Открытый урок по окружающему миру "Ты и твоя семья"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_1_klasse.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа№15 городского округа город Нефтекамск

   

Открытый урок по окружающему миру,                                                                                       проведенный 19 ноября 2015 года  в 1 б классе

на тему: «Ты и твоя семья»

Провела: учитель начальных классов Хабибуллина Ф.Ф.

2015-2016 учебный год

                                           Тема: Ты и твоя семья.

Вид урока: урок введения новых знаний.

Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить  элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;

- помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;

- совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы со схемой;

Воспитательные:

- содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней;

- формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким.

Оборудование:

- карточки для работы;

- презентационное сопровождение урока;

- компьютер, проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Орг.момент

 Самоопределение                    к деятельности

Определение темы урока

Прикрепляем табличку «СЕМЬЯ»

-Дети вам тепло? В классе светло?                                           Прозвенел  звонок? Уже закончился урок?                                                   Только начался урок? Хотите учиться?                                                  Значит можно всем садиться.

 - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми  трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.

  • Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями

-Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет радость общения друг с другом. - Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым.                                                                                                                          

(слайд  2)

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных  семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!

-Что означают эти удивительные семь Я?

- О чём мы будем говорить на уроке?                            

- Верно. Мы будем говорит о семье,                          о вашей семье.                                                                    ( слайд  3)    

- Тема нашего урока: «Ты и твоя семья»                         

- Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа;

 - мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми,

 - выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

-Помогать нам как всегда будут наши старые знакомые

- Вы их узнали? Кто они?                                                    (слайд  4)

- А это их семья.                                                              

Семья

- будем говорить о семье

                                                  Это Лена и Миша

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности                      

Физминутка             (пальчиковая гимнастика)

Прикрепляем табличку «мама, папа, дети, бабушки и дедушки»

         

(работа в тетради с. 29 № 4

Прикрепляем табличку  «Близкие родственники»

- Что для вас означает слово СЕМЬЯ?

- Сейчас вы перечислили членов семьи.

- Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны

- Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.

(слайд 5) 

Очень люблю, когда все собираются
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,                                                      Мы называемся вместе – семья.

- Каких членов семьи перечислили в четверостишии?                                                                                      

- О ком не говорится в этом стихотворении?

- Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?

- Чем различаются семьи?

- Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите.

- Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи.

(стоя)     Этот пальчик – дедушка,

               Этот пальчик – бабушка,

               Этот пальчик – папа,

               Этот пальчик – мама,

               Этот пальчик – Я.

               Вот и вся моя семья.

Итог: - Так, кто же является членами семьи? (слайд 6)

- Итак, семья – это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Родственные связи

- А все ли из вас знают, кто кому кем в семье доводится? (слайд 6-7 )

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто кому кто?» и на примере семьи Лены определить родственные связи.                                                                                  

- Попробуйте догадаться, кто из членов семьи Лены изображён в вашей тетради на с. 29.№ 4

- Возьмите в руки карандаш. Нам нужно будет прочитать задание, назвать соответствующее имя и впишите его в пустой прямоугольник.

- Если кто-то затрудняется в написании имени,  можно поставить только первую его букву.

 Итог: - Молодцы! Справились, знаете, кто кому кем  доводится.

Итак, члены семьи – это не только близкие люди, а  родственники.

Итог:  Давайте уточним значение слова «семья»?  И у нас появляется следующая табличка.

Варианты ответов

Хором произносят СЕМЬЯ!

О дедушке, братьях, сестрах, племянниках и др.

Нет

составом

называют

Это самые близкие люди: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки

Дети читают, называют имена, подписывают портреты

Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки.

III.Первичное закрепление

Просмотр фрагмента

Работа в парах. Прикрепляют таблички «нежность, забота, любовь, ласка»

- Семьи есть не только у людей, но и у животных.                                                                            (слайды 8 -9)

- Кто изображён на этих фотографиях?

- Можно ли назвать их семьёй?

- Кто изображён на этих фотографиях.              (слайды 10-11)

- Что связывает членов семьи?

- Есть что-то общее, что их объединяет.

- Что ещё объединяет  семьи и людей, и семьи животных?

Итог: Что же может объединять членов семьи?

-  Выберите соответствующие таблички.

- Молодцы, действительно, матери заботятся о своих малышах, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям.

- Как вы можете выразить свою любовь к родителям?

Итог: -Давайте уточним, что мы уже знаем о семье?

- Значит, основой семьи является забота друг о друге, нежность, любовь и ласка.

Животные

Да, потому что изображены мамы и малыши.

Нежность, любовь, ласка.

делают вывод:

Забота о детях, ласка, любовь.

забота друг о друге,

Варианты ответов.

Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка.

Физминутка

- А ещё ребята могут быть похожими на своих родителей: внешностью, поведением.

