Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Природные зоны России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок построен в технологии системно-деятельностного метода, отвечает всем требованиям ФГОС НОО. Обучающиеся работают в группах с использованием нетбуков. Тип урока-обобщающий. На уроке обучающие учатся составлять таблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.68 КБ
Файл prir_zony_s_tabl.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

4В класс УМК «Перспектива»

Учитель: Костромина Г.Ф. МАОУ «СОШ №40»

Технологическая карта урока

Тема раздела

По родным просторам (18 часов)

Тема изучения

Природные зоны России (7 часов)

Тема урока

Природные зоны России

Тип урока

Обобщающий.

Цели урока

Обобщить знания учащихся о природных зонах России.

Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Учить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Задачи урока

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы;

- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природе;

— понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат»,  «растительный мир», «животный мир»,«Арктика»,«тундра»,  «лес»,«степь»,«пустыни»,«субтропики»,и использовать их в активном словаре;

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления сводной таблицы.

Регулятивные умения:

 выполнять задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выбирать правильный вариант выполнения задания;

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

 конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в группе;

 строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

 Рассказывать:

— о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— о причине чередования природных зон с севера на юг;

— о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России;

— о приспособленности растений и животных к условиям жизни в природной зоне;

 Сравнивать природные зоны России.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Разделы «О Родине, о подвигах, о славе», «Великие русские писатели».

Русский язык

Темы «Речевое общение», «Цель речевого общения», «Речевая культура», «Слово и его значение».

Технология

Разделы «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и информация».

Информационный материал:

учебник «Окружающий мир» под ред. А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, часть 1, рабочая тетрадь «Окружающий мир» под ред. А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, часть 1.

Демонстрационный материал:

карта природных зон России

Интерактивный материал:

 презентация Microsoft Power Point по теме изучения.

   Оборудование: нетбуки(6 штук), компьютер учителя.

фронтальная

групповая  

Этапы урока. Цели деятельности

Деятельность учителя.

Деятельность учеников

I этап. Самоопределение к деятельности.

1.Актуализация знаний

2.Мотивация

 Мотивировать к изучению темы.

 Стимулировать интерес к составлению сводной таблицы

-Как называется раздел, с которым мы работали на протяжении нескольких уроков?( Слайд 1)

-По какому плану мы работали с каждой природной зоной?

Слайд 2

-Для чего нам нужен план текста?

-Расскажите по этому плану о, например, климате всех природных зон.

-Почему не можете?

Природные зоны России

1Расположение

2Климат

3Растительный мир и его особенности

4Животный мир и его особенности

5Занятия населения

Чтобы составить рассказ о природной зоне.

-Не можем!

-Это план для 1 природной зоны, а нам нужно рассказать о климате всех.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

3. Выход из затруднительной ситуации. 

4.Построение проекта выхода из затруднения. Составление таблицы

Цели:

 Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

 Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

 Учить:

— рассказывать о природных зонах России

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

-Как сделать так, чтобы было возможно это сделать?

-Итак, какая тема нашего урока?(Слайд 3)

-Цель нашего урока?

-Какие умения нам понадобятся, чтобы заполнить таблицу?

Вывод: Вам понадобятся умение учиться, которое вам пригодится в течении всей жизни.

-С чего начнём составление таблицы, исходя из того, что мы будем обобщать знания?

-Как озаглавим таблицу? Слайд 4

-Из чего состоит таблица?

-Как озаглавим столбцы? Сколько их должно быть?

Запись заголовков строк

-Как озаглавим строки таблицы?

-Сколько их должно быть?

-Как будем заполнять  ячейки?(писать предложения, словосочетания, ключевые слова)

Учащиеся предлагают варианты:

-Попробовать занести все сведения в таблицу.

-Природные зоны России.

-Обобщить знания о природных зонах.

-Умение работать с текстом, добывать информацию, работать с ключевыми словами, в программе Word с таблицей, уметь форматировать таблицу, печатать текст грамотно…

-С заглавия.

-Природные зоны России.

  -из строк и столбцов

  Характеристика зон, 6 столбцов(5 по пунктам плана
(параметры характеристики) и ещё одна для названия строк)

-Названия природных зон

 6 – по количеству зон

ключевые слова.

Варианты заданий

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

5. Реализация построения проекта.Заполнение таблицы. Работа в группе

Цели:

  Стимулировать интерес к составлению таблицы

 Научить:

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— использовать приобретённые знания для составления текста;

— представлять результат свой деятельности.

5. Анализ таблицы. Составление текста по таблице.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

 выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

 выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

 самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Эвристический вариант; способ деятельности- групповой; самоорганизация: планирование(работа групп по готовому плану), выполнение задания, представление результатов деятельности.

 -Начинайте заполнять всю таблицу.

 -Предлагайте, как сделать быстрее работу?

Ваш номер группы соответствует номеру природной зоны в таблице по порядку.

-План работы группы:

1. Найти нужный текст в  учебнике.  

2. Заполнить ячейки таблицы на контрольном листе.

4.Создать новый документ Word в нетбуке, вставить таблицу, отформатировать её, заполнить с контрольного листа, сохранить документ, перенести его на электронный носитель.

5. Занести данные в общую таблицу(в компьютер с электронного носителя.)

-Расскажите о природной зоне по таблице.

-Составьте рассказ о расположении всех природных зон по столбику в таблице (о климате природных зон). 

Ключевые слова для рассказа на экране( протянулись с , самая…, причина смены ПЗ).

Коррекция рассказа другими группами и учителем

Планируемый результат Личностные умения:

— проявлять интерес к заполнению строк таблицы.

Познавательные умения:

 использовать приобретённые знания для заполнения таблицы.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

— заполнять таблицу, используя материал текста учебника

-таблица большая, проще и быстрее будет распределить работу.

