Урок по окружающему миру "Зачем нужны поезда" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Глотова Наталья Николаевна

Конспект урока  1 класс по теме "Зачем нужны поезда?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.docx274.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме

"Зачем нужны поезда?". 1-й класс

Цель: Формировать у детей представление о назначении и об устройстве поездов и железных дорог.

Задачи:1. Познакомить с видами, назначением и устройством поездов; формировать представления об устройстве и назначении железных дорог, о профессиях людей работающих в этой сфере;

познакомить с историей развития железной дороги, назначением детской железной дороги.

2. Развивать интерес к технике; развивать монологическую речь и фантазию, умение классифицировать, обобщать и делать выводы.

3. Воспитывать уважение к профессиям родителей, патриотизм.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение поездов; рассказывать об устройстве железной дороги.

Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

У детей: Учебники, рабочие тетради, конверты с материалами и приложения, клей.

Ход урока

I. Организационный момент.

– У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу – подарите хорошее настроение. Садитесь.

II. Актуализация знаний.

– О чём мы говорили на прошлом уроке?

– Зачем люди создали автомобили?

– Какие бывают автомобили?

– Какую работу вы выполнили дома? (склеили модель автомобиля)

– Давайте повторим устройство автомобиля (Один учащийся работает с электронным

приложением к учебнику, остальные находят на своих моделях.)

IV. Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи.

http://festival.1september.ru/articles/212418/img1.jpg

1)– Муравьишка принёс нам загадку: 

Что за чудо? Вот машина! Сто колёс! А где же шины? По стальной дороге мчится. Приглашает прокатится. (поезд) (слайд)

2) ПОЕЗД – На доске

– Кто видел поезда? Где?

– А кто из вас путешествовал на поезде?

– Назовите тему сегодняшнего урока.

Составление кластера:

– Ребята, Дети Вам приготовили ЗАГАДКИ

Мимо рощи, мимо яра

 Мчит без дыма, мчит без пара Паровозов сестричка. Кто такая? (Электричка.) Я в любое время года и в любую непогоду очень часто, в час любой Подвезу Вас под землёй (Поезд метро.)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит

(Поезд.)

Я зашел в зеленый дом,

Но недолго пробыл в нем.

 Оказался этот дом быстро в городе другом! (Поезд дальнего следования)

Про какой поезд не сказали?

ПРО ТОВАРНЫЙ!!

Муравьишка просит ему помочь.

Он находится в городе и решил поехать на дачу.

На каком поезде ему нужно ехать?

– А мудрая Черепаха в большом городе решила посетить музей. Может ли она поехать на поезде? На каком?

– У нас получились разные мнения. Что нам делать? (разобраться)

– Какие задачи мы перед собой поставим?

– Продолжите предложения: (слайд 4)

Научиться объяснять (назначение поездов)

Научиться различать… (основные виды поездов)

V. Открытие нового знания.

1. Работа с учебником

– Рассмотрите рисунки на с. 62 учебника. Прочитайте подписи. Расскажите о назначении поездов.

2. Отгадывание загадок:

– Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро под землёй Провезу вас под землёй. (поезд метр)(слайд 5)

– В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги– метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт-Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы. (слайд 6) К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор.

– О каком поезде следующая загадка:

Мимо рощи, мимо яра мчит без дыма, мчит без пара Паровоза сестричка Кто такая? (электричка) (слайд 7)

– Для чего нужны электрички? (пригородные поезда) (перевозить людей на небольшие расстояния от города)

– Теперь отгадайте ещё одну загадку:

Я зашёл в зелёный дом, больше суток пробыл в нём. Оказался этот дом В дальнем городе другом. (поезд дальнего следования) (слайд 8)

– Для чего нужны такие поезда?

– Послушайте ещё одну загадку:

Земля дрожит, силач бежит, тянет он за собой Вагоны с углём и бензин дорогой. (товарный поезд) (слайд 9)

3. Работа с текстом учебника – Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90.

– Прочитайте текст.

4. Просмотр сюжета с электронного приложения к учебнику.

VI. Первичное закрепление.

– Давайте вернёмся к вопросу: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу? (на электричке) (слайд 10)

– На каком поезде поедет Сова в музей? (поезд метро)

– Летом, возможно кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? (поезд дальнего следования)

– Ребята, а чем отличаются вагоны пассажирских и товарных поездов? (ответы учащихся)

Слайды 11, 12

5. Работа в парах. – А как же устроена железная дорога? Подумайте об этом, порассуждайте в парах. (Ответы учащихся) (слайды 13, 14)

Собрать слова;

ВОК -ЗАЛ; ЭСТА -КАДА; ТУН -НЕЛЬ; ШЛАГ -БАУМ; ВА -ГОН; ЛОКО -МОТИВ; КОН -КА.

