Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Грошева Тамара Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру,4 класс,Школа 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Бутурлиновская  основная общеобразовательная школа №4

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

«Рассмотрено» на заседании МО

Руководитель МО

_______________Глотова О.В.

Протокол №1   от

«        » августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ Бутурлиновская ООШ №4

________________ Химичева В.А.

«       »  сентября 2016 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Бутурлиновская ООШ №4

______________ Балакирева О.С.

Приказ №         от «      » сентября  2016 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету  

   «Окружающий мир»

класс 4 «В»

Количество часов: 68 (2 ч в неделю)
Учитель: Грошева Тамара Викторовна

2016-2017 год


Содержание

Введение

Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Раздел 2. Содержание учебного предмета.

Раздел 3. Календарно- тематическое планирование .

Приложения к рабочей программе

Приложение 1. Контрольно- измерительные материалы.

Приложение 2. Критерии оценивания по предмету.

Введение

Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2012). В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по два часа в неделю.

.

Раздел 2: Содержание учебного материала

«Окружающий мир»

в рамках УМК «Школа 2100»   в 4 классе    2 часа  в неделю -  68 часов в год.

А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов, С.В.Тырин

п/п

уро-ка

Тема урока

Коли-чество часов

Основное содержание темы

Тип урока/Формы организации учебных занятий

Предметные действия

УУД

Личностные

Познава-

тельные

Регулятивные

Коммуника-тивные

1

Как устроен организм человека

1

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма; правила личной гигиены

Урок изучения нового материала

Знать:

– строение тела человека;

– органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь:

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

– определять температуру тела человека с помощью термометра;

– распознавать органы человека и самостоятельно работать с учебником

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

2

Кожа – «пограничник» организма

1

Знакомство с понятиями: строение и роль кожи,

Комбинированный урок

Знать анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляция.

Уметь соблюдать правила личной гигиены; понимать роль здоровых кожных покровов для здоровья чело

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»

3

Как человек двигается

1

Опорно-двигательная система, работа мышц, правила предупреждения искривления позвоночника

Комбини-рованный урок  

Знать понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц.

Иметь представление о первой помощи при травмах, правилах предупреждения искривления позвоночника

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

4

Путешествие бутерброда

1

Органы пищеварения, их роль в организме

Комбини-рованный урок

Знать понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения.

Понимать связь строения и роли органов человека.

Уметь выбирать продукты, полезные для организма

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

5

Как удаляются ненужные вещества

1

Органы выделения, функции органов выделения

Комбини-рованный урок

Знать органы выделения

и их функции.

Понимать взаимосвязь систем жизнедеятельности

в организме человека

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

6

Для чего и как мы дышим

1

Органы дыхания, правила гигиены кожи

Комбини-рованный урок  

Знать о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях.

Уметь применять правила гигиены органов дыхания

Оценивать жизненные ситуации

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

7

Волшебная восьмерка

1

Работа сердца, большой и малый круг кровообращения, польза физических упражнений для сердца

Комбини-рованный урок  

Знать о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения.

Уметь выполнять физические упражнения, укрепляющие сердце

Оценивать жизненные ситуации

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

8

Что такое кровь?

1

Состав крови, клеточное строение, взаимосвязь строения и функций клеток

Комбини-рованный урок  

Знать о клеточном строении крови

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

9

Почему наш организм работает слаженно

1

Функции спинного

и головного мозга

Комбини-рованный урок  

Знать о строении и функциях спинного и головного мозга, больших полушарий мозга, о гормонах и их роли в организме.

 Уметь соблюдать правила гигиены, режим дня

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»

10

Окна в окружающий мир

1

Роль органов зрения,  гигиена зрения, профилактика близорукости

Комбини-рованный урок

Знать о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой.

Уметь применять правила гигиены зрения

Оценивать жизненные ситуации

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения

11

Многогранный мир чувств

1

Органы чувств, роль органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, гигиенические понятия: гигиена слуха

Комбини-рованный урок

Знать о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса).

Уметь применять правила гигиены слуха

Оценивать жизненные ситуации

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения

12

Родители

и дети

1

Понятия: внутреннее оплодотворение, вынашивание, выкармливание молоком, обучение потомства

Комбини-рованный урок  

Знать о размножении как свойстве живых организмов.