   - работая в группе, каждая группа по 1 природной зоне.

Учащиеся работают по плану.

Представление группами результатов работы.

- Рассказывает представитель группы, пользуясь картой природных зон.

IV этап. Рефлексивная деятельность

 Диагностика качества освоения темы 

 Установить степень освоения темы, а именно умения:

— определять природную зону по её описанию;

 Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Контрольные задания

1. Определите природную зону по описанию и напишите её название:

1) Жёлтое и голубое. Всюду сугробы золотого песка — барханы. Страна солнечного огня. (Пустыня.)

2) Далеко тянутся ледяные поля. Во всей суровости и красоте открывается страна звонких льдов. (Арктическая пустыня.)

3) Равнина серая и сырая. Мох, кочки, лужи. Вдали виднеется лес — высотой по колено. Олени ходят лениво, рога ветвятся, как сказочный костяной лес. (Тундра.)

4) Ветру здесь очень привольно. Он как беркут — мчит на распахнутых крыльях, насвистывая привольно и лихо. Зелёное море весной становится  белым морем летом. Царство трав. (Степь.)

5)Устремились ввысь мохнатые ели, кедры щедро отдают своё богатство людям, в дуплах корабельных сосен селятся белки. До прихода сюда человека хозяином  считался медведь. (Тайга)

Самооценка

2.Подчеркните слова в предложении, которые считаете нужными:

Я (очень, не очень) доволен (довольна) тем, что смог(смогла) выполнить правильно учебное задание (самостоятельно, при небольшой помощи участника группы).

Результат деятельности 

Личностные умения:

 проявлять понимание своей успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

— оценивать результат собственной деятельности.

— выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

 определять природную зону по её описанию;

Домашнее задание.

Составить и записать рассказ о растительном мире природных зон(девочки) и о животном мире природных зон(мальчики), пользуясь сводной таблицей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природные зоны России Урок Окружающего мира 4В класс Учитель: Костромина Г.Ф.

Слайд 2

План Расположение Климат Растительный мир Животный мир Занятия населения

Слайд 3

Тема : Природные зоны России Цель: Обобщить Задачи: - работать с текстом; -находить информацию; -использовать ключевые слова; -…

Слайд 4

Природные зоны России На островах Северного Ледовитого океана Царство снега и льда На камнях встречаются лишайники, похожие на накипь Живой мир Арктических пустынь скуден. У белого медведя есть под кожный жир Изучают природу севера Южнее зоны Арктических пустынь Менее Суровый Чем в зоне Арктических пустынь Царство трав (богаче) различные птицы оленеводство Южнее тундры и занимают больше половины территории России Достаточно тепла влаги Гораздо богаче чем в тундре-липа вяз Гораздо богаче чем в тундре-лось,рысь Обработка древесины Заготовка древисины Южнее лесных зон . Много тепла,но недостаточно влаги. Там растут тюльпаны, ирисы, ковыль, типчак. Серая куропатка, шмель, хомяк, орёл, дрофа. Пахание земли . Пустыня расположена Южнее зоны степей Днём до+70 Воздух тени Выше +40 Скудный место листов Колючки Корни проникают на 20 метров в глубину Разнообразен Песчаного цвета: тушканчик, Песчанка, уш.ёж Выращивают Хлопок так же государство Поддерживает туризм Черноморское побережье Кавказа Умеренно жаркое лето теплая зима Пышная растительность Очень интересен, много насекомых Строят дома отдыха, пансионаты, санатории характеристика название зоны расположение климат растительный мир животный мир занятие населения Арктические пустыни Тундра Леса Степи Пустыни Субтропики

Слайд 5

Карта природных зон

Слайд 6

Ключевые слова

Слайд 7

Проверь себя 1) Жёлтое и голубое . Всюду сугробы золотого песка — барханы. Страна солнечного огня. 2) Далеко тянутся ледяные поля. Во всей суровости и красоте открывается страна звонких льдов. 3) Равнина серая и сырая. Мох, кочки, лужи. Вдали виднеется лес — высотой по колено. Олени ходят лениво, рога ветвятся, как сказочный костяной лес. 4) Ветру здесь очень привольно. Он как беркут — мчит на распахнутых крыльях, насвистывая привольно и лихо. Зелёное море весной становится белым морем летом. Царство трав. 5)Устремились ввысь мохнатые ели, кедры щедро отдают своё богатство людям, в дуплах корабельных сосен селятся белки. До прихода сюда человека хозяином считался медведь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 кл «Природные зоны России» (урок-викторина)

Урок  - обобщение по  разделу "Природные зоны России"...

урок окружающего мира 1 класс по программе "Школа России"

Дети знакомятся с цветами радуги, ее возникновением на небе, разучивают запоминалки про цвета радуги....

урок окружающего мира 1 класс по программе "Школа России"

ТЕМА: «Где зимуют птицы»ЦЕЛЬ: расширить знания о птицах, зимующий в наших краях, и перелетных; воспитывать заботливое отношение к птицам....

Урок окружающего мира, 4 класс. Тема "Природные зоны России"

Урок обощения по теме "Природные зоны России". Материал составлен на основе учебника "Окружающий мир" (Плешаков) для 4 класса, сопровождается презентацией. Включены задания на межпредметные связи и за...

Урок окружающего мира 2 класс "Красная книга" Школа России

Расказывается об истории создания Красной книги, о животных занесённых в Красную книгу и мерах по их охране.Применён краеведческий материал о Курской области....

Урок окружающего мира 4 класс. Тема "Светлая душа России".

План-конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса. Программа "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Тема: «Природные зоны России»

Планируемые результаты:Предметные: осуществлять анализ карты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение карт; объяснять, почему происходит смена природных з...