представлений детей о реке как сообществе водных обитателей: растений и животных (рыб, раков, мелких рачков, улиток и др.), приспосабливающихся к жизни в воде.                                                                            3.Развивать логическое мышление, способствовать развитию творческих способностей учащихся.                                                                                                            4.Воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе.                                                                                                                                                                    

Оборудование: конверт с корабликом; раздаточный материал: схема реки, слова на карточках, рисунки птиц с кружочками, макет речного дна, презентация.

Ход занятия.

1.Введение темы. (Дети сидят по группам)

- Послушайте запись . Что вы представили, услышав эти звуки? (Вода, река)

- Как вы думаете, какая сегодня тема занятия? (Река)      

Река очень извилиста, изобилует мелями и бродами. Для прибрежного ландшафта характерны живописные крутые берега, глубокие овраги и балки, поросшие лесом.  Слайд 2.                                                                                          

                 

                                Мы все отправимся в поход

По самым разным рекам.

Узнаем, как река живёт,

И что для нас она даёт,

                              Как дружит с человеком

Выходит девочка в костюме реки.

Учитель:                                                                                                                                                           Речка, реченька, река,                                                                                                                   Ты пришла издалека.

Что ты делала в пути,

Прежде чем сюда прийти?

Река:              В роднике с одной синицей

Поделилась я водицей.

А потом - с цветущим садом,

А потом - с огромным садом.

Целый город вечерком

Напоила я чайком,

А потом у берегов

Убаюкала мальков.  

- Оставайся речка  у нас, послушай, что мы про тебя знаем и расскажи нам что-то новое.                                                                                                                                                                           -У людей есть своё имя  и у речки есть своё название.                                                                                                        

- Как называется река, протекающая в нашей местности?  (Медведица).                                     Сегодня мы совершим путешествие по реке Медведица. ( Дети достают из конвертов кораблики).

На русских картах Медведица появляется в 1627 году. А первое русское упоминание о реке Медведице можно найти в описании путешествия митрополита Пимена в Константинополь, датированным 1389 годом. Имеется несколько легенд о происхождении названия реки.

Девочка - Река: У Даля следующее толкование слова «медведица»: кладовая для хранения меда.  Название реки происходит от слова "медведа" (из меда, медва), и упоминает о таком промысле как бортничество в лесах по берегам Медведицы.                                                                            
Существует еще одна красивая легенда о названии нашей реки. Давным-давно наша местность была покрыта вековыми соснами и другими деревьями. Птицам, зверям, рыбам жилось привольно, еще ни разу не ступала нога человека в этих дивных местах. Но вот появился охотник-человек. Он увидел берлогу медведицы и ее маленьких медвежат. Натянул лук охотник и убил медвежат, а медведица осталась одна в берлоге оплакивать свое материнское горе. Она так любила своих медвежат и так страдала, что не выдержала земля и заплакала вместе с ней. И на том месте, где была берлога медведицы, стали бить ключи. Как бы напоминая людям о том жестоком охотнике, о жестокости вообще. Ключи, бившие из берлоги медведицы, соединились с другими ключами, образовали реку, которую назвали люди Медведицей в честь матери – медведицы.                                                                                                                            Хотя и нет никакого сомнения, что в основе названия лежит слово «медведь», однако утверждать с полной уверенностью, что по берегам притока реки Дон жили медведи и именно поэтому притоку дано такое название, никак нельзя. Дело в том, что бурый медведь водится в лесной зоне, а
река Медведица своим нижним и средним течением находится в зоне степей, где леса в старые времена тянулись лишь в поймах рек и едва ли могли служить местом обитания медведя. Кроме того, «открытие» притока Дона реки Медведицы происходило не с севера, а с юга, со стороны Придонья, заселяемого казаками. Среди казаков были выходцы из тверских земель, омываемых левым притоком Волги - Медведицей. Там были леса. Может быть, казаки перенесли старое название на нашу реку?

-Как образуется речка? (из родника).                                                                                                                                   " С тобою рядом плещет речка                                                                                                                              И лес растет по берегам,                                                                                                                                  И припадаю я при встрече                                                                                                                              К твоим прозрачным родникам."  

                                                                                                                                                                                                           

Слайд 3.

-У каждого человека есть своя Родина, место, где он родился, как у реки - родник. Эти слова похожи. Родина  - родник. Место рождения реки называется исток.  ( Ставим кораблик на начало пути к истоку).

   Слайд 4 (карта).

            Берет начало река Медведица на западном склоне Приволжской возвышенности на высоте около 300 м у села Бариново Кара-Булакского района Саратовской области. Через 345 км входит в пределы Волгоградской области около села Гречихино Жирновского района. Общее направление реки юго-западное. Протяженность ее 745 км, в том числе по территории Волгоградской области - 380 км.