Уметь правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

13

Отчего мы иногда болеем

1

Понятие об инфекционных заболеваниях, прививках способы предупреждения негативных последствий при порезах и ссадинах

Комбини-рованный урок  

Знать об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения.

Уметь:

– оказывать элементарную первую помощь (при порезах, ссадинах);

– применять дезинфицирующие средства (йод, зеленка)

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

14

Наши пред-

ки – древесные жители

1

Сходство и отличие человека и обезьяны

Комбини-рованный урок  

Знать о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны.

Уметь работать с учебником

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

15

На заре человечества

1

Этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия). Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела. Освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова

Комбини-рованный урок  

Знать понятие эволюция.

Уметь объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

16

Обобщающий урок по раз-делу «Чело-век и его строение»

Контрольная работа №1

1

Обобщение знаний

о строении тела человека, системах органов и их роли в жизнедеятельности

Урок обобщения и систематизации знаний    

Уметь использовать приобретенные знания и умения

в повседневной жизни

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (18 часов)

17

Рукотворная жизнь

1

Природа. Объекты живой и неживой природы. Понятия: сорт, порода. Способы выведения сортов культурных растений и пород домашних животных. Дикорастущие и культурные растения. Уход за растениями

Урок ознакомления с новым материалом

Знать, что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя.

Уметь различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы, отличать объекты природы от изделий труда человека.

Понимать связи неживой

и живой природы

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

18

На службе

у человека

1

Сельское хозяйство, земледелие, животноводство

Комбинированный урок

Знать о сельском хозяйстве как составляющей современного хозяйства человека.

Иметь представление 

о способах повышения

объемов продукции

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение;

19

Как стать сильным

1

Понятие о рычаге, колесе, наклонной плоскости, способах их использования

Комбинированный урок  

Знать о простейших механизмах, позволяющих человеку стать сильным.

Уметь использовать свойства рычага, колеса, наклонной плоскости в повседневной жизни

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение;

20-21

Как человек использует свойства воды

2

Свойства воды. Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы и их использование человеком, охрана

Комбинированные уроки

Знать о твердых, жидких, газообразных веществах, легко определять свойства веществ.

Уметь различать разные состояния воды.

Понимать значение бережного отношения к воде

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

22

Как человек использует свойства воздуха

1

Свойства воздуха, способы использования свойств воздуха человеком

Комбинированный урок  

Знать понятие воздух, его состав и свойства.

Уметь использовать предметы, действие которых основано на свойствах воздуха

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

23

Горные породы и минералы

1

Понятие о свойствах горных пород и минералов. Способы их использования и добычи

Комбинированный урок  

Знать о различных горных породах, их свойствах, способах добычи и использования.

Уметь применять полученные знания в жизни

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

24

Металлы

1

Понятие металлы,

их свойства

Комбини-рованный урок  

Знать понятие металл.

Иметь представление о многообразии металлов.

Уметь работать с учебником

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя

25

Приручение огня

1

Представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека

Комбини-рованный урок

Знать различные виды топлива, их свойства, способы получения энергии путем использования топлива.

Уметь применять полученные знания при выполнении учебных заданий

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

26

Невидимая сила

1

Представление об электричестве как универсальном виде энергии

Комбини-рованный урок

Знать об электричестве как универсальном виде энергии, его роли в жизни человека.

Уметь соблюдать правила

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

27-28

Чудо-волны

2

Свойства звука и света. Использование этих свойств человеком

Комбини-рованные уроки

Знать понятие волна, природу звука и света.

Уметь видеть проявление свойств звука и света в повседневной жизни; работать с учебником, проводить элементарные опыты

Оценивать жизненные ситуации

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

29-30

Человек проникает в тайны природы

2

Формирование представлений о современных технологиях, используемых человеком. Научно-техни-ческий прогресс. Его положительные и отрицательные аспекты. Экологические проблемы

Комбини-рованный урок

Знать о тенденциях развития человеческого общества.

Понимать важность экологических проблем и роль каждого человека в их решении

Оценивать жизненные ситуации

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

31-32

Как нам жить?

2

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Комбини-рованные уроки  

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту

33

Обобщение по разделу «Рукотворная природа»

Контрольная работа № 2

1

Основные понятия, изученные в рамках данного раздела

Урок обобщения и систематизации знаний  

Уметь применять знания, полученные при изучении данного раздела

Оценивать жизненные ситуации

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

34

Обобщение по курсу «Человек и природа»

Итоговая контрольная работа

1

Основные понятия, изученные в курсе «Человек и природа»

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь применять знания, полученные при изучении данного раздела

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Раздел I.  Человек

Глава 1.  ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6часов)

35

Вводный урок. Как работать с учебником?

