КТП окружающий мир . 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
КТП окружающий мир . По программе "Перспективная начальная школа" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okr_mir.doc | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутое календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ п/п, кол-во часов | Дата, кор-ка | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности / Элементы содержания | Планируемые результаты | |||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||
Источники информации об окружающем нас мире, или «Где и как найти ответы на вопросы» (6 часов) Планируемые результаты освоения раздела (темы): Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие Нравственно-этические нормы. Знать географические и биологические объекты родного края. | ||||||||||||||||||
1/1 | Знакомство с новым учебником. Мир живой и неживой природы. | Изучение нового материала. | Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу. | Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь: - выделять отличительные признаки живой природы; - распределять объекты в группы по общим признакам. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
2/1 | Мир живой и неживой природы. Советы старших. | Экскурсия. | Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу. | Уметь: - находить взаимосвязи живой и неживой природы; - узнавать растения и животных своей местности. Уметь: - различать объекты неживой и живой природы; - работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой; - искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы. | Выделять и формулировать познавательную цель. Выделять и формулировать познавательную цель. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала и ситуации. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
3/1 | К. Сезонные изменения в природе. Экскурсия по теме «Сезонные явления природы». ИОТ-025-04 | Экскурсия. | Наблюдения явлений природы по сезонам года. | Уметь: - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; - работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
4/1 | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. | Комбинированный урок. | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений. | Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника. Уметь: - работать с книгой как с источником информации; - ориентироваться в словарях, словарных статьях; - находить ответы на свои вопросы с помощью словаря. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
5/1 | Опыт и наблюдение. | Комбинированный урок. Нестандартная форма проведения (урок-исследование) | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений. | Знать: - понятия «опыт», «наблюдение»; - различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану. | Знать географические и биологические объекты родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
6/1 | Входная контрольная работа. | Контроль знаний. | Фактический материал за первый класс. | Уметь выполнять самостоятельно контрольные задания. | Знать материал первого класса. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
Планеты и звёзды (5 часов) Планируемые результаты освоения раздела (темы): Самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. Знать лунные фазы, компас, стороны горизонта. | ||||||||||||||||||
7/1 | Земля. Модель Земли. | Изучение нового материала. | Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы. | Знать: - название нашей планеты; - форму Земли; - глобус – модель Земли; - ось Земли – воображаемая линия. Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор. | Знать: Луна – спутник Земли; лунные фазы. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
8/1 | Почему на Земле день сменяется ночью? | Комбинированный урок. | Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли. | Знать: - особенности движения Земли вокруг своей оси; - что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси. Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси. | Работать с компасом. Знать стороны горизонта. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала и ситуации. | ||||||||||||
9/1 | Звезды и созвездия. | Комбинированный урок. Нестандартная форма проведения (урок-путешествие) | Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы. | Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда. Уметь: - характеризовать звезды и планеты; - находить на небе известные небесные тела. | Уметь ориентироваться по звездам. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
10/1 | Планеты. | Комбинированный урок. Нестандартная форма проведения (урок-путешествие) | Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы. | Иметь представление о планетах Солнечной системы. Знать: - как отличить планеты от звезд; - как можно отыскать планету на звездном небе. | Знать спутники планет. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
11/1 | Движение Земли вокруг Солнца. Проверочная работа. | Обобщение. | Годовое движение Земли. Високосный год. | Знать: - особенности движения Земли вокруг Солнца; - что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца. Уметь: - объяснять причину смены времен года; - демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца. | Работать с теллурием. Солнце – небесное тело. Погода, климат. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
Живая природа Земли (39 часов) Планируемые результаты освоения раздела (темы): Самостоятельно или с помощью учителя определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Самостоятельно или с помощью учителя определять основную и второстепенную информацию. Определять лечебные и ядовитые растения. Знать Красную книгу родного края и историю культурных растений. Выяснить значение грибов в природе и жизни человека. Выявлять признаки животных разных групп. Знать животных из Красной книги. | ||||||||||||||||||
Неживая и живая природа Земли (2 часа) | ||||||||||||||||||
12/1 | Как связаны живая и неживая природа? | Комбинированный урок. | Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь: - сравнивать предметы живой и неживой природы; - планировать и проводить несложные опыты. | Знать явления природы, ветер. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
13/1 | Условия жизни на планете Земля. Проверочная работа. | Обобщение. | Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. | Знать определение понятия «атмосфера», условия, необходимые для жизни на Земле. Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются. | Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
Свойства воздуха и воды (4 часа) | ||||||||||||||||||
14/1 | Свойства воздуха. | Урок-проект. Нестандартная форма проведения (урок-исследование) | Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества. | Знать: - основные, легко определяемые свойства воздуха; - значение воздуха в природе. Уметь: - проводить простейшие опыты; - фиксировать результаты и их анализ. | Знать окисление. Медленное окисление. Дыхание. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
