Главные вкладки

    интегрированный урок окружающего мира и математики 2 кл Московский Кремль
    методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

    Сечко Ольга Михайловна

    Тип урока: виртуальная экскурсия

    Цель урока: знакомство с достопримечательностями Московского Кремля,    формирование умения работать с планом местности. Закрепить  знания случаев  умножения и деления на 2 и 3.

    Задачи урока:

    Познакомить с историей возникновения Московского Кремля. Сформировать элементарные представления о Москве, как столице нашей страны, крупнейшего города Европы. Закрепить умения действия умножения и деления на 2 и 3.

    Развивать диалогическую, монологическую  речь. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, обыгрывать ситуации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный  урок окружающего  мира и математики

    (Учебник Плешакова А.А.) 2 класс

    Учитель: Сечко О. М.

    Тема: Московский Кремль.

    Форма : урок - виртуальная экскурсия.

    Тип урока: знакомство с новым материалом.

    Цель урока: знакомство с достопримечательностями Московского Кремля,    формирование умения работать с планом местности. Закрепить  знания случаев  умножения и деления на 2 и 3.

    Задачи урока: формирование УУД

    Предметные

    Познакомить с историей возникновения Московского Кремля. Сформировать элементарные представления о Москве, как столице нашей страны, крупнейшего города Европы. Закрепить умения действия умножения и деления на 2 и 3.

    Развивать диалогическую, монологическую  речь. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, обыгрывать ситуации.

    Метапредметные

    1. Регулятивные

     • Контролирование и коррекция своей деятельности.

     • Учиться применять эффективные стратегии по собственной инициативе и самостоятельно.

    1. Познавательные

    • Помочь учащимся самостоятельно подобрать способы решения проблем творческого и поискового характера.

    • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
    • Развивать умение работать с разными видами информации.    

    1. Коммуникативные

    •  Развитие речевой деятельности: помочь ребенку в аргументации своего мнения, формирование навыков сотрудничества: учитель+ученик, ученик+ученик

    Личностные

    • Сформировать  положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; интерес к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями.
    • Следовать установке  любви к своему краю, народу,  Родине.

    • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской творческой деятельности.
    • Работать над осознанием ответственности за общее дело.

    Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (авт.  А. А. Плешаков),   фишки для работы в группе, компьютерная презентация Microsoft Power Point , музыкальные клипы, магниты-сувениры с изображением Москвы.

    Технические средства:  компьютер, мультимедийный проектор.

    Ход урока

    I .Организационный момент.  СЛ  

    Встало солнышко давно,   заглянуло к нам в окно

    На урок торопит нас,  

    Окружающий мир с математикой у нас сейчас.

    А теперь проверь, дружок,    

    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,    

    Всё в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадки?    

    Все ли правильно сидят? 

    Все ль внимательно глядят.

    Каждый хочет получать только лишь оценку  … (пять).

    Я каждому из вас желаю получить сегодня не только пятёрки, но и массу приятных удивительных впечатлений.

    В течение урока контролируйте свои ответы, ответы своих товарищей, т.к. в конце урока будете принимать активное участие в оценивании.

    П. Актуализация знаний.  

    2011 год был объявлен годом космонавтики. А 2012 объявлен …???

    1. Математическая шифровка «год истории»

    Учитель

    Сегодня на уроке мы с вами поговорим о сердце России. Кто же знает, что называют сердцем России?

    Ученик:

    Город чудный, город древний,
    Ты вместил в свои концы
    И посады и деревни,
    И палаты и дворцы!
    Опоясан лентой пашен,
    Весь пестреешь ты в садах;
    Сколько храмов, сколько башен
    На семи твоих холмах!
    На твоих церквах старинных
    Вырастают дерева;
    Глаз не схватит улиц длинных...
    Это матушка … Москва!

    (“Москва” Ф. Глинка)

    А знаете ли вы, что является сердцем Москвы?

         2. Разгадывание кроссворда   

     Мы это сможем узнать, разгадывая кроссворд. СЛ

    1. Основателем М. был Юрий … (Долгорукий).

    2. Главная площадь в М. называется … (Красная).

