Опыты и эксперименты в начальной школе
книга по окружающему миру (3 класс) по теме

Брага Анна Олеговна

Сборник опытов и эксперементов! Для реализации научно-исследовательской деятельности в рамках предмета "окружающий мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыты и эксперименты 45.78 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОЛШЕБНЫЙ ПАКЕТ»

Понадобится: полиэтиленовый пакет, вода, наточенные карандаши.

Ход опыта: наливаем воду в пакет  до половины и протыкаем насквозь карандашами в том месте, где он наполнен водой.  Вода  почти не вытекает.

Вывод:

если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей

«ТОРНАДО В БУТЫЛКЕ»

Понадобится:

 вода, подкрашенная голубым красителем, 2 пластиковые бутылки, переходник (2 склеенные пробки с отверстием 1 см). Бутылки соединяются друг с другом с помощью пробок-переходников. Одна бутылка наполняется водой.

Ход опыта:

переворачиваем бутылки так, чтобы пустая оказалась внизу, и с силой вращаем против часовой стрелки. Получается водоворот. Вода, вращаясь, переливается в пустую бутылку, образуя торнадо.

Вывод:

при вращении получается эффект центрифуги. Жидкость, прижимаясь к стенке, образует воронку, через которую поступает воздух в верхнюю бутылку и тем самым ускоряет процесс слива. Так же в природе образуется торнадо. Это канал доставки воздуха, только имеющий огромные размеры.

«ХЛОПУШКА БЕЗ ПОРОХА»

Понадобится: вода, электрический чайник, лёд, пластиковая бутылка, воздушный шарик, конфетти.

Ход опыта:

доводим до кипения воду. Надеваем воздушный шарик на горлышко пластиковой бутылки. Помещаем бутылку в сосуд с кипящей водой. Шарик надувается. Переносим бутылку из кипятка в лёд. Шарик сдувается и втягивается внутрь бутылки. Внутрь шарика насыпаем конфетти и снова помещаем в кипящую воду.

Результат: шарик вновь надувается с салютом из конфетти.

Опыт иллюстрирует, как воздух меняет объем при охлаждении и нагреве. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Мы знаем, что при нагревании вещества увеличиваются в объеме, а при охлаждении – уменьшаются. При нагревании молекулы воздуха в бутылке становятся более подвижными и начинают отдаляться друг от друга. Расстояние больше – объем больше, поэтому шарик надувается, так как воздуху необходимо больше объёма. При охлаждении, соответственно, наоборот. Мы использовали это свойство воздуха и получили отличную хлопушку без пороха.

«В ВОДЕ НЕ ТОНУТ»

 Понадобится: 3 швейные стальные иглы, свеча, плоская ёмкость для воды, вода, магнит.

Ход опыта: иглы втыкаем в свечу, они должны полностью покрыться парафином. Наливаем в ёмкость воду. Бросаем в неё иглы. Они опускаются на дно. Достаем их и вновь опускаем в ёмкость, но уже аккуратно кладем на поверхность воды. Они плавают на    поверхности. К стенкам ёмкости подносим магнит, они перемещаются за ним.

  Вывод: опыт демонстрирует силу поверхностного натяжения воды. Пленка на поверхности воды способна удерживать предмет, имеющий большую плотность, чем вода.

«РАСКРАСИМ БЕЛЫЕ ЦВЕТЫ»

Понадобится:

4 стакана, пищевой краситель 4-х цветов, вода, 4 белых цветка (гвоздики или хризантемы)

Ход работы:

на дно каждого стакана налить 100г воды и добавить 1ч. Ложку красителя. Поставить цветы в стаканы. Оставить на три дня.

Результат:

подкрашенная вода впитывается стеблем растения и

поднимается до цветка. Сначала новый оттенок появился

лишь на кончиках лепестков. Через три дня почти все цветы

будут «перекрашены».

Цветы с короткими стеблями окрашиваются

быстрее, чем с длинным.

«ХИТРАЯ ЗМЕЯ»

Понадобится:

острый карандаш, змейка, вырезанная из бумаги, лампа настольная.

