Урок окружающего мира по теме «Твердые вещества, жидкости, газы».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Чуфенева Анастасия Юрьевна

Урок окружающего мира в 3 классе в рамках УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Открытый урок окружающего мира

3 класс

 программа: «Перспективная начальная школа»

учитель: Чуфенёва Анастасия Юрьевна

Тема урока: «Твердые вещества, жидкости, газы».

Цель урока: исследование свойств и строения веществ в твердом, жидком, газообразном состоянии.

Задачи урока:

- Обучающая – создать условия для включения обучающихся в последовательное исследование трех состояний физических тел, выявление и сравнение их свойств.

- Развивающая – способствовать развитию у обучающихся способности к организации своей познавательной деятельности; коммуникативных качеств личности (умение работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку).

- Воспитывающая – содействовать воспитанию сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу при работе в парах.

Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа:  активизация внимания и готовности обучающихся к успешному усвоению учебного материала.

Методы стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации к освоению нового материала.

Личностные УУД: внутренняя мобилизация к предстоящей деятельности.

Регулятивные УУД: организация рабочего места.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-  Добрый день ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна. И к вам сегодня, конечно, я пришла на самый интересный, увлекательный предмет – это предмет окружающего мира. Он таит в себе множество секретов и неохотно раскрывает свои тайны. Сегодня на уроке мы все вместе продолжим их разгадывать.

- Я предлагаю вам побывать в роли настоящих исследователей и раскрыть еще одну тайну окружающего мира.

- Чтобы у нас все получилось нам с вами необходимо внимательно слушать и понимать друг друга, работать в сотрудничестве друг с другом.

Давайте договоримся, если я сделаю хлопок. Данный хлопок вы должны чуть позже повторить все вместе. Показать, что вы готовы работать дальше.

Попробуем!

- Дело в том, что у вас чуть-чуть не получается, потому что вы пытаетесь одновременно со мной хлопнуть. Нет, вам нужно сделать паузу и затем все вместе.

- Нам пора приступить к работе. Желаю вам успешной и интересной работы.

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой к предстоящей деятельности.

Актуализация знаний. Выявление проблемной ситуации

Цель этапа: мотивирование обучающихся к изучению темы «Твердые вещества, жидкости, газы».

Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективная работа.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: стимулирование интереса к предстоящей учебной деятельности.

Личностные УУД: осознание конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа.

Регулятивные УУД: контролирование и оценивание своих действий в процессе коллективного обсуждения.

Коммуникативный УУД: коллективное обсуждение возникшего вопроса.

Познавательные УУД: ориентирование в своей системе знаний и выборе способа решения учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Внимание на экран.

- Мир, который окружает человека, очень разнообразен.

Каждый день, каждый час, каждую минуту нас окружает бесчисленное множество разнообразных веществ.

В настоящее время известно более 27 млн. веществ.

Одни вещества встречаются в природе. Они разнообразны и необходимы.

Другие придумал и создал человек.

И каждый год он открывает все новые и новые вещества.

А сколько разных тел можно изготовить из одного и того же вещества!

Без них жизнедеятельность окружающего мира просто невозможна.

Они играют важную роль в нашей жизни.

А хорошо ли мы знаем окружающие нас вещества?

Рассмотрите предметы у вас на столе. Как вы думаете, а для чего я все это поставила? С какой целью?

- Маша говорит, что в этой бутылочке спрятались три вещества. А вы можете сказать, что это за вещества? Назовите их. (Может кто-то знает, что это за вещества?)

- Что вы знаете про эти вещества?

(В каком состоянии бывают вещества?)

Восприятие учебного материала.

- Будем исследовать, проводить опыты.

- Пластмасса, вода, газ

- Вещества находятся в твердом, жидком и газообразном состоянии

Целеполагание, формулирование темы

Цель этапа: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности.

Методы стимулирования  учебной активности учащихся: мотивирование личностной заинтересованности к получению новой информации.

Личностный УУД: осознание потребности в приобретении новых знаний, умений.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Кто сможет сформулировать тему нашей исследовательской работы? (Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?)

- Сегодня на уроке мы с вами будет исследовать твердые, жидкие и газообразные вещества. Какой проблемный вопрос вы хотели бы задать? О чем хотели бы узнать?

( Ребята, замечательные вопросы вас интересуют, но в рамках одного урока мы не сможем найти на них ответы. Сегодня мы исследуем лишь некоторые из них. А если у вас будет желание, вы можете дома самостоятельно найти на них вопросы.)

- Какой интересный прозвучал вопрос – почему вещество может быть твердым, жидким, газообразным?

- Ребята, когда исследователя интересует какой-то вопрос, он размышляет, думает над ним, формулирует свое предположение (гипотезу) о том, как разрешить возникшую проблему.