15/1 | Кому и для чего нужна вода? | Комбинированный урок. | Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное. | Знать: - основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве; - значение воды в природе; - ТБ и соблюдать правила поведения у воды. Уметь: - проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений; - сравнивать свойства воды и воздуха. | Знать электрические станции (ТЭЦ, ГЭС, АЭС). | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
16/1 | Вода и ее свойства. | Комбинированный урок. Нестандартная форма проведения (урок-исследование) | Круговорот воды в природе. Три состояния воды. | Знать: - основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве. | Знать теплопроводность воды. Вода – хороший растворитель. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
17/1 | Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды». Проверочная работа. | Обобщение знаний. | Свойства воздуха и воды. | Уметь: - выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; - работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
Солнце, воздух и… растения (4 часа) | ||||||||||||||||||
18/1 | Условия, необходимые для развития растений. | Изучение нового материала. | Теневыносливые, светолюбивые растения. | Знать условия, необходимые для развития растений. Уметь: - анализировать опыты; - формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде. | Уметь проращивать семена овощных и цветковых растений. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
19/1 | Корень, стебель и лист. Проверочная работа. | Комбинированный урок. | Значение корня, стебля и листьев в жизни растений. | Уметь: - различать части рас-тений; - из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения. | Исследовать видоизменения частей растений и их функции. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
20/1 | Питание растений. | Комбинированный урок. | Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание. | Уметь использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений. | Исследовать углеводы (сахар и крахмал). | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
21/1 | Контрольная работа за 1 триместр. | Контроль знаний. | Разнообразие растений. | Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности. Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений. | Определять основную и второстепенную информацию. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
Разнообразие растений (4 часа) | ||||||||||||||||||
22/1 | Цветковые и хвойные растения. | Изучение нового материала. | Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения. | Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водо-росли). | Знать хвойные и лиственные растения степи. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
23/1 | Папоротники, мхи и водоросли. | Комбинированный урок. | Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания. | Уметь: - группировать растения по их признакам и свойствам; - работать с научной литературой; - оформлять свои наблюдения. | Исследовать лечебные и ядовитые растения. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
24/1 | Красная книга России. Правила поведения на природе. | Комбинированный урок. Нестандартная форма проведения (урок-игра) | Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу. | Знать: - названия растений Красной книги (не менее 2-3); - правила поведения в природе. Уметь: - кратко характеризовать средства сохранения природы; - выполнять простейшие инструкции; - называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3). | Знать Красную книгу родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
25/1 | Обобщение по теме «Разнообразие растений». Проверочная работа. | Обобщение знаний. | Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края. | Уметь: - группировать растения по их признакам и свойствам; - работать с научной литературой; - оформлять свои наблюдения. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов) | ||||||||||||||||||
26/1 | Группы культурных растений. | Урок-проект. | Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.). | Знать: - чем отличаются дикорастущие растения от культурных; - группы культурных растений. Уметь: - выделять характерные признаки культурных растений, отличающие их от дикорастущих; - приводить свои примеры культурных растений каждой группы. | Знать историю культурных растений. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
27/1 | Выращивание культурных растений. | Комбинированный урок. | Расселение семян растений. Выращивание культурных растений. | Знать: - чем отличаются дикорастущие растения от культурных; - группы культурных растений. Уметь: - выделять характерные признаки культурных растений, отличающие их от дикорастущих; - приводить свои примеры культурных растений каждой группы. | Исследовать культурные растения родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
28/1 | Сроки посадки огородных растений. | Комбинированный урок. | Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений. Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | Знать: - основные растения огорода; - части растений – листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена. Уметь: - ухаживать за огородными растениями; - правильно подбирать рассаду или семена. | Знать озимые и яровые культуры. Зимостойкие и теплолюбивые растения. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
29/1 | Урожай зерновых. | Комбинированный урок. | Значение зерновых культур в жизни человека. | Знать: - названия (изображения) зерновых растений; - важность зерновых культур в жизни человека. | Определять виды с/х работы на полях страны. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
30/1 | Растения сада. | Комбинированный урок. Нестандартная форма проведения (урок-путешествие) | Садовые растения. Труд людей в саду. | Знать основные растения сада. Уметь: - находить и определять садовые растения; - ухаживать за растениями. | Знать с/х машины и оборудование для работы в саду. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
31/1 | Сроки жизни растений | Комбинированный урок. | Сроки жизни растений; расселение растений на новые места. Сколько живут растения? | Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. Уметь: - определять возраст растений; - составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений; - характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений. | Знать памятники природы (дубы, сосны и т. д.). | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
32/1 | Размножение растений своими частями. | Комбинированный урок. | Вегетативное размножение растений. | Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод». Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений. | Исследовать размножение водорослей и грибов. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
