Защита почв Краснодарского края
классный час по окружающему миру на тему

Гайдарова Людмила Александровна

Цель: рассказать о почве и необходимости ее защиты

Задачи:

-воспитывать  любовь к родному краю;

- познакомить с составом почвы, выявить основные свойства почв; 

- развивать познавательные навыки, любознательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Защита почв Краснодарского края»

Картинки по запросу почва краснодара

Подготовила:

 Гайдарова Л.А.

«Защита почв Краснодарского края»

Цель: рассказать о почве и необходимости ее защиты

Задачи: 

-воспитывать  любовь к родному краю;

- познакомить с составом почвы, выявить основные свойства почв;  

- развивать познавательные навыки, любознательность.

Оборудование:  карта Краснодарского края, почва, прозрачный стакан с водой, карточки с видами почв

Оформление:  доска оформлена в соответствии с темой, висит карта Краснодарского края,  карточки с видами почв, на столе образцы почвы

Форма проведения: час общения

Ход мероприятия:

1.Организационный момент:

Усадить детей, настроить их на работу в классе.

2.Сообщение темы:

Шумят, шумят желтеющие нивы.
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля!

-Воспитатель:  – У слова “земля” несколько значений. Каких?

-Воспитатель:  – Что такое почва?

-Воспитатель:  Сегодня объектом наших наблюдений и объектом нашего изучения будет почва нашей местности. Мы узнаем её свойства и меры по ее защите.

3. Изложение нового материала:

-Воспитатель:  Я расскажу вам сказку. В Российском царстве, в Кубанском государстве жило-было Солнышко. Вот собрало оно свои лучики и говорит им : “Лучики мои дорогие, сынки мои золотые, дала мне Земля-матушка задание такое, слетать в разные части земли нашей кубанской, да узнать какие почвы в крае нашем. Ты, первый лучик, лети на запад, Ты, второй лучик, на восток, третий, на юг, а четвёртый, в северную часть. Сказано-сделано. Из города Краснодара поехал первый лучик

http://festival.1september.ru/articles/415497/img1.gif

на запад в районы Приморско-Ахтарский, Славянский, Темрюкский. Сколько проехал он километров, если ехал 3 часа со скоростью 60 км/ч?”.

-Воспитатель:  Говорит первый лучик: “ Долго проводил я опыты и вынес решение, что почвы здесь болотные и каштановые, потому что много лиманов вокруг, по цвету ржаво-бурые. Выращивают на них в основном рис, да виноградники ”.

-Воспитатель:  Другой лучик отправился на восток

http://festival.1september.ru/articles/415497/img2.gif

в Лабинский и Успенский районы на вертолёте. Пролетел он 200 километров со скоростью 100 км/ч. Сколько времени он потратил?

-Воспитатель:  Говорит 2 лучик “Я выношу решение, что почвы здесь подзолистые и чернозёмные. Выращивают подсолнечник, овощные культуры”.

-Воспитатель:  Третий лучик отправился на Черноморское побережье на поезде

http://festival.1september.ru/articles/415497/img3.gif

-Воспитатель:  За 2 часа пути он проехал 160 км. С какой скоростью двигался поезд?

-Воспитатель:  Говорит третий лучик:  “Исследовав почву, я выношу решение, что почва на юге Кубани горно-лесная. Она хороша для виноградников и фруктовых садов”.

-Воспитатель:  Четвёртый лучик отправился пешком на территорию нашей школы.

http://festival.1september.ru/articles/415497/img4.gif

-Воспитатель:  Говорит 4 лучик: “Эта земля с Азово-Кубанской равнины, где мы с вами проживаем. Земля эта чёрного цвета. Я решил, что вы должны сами определить свойства родной чернозёмной почвы ”.

-Воспитатель:  Опыт“ Состав почвы ”.

Опыт №1. Бросим кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что мы видим?

Вывод: из почвы выходят пузырьки воздуха, значит, корням растений легко дышать в такой почве.