Давайте с вами, как настоящие ученые, предположим, а почему одно вещество – твердое, другое – жидкое, а третье – газообразное? (Как вы думаете, почему вещества бывают в трех состояниях?)

Фиксируется на доске.

- Мы будем исследовать твердые вещества, жидкости, газы.

- Почему одно вещество бывает твердое, другое вещество – жидкое, третье - газообразное.

Совместно с учителем формулируют гипотезу.

- У веществ разное строение

Осуществление поиска решения проблемы (открытие нового знания)

Цель этапа: поиск теоретического объяснения поставленного вопроса, в процессе практической деятельности.

Методы организации совместной деятельности учащихся: парная работа.

Методы изучения нового учебного материала:

- по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – учебно-исследовательская деятельность (экспериментальная работа, анализ, обобщение);

- определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца.

Личностные УУД: личностная заинтересованность в разрешении коллективной проблемы.

Регулятивные УУД: анализ наглядного материала с целью выделения необходимых признаков.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами, умение внимательно слушать друг друга.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, а кто же из вас прав? Что поможет нам найти верный ответ?

- Сегодня я вам предлагаю провести исследовательскую работу. Кто-то уже может сказать, что мы будем исследовать? (Какие вещества будем исследовать?)

- С какой целью мы их будем исследовать?

- Сегодня я вам предлагаю выполнить исследовательскую работу, работая в паре со своим соседом по парте. Договоритесь между собой, кто будет работать с оборудованием, а кто будет помогать и записывать результаты исследования

На каждой парте лежит карта исследователя свойств веществ. Положите ее перед собой. Запишем исследуемые вещества.

- Для того, чтобы исследование у вас прошло правильно, вас будет сопровождать маршрут исследования.

Пора приступить к работе.

- Какое вещество мы будем исследовать?

1. Газ

- Предлагаю вам вместе со мной, в сотрудничестве исследовать газообразное вещество – углекислый газ.

- Какие действия необходимо выполнить?

- Замечательно, всем понятно, что необходимо сделать?

- Подумайте, газ заполнил весь шприц или его часть?

- Подумай, газ изменяет форму?

- Зафиксируйте результат в таблицу.

- Что необходимо сделать дальше?

- Попробуйте сдвинуть поршень шприца, закрыв пальцем отверстие для иглы. Что происходит с газом, когда вы сдвигаете поршень?

- Зафиксируйте результат в таблицу.

- Продолжим наше исследование. Исследовать твердое вещество и жидкость вы будете самостоятельно, а поможет вам маршрут исследователя. Не забывайте свои результаты фиксировать в карте.

2. Твердое вещество

- Возьмите пробку от бутылки, положите в большой пластиковый стакан, переложите в маленький пластиковый стакан. Пробка изменила свою форму?

- Попробуйте сжать пробку. Удалось это сделать?

- Какой вывод мы сделаем.

3. Жидкое вещество

- Перелейте воду из бутылки в большой пластиковый стакан, а затем перелейте воду в маленький пластиковый стакан. Что заметили?

- Наберите в шприц воду и попробуйте сдвинуть поршень шприца, закрыв пальцем отверстие для иглы. Удалось сжать воду?

- Какой вывод мы сформулируем.

- Ребята, предлагаю вам проанализировать полученные в ходе исследования результаты.

- Что вы узнали о свойствах каждого из веществ?

Твердые

вещества

Жидкости

Газы

не изменяют форму

изменяют форму

изменяют форму

не сжимаются

не сжимаются

сжимаются

- Какие вещества мы исследовали? Что выяснили?

- Посмотреть в учебник, спросить у взрослого, посмотреть в Интернете, провести опыты и т.д.

- Твердые, жидкие и газообразные вещества.

- Выяснить, почему вещество может быть в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Работа с картой исследователя.

- Взять шприц, набрать в него газ из бутылки.

- Газ заполнил весь шприц.

- Да.

- Закрыть отверстие, сдвинуть поршень.

- Поршень движется. Газ сжимается.

- Форма пробки не изменилась.

- Нет.

- Твердые вещества не изменяют форму и не сжимаются.

- Жидкость принимает форму того сосуда, куда ее перелили.

- Нет.

- Жидкость не имеет постоянной формы, принимает форму сосуда, в котором находится. Жидкости не сжимаются.

Обобщают свойства каждого вещества.

Твёрдые тела имеют постоянную форму, а   жидкости и газы нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся

Твёрдые тела и жидкости нельзя сжать, а газ сжать можно.

Конструирование нового знания

Цель этапа: обобщение содержания познавательной и практической деятельности обучающихся.

Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективное обсуждение, принятие единого способа действия.

Регулятивные УУД: моделирование нового знака.

Коммуникативные УУД: корректность в обсуждении, высказывании своей позиции, принятие позиции других.