(карта)

Углубление, по которому течет река, – это русло.                                                                                               Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называют устье.

Слайд 5.

-Куда впадает река Медведица?                                                                                                              

Человек рождается, взрослеет, набирает силу – так и река пополняется притоками, становится полноводнее. На территории области Медведица принимает ряд притоков. Наиболее крупные из них - Терса, длиною 249 км, впадает справа. Из малых правобережных это речки: Черная (30 км), Тишанка (15 км), Княжная (23 км); левобережных - Карамыш (147 км, из них 38 км приходится на территорию Волгоградской области), Бол. Копенка (27 км), Перевозинка (30 км), Добринка (36 км), Бурлук (72 км), Березовая (50 км), Лычак (38 км), Безымянка (25 км), Арчеда (162 км).

    По Михайловскому району протекают:

Слайд 6.

  ( Дети наклеивают название притоков на свои схемы)                                                                      Люди все разные: одни тихие, спокойные, другие - подвижные, энергичные.  

Реки тоже разные: маленькие речушки, огромные реки, спокойные, шумные.                                                                                  

 

- Подберите подходящие слова к нашей реке. ( работа в группах)  

Реки бывают равнинные( спокойные, тихие), горные( шумные, бурлящие)                                                                                                                                

  – Может ли река быть домом? Кто живет в этом доме?

Слайд 7.

– Кто и где живет? (На берегу, в воде: рыбы, растения, насекомые.)

 З а г а д к а.

Может ты со мной знаком,

Я живу на дне речном,

Голова и две клешни:

Кто же я, подскажи– …(рак.)

Дети отгадывают загадку, и появляется картинка с изображением рака (или игрушка).  

Слайд 8.  

     Какие у рака клешни, каждый знает: стоит зазеваться, и рак так схватит тебя за палец, то заревёшь от боли. Этим оружием он яростно отбивается от врагов. Летом раков часто можно найти в реке - под камнями у берега. А где раки зимуют, тебе известно? На зиму они забираются глубоко в свои береговые норы или зарываются в ил. Едва ли найдутся охотники ловить раков в ледяной воде. А вот в старину, при крепостном праве, помещики в виде наказания заставляли провинившихся крестьян зимой доставать раков из-подо льда. Отсюда и пошла поговорка: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

(Рак приглашает детей спуститься на дно речное).   

-  Как это сделать? Ведь мы не можем дышать под водой, люди не приспособлены для жизни под водой, так как у человека нет жабр для дыхания. Люди дышат легкими, нет плавников и хвоста для передвижения                                                                                                 - Что можно придумать, чтобы спуститься на дно реки? (Предположения детей.)

 И г р а - и м и т а ц и я «Надень маску, акваланг и спустись под воду».

 Р а б о т а с м а к е т о м речного дна.                                                                                                                   О ф о р м л я е т с я заранее макет-схема речного дна: дети встречают на своем пути различных животных, рассматривают их, описывают:

Слайд 9. Речные рыбы.

В реке водятся карась, линь, щука и другая рыба.

Слайд 10.

Беззубка – это большая ракушка. Она неподвижно лежит на дне, скрывшись больше чем наполовину в иле. При этом створки ее раковины приоткрыты. И это неспроста. Так беззубка питается и дышит. Процеживая через свои жабры воду, ракушка извлекает из неё всякие питательные частички, а заодно и растворённый в воде воздух (точно так же, как и рыба). Но стоит только ракушке почуять опасность, как она с силой захлопывает свои створки. Такая осторожность не напрасна. У беззубки много врагов, желающих полакомиться её вкусным сочным мясом. Передвигается беззубка очень забавно. Сначала из открывшихся створок высовывается какой-то ярко-оранжевый вырост вроде языка и упирается в грунт. Затем медленно-медленно к «языку» подтягивается вся ракушка. Подтянувшись, беззубка замирает, вырост убирается. Потом опять высовывается и вновь упирается в дно, но уже чуть подальше от прежнего места. И снова к «языку»-выросту с трудом подтягивается вся ракушка.

Так «шагает» беззубка, оставляя за собой бороздку в илистом дне.

                                                                                                                                                                          Слайд 11. Вертячка, водолюб, водокрас.

На тихой воде пруда, озера или речной заводи, блестя на солнце лакированными спинками, быстро кружатся маленькие чёрные жучки. Кажется, кроме кружения, они забыли обо всём на свете. Ну-ка, попробуй их поймать! Только протянул руку - раз! - все жучки, как по команде, бросились врассыпную. Попробуй теперь поймать их снизу сачком. Подвёл сачок снизу, и ...раз! - в сачке одна вода. А жучков и след простыл. Можно попытаться ещё раз поймать этих жучков. Но лучше не стоит - бесполезно.    Ведь перед нами вертячка. У неё глаза так устроены, что она одновременно смотрит и вверх - в небо, и вниз -под воду. Это потому, что каждый глаз разделён на две половинки: верхнюю и нижнюю. Из двух глаз вышло как бы четыре.