1

Комбинированный урок  

36

Кого можно назвать человеком? Почему нельзя подружиться

с Маугли?

1

Биологическая (врожденная) и общественная (приобретенная) природа человека. Знакомство с научным объяснением того, какие факторы

в большей степени влияют на формирование личности человека

Урок ознакомления с новым материалом  

Знать о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека.

Уметь объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и анализировать ответы других

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

37

Мир людей – мир личностей. Посмотри в своё «зеркало».

1

Первичное представление о понятии личность

Комбинированный урок  

Знать, что такое личность и какими признаками она определяется.

Уметь различать врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и аргументировать его

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение

38

Эмоции – краски переживаний. Как понять, что творится у друга на душе?

1

Понятие эмоции. Виды эмоций, особенности их проявления

Комбинированный урок  

Знать понятие эмоции, иметь представление об их видах, особенностях проявления.

Уметь применять полученные на уроке знания для объяснения собственных эмоций и переживаний; строить логически правильный ответ; слушать других участников диалога

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение

39

Переживания испытанные временем.

Что такое настроение?

1

Понятие настроение. Различие эмоционального состояния хорошего и плохого настроения

Развитие умения определять эмоции окружающих по выражению их лиц. Представление о сопереживании

Урок ознакомления с новым материалом  

Знать, о взаимосвязи эмоций, переживаемых человеком, и выражением его лица. что такое настроение, каким оно может быть и из чего складывается.

Уметь видеть отражение эмоций на лицах окружающих и объяснять их, сопереживать, делиться своими чувствами

понимать, в каком настроении находится человек,

и выбирать правильную тактику своего поведения

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

40

Как узнать человека?

Что такое характер

1

Характер как явление внутреннего мира человека. Понятия: черты характера, оптимист, пессимист

Комбинированный урок  

Знать о характере как явлении внутреннего мира человека; понятия: черты характера, оптимист, пессимист.

Уметь контролировать свое настроение, находить и усваивать способы коррекции своего характера

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрен

Глава 2.  ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (5 ЧАСОВ).

41

Что такое

общество?

1

Понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа

Урок ознакомления с новым материалом  

Знать понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа.

Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение;

42

Как жить

в мире людей?

1

Личные и общественные способы регуляции человеческого поведения. Золотое правило нравственности  

Комбинированный урок  

Знать понятия: совесть, мораль, право.

Уметь следовать правилам, принятым в данном обществе

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение

43

Что такое «мое общество»?

1

Круги общения и социальные группы. Понятие конфликт. Причины его возникновения и способы выхода из конфликтных ситуаций

Комбинированный урок  

Знать о необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей.

Уметь находить «свое общество», принимать законы этого общества, избегать конфликтов и находить способы выхода из них

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

44

Права человека в обществе

1

Личные права человека. Основные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности

Комбинированный урок  

Знать о существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права, и их соблюдении.

Уметь с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

45

Повторение по разделу «Человек». Проверочная работа № 1.

1

Контроль знаний

Знать основные понятия, изученные в данном разделе.

Уметь применять полученные знания при решении учебных задач

Раздел II. Человечество

Глава 3. Человек и прошлое человечества (10 часов).

46-47

Всемирная история Первобытный мир – «детство» человечества

2

Предмет изучения науки истории. Понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха. Целостная картина всемирной истории как смены нескольких исторических эпох Эпоха Первобытного мира. Первые человеческие общества – роды и племена. Первобытная мораль

Комбинированный урок  

Знать о предмете изучения науки истории, понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха.

об эпохе Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах.

Уметь ориентироваться в историческом времени: вести счет времени по эрам, векам, годам; определять по году век, последовательность и длительность событий; работать с текстом учебной статьи объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; анализировать ответы других и строить собственное монологическое высказывание

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи

48-49

Древний мир – время первых цивилизаций

2

Эпоха Древнего мира (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества). Понятие цивилизация  

Комбинированный урок  

Знать об эпохе Древнего мира; понятие цивилизация.