Ход опыта: на хвосте змеи в самой серединке сделано карандашом углубление. Надеваем хвост на острие карандаша и  легонько дуем на змею снизу, она вращается. Затем помещаем змею над лампой, наблюдая вращение змеи.

Результат:

вращение змеи происходит за счет воздушных потоков. В первом случае змея вращается из-за того, что Илья на нее дует.  Во втором случае нагретый воздух расширяется и поднимается вверх, его место занимает холодный и змея сама начинает вращаться. Чем горячее воздух над лампой, тем быстрее вертится змея.

«ВОЛШЕБСТВО МАГНИТА»

    Понадобится:

магниты, стекло, лист бумаги, булавки, железные стружки, две пластмассовые игрушки, скотч.

Ход опыта 1:

Насыпаем на лист бумаги железные стружки, снизу прикладываем магнит, стружки притягиваются и образуют рисунок магнитного поля.

Результат: магнитное поле можно увидеть.

Ход опыта 2:

Подносим к магниту булавку, затем к этой булавке еще одну – булавка притянется к булавке.

Результат: магнитные свойства можно передать другому предмету.

Ход опыта 3:

Прикрепляем магниты к двум пластиковым игрушкам, подносим их друг к другу. В одном случае игрушки притягиваются, в другом отскакивают друг от друга.

Результат: магниты имеют два полюса: северный и южный; одноименными полюсами они отталкиваются, а разноименными – притягиваются.

«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Понадобится: 

1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

Ход опыта:

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

«КИСЛЫЙ ДОЖДЬ»

Понадобится:

воздушный шарик, апельсин.

Ход опыта:

1. Надуйте воздушный шарик.

2. Почистите апельсин, но апельсиновую шкурку (цедру) не выбрасывайте.

3. Выжмите апельсиновую цедру над шариком, после чего он лопнет.

Вывод:

цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.

«СЕКРЕТНОЕ ПИСЬМО»

Понадобится : половинка лимона, ватная палочка, чашка воды, лист бумаги, настольная лампа.

Ход опыта: Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды. Обмакнем спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

«ФИЛЬТР ДЛЯ ВОДЫ»

Понадобится: 

грязная вода (растворим почву в воде), бутылка пластиковая, лейка, активированный уголь, вата, чистая вода (для сравнения результата).

Ход опыта: 

наливаем в стакан воду и растворяем немножко почвы (делаем воду грязной). В узкое горлышко лейки наталкиваем вату, сверху насыпаем активированный уголь, на уголь кладем ещё один слой ваты. Наливаем в лейку грязную воду, и через  фильтр вода протекает в бутылку.

Результат:

 через самодельный фильтр из ваты и активированного угля вода полностью очищается от грязи

«ЦВЕТНАЯ СИМФОНИЯ»

Понадобится:

немного молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватная палочка и столовая тарелка.

Ход опыта:

 налить в тарелку немного молока. Добавить по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Не смешивайте цвета! На один конец ватной палочки капнуть немного жидкого мыла. Поместить намыленный конец палочки в центр тарелки и подержать 10-15 секунд.

Вывод: молоко по своей консистенции напоминает воду, но содержит жиры, минералы, витамины и другие вещества. Секрет симфонии цветов заключается в капле мыла. Дело в том, что основное свойство мыла – ликвидировать жиры. Когда мыло помещается в молоко, молекулы мыла стараются атаковать молекулы жиров, в свою очередь, молекулы жиров стараются избежать «нападения». Именно этот процесс и отражает стремительное движение цветов.

«СОЗДАЁМ РАДУГУ»

Понадобится:   

фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода.          

       Ход опыта:

1.Наполнили лоток водой.

 2.Положили зеркало в воду.

3.Направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала.

4.Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом.

Результат: в результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, мы смогли получить радугу в «домашних» условиях.

Вывод: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.

«КРАСОЧНЫЙ САЛЮТ»

Понадобится: вода, подсолнечное масло, стеклянный сосуд, пищевые красители разных цветов.

Ход опыта: наливаем в стакан воду примерно на 2/3. Доливаем в стакан подсолнечное масло. Из-за разной плотности жидкости не смешиваются. Далее аккуратно добавляем пищевые красители.

Результат: красители проходят через масло и растворяются только в воде. При попадании в воду красителей разных цветов создается эффект красивого салюта.

«ПОЧЕМУ АПЕЛЬСИН НЕ ТОНЕТ»

Понадобится: 2 апельсина, широкая миска с водой.

Ход опыта: берём 2 апельсина, тщательно их промываем. Один апельсин кладём в миску с водой – он будет плавать, и никакая сила не заставит опуститься его на дно. Второй апельсин очищаем и тоже кладём его в миску с водой. Апельсин тонет!

Вывод: пористая апельсиновая корка содержит много воздуха и как спасательный жилет держит апельсин на плаву!

«СВОЙСТВО ВОЗДУХА»

Понадобится: пустая пластиковая бутылка, холодная и горячая вода, воздушный шарик.

Ход опыта:

охладить открытую пластиковую бутылку, полив её холодной водой, а затем,  надеть  на горлышко воздушный шарик и поставить бутылку в ёмкость с горячей водой.

Результат: шарик сам начинает надуваться.

Если бутылку полить снова холодной водой, шарик спуститься.

Частицы, из которых состоит воздух, движутся, сталкиваются. При нагревании они начинают двигаться быстрее и при сталкивании отскакивают друг от друга на большее расстояние, и воздух расширяется. При охлаждении, наоборот, скорость движения частиц воздуха и расстояние, на

которое они отскакивают друг от друга, уменьшается, воздух сжимается.

«КУВШИНКИ»

Понадобится: лист бумаги, ножницы, ёмкость с водой.

Ход опыта: из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки к центру цветка.  Кладём цветок в ёмкость с водой.

Результат: цветок постепенно раскрывается. Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются    и цветок распускается.

Вывод: вода может подниматься вверх.  

«ЦВЕТНЫЕ ГОНКИ»

Понадобится: пластиковые стаканчики с водой, обрезанная бутылка, бечевка, фломастеры, ножницы, бумажная салфетка.

Ход опыта: берем салфетку и отрезаем полоску шириной 2 см., затем отступаем несколько сантиметров  от низа и ставим фломастерами точки всеми цветами, тоже самое делаем и с бечёвкой. Затем продеваем бечевку иголкой и опускаем в стакан, так же пускаем и салфетку в стакан с водой и ждём некоторое время.

Результат: этот опыт иллюстрирует, как проходит процесс впитывания жидкости твердым телом. Из опыта видно, что салфетка и бечевка впитывают жидкость одинаково.

«РАДУГА В СТАКАНЕ»

Понадобится: стаканы, вода, сахар, пищевые красители, ложка, одноразовый шприц.

Ход опыта: В один из стаканов добавляем 1 столовую ложку сахара, во второй - две, в третий-3. Затем в каждый из стаканов вливается равное количество воды. Получившийся раствор размешивается и с помощью красителей окрашивается в разные цвета.

Начинаем набирать получившийся раствор поочередно шприцом и очень медленно вливать в пустую ёмкость слоями (начиная с самого концентрированного).Получаем радугу в стакане.

Результат: В чем же секрет?

Концентрация сахара в каждой окрашенной

жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане.

ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА

Понадобится: сода, моющее средство, лимонная кислота, пластмассовый стаканчик без дна.

Ход опыта: разделим пластилин на 2 части. Одну половину расплющим (это будет основание), а из другой слепим полый конус размером со стакан с отверстием вверху (склоны и жерло вулкана). Соединим обе части, тщательно скрепляя стыки, чтобы наш вулкан получился герметичным. Переносим "вулкан" на тарелку, которую помещаем на большой поднос. Теперь приготовим "лаву". Насыпаем внутрь вулкана столовую ложку питьевой соды, немного красного пищевого красителя (сойдет и свекольный сок), вливаем чайную ложку жидкости для мытья посуды. Последний штрих: насыпаем в  "жерло" четверть стакана лимонной кислоты. Вулкан тут же просыпается, раздается шипение, из "жерла" начинает валить ярко окрашенная пена. Эффектное и незабываемое зрелище!

