Главные вкладки

    Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Саяпина Галина Викторовна

    Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл игра «Экологическая ромашка».23.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экологическая игра для младших школьников

    «Экологическая ромашка».

    Ход игры

    Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

    Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

    Ведущий.

    Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

    За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

    Учитель:  Сегодня мы нашу игру посвящаем экологической игре.

    Угадайте о чем пойдет речь?

    Стоит в саду кудряшка –

    Белая рубашка,

    Сердечко золотое.

    Что это такое? (Ромашка)

    Знакомые с детства родные ромашки

    Мы рвем на лужайке у тихой реки,

    Как белые звезды, средь розовой кашки

    Они развернули свои лепестки.

    Просмотр презентации «Ромашка»

    1. Карточки-задания.

    Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

    солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

    2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

    3. Отгадайте загадки.

    Чернокрылый, красногрудый,

    И зимой найдет приют.

    Не боится он простуды:

    С первым снегом тут как тут.  (Снегирь.)

    Окраской - сероватая,

    Походкой - мешковатая,

    Повадкой - вороватая,

    Крикунья хрипловатая.   (Ворона.)

    Длиннохвоста, белобока,

    И зовут ее ... (сорока).

    Живет в дупле пустом,

    Дуб долбит, как долотом.  (Дятел.)

      Птица-гадалка. (Кукушка)

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет,

    Крошки собирает.  (Воробей.)

    Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Голосистее, нежней?

    Кто же это? (Соловей.)

    Всех прилетных птиц черней,

    Враг личинок, друг полей,

    Взад-вперед по пашне вскачь.

    А зовется птица - ... (грач).

    Хоть я птичка-невеличка,

    У меня, друзья, привычка:

    Как начнутся холода,

    Прямо с севера сюда.  (Синичка.)

    4. Расшифруйте криптограмму:

    12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

    Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

    6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

    10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

    12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

    Ответ: Береги лес - наше богатство.

    5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

    Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

    Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

    6. Пофантазируйте: что было бы, если ...:

    - Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

    - Не стало бы воды?

    - Исчезли бы птицы?

    7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

    Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

    Женьшень

    Я - женьшень, чудесный корень.

    Если кто-то сильно болен,

    Разыщите корень мой,

    И поправится любой.

    Вам настойка из женьшеня

    Аппетит вернет и смех,

    Ведь женьшень обозначает

    Чудо - «корень-человек».

    Подорожник

    На тропинке, на дорожке –

    Всюду чирьева трава,

    Или просто подорожник –

    Всем знакома, не нова!

    Привязал листок к нарыву.

    День-другой пройдет - и диво!

    Ты здоров без докторов.

    Вот простой листок каков!

    Липа

    Липа - средство от простуды,

    Знают все о том повсюду.

    Хоть невзрачен липы цвет,

    Но полезней чая нет.

    При ангинах и простудах

    Пьют целебный липы чай.

    Говорят, когда болеют:

    «Ну-ка, липа, выручай!»

    Ромашка

    Есть герань, гвоздика, кашка –

    Всех цветов не сосчитать

    Есть аптечная ромашка.

    Про ромашку надо знать.

    Белый крошечный цветочек –

    Для припарок, для примочек.

    Если воспаление,

    Отвар - успокоение.

    Пионы

    Семена мои целебны –

    При гастритах пьют настой.

    Корни - убивают яды

    И снимают в почках боль.

    У меня одна беда:

    Зацветаю я когда,

    То цветов моих краса

    Всем бросается в глаза.

    И в букеты рвут меня,

    Я боюсь их как огня!

    Я прошу вас, пощадите

    И пионы зря не рвите!

     Лук,  чеснок

    В нас не только фитонциды,

    Что микробам так страшны,

    Мы содержим витамины,

    Что, бесспорно, всем нужны.

    И поэтому, чтоб реже

    Приходилось вам болеть,

    В каждом доме лук, чеснок

    Круглый год должны иметь.

    Тот, кто с нами крепко дружит,

    Никогда не занедужит.

    Мята

    В доме много аромата,

    Если в доме сохнет мята.

    Мятная лепешка,

    Настоя мяты ложка –

    Нету больше тошноты,

    Нету в горле хрипоты.

    Валидол, зубная паста –

    Всюду мята, мята, мята!

    Собираем не напрасно

    Эту травушку, ребята.

    Перечислите, какую пользу приносят растения.

    8. Сделайте правильный выбор.

    Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

    ЗИМА                                              Набухают почки.

                                                               Листопад.                                  

                                                              Прилетают грачи.

                                                             Бабье лето.

    ВЕСНА                                            Грибная пора.

                                                              Сбор клюквы.

    ……………                                    Уборка зерновых.

    ЛЕТО                                              Сенокос.

                                                             Птицы вьют гнезда.

                                                              Рождество.

    ОСЕНЬ                                              Ледоход.

                                                              Гололед.

    9. Какому животному принадлежит хвост?

    - С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

    - С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

    - У нее хвост вместо руля. (Птица.)

    - Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

    - У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

    - Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)

    - У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

    - У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

    - В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

    10. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.

    Ответ: Красная книга.

    Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

    11. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

    • Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется ... (порошей).

    • Если снежинки слипаются на лету, мы называем их ... (хлопьями).

    • Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются ... (крупой.)

    • Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ... (поземка).

    • Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это ... (вьюга).

    • На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

    • Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).

    Ведущий:  Игра закончена. Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.

    Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

    «Сохраним ромашки на лугу!»

    Просмотр клипа «Сохраним ромашки на лугу!»

    Подсчет баллов , награждение победителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»

    Методическая разработка.Тема: Формирование экологических понятий  у младших  школьников по  предмету «Окружающий мир»...

    Формирование экологических знаний у младших школьников

    Школа должна сделать необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею....

    Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

    В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...

    Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

    В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...

    Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

    Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

    экологическая игра для младших школьников "Защити свою планету!"

    Цель данной игры: привлечь внимание детей к проблеме разрушения озонового слоя....