Уметь работать с исторической картой учебника и контурной картой в тетради; анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи

50-51

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем»

2

Эпоха Средних веков (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали)

Комбинированный урок  

Знать об эпохе Средних веков.

Уметь ориентироваться в историческом времени, работать с исторической и контурной картами, с дополнительной (эн-циклопедической) литературой

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

52-53

Новое время: торжество Европы

2

Эпоха Нового времени (временные границы, изменения в уровне развития техники в устройстве общества, особенности морали)

Комбинированный урок  

Знать об эпохе Нового времени.

Уметь ориентироваться в историческом времени, анализировать ответы товарищей, аргументировать свое мнение

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

54-55

Новейшее время: трудный шаг к единому человечеству

2

Эпоха Новейшего времени (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали)

Комбинированный урок  

Знать об эпохе Новейшего времени, ее особенностях.

Уметь ориентироваться в историческом пространстве, работать с картами, высказывать свое мнение и анализировать ответы учащихся

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Глава 4. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5 часов)

56-57

Короли, президенты и граждане

2

Представление о том, что единое человечество складывается из граждан разных государств. Право каждого государства на суверенитет. Различия между государствами на уровне форм правления и политических режимов. Различные органы власти

Урок ознакомления с новым материалом  

Знать о существовании различных по формам правления

и политическим режимам государствах, о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государства, о существовании различных органов власти и государственных руководителей.

Уметь работать с учебником, строить монологический ответ, слушать других и анализировать услышанное

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

58

Расы и народы Земли

1

Равенство всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности

Комбинированный урок  

Знать понятия: раса, народ, национальность.

Уметь различать людей по расовому и национальному признакам; терпимо и уважительно относиться к людям другого цвета кожи, другой национальности

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

59

Кто во что верит?

1

Понятия: вера, атеизм. Мировоззрение. Религиозный и атеистический типы мировоззрения

Комбинированные уроки  

Знать о том, что человечество состоит из людей религиозного и атеистического типа мировоззрения.

Уметь уважительно относиться к убеждениям других людей; анализировать ответы товарищей, аргументировать свою собственную позицию

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

60

Религии мира – богатство человеческого духа

Различные религии мира и их вклад в общемировую культуру. Равноценность каждой религии

Комбинированный урок  

Знать о существовании различных религий, о ценности их вклада в общемировую культуру вне зависимости от религиозных воззрений каждого человека.

Уметь уважительно и терпимо относиться к верующим различных религий, к людям

с другим мировоззрением

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Глава 5. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (8 часов)

61

Мировое

хозяйство

1

Первичные представления об основных экономических понятиях. Товарно-денежный обмен. Основы мирового хозяйства. Право

на владение собственностью

Урок ознакомления с новым материалом  

Знать основные экономические понятия: труд, деньки, собственность, доход.

Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

62

Мировое

сообщество государств

1

Понятие мировое сообщество. ООН: история, структура, задачи. Основные права и свободы Всеобщей декларации прав человека

Комбинированный урок  

Знать понятие мировое сообщество; историю, структуру и задачи ООН.

Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

63

Что человечество ценит больше всего

1

Понятие об общечеловеческих ценностях – одинаково важных для всех идей, правил

Комбинированный урок  

Знать об общечеловеческих ценностях.

Уметь уважительно и бережно относиться к общечеловеческим ценностям, понимать их значимость; работать с энциклопедической литературой; аргументированно защищать свою позицию, участвовать в диалоге

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

64

Как нам жить?

«Будет ли у нас завтра?»

1

Общие проблемы – выживание. Основные проблемы человечества. Значимость усилий каждого человека в решении общих проблем

Комбинированный урок  

Знать основные проблемы человечества и возможные пути их решения.

Уметь осознавать значимость усилий каждого человека в решении общих проблем; соблюдать законы сосуществования в общества; работать с различными источниками информации

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

65

Обобщение по разделу «Человек и единое человечество»

Проверочная работа № 2

1

Обобщение представлений о человеке как части единого человечества и человечестве как сообществе людей

с различными религиозными, мировоззренческими установками

Урок обобщения и

систематиза-ции знаний

Знать основные понятия, изученные в рамках данного раздела.

Уметь сознавать себя частью единого человечества; работать с учебной литературой, с различными источниками информации

Оценивать жизненные ситуации

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

66-68

Обобщение по теме «Путь человечества

в ХХI век – дорога каждого из нас!»

