Урок окружающего мира в 3 классе "Московский Кремль"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

На уроке учащиеся знакомятся с Московским Кремлём, как объектом Всемирного наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_moskovskiy_kreml.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ»

Задачи урока: познакомить детей с Московским Кремлём как объектом Всемирного культурного наследия; раскрыть историко-культурное значение объекта, центра государственной власти, духовной святыни России; инициировать интерес к посещению Московского Кремля, к знакомству с ним

на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью сети Интернет и других электронных носителей информации.

Планируемые результаты: знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать  среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Учитель здоровается с детьми.

Включает запись боя часов на Спасской башне Московского Кремля: «Ребята, вы узнали, какие звуки приветствуют вас вместе со мной?»

После ответов детей учитель говорит:

«Голос этих часов знают во всех уголках нашей страны. Каждый Новый год их бой поздравляет россиян с вступлением в следующий год. Те из вас, кто читал повесть «Чук и Гек» писателя А. Гайдара, должны помнить, как описывается в книге наступление Нового года в таёжном доме геологов. В глухом лесу люди замирают в ожидании боя часов на Спасской башне в радиотрансляции. А сегодня эти звуки приглашают нас в самое сердце нашей Родины — в Московский Кремль.

Этим путешествием мы продолжим знакомство с памятниками Всемирного наследия в разных странах.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Каждое путешествие требует подготовки. Сейчас нам необходимо проверить, хорошо ли уложены наши багажи знаний. Вспомните, пожалуйста, как называются две неразрывные части Всемирного наследия. Как они обозначены на эмблеме Всемирного наследия? О каких   достопримечательностях Московского Кремля вы узнали в 1 классе?

-Откуда пошло слово город?

-Чем отличался древнерусский город от современного?

-Какое здание было самым важным в городе?

– Вы слышали когда-нибудь выражение «Кремль – сердце Москвы, Москва – сердце России»? (Да.)

– Посмотрите на карту России: по всем дорогам – автомобильным, железным, водным, воздушным – перевозится огромное количество необходимых людям товаров и продуктов. Разве все эти «питательные вещества» проходят через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в человеческом организме? (Нет.)

На доске появляется запись:

Почему так говорят: «Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят.

На этот вопрос мы и будем отвечать в ходе урока.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.  Поиск решения проблемы.

 Стены и башни Московского Кремля.

 – Сегодня мы будем создавать свой макет Москвы и проверять ваши предположения. Вспомните (посмотрите по словарю), что обозначает слово «кремль»?

(Кремль – крепость, укрепление.)

Всегда ли они были такими?

ДИСК.  Первые стены были деревянными, во времена Московского государства – из белого камня. Как вы думаете, почему стены несколько раз перестраивали? (Ученики могут вспомнить о набегах, пожарах.) 

 – Чем заново возведённые стены отличаются от предыдущих? (Они становятся всё более прочными.)

ПОТОМ : Можно ли сказать, что стены современного Московского Кремля защищают город? (Нет.)  

 – А почему тогда все люди, приезжающие в Москву, стремятся увидеть Кремль? (Потому что он древний, красивый, нарядный.)

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что государи Руси заботились не только об укреплении, но и об украшении городов. Московский Кремль – памятник истории и культуры России.

 – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

Взгляните на фотографии башен Кремля в учебнике. Попробуйте узнать, какая из башен — Спасская».

После высказываний учеников учитель продолжает:

«А теперь представим себе, что нам удалось подняться в небо и с высоты птичьего полёта мы смотрим на весь Кремль. Кто из вас может определить, где находится Спасская башня на общем плане Кремля? (Дети высказывают предположения. Учитель показывает точное расположение башни.)

Ребята, посмотрите на фотографии других башен. Что у них общего со Спасской башней? Попробуйте угадать, где они располагаются на плане. Почему вы так думаете?»

Дети высказываются.

Учитель продолжает: «Как вы думаете, чем объясняется такое количество башен в Кремлёвской стене? Отчего сами стены так крепко обнимают, как кольцом, внутренние постройки Кремля? (Дети высказывают предположения.)

В тяжёлые для Москвы дни только птицам бывал открыт красавец Кремль. Непрошеные гости останавливались перед высокими стенами и закрытыми наглухо воротами. Давайте вместе с птицами вновь поднимемся к небесам и посмотрим на Кремль сверху. 

Нашим путеводителем будет рассказ учебника».

Учитель включает диск.

Спрашивает после прочтения:

«Каковы признаки Московского Кремля как крепости? (Предлагает детям выполнить задание 1 на с. 60 рабочей тетради.) Наша задача как исследователей — отметить на схеме военно-оборонительные сооружения Кремля».

2. Жилые постройки Кремля и окрестностей.

– С какого времени Москва является столицей Руси? (С XIV века.)

– Чем столица государства отличается от других городов? (В ней находится правитель – государь всея Руси, который издаёт законы для всего государства.)

– Где в столице жил правитель? Куда шли люди, чтобы с ним встретиться? (Люди шли в Кремль, там находился дворец правителя.)

– Кто ещё жил в городах? Чьи дома можно было увидеть в Кремле, его окрестностях? (Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить материал по теме 6.)

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что Москва – столица России, в которой находился правитель государства (а сейчас – глава государства, президент). Именно в Кремль, к правителю, издавна приходили люди за помощью, из Московского Кремля расходились по всему государству законы и важные распоряжения.

3. Купола и колокола Москвы.

– Чем ещё поражала Москва своих жителей и гостей? Какие достопримечательности часто упоминаются в песнях о Москве? Почему Москву называют «златоглавая»?

– Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Работа в группах.

– Как теперь вы объясните фразу «Кремль – сердце России»?

Ученики вместе с учителем формулируют вывод по проблеме:

Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр.

Работа с ноутбуками.

Учитель продолжает: «Ребята, вы полностью выполнили задание. Составили план Кремля. Делать это вам пришлось в несколько этапов. Подумайте, можно ли считать, что пословица «Москва не сразу строилась» относится и к истории Московского Кремля». Происходит обсуждение.

Учитель: «Прочитайте вывод учебника. В чём вы с ним согласны? Что хотелось бы добавить? Какие мысли? Впечатления?» Дети высказываются.

Учитель продолжает:

«Теперь, когда мы познакомились с тремя образами Московского Кремля, скажите, если когда-нибудь вам придётся рассказывать о Кремле людям из других стран, о чём вы будете говорить.

С каким Кремлём захотите их познакомить: воином, правителем или духовным старцем-утешителем?»

Занятие заканчивается свободным обсуждением.

Учитель и дети высказывают свои мысли. Дети, которые побывали в Кремле, говорят, чем запомнилось посещение, показывают фотографии. В конце занятия учитель вновь включает запись боя курантов — Кремль прощается с детьми.

ΙV. Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 12, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, выполнить, а также выбрать

творческое задание (задание 5 после текста) – пользуясь дополнительной литературой, составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства. Было его правление справедливым или нет, способствовало ли оно процветанию государства? (Написать своё мнение.)

V. Итог урока.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира (доп. материал)Архитектура Московского Кремля

Дополнительный материал к урокам Окружающего мира...

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 кл Московский Кремль

Тип урока: виртуальная экскурсияЦель урока: знакомство с достопримечательностями Московского Кремля,    формирование умения работать с планом местности. Закрепить  знания случаев...

Урок окружающего мира "Московский Кремль"

Знакомство с достопримечательностями Московского Кремля и его историей возникновения....

Презентация к уроку окружающего мира по УМК Плешакова 4 кл. "История Московского Кремля"

Тема урока: "История Московского Кремля"Цель урока:  углубление знаний об истории Московского Кремля.Задачи урока:Образовательные - закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его ...

Презентация к уроку окружающего мира Московский Кремль 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира Московский Кремль 3 класс...

Урок окружающего мира "История Московского Кремля", 2 класс, ПНШ.

   Изучение  Московского Кремля представляет одно из интереснейших явлений в  методике преподавания окружающего мира. Интереск данной теме заключается в том, что, дети ...

Презентация к уроку окружающего мира. Тема "Московский Кремль". 2 класс

Презентация к уроку окружающего мира. Тема "Московский Кремль". 2 класс...