33/1 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений». Проверочная работа. | Обобщение знаний. Викторина. | Культурные растения. Продолжительность жизни растений. | Знать: - дикорастущие и культурные растения своей местности; - сельскохозяйственные растения своей местности. Уметь: - раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; - называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3). | Выделять и формулировать познавательную цель. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
Грибы (3 часа) | ||||||||||||||||||
34/1 | Грибы. | Урок-проект. Нестандартная форма проведения (урок-исследование) | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | Знать: - свойства и признаки грибов; - взаимосвязь живой и неживой природы; - чем питаются грибы. | Знать значение грибов в природе и жизни человека. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
35/1 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. | Комбинированный урок. | Съедобные и ядовитые грибы. | Знать: - отличительные признаки съедобных грибов; - съедобные грибы, растущие в родном крае; - несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов. | Определять пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
36/1 | Как правильно собирать грибы? Грибы. Проверочная работа. | Обобщение. | Правила сбора грибов. | Знать правила сбора грибов. Уметь приводить примеры грибов своей местности. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
Животные (9 часов) | ||||||||||||||||||
37/1 | Административная контрольная работа. | Контроль знаний. | Фактический материал. | Уметь: самостоятельно выполнять предложенные задания. | Знать фактический материал. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
38/1 | Разнообразие животных. | Урок-проект. | Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные. | Знать группы животных и их признаки. Уметь: - приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы; - раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных. | Знать отличительные признаки животных разных групп. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
39/1 | Насекомые. | Комбинированный урок. | Растительноядные, хищные и всеядные насекомые. | Знать: - отличительные признаки насекомых и деление их на группы; - названия насекомых родного края. | Знать редких насекомых нашей страны. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
40/1 | Рыбы. | Комбинированный урок. | Приспособления рыб для жизни в воде. | Знать: - отличительные признаки рыб; - приспособления рыб к жизни в воде; - группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные). | Знать двоякодышащих и кистеперых рыб. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
41/1 | Земноводные. | Комбинированный урок. | Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки. | Уметь: - высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма; - называть земноводных родного края. | Исследовать размножение и развитие амфибии. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
42/1 | Пресмыкающиеся. | Комбинированный урок. | Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями. | Знать: - черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей; - сходства и различия пресмыкающихся и земноводных; - опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними. | Знать отличительные признаки гадюки и ужа. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
43/1 | Птицы. | Комбинированный урок. | Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам. | Знать: - отличительные признаки птиц; - группы птиц по признаку питания – зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Уметь определять птиц среди других животных. | Знать птиц из Красной книги. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
44/1 | Звери. | Комбинированный урок. | Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих. | Знать: - значение понятий «звери», «млекопитающие»; - млекопитающих родного края. Уметь: - определять млекопитающих среди других животных; - описывать млекопитающих (по выбору). | Исследовать ехидну и утконоса. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
45/1 | Как животные защищаются. Проверочная работа. | Обобщение. | Различные группы животных. | Знать: - группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); - способы защиты животных от врагов. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
Человек и животные (5 часов) | ||||||||||||||||||
46/1 | Домашние животные. | Урок-проект. Нестандартная форма проведения (урок-викторина) | Домашние животные. | Знать: - признаки домашних животных; - об особенностях диких и домашних животных. Уметь раскрывать особенности домашних животных. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
47/1 | Живой уголок. | Комбинированный урок. | Обитатели живого уголка. | Уметь ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность). | Знать рассказы-загадки о животных. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
48/1 | Экскурсия по теме «Жизнь животных на станции юннатов». ИОТ-025-04 | Экскурсия. | Знакомство с жизнью животных на станции юннатов. | Знать правила поведения и обращения с животными. Уметь: - наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов; - обобщать результаты наблюдений по экскурсии. | Ухаживать за животными. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
49/1 | Значение диких животных. | Комбинированный урок. | Расширить знания о диких животных. | Знать диких животных родного края. Уметь определять значение диких животных в жизни человека. | Знать животных, приносящих ущерб человеку. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
50/1 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил. | Комбинированный урок. | Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека. | Знать: - правила поведения в природе; - правила обращения с дикими и домашними животными; - животных, занесенных в Красную книгу России, родного края. | Исследовать заказники; заповедники родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
Человек разумный – часть природы (10 часов) Планируемые результаты освоения раздела (темы): Самостоятельно или с помощью учителя планировать учебное сотрудничество со сверстниками. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать органы чувств человека, калорийность пищи. Знать службы спасения: МЧС, полиция, скорая помощь | ||||||||||||||||||
51/1 | Про тебя. | Изучение нового материала. | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека. | Знать: - о значении природы для здоровья и жизни человека; - об отдельных видах труда, связанных с природой; - о значении данного труда; - сходство и различие людей друг от друга. | Исследовать органы чувств человека, их значение. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
52/1 | Различные профессии человека. | Комбинированный урок. | Человек – существо социальное, член общества. Что умеет человек? | Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений. | Знать различные профессии человека. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