Вертячки всё время кружатся, вертятся. Поэтому их так и назвали. Но кружатся вертячки не для забавы - они охотятся на разных мушек, маленьких рачков и личинок водяных насекомых.

На картинке ты можешь увидеть ещё одного жука - водолюба. Это самый большой из наших водяных жуков. Он плохой пловец, и потому чаще всего не плавает, а ползает по подводным растениям.

А вот волосатик - это червяк, притом совсем безвредный.

Водное растение водокрас - тоненькие зелёные лепёшечки - можно заметить в тихой заводи реки, озера, недалеко от берега. Растение это очень изящное и действи тельно украшает тихие воды, за что и получило своё название.

Растение похожее на ветку ели называют роголистник. Он растёт большими зарослями под водой. Вода возле роголистника всегда чистая, а он сам покрыт грязью. Объясняется это тем, что у роголистника нет корней и их «грязную» работу-  извле кать из воды питательные вещества – выполняют листья и стебель. Чем мутнее вода, тем больше в ней питательных веществ. Поэтому роголистник и  любит всякую муть, поэтому он и грязный такой. Зато вода около него очищается.

Слайд 12. Растения водоёма.

Слайд 13. Кубышка жёлтая.

Кубышка жёлтая украшает многие реки. Только не путайте её с кувшинкой, у которой цветы белые. Хотя кубышка встречается чаще, она нуждается в охране.    

    Слайд 14. Кувшинка.

Кувшинку называют водяной лилией. Распускаются в одно время с кубышками. И цветут так же долго – до конца лета. Но вот о чём я всё время думаю. Уж больно красива и нежна белая лилия! Уж больно таинственными, сказочными мне кажутся эти цветы!.. А останется ли такая сказка жить …

Слайд 15. Другие растения.

По берегам растут ковыль, чабрец, шалфей, пастушья сумка.

     Слайд 16. Водоплавающие.

Поймы реки являются излюбленным местом обитания водоплавающей и болотной птицы. Здесь преимущественно встречаются утки-кряквы и чирки, лысухи, разные виды куликов, водяные курочки, чайки, серые цапли.

http://www.my-article.net/data/files/tiny-mce/68/img/endokrin/054.jpg

Слайд 17. ЖИВОТНЫЙ МИР

Животный мир разнообразен. Он состоит из представителей степей, полупустынь и лесов. На территории обитают 68 видов млекопитающих, 17 видов пресмыкающихся, гнездится около 150 видов птиц и до 50 видов появляются во время перелета, всюду распространены насекомые, а водоемы заселены рыбами и земноводными обитателями.

Слайд 18. 

Особенно богата область грызунами (32 вида), они встречаются повсеместно. По балкам, в зарослях кустарников и на полях распространен заяц-русак. Питается главным образом травянистой растительностью, зимой объедает кору ив, боярышника, поедает сухую прошлогоднюю траву. Обгрызая кору, заяц иногда причиняет серьезные повреждения плодовым деревьям и полезащитным лесным насаждениям. Заяц-русак имеет промысловое значение.
http://bukanovskay.ucoz.ru/_pu/0/48053924.gif
Из хищных животных встречаются волки, лисицы, барсуки, хорьки и другие.

http://bukanovskay.ucoz.ru/_pu/0/33171493.gif

 Волки, лисицы живут главным образом по оврагам и балкам. Волк—самый крупный и опасный из наших хищников. Он наносит существенный урон животноводству. Из копытных животных обитают лоси, косули, кабаны.

http://bukanovskay.ucoz.ru/_pu/0/51861851.gif                                                                                                                                       Лось—самый крупный представитель оленей. Горбоносая голова самца увенчана массивными лопатообразными рогами. Лоси живут небольшими группами.       

http://bukanovskay.ucoz.ru/_pu/0/58086770.gif                                                                                                                      Распространены насекомоядные животные: еж и выхухоль. 

Слайд 19. Выхухоль.                                                                                                                                                      Выхухоль – живой памятник древней эпохи. Благодаря скрытному образу жизни, этот зверек дожил до нашего времени.

Слайд 20. Выдра, бобёр.


В 1965 г. на Хопер были завезены бобры из Белорусского заповедника. Бобр речной, – самый ценный пушной зверь нашей природы, – был полностью истреблен задолго до революции. После восстановления поселений бобра в  Хопёрском заповеднике,  бобры расселились и за его пределами. Они поселились по всей реке, включая притоки и озера.