    3. При входе на Красную площадь возвышается здание из красного кирпича, в котором помещены  предметы – экспонаты, связанные с историей России. Называется это здание … музей.  (Исторический).

    4. Столица нашей Родины расположена на берегах реки … (Москва).

    5.  По Москве протекают две реки. Это Москва и… (Неглинная).

    6. Название самого главного театра оперы и балета … (Большой)  

    -Какое слово получили по вертикали?     (Кремль)

    Ученик

    Седой, украшен куполами

    Ты здесь стоишь века.

    Обросший густо тополями,

    Ты виден всем издалека.

    Познал не раз набеги вражьи,

    Свидетель славной старины.

    Здесь в битвах яростных отважно

    Стояли родины сыны.

    - О чем  идет речь в стихотворении?

    Ш. Целеполагание.

    1. Сообщение темы.

      Тема нашего урока звучит так: «Московский Кремль».  СЛ №3

    - Я приглашаю вас совершить виртуальную   экскурсию в самое сердце нашей страны.

    Во время  экскурсии мы  постараемся ответить  на следующие вопросы:

    -Что такое Кремль?

    -Кто и когда основал Московский Кремль?

    -Каким был Кремль раньше?

    -Как выглядит московский Кремль сейчас?

    - Чем был Кремль в прошлом?

    - Чем является Кремль в настоящее время?

    -Что в Кремле интересного, удивительного?  

        - Кто из вас бывал в Кремле?  

     -Может быть кто-то может рассказать что-то интересное о Кремле, может что слышали от знакомых, родственников, из телевидения?

        -На шкале знаний отметьте уровень своих знаний по теме урока. (ничего не знаю, мало знаю, узнал много нового)

    IV. Изучение нового материала.

    Работа по учебнику, толковому словарю

    Прочитайте рассказ на стр. 104-105 (1 вар)

    106-107(2 вар)

    Вопросы после чтения:  

    1. Древний Кремль.

    1. Что такое Кремль?

    Кремль - название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями.

    -Ответ на следующий вопрос вы тоже знаете, исходя из определения Кремля, догадайтесь, кто же основал московский Кремль? (Юрий Долгорукий)  (СЛ)

    - Возвращался из похода князь Юрий Долгорукий. Остановился на холме, осмотрел окрестности:

    “Да, холм высокий, лес густой, две реки протекает.

    Повелеваю, на сим мест, построить город”

    - На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора.

    - Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял -  Москвы.  Юрия Долгорукого с тех пор считают основателем Москвы и  основателем Кремля.

    - В разные времена Кремль  выглядел по-разному. Какими были стены и башни первого Кремля?

     - Сначала стены Кремля были деревянными.    (Сл)

    - Что же происходило с Кремлём дальше?

    - Затем они были сделаны из белого известняка. СЛ №  Белокаменный Кремль простоял более 100 лет. Он пережил вражеские нападения, пожары, даже землетрясения.

    - Чем был Кремль для жителей древней Москвы?

    - Каким видел Кремль Иван III?

    - Какой Кремль появился на смену белокаменному?      

    - И только спустя много лет были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича. СЛ

    Его стены и башни сохранились до сих пор.

    Итог этапа:  Давайте обратимся к нашим вопросам (опорам) и скажем, на какие из них мы уже знаем ответ.

    - Кто был основателем Кремля?

    - Как менялся Кремль в ходе истории?      

    - Каким дошёл Кремль до наших дней?

    Физкультминутка.

    2. Современный Кремль.  

    - Что представляет мос. К. для нас с вами, современных людей? (найдите и прочитайте на стр. 105 учебника.   (после проверки СЛ )

     - Чтобы лучше представить, как выглядит Кремль сегодня,  воспользуемся  чертежом Кремля на стр. 47 в вашей тетради.

    - Как называется чертёж местности? (План).

    - А теперь давайте посмотрим на план Кремля. СЛ (сканированный)

    Кремль – это прежде всего стены и башни. В плане Кремль — неправильный треугольник. Стены Кремля очень прочные. На самом деле это две кирпичные стены, пространство между которыми заполнено булыжникам. Длина стен более  2 км. 