Опыт № 2 Какая на ощупь почва?

Вывод: Она влажная, почва достаточно содержит влаги, чтобы растение проделало путь от семечка до взрослого своего завершения – плодоношения. Поэтому сбор урожая по краю выше российского.

Опыт №3. Понюхайте почву,  Что вы чувствуете?

Вывод: неприятный запах  доказывает, что она богата перегноем. Перегной придаёт почве тёмный цвет, получивший название чернозём.

-Воспитатель:  Чернозёмная почва богата перегноем. Перегной – это составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков. А это показатель плодородия. Почему во время войны немцы вывозили кубанский чернозём вагонами?

-Воспитатель:  Сделаем вывод о составе почвы. Какое же главное свойство почвы? (плодородие).

-Воспитатель:  Знаете ли вы, что один сантиметр перегноя образуется за 250-300 лет. 

4. Физминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, 2 – нагнулся,  3 – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на  носочки  встать.

-Воспитатель:  Игра  “Дополнить текст по смыслу” (Воспитатель читает текст и каждый ученик по очереди должен его дополнить)

Встретились на поле мышка с ростком пшеницы.

– Росток, росток, я тебя съем. Не ешь меня, мышка, я тебе что-то интересное расскажу. Попал я в почву ранней весной маленьким зёрнышком. Думал, задохнусь, а в почве, оказывается, есть ________,(кислород)  вздохнул глубоко и стал расти, расти.

– Вот ты, мышка, почему выросла?

– Я кушала и пила.

– Вот и я брал из почвы _________, (воду) а в ней растворённые соли, и рос, рос. Ты, мышка, не ешь меня сейчас, вот вырасту, появится у меня колосок, а в нём зёрнышек много, ведь наша кубанская почва богата, плодородна, в ней много ________. (перегноя) Соберёшь лукошко зёрнышек и отнесёшь на мельницу, смелешь муку и испечёшь вкусный кубанский каравай.

Охрана почв.

-Воспитатель:  Почва – это богатство природы. Поэтому их удобряют, берегут: задерживают влагу на полях, борются с сорняками и эрозией – ветровой и водной. Ветровая эрозия проявляется в виде бурь, поднимающих пыль на различную высоту. Их называют пыльными бурями. Наиболее сильно от ветровой эрозии страдают земли Новокубанского, частично Кавказского и Усть – Лабинского районов, а также территории северных и северо – восточных районов края.

-Воспитатель:     Лишнее количество удобрений вредно для растений и для всего живого в почве.

-Воспитатель:  Многолетний опыт, данные науки убеждают, что лесные насаждения в комплексе с другими мероприятиями надежно защищают посевы от суховеев, черных бурь, обеспечивают лучшее влагонакопление в почве, способствуют повышению урожайности.

1.Нельзя сажать на одном месте одни и те же растения, почва истощается.

2. Нельзя вырубать леса, из-за этого мелеют реки, остаются без влаги целые районы, пыльные бури разрушают почву, образуются овраги.

3. Нельзя вносить много удобрений и ядохимикатов, почва загрязняется.

     5.Итог

-Воспитатель:  Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

-Воспитатель:  Какие свойства у почвы?

-Воспитатель:  Кем для человека является почва?

-Воспитатель:  Почему и как следует охранять почву?

-Воспитатель:  Вы молодцы! Берегите природу, ребята!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почвы Краснодарского края

Разработка урока....

Почвы Краснодарского края

Презентация разработана учащимися 3 класса...

урок кубановедения "Почвы Краснодарского края"

урок кубановедения для начальной школы...

Тема: « Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных»

Формирование понятие “почва”, её состав, свойства, виды, охрана; познакомить с разнообразием почв; выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами; вызвать ...

Конспект урока по кубановедению 3 класс "Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных"

Формирование понятие “почва”, её состав, свойства, виды, охрана; познакомить с разнообразием почв; выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами; вызвать у дете...

Почва Краснодарского края

конспект урока "Почва Краснодарского края"...