3

Обобщение представлений об основных понятиях курса. Работа с учебной литературой. Диалог

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать основные понятия, изученные в рамках курса.

Уметь участвовать в диалоге, слушать собеседников, строить аргументированное высказывание, применять полученные знания; соблюдать законы, принятые в обществе, и уважительно относиться к общечеловеческим ценностям

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Урочная деятельность- 48   часов

Неурочная деятельность-  20   часов

Календарно – тематическое планирование

Окружающий мир

(2часа в неделю -  68 часов в год.)

А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов,С.В.Тырин


п./п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (16 часов)

1

Как устроен организм человека

2

Кожа – «пограничник» организма

3

Как человек двигается

 

 

4

Путешествие бутерброда

5

Как удаляются ненужные вещества

6

Для чего и как мы дышим

7

Волшебная восьмерка

8

Что такое кровь?

9

Почему наш организм работает слаженно

10

                               

Окна в окружающий мир

11

Многогранный мир чувств

12

Родители

и дети

13

Отчего мы иногда болеем

14

Наши пред-

ки – древесные жители

15

На заре человечества

16

Обобщающий урок по раз-делу «Чело-век и его строение»

Контрольная работа №1

Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (18 часов)

17

Рукотворная жизнь

18

На службе

у человека

19

Как стать сильным

20-21

Как человек использует свойства воды

22

Как человек использует свойства воздуха

23

Горные породы и минералы

24

Металлы

25

Приручение огня

26

Невидимая сила

27-28

Чудо-волны

29-30

Человек проникает в тайны природы

31-32

Как нам жить?

33

Обобщение по разделу «Рукотворная природа»

Контрольная работа № 2

34

Обобщение по курсу «Человек и природа»

Итоговая контрольная работа

Раздел I.  Человек

Глава 1.  ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6часов)

35

Вводный урок. Как работать с учебником?

36

Кого можно назвать человеком? Почему нельзя подружиться

с Маугли?

37

Мир людей – мир личностей. Посмотри в своё «зеркало».

38

Эмоции – краски переживаний. Как понять, что творится у друга на душе?

39

Переживания испытанные временем.

Что такое настроение?

40

Как узнать человека?

Что такое характер

Глава 2.  ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (5 ЧАСОВ).

41

Что такое

общество?

42

Как жить

в мире людей?

43

Что такое «мое общество»?

44

Права человека в обществе

45

Повторение по разделу «Человек». Проверочная работа № 1.

Раздел II. Человечество

Глава 3. Человек и прошлое человечества (10 часов).

46-47

Всемирная история Первобытный мир – «детство» человечества

48-49

Древний мир – время первых цивилизаций

50-51

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем»

52-53

Новое время: торжество Европы

54-55

Новейшее время: трудный шаг к единому человечеству

Глава 4. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5 часов)

56-57

Короли, президенты и граждане

58

Расы и народы Земли

59

Кто во что верит?

60

Религии мира – богатство человеческого духа

Глава 5. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (8 часов)

61

Мировое

Хозяйство

62

Мировое

сообщество государств

63

Что человечество ценит больше всего

64

Как нам жить?

«Будет ли у нас завтра?»

65

Обобщение по разделу «Человек и единое человечество»

Проверочная работа № 2

66-68

Обобщение по теме «Путь человечества

в ХХI век – дорога каждого из нас!»

Приложение 2. Критерии и нормы оценивания.

Контроль образовательных результатов.                                                                                                                                                                                        Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Ещё раз повторим требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру.

Во-первых, на наш взгляд, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами:                                                                                                                                                                                                               1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных зданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.). Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески, применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).                                                                                                             2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блиц опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.

Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Важную роль в проведении контроля имеют тетради для проверочных и контрольных работ (3-4 кл.). Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. При этом акцент самостоятельных (проверочных) работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). А материал итоговых (контрольных) работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний.


       

Перечень учебно-методической литературы.

Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект:

  1. Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2010.
  2. Данилов, Д. Д., Сизова, Е. В., Харитонова, И. В., Кузнецова, С. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2010.
  3. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2010
  4. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа». 4 класс. – М.: Баласс, 2010.
  5. Вахрушев, А. А. Наша планета Земля: методические рекомендации. – М.: Баласс, 2011.

Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева / авт.-сост. Н. В. Кийко, Н. А. Порунова.  Волгоград: Учитель, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год

программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...