Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс школа 2100
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir.docx91.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с.  Орловское Марксовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза  Венцова В. К. (Венцеля В. К.)

Рассмотрено:

МО  начальных классов

Протокол №___от_______2016 год

_______________________

Дьякова О.Н.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Литневская А.А.

_______________

2016 год

Утверждаю:

Директор МОУ-СОШ с Орловское Марксовского района

Бахтиева Р.Э.

____________________

Приказ №___  от_____2016год

Рабочая программа

по предмету окружающий мир

учителя (высшей квалификационной категории)  

Глинской Ирины Николаевны

для 4 класса

Саратовская область, Марксовский район, с.Орловское

2016/2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
  • Информационное письмо министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере oбщегo образования  от 28.10.2015 № 08-1786  «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2012) и рассчитана в 4 классе на 68 часов.

Учебная программа  «Школа 2100» нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Цель  курса– формирование целостного взгляда на окружающий мир и воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Задачи:

  • Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе.
  • Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
  • Воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств.
  • Формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. 

Основные содержательные линии курса «Окружающий мир»:

  • Человек и природа.
  • Человек и общество.
  • Правила безопасной жизни.

Сведения о каждой составляющей этих линий  носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности.   У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принципы:

дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности;

целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом;

развития, который предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуально развития ребёнка и реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности;

гуманитаризации, который реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;

культуросообразности, который предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны; 

спиралевидности, который рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне; 

вариативности, который предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику и реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации, а также предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника;

специфические принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

        Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Учащиеся должны знать:

-об изготовление орудий труда и возникновении речи как об основном отличии человека от животных;

- об основных органах и системах органов человека, их функциях;

- о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;

- об основных этапах становления человека и его разума;

- важность воды для жизни живых организмов и человека;

- основные свойства льда, воды, пара (как твердого тела, жидкости и газа);

- основные свойства воздуха (как газа);

- применение важнейших полезных ископаемых;

- об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;

- о единственной стратегии выживания человечества

- вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.

Учащиеся должны уметь:

- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

- объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения ;

- ухаживать за своим телом;

- составлять правильный режим дня;

- рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края;

- описывать жилища, предметы быта, одежду разных времен отечественной истории;

- называть наиболее значительные памятники культуры Отечества и родного края, имена их созидателей;

- описывать герб и флаг России, герб родного города;

- применять счет лет в истории;

- показывать на карте исторические объекты. читать несложные карты с порой на их легенду;

- выделять главное в тексте учебника, пересказывать содержание, самостоятельно строить рассказ;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Календарно-тематический план реализации   рабочей программы

Распределение часов программы:

Раздел

Кол- во часов

Часть 1. Человек и природа.

34

Как работает организм человека

17

Рукотворная природа

17

Часть 2. Моё Отечество.

34

Человек и его внутренний мир

6

Человек и мир людей

6

Человек и прошлое человечества

10

Человек и многоликое человечество

6

Человек и единое человечество

6

Итого

68

4-й класс. Раздел 1: «Человек и природа» (35 ч)

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Как работает организм человека (17 ч) Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека. Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (18 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство  кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (35 ч)

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Человек и его внутренний мир (6 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

Человек и мир людей (6 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Человек и прошлое человечества (10 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество (6 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (7 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.


ПРИМЕРНОЕ  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру  на 2016-2017 уч. год в 4  классе

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Темы

Кол-во

часов

Задачи урока

Характеристика

учебной деятельности учащихся –УУД. 

Часть 1. Человек и природа (34 часа)

Раздел 1.  Как работает организм человека (17 часов)

 

 

Как устроен организм человека.

1

Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.

называть системы органов у человека

Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные: - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

Кожа – «пограничник» организма

1

Составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании

 

Как человек двигается.

1

Находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для  того чтобы избежать переломов и вывихов. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

 

Органы пищеварения

1

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы

 

Как удаляются ненужные вещества.

1

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.

что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды.

называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения

 

Проверочная работа по теме «Пищеварение»

Для чего и как мы дышим

1

Называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя во время болезни

 

Экскурсия «Сезонные изменения в природе осенью»

1

 

Волшебная восьмерка

1

Называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов

 

Что такое кровь.

1

Называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови

 

Почему наш организм работает слажено.

1

Называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека

 

Глаз – орган зрения.

1

Называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения

 

Многогранный мир чувств.