- А сейчас поиграем в игру, которая называется

   «Уголки».

Встаньте: - в правый угол ---  - кто похож на маму?
        - в левый угол  ----  кто похож на папу?

         - ко мне      ----  кто похож сам на себя?

      - в правый угол --- у кого есть сестрёнки?

     -  в левый угол ---  у  кого есть братишки?

     -к двери ------ у кого есть и братишки и сестрёнки

      -   к окну ---- у кого пока никого нет?

       Все ко мне  ----- кто любит свою семью, дорожит ею!

Дополнительные вопросы(если есть время)

    - кто похож на маму?
   - кто похож на папу?
   - кто скучает по родителям, уезжая из дома?
   - в чьей семье занимаются спортом?
   - у кого нет секретов от родителей?
    - кто помогает родителям по дому?


   - кто любит свою семью, дорожит ею!

Работа с учебником с. 66                      

Работа в тетради с.29 № 3.

Работа с учебником с. 66                      

Прикрепляют табличку «помогают друг другу»

Прослушивание рассказа о семье детей                          

- Да,  вы счастливые дети.

 - Итак, членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, чем-то очень и очень важное…

- Понять это мы сможем, если проанализируем один день семьи Лены и Миши.                      

  (слайд 12)

- Внимательно рассмотрите картинки в учебнике на с. 66

-Это один из выходных  дней.

- Чем заняты взрослые и дети?

- Кто готовит завтрак?

- Чем занимаются остальные члены семьи?

- Как проходил семейный вечер?

- После чего решили зайти в гости к бабушке и дедушке и предложить им коллективный поход в кино.

- Но, чтобы успеть в кино, необходимо помочь им справиться с домашней работой.

(слайд 13)

- Помогите распределить домашнюю работу между членами семьи так, чтобы они всё сделали и успели попасть в кино.

                                                                     (слайд 14)

- Как вы думаете, почему им удалось быстро справится с этой работой?

- Можно эту семью назвать счастливой? Почему?

- Авторы учебника вывели правило счастливой семьи и записали её в вашем учебнике в красной рамке. Что же у них получилось?

- Кто нам поможет прочитать?

- Что же у нас получилось? Мы с вами сформулировали то же правило, что и авторы учебника.

- Значит, рассуждали мы с вами верно.

- Итак, как должна быть устроена жизнь в счастливой семье?

- И у нас с вами появляется последняя табличка «помогают друг другу»

Итог: - Что бы вы ещё добавили в это правило?

- Ребята принесли фотографии, рисунки про свою семью. Расскажите про свою семья. Какая она у вас? Можно назвать семью счастливой? Почему?

(слайд 15) Загадки про маму. Не забудьте поздравить с днем мамы который отмечается в конце этого месяца.

-Выполняют домашнюю работу

- Мама

-Лена помогает маме, а Миша помогает папе.

- все вместе отправились гулять в парк

Распределяют домашнюю работу

-Потому что они помогали  друг другу.

Да, потому что все члены семьи  помогают друг другу.

Дети читают,

Все должны друг другу помогать

Забота, любовь, нежность, ласка.

                                         Дети рассказывают  о своей семье.

Итог работы.

(Слайды 16-17)                                                            - Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека – о семье.

- Давайте, опираясь на нашу схему, вспомним:

- Что нового узнали на уроке?

- Что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи?

- Что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье?

- Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями.

- И заслужили награду.

- Нащупайте её под крышкой парты.

- Вам присваивается звание «Знаток семьи».

-Мне было очень приятно работать с вами вместе и, конечно хотелось бы узнать и ваше отношение.

Покажите мне сигнальные карточки, которые соответствует вашему настроению

 - было легко и интересно  работать,

        - испытывал затруднения,

      - было очень сложно

-это члены семьи(мама, папа, дети, дедушка, бабушка), связанные родственными отношениями.

- забота, нежность.

Ответственность, взаимопомощь.

(варианты ответов)

Рефлексия с помощью цветных стикеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру на тему « Семья»

На собрании в 1 классе я рассказала об идее проектной деятельности, о  целях, задачах и способов их осуществления, том,  как сделать родословное дерево, придумать герб, девиз своего ро...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Ты и твои друзья" ( школа 2100)

Данный урок окружающего мира нацелен на самостоятельный поиск учащимися ответов на вопросы, каким должен быть друг, какие правила дружбы нужно соблюдать. Упор делается на технологию проектной деятельн...

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс...

Открытый урок по окружающему миру «Наша дружная семья»

Тип урока: открытия нового знанияМетоды: словесный, проблемный, частично-поисковый, проекта, наглядный....

Открытый урок по окружающему миру "Наша дружная семья"

Открытый урок по окружающему миру " Наша дружная семья" Плешаков 2 класс...

Презентация к уроку окружающего мира "Тыи твоя семья" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе...