"Зима" обобщение.
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Гавришева Ольга Николаевна

Обобщающий урок окружающего мира по теме "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_zima.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Цель – систематизировать знания детей по теме «Зима».

Задачи:

Формировать систему знаний о предметах и явлениях природы, о взаимоотношениях между ними.

Подвести итоги изучения темы «Зима»

Сделать вывод об изменениях в живой и неживой природе зимой.

Воспитывать у детей любовь к природе.

Формировать систему знаний об укреплении и охране здоровья.

Расширять словарный запас учащихся.

Развивать внимание, речь, наблюдательность детей, их фантазию и любознательность.

Осуществлять взаимосвязь предметов: окр. мира, чтения и др.

  – Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это. –

Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме.

 Вспомним признаки зимы, как времени года;

 Выявим взаимосвязи в природе зимой;  

Определим своё отношение к зиме;  

Научимся работать в группах - слушать и задавать вопросы.

-Сегодня наш класс - это телевизионный канал «Зимушка – зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы:

«Прогноз погоды»,

«Клуб путешественников»,

«Диалоги о животных»,

 «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме.

 Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы.  

I. Программа «Прогноз погоды».

Вы ведете наблюдения за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят зимой  в неживой природе и в жизни растений.

 В студию поступили вопросы.

О каком месяце говорят?  

Назовите –ка, ребятки , месяц в этой вот загадке:

 Дни его всех дней короче.

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц тот пройдет, мы встречаем Новый год.   (декабрь)  

Щиплет уши. Щиплет нос. Лезет в валенки мороз.

 Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это?  (Январь)

 Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега,-

И бураны и метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

 День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?  (Февраль)

1  незначительное потепление в течение небольшого времени. Оттепель –

2–   низовая метель, стелется по земле. Поземка

3–   разводы замерзшей воды на окнах,. Узор

4–   покрытие дорог льдом. Гололед

5   Если снег на крышах тает,
 То сестрицы вырастают.
 Эти зимние сестрёнки
 Холодны, прозрачны, звонки,
  А растут макушкой вниз.
 Ты под них не становись!

 6–   твердое состояние воды. Лед

7   сильнейший ветер со снегопадом. Буран –

8 – Пушистый ковер не руками ткан, не шелками шит, при солнце, при месяце серебром горит. Снег

9   Он не снег, но тоже белый,
       А в тени немного синий.
    Что же это, в чем тут дело!?
       на деревьях виден …          …иней.

10– сильный ветер со снегом, снег поднимается с земли.  Метель

http://festival.1september.ru/articles/619766/img1.gif

Программа «Клуб путешественников».

1. - Вы – путешественники.

Расскажите нам самое интересное о зиме.

Рассказать стихотворение, колядку или рождественскую  песенку.

III.  Программа   “Диалоги о животных»

 А сейчас вы – натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача программы – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время года.

ГОСТИ НА КОРМУШКЕ.

Положила я в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесила небольшие кусочки сала и стала наблюдать. Сначала шумной стайкой прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшена. 
Кто это? (Воробьи).За ними прилетели птички с желтыми грудками и черными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шнурке, на котором висели кусочки сала.
Кто это? (Синицы).Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней подлетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и голова были у них черно-синими, а на крыльях – белые полоски. После их посещения, ягод на ветке не осталось.
Кто это? (Снегири).После всех к корму подлетели две крупные, почти черные птицы, которые своими крупными любопытными глазками оглядели все вокруг, увидели на снегу рассыпанные крошки, подобрали их и с криком улетели на крышу соседнего дома. Кто это? Вороны.

Как, одним словом, называются эти птицы? (Зимующие).

 «ПИСЬМА ИЗ ЛЕСА»

ПИСЬМО №1.

Холодной зимой по снегу бегать неудобно, а вот с горки хорошо, можно даже кувырком. Только и успевай быстро бегать то от лисы, то от волка. Хорошо еще шубка спасает. А из леса уходить нельзя, ведь я питаюсь корой деревьев. (Заяц).

ПИСЬМО №2.

Нет в лесу ни орехов, ни желудей, ни грибов. Зима ведь. Но я запасала их летом, а теперь отыскиваю запасы. А гнездышко у меня построено из веточек, мха прямо на дереве или в дупле. У меня гнездышки в разных местах. (Белка).

ПИСЬМО №3.

А вот я ничего не запасала. Приходится бегать по лесу, по полю снег обнюхивать. У меня очень острый нюх, зрение и слух. Больше всего я радуюсь, когда найду мышку. Но чтобы наесться, нужно поймать целых 20 мышей. Трудновато. (Лиса).

ПИСЬМО №4.

Ночью я прячусь в укрытие – это прямо яма в лесу. Из убежища у меня видна только голова и спина. Но мне не холодно, ведь у меня густая шерсть. А вот днем бродить по снегу трудно – ноги проваливаются. (Лось).

ПИСЬМО №5.

Я приготовил  себе тёплое  зимнее  жилище и ложусь  спать до самой весны. Я вас не трогаю , и вы мне дайте отдохнуть спокойно.  (Медведь ).

 

 IV. Программа «Здоровье».

 - Как надо заботиться о своем здоровье зимой?

Памятка: как сохранить здоровье.

Поступил вопрос. Расскажите, почему зимой надо одеваться теплее.

  1. Помогите подобрать зимнюю одежду для ребят.

 

Вставь пропущенные слова в рассказ:

Пришла ________________. Зимой температура ____________________, так как солнце не поднимается ____________________, дни ___________________, ночи _________________, небо __________________, осадки в виде ____________________, водоемы и почва ______________________. Все эти изменения в жизни неживой природы изменили жизнь растений.  Лиственные деревья без ____________________________, хвойные стоят _________________________, под снегом зимуют многолетние ____________________________. Но жизнь в лесу продолжается. Видны на снегу ______________________ животных и птиц.  Зимой заяц и лось обгрызают __________________________________. Пробегает по лесу в поисках пищи , принюхивается ________________________. Она старается учуять под снегом _________________________. А вот и кабаны. Раскопали снег, разрыли землю – ищут __________________________. Медведь зимой спит в ___________________________. За лето и осень он накопил много ____________________. Зима ему не страшна. На дереве непрерывно стучит клювом _______________________. Внизу разбросаны растрёпанные еловые ____________________________.

 Изменился и труд _________________________ зимой. В сёлах готовятся к весеннему севу, ухаживают за ___________________________________________________, в городе   ____________________ снег на улицах. А нам, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье, необходимо ____________________________________.

Что за тройка пролетела:
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
(Зима)