1

Называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств

 

Проверочная работа по теме «Органы чувств» Родители и дети

1

Сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье

 

Отчего мы иногда болеем.

1

Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено)

рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок  в организме; объяснять, для чего люди делают прививки

 

Контрольная работа «Как работает организм человека» Обобщение по теме «Как работает организм человека». 

1

Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

 

Наши предки – древесные жители

1

Объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете

 

На заре человечества.

1

Называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных

Раздел 2.  Рукотворная природа (17 часов)

 

Рукотворная жизнь

1

Называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Перечислять основные отрасли сельского хозяйства.

Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные: - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

 

На службе у человека.

1

Рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства.  Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве.

 

Экскурсия «Сезонные изменения в природе зимой»

1

Объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома.

Рассказывать  об изобретении первых часов с маятником

 

Покорение силы

1

Называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

 

Свойства воды.

1

Называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ.  Исследовать в группах свойства воды.

Рассказывать  об изобретении паровой машины

 

Проверочная работа по теме «Свойства воды» Как человек использует свойства воды.

1

Называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).

рассказывать об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода.  Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

 

Как человек использует свойства воздуха.

1

Называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).

Рассказывать об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода.  Исследовать в группах свойства воздуха.

Характеризовать свойства воздуха

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

 

Горные породы и минералы.

1

Называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются  в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости.

Рассказывать о драгоценных и поделочных камнях

 

Свойства горных пород и минералов.

1

Называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются  в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых

Исследовать свойства полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

Различать изученные полезные ископаемые.

 

Железные руды и металлы.

1

Перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество).

Рассказывать о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства

 

Свойства металлов

1

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Оценивать влияние современного человека на природу.

Оценивать свою личную роль в охране природы.

Перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства

 

Проверочная работа по теме «Горные породы. Металлы» Приручение огня.

1

Рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру

 

Электромагнитная сила

1

Рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру

 

Чудо – волны. Звук и свет

1

Рассказывать представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения

 

Изобретения человечества

1

 

Экологическое хозяйство

1

Делиться наблюдениями о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения

 

Контрольная работа по теме «Рукотворная природа» Обобщение по теме «Рукотворная природа»

1

выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Итого за год

34

Часть 2. Человек и человечество (34 часов)

Раздел 1. Человек и его внутренний мир (6 часов)

 

Кого можно назвать человеком?

1

Называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком

Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

 

Духовный мир человека

1

Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

 

Посмотри в свое «зеркало»

1

Объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли

 

Как понять, что творится у друга на душе?

1

Сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций;  определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека.

 

Переживания, испытанные временем

1

Называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка.

 

Проверочная работа по теме «Человек и его внутренний мир».  Характер человека.

1

Перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер» Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний

Раздел 2. Человек и мир  людей (6 часа)

 

Что такое общество.

 

1

Объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесен вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций.

Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

 

Как жить в мире людей.

1

Рассказывать, с помощью, каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть;  сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы»)

 

Мое общество

1

Объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком;  называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения

 

Права человека в обществе

1

Объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека
в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми

 

Права детей -  особые права

1

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка. выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе. Применять изученный материал по теме «Человек в мире людей».  

 

Контрольная работа по теме «Человек и мир людей» Обобщение по теме «Человек и мир людей»

1

Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Раздел 3. Человек и прошлое человечества (10 часов)

 

Всемирная история. исторические эпохи

1

Определять исторические эпохи на ленте времени, называть века, владеть счетом времени : наша эра, до нашей эры.

Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: -  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-  Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные: -  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

 - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные: -  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

 

Первобытный мир - первые шаги человечества

1

Рассказывать  о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн. лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями

 

Древний мир  - рождение первых цивилизаций.

Тестирование «Первобытный мир».

1

составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры,  известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира

 

Изобретения цивилизаций Древнего мира

1

Рассказывать об изобретениях Древнего мира,

 

Мир средневековых цивилизаций

1

 

Общество и государство в средние века

1

 

Новое время – торжество Европы

1

рассуждать о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений

 

Демократия – новый способ управления государством

1

 

Новейшее время. Жестокий ХХ век

1

Рассказывать о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний

 

Проверочная работа «Человек и прошлое человечества». Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества»

1

выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам даты исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры.

Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях памятниках культуры, исторических деятелей.

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать свое обоснованное отношение к этим событиям и поступкам.

Раздел 4. Человек и многоликое человечество (6 часа)

 

Короли, президенты и граждане

1

Объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики;

Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: -   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-  Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные: -  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные: -  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

Демократия и диктатура

1

сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической страной

 

Расы и народы Земли

1

Объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе  Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее       страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договариваться со своим оппонентом.

 

Проверочная работа по теме «Человек и многоликое человечество»

Кто во что верит.

1

Объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами

 

Религии мира

1

Называть мировые религии, особенности.

 

Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество» .

Тестирование»Релинии мира».

1

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе. Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе.

Раздел 5. Человек и единое человечество (6 часов)

 

Мировое хозяйство

1

Объяснять, для чего были придуманы деньги.

Собирать и оформлять информацию о культурных богатствах человечества.

Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные:  -   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-  Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

 

Экскурсия «Сезонные изменения в природе весной»

1

 

Мировое сообщество государств

1

Рассказывать, для чего была создана ООН

Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе.

 

Что человечество ценит больше всего?

1

Называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе.

 

Итоговая контрольная работа.

1

Перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет»

 

Проблемы человечества: бедность и перенаселённость. Обобщение по теме «Человек и человечество»

1

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Оценивать значимость человеческого труда разных профессий.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний.

Итого за год

68


Содержание теоретической и практической части программы по учебному предмету «Окружающий мир»

Раздел

По программе

Факти

чески

Экскурсии

Тесты

Проверочные работы

Контрольные ные

работы

1

Раздел 1. Как работает организм человека .

17 ч

17 ч

2

4

2

2

Раздел 2. Рукотворная природа.

17 ч

17 ч

1

2

1

3

Раздел  3. Человек и его внутренний мир.

6 ч

6 ч

 

1

4

Раздел 4. Человек и мир людей.

6 ч

6 ч

 

1

5

Раздел 5. Человек и прошлое человечества.

10 ч

10

1

1

6

Раздел 6.Человек и многоликое человечество

1

1

7

Раздел 7. Человек и единое человечество

1

1

1

ИТОГО

68

68

4

2

10

5


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК),

обеспечивающий реализацию рабочей программы 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1.  Учебник «Окружающий мир» для 4-го класса часть 1 «Человек и природа» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов и др. - М.: Баласс, 2015.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир часть 1 Человек и природа» А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан - М.: Баласс, 2015.
  3. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир часть 1 Человек и природа 4-й класс» А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина - М.: Баласс, 2015.
  4. Учебник «Окружающий мир» для 4-го класса часть 2 «Человек и человечество» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, С.В.Тырин - М.: Баласс, 2015.
  5. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир часть 2 «Человек и человечество» Данилов Д.Д.,  Е.В.Сизова, Е.И.Стойка - М.: Баласс, 2015.
  6. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир часть 2 Человек и человечество 4-й класс» Е.В.Сизова, Е.И.Стойка - М.:Баласс, 2015.

1. Методические рекомендации для учителя, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, – М. : Баласс,2013.

2.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2012)

Информационно-коммуникационные средства

ЦОР

Интернет-ресурсы

1.Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения

обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество».

2.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Энциклопедия животных Кирилла и  Мефодия  2006»

3.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и  Мефодия  2006» (БЭКМ).

4. СD Электронная мультимедиа-энциклопедия

1.Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по «Окружающему миру» на темы: природа, город, натюрморт. (http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135)

2.Удивительное путешествие по живой земле: детская страничка. Коллекция познавательных материалов для детей по темам: Вселенная, планета Земля, растения и животные (статьи, фотографии живой природы, голоса птиц и пр.)
http://www.deti.religiousbook.org.ua/

3. Электронные библиотеки (www. gnpbu. Ru)

4.Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)

ТСО

мультимедийный проектор, компьютер, колонки

ноутбук

Наглядные пособия, плакаты

 «Я открываю знания». Пособие из серии «Как мы учимся» (авторы Е.Л.Мельникова, И.В.Кузнецова);

«Учусь оценивать себя». Пособие из серии «Как мы учимся» (авторы Д.Д.Данилов, И.В.Кузнецова, Е.В.Сизова)

«Всё узнаю, всё смогу». Пособие из серии «Как мы учимся» (авторы А.В.Горячев, Н.И.Иглина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс

Данная  программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс

Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"  Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...