Объяснение: лимонная кислота, вступив в реакцию с содой, и спровоцирует «извержение вулкана».

«ТАНЦУЮЩИЕ СТРЕЛКИ»

Понадобится:

стакан без граней, вода, лист бумаги, фломастер

Ход  опыта:

На листе бумаги рисовать стрелку, направленную вправо, перед листом поставить стакан и наливать в него воду.  Когда вода поднимется выше уровня рисунка, стрелка повернется влево.

Почему так произошло?

В данном эксперименте свет проходит сквозь воздух, стекло, воду, снова через стекло, а затем обратно. И всякий раз, когда свет проходит из одной среды в другую, он преломляется. Конечно, это не объясняет, почему нарисованные стрелки изменяют свое направление, но представьте, что стакан воды здесь работает как линза. Когда луч света проходит сквозь линзу, он искривляется в сторону центра. Точка, в которой лучи сходятся вместе, называется фокусом, но за его пределами изображение переворачивается, потому что лучи меняют направление.

«МАГНИТИЗМ»

Понадобится: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.

В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы, мы определяем, что не металлические предметы не притягиваются к магниту , но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.

Вывод: магнит хорошо притягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монеты и др. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

«КОКА-КОЛА»

Понадобится: газированный напиток «Кока-кола», куриное яйцо, ржавые гвозди, стакан.

Опыт 1. 

Для экспериментального доказательства вредного воздействия газированных напитков на зубы, мы взяли сходный по структуре материал – яичную скорлупу. Поместили в стакан с напитком. Через три дня вытащили скорлупу, и увидели, что она стала коричневой и мягкой. Вывод: эксперимент с яйцом подтвердил способность «кока-колы» растворять кальций (зубы, ногти, кости).

Опыт 2.

Взяли 3 окислённых (ржавых) гвоздя и опустили их в «Кока-колу». На третий день вынули гвозди из напитка, протёрли их тряпочкой и увидели, что гвозди очистились. Вывод: “Кока-кола” разъедает ржавчину!

Опыт 3.

В стакан налили «Кока-колу» и оставили его на неделю. Через неделю вода из напитка  испарилась, а в стакане остался тягучий сироп. Вывод: в этом напитке очень много сахара.  

ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА

Понадобится: вода, подсолнечное масло, стеклянный сосуд, пищевой краситель, шипучая таблетка.

Ход опыта: наливаем в стакан воду примерно на 1/3.Далее аккуратно добавляем пищевые красители, чтобы было лучше видно результат эксперимента. Доливаем в стакан подсолнечное масло. Из-за разной плотности жидкости не смешиваются. В конце добавляем ¼ шипучей таблетки.

Результат: вступая в реакцию с водой, таблетка выделяет газ, который перемешивается с молекулами подкрашенной воды и поднимается вверх. В слое масла образуются цветные воздушные пузыри.

КАРТОННАЯ РЫБКА

Понадобится: картон, ножницы, карандаш, вода, жидкое мыло, поднос.

Ход опыта: из картона вырежьте пластинку по форме рыбки размер должен быть примерно (7*3), размер выреза 0,3 см. и опустите ее на поверхность воды, налитой в большой пластмассовый поднос. В центре выреза картона на воду капните жидкое мыло. Рыбка приходит в движение.

Объяснение: дело в том, что жидкое мыло уменьшает поверхностное натяжение воды у картона с одной стороны. Пластинка приходит в движение в сторону большего поверхностного натяжения.

ПРЫГАЮЩИЕ ПУЗЫРИ

Понадобится: шерстяная перчатка, жидкость для мыльных пузырей.

Ход опыта: надеть шерстяную перчатку. Выдуть шарик и постараться опустить его на руку. Осторожно попробуйте заставить шарик подпрыгивать.

Результат: мыльный пузырь не лопается! Поверхность пузыря из мыла и воды достаточно упругая. Пузырь опираясь на ворсинки перчатки – парит в воздухе. Можно провести опыт в холодный зимний день, вынести этот шарик на «шерстяной тарелочке» на улицу. Он замерзнет и будет выглядеть как елочная игрушка.

