рабочая программа по окружающему миру 3 класс Ивченкова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Моисеенко Татьяна Вячеславовна

Содержание программы.

Природа вокруг нас (8 ч).

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой»

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

 

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч).

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы), облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот во­ды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные.

     Горные породы, как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства

полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие.  Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

 

О царствах живой природы (16 ч).

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. 

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме,

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения, Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека, влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,  млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.                                                                                                        

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

 

Человек (10 ч).

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая пометь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку.       

Мышцы. Работа мыши. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. 

Кровеносная система, се значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

 

Человек в обществе (18 ч).

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических, памятниках.

Государственные символы России. История  происхождения герба, флага, гимна.

Государственные награды.

Основной закон, страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

 

Экскурсии: знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу, ориентирование на местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_1.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ №6

_____________Н.А.Веригина

Приказ № ___________ от

«______» ________            г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР

___________В.В.Рыхлова

«____»_______               г.

«РАССМОТРЕНО»

РуководительШМО

________Л.И.Иванова

Протокол №_____от

«___»______            г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

3 КЛАСС

НА 2016-2017 уч.год

Автор-составитель: Моисеенко Т.В.,

 учитель начальных классов

 первой квалификационной категории

Троицк 2016-2017

Класс __3__

Учитель:_________________

Количество часов:

Всего ___68_____часов ; в неделю____2___часа

Итоговых контрольных  работ ___4___часа

            Рабочая программа разработана  авторской программы для 3 класса

 Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.

Учебник:

          Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2 частях. — М.: АСТ, Астрель., 2012

Рабочая тетрадь:

          Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. - М., Астрель, 2012

           

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

иметь представление:

-о проявлении

эмоционального отношения окружающему миру;

-воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- об уважительном отношении к иному мнению, истории и культуре других народов.

иметь представление:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

- правила безопасности труда и личной гигиены;

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

иметь представление:

- о природе, о сторонах горизонта, о состояниях и свойствах воды, о растительном и животном

мире, о государстве в котором живёт.

уметь:

- ценить и принимать   следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

- уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям, и традициям других народов.

- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

уметь:

- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

- сравнивать предметы, объемы, находить общее и различие.

- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное.

знать:

- что такое явление природы; что такое горизонт, линия горизонта.

- основные и промежуточные стороны, горизонта;

- устройства компаса;

- о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;

- о круговороте воды в природе;

- легко определяемые свойства воды (3-4);

- о водоёмах (река, озеро, море);

- о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования;

- легко определяемые свойства воздуха (3-4);

- состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);

- о необходимости охраны воздуха от загрязнения;

- что такое горные породы и полезные ископаемые;

- свойства 3-4 полезных ископаемых, их использование человеком.

- необходимости бережного использования полезных ископаемых; - о почве, ее значении и необходимости охраны;

- о четырех царствах живой природы;

- об органах растений и их значении;

- особенности размножения и развития растений;

- о некоторых группах растений и их отличительных признаках;

- об отличительных признаках основных групп животных;

- особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;

- некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;

- о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;

- названия важнейших органов человека и их функции;

- основные правила личной гигиены;

- какие народы живут на территории России;

- символику своего города;

- столицу        России;

-государственные символы России;

- как называется главный закон страны;

- как устроено наше государство;

- основные права и обязанности.

проявлять:

- положительное отношение к результатам своего груда и других детей;

- навыки сотрудничества со

взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать        конфликтов        и

находить выходы из спорных ситуаций.

- стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.

владеть:

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

- критично относиться к своему мнению.

- понимать точку зрения другого.

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

уметь:

- находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

- различать наиболее распространенные растения;

- различать наиболее распространенных животных;  

- проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты. устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;

- приводить        примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

- выполнять        правила личной гигиены;

- оценивать свое поведение в природе;

- выполнять        правила поведения в природе;

- находить        на карте город (село), в котором они живут.

- рассказывать о главных символах государства;

- рассказывать        о символах своего города;

- рассказывать        о главных достопримечательностях своего города;

- рассказывать        об основных правах и обязанностях ребенка.

Содержание программы.

Природа вокруг нас (8 ч).

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой»

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч).

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы), облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные.

     Горные породы, как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства

полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие.  Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч).

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.  

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме,

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения, Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека, влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,  млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.        

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч).

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая пометь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку.        

Мышцы. Работа мыши. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.  

Кровеносная система, се значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч).

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических, памятниках.

Государственные символы России. История  происхождения герба, флага, гимна.

Государственные награды.

Основной закон, страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу, ориентирование на местности.

 

Всего 68. часов; в неделю 2 часа.

п/п  

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Экскурсии

Практические

работы

Природа вокруг нас.

8

3

2

Вода, воздух, горные породы и почва.

16

-

8

О царствах живой природы.

16

-

6

Человек.

10

-

5

  1.  

Человек в

 обществе.

18

1

 

1

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Природа вокруг нас (8 ч.)

1

Что нас окружает

1

2

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

1

3

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»

1

4

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу

1

5

Ориентирование по компасу и местным признакам

1

6

Экскурсия «Ориентирование на местности»

1

7

Свойства тел и веществ. Практическая работа

1

8

Явления природы.      Проверочная работа

1

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч.)

9

Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа

1

10

Вода-растворитель. Практическая работа

1

11

Свойства льда, снега и пара

1

12

Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище)

1

13

Облака, роса, туман, иней, изморозь

1

14

Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды

1

15

Проверочная работа по теме «Вода и ее свойства»

1

16

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха

1

17

Свойства воздуха. Практическая работа

1

18

Ветер. Охрана воздуха

1

19

Почва. Охрана почвы

1

20

Горные породы

1

21-22

Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)

2

23-24

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. 

Проверочная работа

2

                   

                                                  О царствах живой природы (16 ч.)

25

Четыре царства живой природы

1

26

Строение растений. Практическая работа

1

27

Разнообразие растений

1

28

Дикорастущие и культурные растения

1

29

Жизнь растений

1

30

Размножение и развитие растений

1

31

Развитие растения из семени. Охрана растений

1

32

Строение животных. Практическая  работа

1

33

Разнообразие животных

1

34

Домашние и дикие животные

1

35

Как животные воспринимают мир

1

36

Передвижение и дыхание животных

1

37

Питание животных

1

38

Размножение и развитие животных

1

39

Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные»

1

40

Грибы и бактерии

 

1

                                                            Человек (10 ч.)

41

Человек — часть живой природы

1

42

Кожа — первая «одежда». Практическая работа

1

43

Скелет. Практическая работа

1

44

Мышцы. Практическая работа

1

45

Кровеносная система. Практическая работа

1

46

Дыхание

1

47

Питание и выделение

1

48

Органы чувств.Практическая работа

1

49

Нервная система

1

50

Эмоции и темперамент. Проверочная работа.

1

                                                                       Человек в обществе (18 ч.)

51

Народы нашей страны

1

52

Традиции народов нашей страны

1

53

Путешествие по ленте времени

1

54

Города и села

1

55

Названия городов

1

56

Кремль — центр города

1

57

Улицы города

1

58

Герб — символ  города

1

59

Памятные места городов

1

60

Экскурсия «Улицы и памятные места родного города»

1

61

Современный  город

1

62

Москва — столица России. Проверочная работа

1

63

Что такое государство

1

64

Конституция –  основной закон нашей страны

1

65

Права ребенка

1

66

Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России

1

67

Государственный гимн России.   Итоговая проверочная работа

1

68

Государственные награды

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...