СОПОСТАВИТЬ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

ФИЗМИНУТКА

Мы на карусели сели, завертелись карусели. ходить по кругу мы на карусели сели, завертелись карусели. Вверх летели потянулись вверх, вниз летели присели на корточки вверх летели, вниз летели, а теперь с тобой вдвоем мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Нашу лодочку качает.

6. Работа с учебником.

– Рассмотрите схему на с. 91. (слайд 15)

– Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум – слайды 16, 17, 18, 19)

– В черте нашего села тоже есть железнодорожный переезд. Как он устроен?

7. Работа с учебником. История железной дороги. – Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога?

– давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что…)

8. Рассказ учителя.

– В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном).

Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн. (слайды 20, 21) Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране. (слайды 22, 23) В паровые тихоходы забирались пешеходы. (слайд 24) И могли они в пути на ходу легко сойти. Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом. (слайд 25)

9. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка.

– Откройте с.42. Что здесь изображено? (Локомотивы.)

– Для чего локомотив нужен поезду? (Это силач, который тянет за собой вагоны)

– А чего здесь не хватает? (вагонов)

– Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда.

– Сверьтесь с эталоном. (слайд 26) Проверьте работу своего соседа по парте. Оцените его работу с помощью «светофора».

– Чем отличаются пассажирские поезда от товарных? (разные вагоны)

10. Знакомство с профессиями.

– Ребята, а поезда сами по себе идут по рельсам? Автомобилем управляет шофёр, а кто ведёт поезда? Люди каких профессий заняты на железной дороге?

– Мы живём рядом с городом Белогорском, в котором находится крупная узловая железнодорожная станция (слайд 27). Отсюда идут поезда в разных направлениях. Есть вокзал, локомотивное депо и др. подразделения.

– В нашем классе есть ребята, родители которых работают мастером пути, помощником машиниста, осмотрщиком, проводником. Давайте послушаем их рассказы. (Рассказы учащихся в сопровождении слайдов с фотографиями.)

11. Детская железная дорога.

– А как вы думаете. Могут ли дети управлять поездами?

В некоторых городах нашей страны: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Новосибирске и др. есть детские железные дороги. (слайд 28). Работают они в летнее время и обслуживают их только школьники: проводники, машинисты, ревизоры – это дети. (слайды 29 – 32)

Есть такое замечательное место и в нашей Амурской области – в городе Свободном более 70 лет работает малая Забайкальская железная дорога. Она является самой длинной из всех детских трасс России. Если представится возможность, побывайте на такой дороге и познакомьтесь с её работой.

А пока вы можете найти информацию в Интернете, рассказать нам на следующем уроке и нарисовать детскую железную дорогу в тетради на с. 43.

VII. Рефлексия смайлики в поезде

Дети берут заранее подготовленные кружки, рисуют на них смайлики оценивая свое отношение и понимание к уроку, прикрепляют их к паровозику на магниты .

http://img-fotki.yandex.ru/get/6002/47407354.55b/0_c40c3_f789c3dd_orig.png

VIII. Подведение итогов.

– Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?»

– Какие открытия вы сделали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема:"Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"

Урок-путешествие по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"УМК "Школа России".А.А.Плешаков "Окружающий мир.Мир вокруг нас.-М.:Просвещение, 2010....

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект урока по окружающему миру "Всепрофессии важны, все профессии нужны" УМК "Начальная школа 21 века" расширяет представления учащихся о профессиях, продуктах труда, способствует формированию у...

Презентация к уроку по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"

На уроке использовала технологию проблемного обучения, личностно-деятельностный подход к обучению. Урок сопровождался мультимедийной презентацией, благодаря которой повышается концентрация внимания у ...

Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"

Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"...

Урок по окружающему миру в 1 классе "Зачем нужны поезда"

Формирование представлений о назначении и устройстве поездов и железных дорог; познакомить детей с видами  назначением железнодорожного транспорта....

Урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Зачем нужны автомобили?»

Данный урок разработан к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс», автор: А.А.Плешаков. В 1 классе ещё не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области д...

проект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов"

В данной разрабртке постаралась проедусмотреть варианты формируемых у обучающихя УУД на каждом этапе урока...