Познавательные УУД: отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 - Ребята, как вы думаете, почему же твердые вещества не могут изменять форму, а жидкости и газ изменяют форму? Почему одни вещества мы можем сжимать, а другие нет? Как вы думаете?

- Где мы можем найти ответ на наш вопрос?

- Прочитать в учебнике о свойствах веществ вы сможете дома. А я вам предлагаю посмотреть познавательный фильм и найти ответ на вопрос: Почему они вещества твердые, другие – жидкие, а третьи – газообразные?

- Что нового вы узнали?

- Как вы поняли, что такое молекулы?

- Что вы можете рассказать о расположении молекул в твердом веществе? жидком? газообразном?

(Как расположены частицы (молекулы) в твердых веществах, в жидкостях, газах?)

- Наше исследование подходит к концу. Какая из наших гипотез подтвердилась? Вы согласны?

- Действительно, состояние вещества связано с расположением в нем молекул.

- Оказывается вещества из одного состояния могут переходить в другое под воздействием температуры. Если мы возьмем монету, нагреем ее при температуре выше 10000 С, то она расплавится. расплавленный металл помещают в формочки и дают ему остыть, получая новое изделие.

 

Обучающиеся высказывают свое мнение.

- Посмотреть в учебнике, энциклопедии, спросить у взрослого, в интернете.

Просмотр мультфильма

- Это частицы, из которых состоят вещества.

- Промежутки между частицами в твердых телах очень маленькие.

- В жидкостях промежутки между молекулами больше, что позволяет частицам «скользить» и менять свое местоположение.

- А в газах расстояние между частицами во много раз больше размеров самих молекул.

Включение нового знания в новых условиях

Цель этапа: использование знаний о свойствах твердых, жидких и газообразных веществах в практической деятельности.

Методы стимулирования  учебной активности учащихся: осознание учащимися значимости нового способа деятельности.

Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальная деятельность с последующей само и взаимопроверкой.

Личностные УУД: осознание значимости правильного применения математических знаков.

Познавательные УУД: умение правильно применять полученные знания в практической деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 1.

- Определите состояние веществ в зависимости от расположения в нем молекул. Приведите примеры.

Задание 2.

- Я предлагаю вам разгадать кроссворд, назовем вещества, которые мы можем найти:

1) В воздухе

2) В озере

3) В мастерской

4) В буфете

5) В аптечке

- Какие вещества являются твердыми, жидкими, газообразными?

Задание 3.

- К какому состоянию веществ подходят следующие слова:

ЛИТЬ, РЕЗАТЬ, ВДЫХАТЬ, ПИТЬ, ЕСТЬ, КИДАТЬ, НОСИТЬ, ГЛОТАТЬ.

Разгадывают кроссворд

4Ф

А

Р

3Ж

Ф

5Й

Е

О

О

1К

И

С

Л

О

Р

О

Д

Е

З

2В

О

Д

А

- К твердому – резать, есть, кидать, носить, глотать.

К жидкому – лить, пить, глотать.

К газообразному – вдыхать.

Подведение итогов, рефлексия

Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся

Личностные УУД: осознание смысла изучения математических знаков.

Регулятивные УУД: способность к самооценке, анализу своей деятельности и деятельности одноклассников. 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

- Исследованием какого вопроса мы сегодня занимались на уроке?

- Где человеку пригодятся знания о свойствах и строении веществ в твердом, жидком, газообразном состоянии?

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. Выберите себе фразу и закончите ее самостоятельно.

На доске:

Сегодня я узнал, что …

Было интересно …

Я научился …

Меня удивило …

Было трудно …

Урок для меня показался …

Систематизирование полученных знаний и умений.

Ученики рефлексируют свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

1. Работа по учебнику – стр. 49 – 52.

2. Провести мини-исследование. Результаты принести на следующий урок окружающего мира.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. 1 класс. "Твердые тела, жидкости, газы"

Урок способствует формированию универсальных учебных действий: умению ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ...

Урок на тему: "Твердые тела, жидкости, газы".

Урок по окружающему миру УМК  "Школа 2100"...

Открытый урок окружающего мира по теме: "Твердые тела, жидкости и газы" Школа 2100. 1 класс.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению и применению понятие "тело", свойства твердых тел, жидкостей и газов...

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Тела. Вещества. Частицы"

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: "Тела, вещества, частицы"...

Презентация для 2 класса к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова

Данная презентация для 2 класса составлена к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова. Презентаци...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие веществ"

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии веществ и их свойствах.Планируемые результатыПредметные:знать: какие бывают вещества, их свойства и использования людьмиуметь:...

Технологическая карта урока Окружающего мира по теме: "Разнообразие веществ" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: формирование у обучающихся представления о разнообразии веществах, какими свойствами они обладаю и как используются человеком;Задачи урока:Дидактические:1 Познакомить обучающихся с веществ...