53/1 | Расти здоровым. | Комбинированный урок. | Условия, необходимые для жизни на Земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Знать: - понятие «здоровье»; - причины простудных заболеваний и меры их предупреждения; - компоненты, от которых зависит здоровье человека; - какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему. | Исследовать причины простудных заболеваний и меры их предупреждения. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
54/1 | Питание и здоровье. | Комбинированный урок. Нестандартная форма проведения (урок-проект) | Режим питания. | Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища». Уметь работать с дополнительными источниками знаний. | Составлять калорийность пищи, меню. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
55/1 | Режим дня школьника. | Комбинированный урок. | Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека. От кого зависит твой режим дня? | Знать условия хорошего самочувствия. Уметь: - соблюдать режим дня; - составлять режим своего рабочего и выходного дня. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала, опираясь на нравственные нормы. | ||||||||||||
56/1 | Чистота – залог здоровья. | Урок-проект. | Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы. | Знать: - значение понятия «микробы»; - где человека подстерегают микробы; - основные правила личной гигиены. Уметь: - выполнять правила личной гигиены; - рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами; - оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах. | Исследовать микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм человека. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
57/1 | Берегись простуды! | Комбинированный урок. Нестандартная форма проведения (урок-игра) | Охрана и укрепление здоровья. | Знать: - значение понятия «микробы»; - где человека подстерегают микробы; - основные правила личной гигиены. Уметь: - выполнять правила личной гигиены; - рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами. | Уметь оказывать первую помощь при простудных заболеваниях. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
58/1 | Безопасность на улице. | Комбинированный урок. | Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми. | Знать: - знаки дорожного движения, сигналы регулировщика и светофора; - правила поведения в природе; - что такое опасная ситуация. Уметь: - составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях. | Составлять схему пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
59/1 | Безопасность дома. | Комбинированный урок. | Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами. | Знать правила безопасного поведения дома. Уметь: - вызвать помощь; - вести себя в нестандартных ситуациях. | Знать службы спасения: МЧС, милиция, скорая помощь. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
60/1 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы». Проверочная работа. | Обобщение знаний. | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека. | Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура). | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
В родном краю (8 часов) Планируемые результаты освоения раздела (темы): Демонстрировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать народные промыслы России, особенности труда людей родного края. | ||||||||||||||||||
61/1 | Имя города, села, поселка. | Комбинированный урок. | Россия – наша Родина. | Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации. | Исследовать народные промыслы России, особенности труда людей родного края. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | ||||||||||||
62/1 | Промежуточная аттестация. | Контроль знаний. | Фактический материал, пройденный за год. | Знать материал 2 класса. | Уметь применять полученные знания при выполнении самостоятельных работ. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
63/1 | История Московского Кремля. | Комбинированный урок. Нестандартная форма проведения (урок-путешествие) | Москва – столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля. | Рассказывать о возникновении Москвы, называть достопримечательности Московского Кремля. Уметь: - описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война); - самостоятельно работать с книгой. | Знать достопримечательности Москвы. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
64/1 | Экскурсия по теме «Предприятия, обслуживающие жителей города» ИОТ-025-04 | Экскурсия. | Предприятия, обслуживающие жителей города. | Уметь: - работать с оглавлением и справочниками учебника; - анализировать полученную информацию; - соблюдать правила во время экскурсии в город. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
65/1 | Семья и родословная. | Комбинированный урок. | Младший школьник и семья. Правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. | Знать: - фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение; - основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших); - способы обмена информацией. Уметь пользоваться средствами связи. | Собирать информацию о своей родословной. Труд, отдых в семье. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
66/1 | День Победы. | Комбинированный урок. Нестандартная форма проведения (урок-линейка) | Государственные праздники. История Отечества во время Великой Отечественной войны. | Знать: - названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества); - название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села); - государственную символику России. Уметь приводить примеры основных государственных праздников. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||
67/1 | Обобщение по теме «В родном краю». Проверочная работа. | Обобщение знаний. | Россия – наша Родина. | Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||||
68/1 | День Конституции. | Комбинированный урок. | Государственные праздники. | Знать: - названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества); | Изучать Конституцию – основной Закон России. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Материально-техническое обеспечение программы
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи. В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы («Строение растения», «Организм человека», «Стадии развития животных» и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы:
– аквариум;
– клетка для птиц;
– предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу:
– фотографии, открытки растений, животных, минералов и др.;
– лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора;
– фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
– демонстрационный экземпляр микроскопа;
– демонстрационный экземпляр глобуса;
– комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
– комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
– демонстрационный экземпляр флюгера;
– демонстрационный экземпляр барометра;
– демонстрационный экземпляр бинокля;
– демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций:
– посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.);
– измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты;
– песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...