Сохранившиеся участки степей обычно заселены землероями—суслик малый, суслик крапчатый, тушканчик, слепыш, хомяк, песчанка, полевка. Большинство грызунов приносит вред сельскому хозяйству.

Слайд 21. Пресмыкающиеся.

Из пресмыкающихся в наших степях распространены ящерицы, узорчатый полоз, а из ядовитых — степная гадюка.

Слайд 22. Земноводные.

Земноводными область небогата.

Слайд 23. Насекомые.                                                                                                                                         В нашей области много насекомых.

 Слайд 24. Пчёлы.                                                                                                                            Большинство из них, такие, как пчелы, муравьи, полезны для человека.                                                                 – В чём же их польза?

 Слайд 25.
Богата область птицами. Преобладают представители степей, полупустынь: жаворонки, дрофы, стрепеты, серые куропатки, перепела, воробьи, синицы, славки, ласточки и другие. Многие птицы, такие, как обыкновенная пустельга, луни, орлы степные, являются хищными и питаются грызунами.
     Пойменные леса, лесополосы и овраги, поросшие кустарниками и деревьями, дают приют лесным птицам—
иволгам, синицам, дятлам и другим.                                                                                            Водятся у нас глухари и тетерева — крупные и красивые лесные птицы. Их не так много в лесах Правобережья. Это оседлые птицы, на зиму они не улетают. Глухарь, крупная сильная птица, держится в сумрачных местах леса, около болотистых низин, а тетерев любит березовые рощи, где лакомится почками берез.                                         Очень красив лесной кулик — вальдшнеп, почитаемый охотниками за быстрый полет, пеструю окраску.

Из перелетных и кочующих птиц весной появляются жаворонок, скворец, зяблик, кукушка, соловей, ласточка. А на зиму с севера прилетают свиристели, снегири, чечетки.

В заволжских степях обитает еще черный жаворонок который является оседлой птицей и на зиму не улетает. Много также белокрылых жаворонков и крояшнепов.

 

Слайд 26. Каких птиц ты видел?  (Работают в группах)                                                                                             Птицы в большинстве своем полезны для человека, они истребляют вредных насекомых и грызунов, некоторые из них уничтожают семена сорных растений. Такие птицы, как серая куропатка, дикие утки, имеют промысловое значение. Подавляющее большинство птиц заслуживает всяческой охраны.

 Слайд 27. Хищные птицы.                                                                                                                                     Из пернатых хищников обитают черный коршун, ушастая сова, болотная сова и филин. Из хищных степных птиц, уничтожающих мышевидных грызунов и сусликов, можно назвать также степного луня, сокола-кобчика, степного орла, орла-беркута, пустельгу, полевого луня. Птиц этих нужно охранять от истребления.

- Почему в пойме реки так много растений и животных? ( Цепочки питания)

Ученики читают стихотворение Б.Заходера «Течет река».

Первый ученик: Течет река издалека. . .

Течет река ... Течет река. . .

Как хорошо, когда река  

И широка, и глубока!

Над ней - пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!  

Второй ученик:  Течет река ... Течет река...  

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне ...

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому, попробуй, передать!

Приятней плыть в живой волне

Ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

Третий ученик:  Но что такое? Караул!

Нет, нет, никто не утонул,

На мель садится пароход

Средь бела дня, какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал!

Да нет, далеко до буйка,

Тут глубока была река.

 

Четвертый ученик:  Была. Вот именно - была

Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем ...

Река становится ручьем!

Уже и лодки на мели ...

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк.

Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

- О чем это стихотворение?

- Почему в реке исчезла вода?

- Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?

- О чем напоминает каждому это стихотворение?

- Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее!

- Почему воду из реки нельзя пить?    

   Слайд 28.                                                                                                                                                  - Отчего загрязняется вода в реках?

- Чем опасно загрязнение воды?

- Как люди охраняют воду от загрязнения?

Итог.                                                                                                                                                 - Река, о чём бы ты попросила человека?

 Река- это часть природы.

-Как надо относиться к природе? 

- Что узнали на занятии?

- Что расскажете дома интересного про это занятие?

Слайд 29. Живи, Медведица! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Город, в котором мы живем"

Конспект урока окружающего мира 1 класс по образовательной системе "Школа 2100"...

конспект внеклассного занятия Тема: «День победы»

Тема: «День победы» Цель: Знакомство детей с историей страны, её героическим прошлым. Воспитание патриотизма и чувства гордости за героическое прошлое нашего народа....

Конспект внеклассного занятия тема: Чудеса в стране слов

Ученики познакомятся с понятиями «вежливые слова», на основе предыдущего жизненного опыта научатся различать слова приветствия, прощания, извинения, благодарности....

конспект внеклассного занятия Тема: «8 марта» 2 класс

конспект внеклассного занятия  Тема: «8 марта» 2 класс...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...