    Посчитайте в  парах количество башен. (20)  (если кол-во расходится, то выходят и считают на слайде  вместе)

    В Кремле 20 башен. Все башни Кремля называются по-разному, чтобы их можно было отличать одну от другой.

    Самая красивая Спасская башня Кремля. На ней находятся большие часы с золотыми цифрами - куранты. (Сл)  Возведена на том месте, где в древности находились главные ворота Кремля. Сейчас через неё на территорию Кремля въезжает только президент.

    Самая древняя башня-Тайницкая   (Сл)

    Самая молодая башня-Царская. (Сл)  Она совсем не похожа на другие Кремлёвские башни. Прямо на стене стоят 4 колонны, а на них островерхая крыша. Нет ни мощных стен, ни узких бойниц. Но они ей и ни к чему. Потому что строили башню вовсе не для обороны. По преданию царь Иван Грозный любил с этого места глядеть на свой город. Позже здесь соорудили самую маленькую башню Кремля и назвали её Царской.  

    Самая мощная башня - угловая Арсенальная. (Сл)

    Самая высокая  Троицкая башня. Уу высота 80 метров.(Сл)

    Самая низкая башня - Кутафья. (Сл) Это единственная башня, расположенная за пределами стен Кремля.В старину так называли неуклюже одетую женщину. Башню принарядили уже в семнадцатом столетии. До этого Кутафья была очень суровой. Она охраняла въезд на Троицкий мост. Раньше таких предмостных башен было больше. Но до наших дней сохранилась только одна.  

    - Как вы думаете, для чего возводили башни?

     - Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы.    

    -Нельзя не любоваться башнями К. невольно хочется поговорить с ними, спросить их:

    - Какая из вас, башен, самая старейшая?    

    Я – гордо ответит Тайницкая башня. А назвали меня так потому, что два тайника во мне было: тайник-колодец и тайник -подземный ход к речному берегу. Только давным– давно это было.)

    - А самая молодая?  

    Конечно же я, Царская башня.    Мне ещё и трёх сотен лет нет. - На меня  любил подниматься царь Иван Грозный, осматривать свои владения.

    - А самая высокая?  (Я – Троицкая башня, я – башня-великан. Мой рост 80м.

    - А самая маленькая?   Мал-да удал, - это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и 14 м нет, зато я предмостная, сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестёр.

    - Как много могли бы ещё рассказать о себе башни К., но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей Соборной площади.  (СЛ) 

    - Соборную площадь окружают три собора: Архангельский, Успенский и Благовещенский. Почему же её так назвали?  Она возникла ещё при Иване III. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.(СЛ)   Это самое высокое сооружение К. Её высота 81м.  Куда не пойдёшь по переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь золотую шапку Ивана В.  (СЛ) 

    (На сколько метров она выше Троицкой башни?)

    -Рядом с Соб. Пл. словно великаны из сказки.  . Царь – пушка и царь-колокол (СЛ)

    Царь – колокол весит около двухсот тонн. Отливали его для колокольни Ивана Великого, но после страшного пожара на кремлевской земле колокол дал трещину, а потом от него отвалился кусок. Так и не сбылась мечта славных русских мастеров – позвонить в колокол, какого еще мир не слыхал и не видал.

    Царь – пушку отлили для защиты от крымского хана. Но орда не дошла до Москвы, и не пришлось горожанам увидеть, как бьет оружие, которое за величину прозвали Царь-пушка.

    Итог этапа:     

     -Какова длина стен К.?  

     - Сколько кремлёвских  башен?  

    -Самая древняя площадь К.?    

    - Почему она так называется?    

    - Самое высокое сооружение К.?  

    - Названия каких экспонатов начинаются со слова Царь?

    - В К. находятся не только музеи, соборы, памятники старины, но и действующие здания.

    - Парадная резиденция Президента России. Сл

    - Большой Кремлёвский дворец СЛ    

    3. Значение Кремля. (проблемная ситуация)

    - Как вы думаете, ребята, а какое значение имеет К. сейчас для современных людей? От врагов он сейчас москвичей не защищает. Зачем тратить на его содержании государству большие деньги, зачем его реставрировать, сохранять, беречь? Какое значение он имеет особенно для  таких, как мы, очень далеко живущих от Москвы? (подведение детей к мысли о том, что невозможно построить будущее не помня своего прошлого, своей истории)

     Собор Василия Блаженного (СЛ) Часто этот храм называют “каменный цветок”.  

    Исторический музей (СЛ)

    V. Практическая работа

    Решение примеров   (2 человека, кто больше)

    2*2         20:10      30:3       0*35       9*2      18: 6        60:10       30*2  

    3*6          20*3       100:10     27*0     3*4       7*3         24:8         27:3

     (Остальные  в это время изучают план Кремля в учебнике и тетради)

    Соотнесение сооружений Кремля с их названиями(2 чел у доски)

    Поиск заданных объектов на плане Кремля, изображённого на интерактивной доске.(1 человека у интерактивной доски, остальные  выполняют задания в тетрадях- отмечают фишками указанные объекты)

    - К сожалению, наша экскурсия по Моск. К. подходит к концу. Как вы думаете, все достопримечательности К. мы с вами увидели, всё ли о К.  узнали?

    Есть такая пословица: Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

    Поэтому каждый россиянин, где бы он не жил в нашей стране, и даже многие иностранцы, стремятся хотя бы раз побывать  в Москве, посетить Кр. Пл. и   Кремль.  (СЛ)

    - Я вам желаю за свою жизнь обязательно побывать в Москве, всё увидеть своими глазами. А пока посмотрите клип. (СЛ)

    (Клип «Москва»)

    VI.  Рефлексия

     – Давайте снова обратимся к шкале знаний, и отметим уровень своих знаний по теме Московский кремль.

    Поднимите руку, кто пополнил свои знания о Московском Кремле? 

    Оценивание – друг друга в группе.

    - Бывая на экскурсии, путешествуя,  можно встретить  журналистов из разных журналов, газет. Они хотят знать, что вам понравилось, что запомнилось?

    Вот такое интервью и я хочу у вас взять.(микрофон)

    (Что нового узнали о московском Кремле на уроке?  Что понравилось?  Что запомнилось?  Что было интересного на уроке?)

    VII. Дом. Зад.

    Много еще хранит земля кремлевская достопримечательностей.

    Я вам предлагаю подготовить сообщение о каком-либо историческом памятнике Кремля используя разные источники информации, в том числе и сайты интернета) (адреса сайтов даю на листочках каждому ученику)

    Расширить свои знания вы сможете, зайдя на сайт, специально созданный по указу президента нашей страны для вас. http://kids.kremlin.ru/ (СЛ)

     Из путешествия нам всегда хочется привезти сувенир на память. Пожалуйста.  вам сувениры за хорошую работу.

    VIII. Концовка

    Здесь так было, так и ныне, -

    Сердце всей Руси святой,

    Здесь стоят её святыни

    За Кремлёвскою Стеной!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

    Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

    Урок окружающего мира (доп. материал)Архитектура Московского Кремля

    Дополнительный материал к урокам Окружающего мира...

    Конспект интегрированного урока окружающего мира и математики

          Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока окружающего мира и математики во втором классе на тему: «Научно-практическая конференция «День Земли».    При подготовке к конферен...

    Презентация к интегрированному уроку окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

    Презентация предназначена для интегрированного урока по окружающему миру и мтематике в 3 классе."Охрана животных"....

    Интегрированный урок окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

    Интегрированный урок окружающего мира и математики по теме "Охрана животных" проведен в 3 классепо УМК "Школа России"....

    Интегрированный урок окружающего мира и математики. Путешествие по поясам освещённости героев м/ф "Маша и Медведь"

    Урок проведён в форме путешествия героев м/ф "Маша и Медведь" по поясам освещённости. Параллельно учащиеся осваивали нумерацию чисел в пределах 100. Презентация выполнена на mimiostudio, которую можно...

    Урок окружающего мира в 3 классе "Московский Кремль"

    На уроке учащиеся знакомятся с Московским Кремлём, как объектом Всемирного наследия....