БАТАРЕЙКА ИЗ ЛИМОНА

Понадобится: лимоны, медная проволока, гвоздь, светодиод.

Ход опыта: в лимон втыкаем гвоздь и медную проволоку. Соединяем последовательно три лимона для того, чтобы зажечь светодиод.

Результат: появилось напряжение, загорается светодиод.

Поговорим? В лимонной батарейке сок выступает в качестве электролита, медная проволока -положительный заряд (электрод), а гвоздь - отрицательный. При присоединении электропотребителя замыкается цепь. Внутри лимона происходит химическая реакция. Электроны внутри атомов лимонного сока собираются на отрицательном электроде и начинают течь по цепи к положительному электроду. Таким образом, возникает электрический ток, текущий по электрической цепи

ИЗМЕНЕНИЕ ВЕСА

Понадобится: чаша с водой, гиря, весы (кантер)

Ход опыта: в чашу наливаем воду, на весы вешаем гирю и опускаем её в воду.

Результат: при опускании гири в воду, она теряет вес (это видно на весах).

Поговорим? По закону Архимеда каждое тело, погружённое в жидкость, становится легче: оно теряет в своём весе столько, сколько весит вода, вытесненная им.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ВОКРУГ НАС

Понадобится: воздушный шарик, шерстяная ткань, мелкие клочки бумаги.

Ход опыта: насыпаем часть клочков бумаги внутрь воздушного шарика, остальные клочки кладём на стол. Надуем шарик, завяжем горловину и легонько потрём о шерстяную ткань. Теперь поднесём шарик к бумажкам, лежащим на столе

Результат: 

Бумажки притянулись к шарику. Часть бумажек висит, касаясь кончика шарика, остальные падают обратно на стол. А те, что насыпали внутрь шара, так и лежат на дне.

 

Поговорим? 

Потерев шарик о ткань, мы придали ему отрицательный заряд. Вокруг шара возникло электрическое поле, способное притягивать предметы. Каждый предмет от природы имеет положительный и отрицательный заряды. Обычно заряды равномерно распределены по предмету, но стоит попасть в электрическое поле, заряды разделяются.

РИСУЕМ ЛАКОМ НА ВОДЕ

Понадобится:

Лак для ногтей (разных цветов), емкость с водой, стеклянный сосуд.

Ход опыта: Наливаем холодную воду в сосуд с большой площадью поверхности.

2. Капаем лак для ногтей на поверхность воды.

3. Капаем лак другого цвета, далее другого и так далее.

4. Зубочисткой рисуем рисунок.

5. Опускаем в воду предмет, которые хотим покрасить.

Итог: капаем в воду одну каплю лака для ногтей (она растекается по поверхности воды). Лак другого цвета капаем в центр предыдущей капли и так далее: чем больше цветов и циклов тем красочнее. После завершения циклов зубочисткой рисуем узоры из получившихся кругов. Делать все нужно быстро, пока не высох лак. Потом в эту узорную пленочку опускаем все, что хотим покрасить. Рисунок отпечатался!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение образовательных и информационных технологий при выполнении учебного эксперимента в начальной школе

В статье описано использование информационных технологий при выполнении учебного лабораторного эксперимента на уроках окружающего мира в начальных классах...

Работа с лабораторным оборудованием. Изучаем окружающий мир: естественно-научный эксперимент в начальной школе.

На уроках естествознания в начальных классах естественнонаучным и техническим вопросам, как правило, уделяется недостаточно внимания. В то же время многие школьники увлекаются именно этими вопросами.К...

Дифференцированный подход в обучении младших школьников. (Из опыта работы по комплекту "Начальная школа XXI века")

   УМК "Начальная школа XXI века" дает прекрасные возможности для реализации дифференцированного обучения младших школьников, т.к. одной из задач авторского коллектива была ориентиров...

Мастер-класс "Применение образовательных и информационных технологий при выполнении учебного эксперимента в начальной школе"

      В современном школьном образовании при переходе на стандарты нового поколения большое внимание уделяется системно-деятельностному подходу к обучению....

Доклад «Опыты, эксперименты – как активные методы обучения учащихся на уроках в начальной школе с точки зрения формирования УУД»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает...