Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».
методическая разработка по окружающему миру на тему

Саяпина Галина Викторовна

Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игра «Экологическая ромашка».23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра для младших школьников

«Экологическая ромашка».

Ход игры

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

Ведущий.

Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Учитель:  Сегодня мы нашу игру посвящаем экологической игре.

Угадайте о чем пойдет речь?

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Просмотр презентации «Ромашка»

1. Карточки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

3. Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут.  (Снегирь.)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая.   (Ворона.)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее ... (сорока).

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом.  (Дятел.)

  Птица-гадалка. (Кукушка)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.  (Воробей.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей.)

Всех прилетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица - ... (грач).

Хоть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.  (Синичка.)

4. Расшифруйте криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес - наше богатство.

5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6. Пофантазируйте: что было бы, если ...:

- Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

- Не стало бы воды?

- Исчезли бы птицы?

7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

Женьшень

Я - женьшень, чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

Подорожник

На тропинке, на дорожке –

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник –

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву.

День-другой пройдет - и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Липа

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Ромашка

Есть герань, гвоздика, кашка –

Всех цветов не сосчитать

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек –

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар - успокоение.

Пионы

Семена мои целебны –

При гастритах пьют настой.

Корни - убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

 Лук,  чеснок

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

Мята

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка –

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста –

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята.

Перечислите, какую пользу приносят растения.

8. Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА                                              Набухают почки.

                                                           Листопад.                                  

                                                          Прилетают грачи.

                                                         Бабье лето.

ВЕСНА                                            Грибная пора.

                                                          Сбор клюквы.

……………                                    Уборка зерновых.

ЛЕТО                                              Сенокос.

                                                         Птицы вьют гнезда.

                                                          Рождество.

ОСЕНЬ                                              Ледоход.

                                                          Гололед.

9. Какому животному принадлежит хвост?

- С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

- С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

- У нее хвост вместо руля. (Птица.)

- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

- У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

- Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)

- У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

- У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

10. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.

Ответ: Красная книга.

Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

11. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

• Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется ... (порошей).

• Если снежинки слипаются на лету, мы называем их ... (хлопьями).

• Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются ... (крупой.)

• Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ... (поземка).

• Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это ... (вьюга).

• На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

• Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).

Ведущий:  Игра закончена. Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

«Сохраним ромашки на лугу!»

Просмотр клипа «Сохраним ромашки на лугу!»

Подсчет баллов , награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»

Методическая разработка.Тема: Формирование экологических понятий  у младших  школьников по  предмету «Окружающий мир»...

Формирование экологических знаний у младших школьников

Школа должна сделать необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею....

Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

экологическая игра для младших школьников "Защити свою планету!"

Цель данной игры: привлечь внимание детей к проблеме разрушения озонового слоя....

Экологическая игра для младших школьников

Экологическая ромашка. Беседа с элементами игрыЗамысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, таки...

Экологические игры для младших школьников

Представленные игры подойдут и для уроков, и для занятий в группе продленного дня...