Зона степей
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Царева Наталья Александровна

Конспект урока для 4 класса на тему: "Зона степей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zona_stepey_4_klass.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Царева Наталья Александровна – учитель начальных классов

(ГБОУ Школа№998)

Тема: «Зона степей»

(4 класс)

Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
  2. Познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром в зоне степей.
  3. Продолжить развивать умение работать с картой.
  4. Учить наблюдать сравнивать, рассуждать, делать выводы, работать с информацией.

Оборудование:

  1. Карта.
  2. Карточки (изображение растений).
  3. Карточка (особенности растений степи).
  4. Презентация.
  5. Костюмы для сценки «Обитатели степи».
  6. Атлас определитель.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени не терять.

И о том, как потрудились дома

Поспешим рассказать.

  1. Проверка домашнего задания.

- Какую природную зону изучали на прошлом уроке?

(Мы изучали  зону лесов)

- Покажите на карте зону лесов. Расскажите о её расположении.

(Зона лесов расположена южнее зоны тундры. Протянулась с Запада на Восток. Занимает Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье. Состоит из трёх частей: тайга, смешанные и широколиственные леса.)

Расселите животных и растения по природным зонам.

(Работают у доски)

 

Животные

        Зона тундры

Растения

летяга

карликовая береза

белая куропатка

ягель

песец

венерин башмачок

глухарь

     Зона лесов

дуб

соболь

береза

  1. Работа над новым материалом.

- Куда приведёт нас дорога? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь кроссворд разгадать.

Кроссворд.

1          2

Б

Л

3

4

5

Р

И

Л

О

У

С

М

И

Л

С

Т

Е

П

Ь

Н

В

Д

А

Х

И

Е

В

А

К

Н

Е

А

Н

Д

И

Ь

Ц

А

- Отгадай растения и животных лесов.

1. Кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. (Брусника)

2. Загадка:

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимой без иголок. (Лиственница)

3. Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4.В народе это дерево называют часто «сладким».

Во время цветения к нему летят пчёлы и мёд самый душистый. (Липа)

5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. (Ольха)

Ключевое слово – СТЕПЬ. Это тема нашего урока.

1. Практическая работа.

- Рассмотрите карту природных зон России. Каким цветом на карте обозначена зона степей?

(Зона степей обозначена жёлтым цветом. Она расположена южнее зоны лесов)

- Сравните площадь зоны степей и зоны лесов. Что скажете?

(Зона степей намного меньше зоны лесов).

- Сейчас посмотрим на физическую карту России. Где же находится зона степей?

(Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири.

2. Рассказ ученика о климате. (Ученик приготовил опережающее домашнее задание).

Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.  Лето продолжительное, засушливое. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные дури. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву потоками, стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая.

3. Животный мир степи.

Сценка.

Автор. Жаркий летний день. Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга, т.к. тушканчик питается растениями, а куропатка насекомыми.

Тушканчик. Наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.

Куропатка. И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только не пойму я, тебе-то чего его бояться? Разве орёл  тебя поймает?

Тушканчик. Я для того и бегаю быстро, чтоб не поймал. Да кто его знает, лучше не рисковать.

Куропатка. А кто ещё у нас в степи также быстро бегает, как ты?

Тушканчик. Сайгак (слайд).

А мыши, суслики и хомяки по норам прячутся. (слайд)

Куропатка. Мало нам орлов, так ещё лисы с волками появились. (Слайд)

Тушканчик. И не говори. Надоело мне здесь, я вот думаю, может в северную степь перебраться. А то здесь ковыль, да ковыль, а там цветов, трав всяких уйма.

Куропатка. Не знаю, мне и здесь хорошо. Смотри дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как. (слайд)

Тушканчик. Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо.

Куропатка. Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок. (слайд)

Тушканчик. Или орёл. Куропатка. Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, а потом оттуда на всех камнем бросается…  Нет настоящая птица так не поступает.

Тушканчик. Вон, кузнечик поскакал!

Куропатка. Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок короткие. Кузнечики насекомыми питаются, а кобылки- растениями.

Автор. И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик поскакал по степи, туда , где люди пшеницу посеяли Будет у него вкусный обед.

- Какие животные населяют степь?

4. Физ.минутка: «Стрекоза».

5. Работа в группах.  Растительный мир.

- Чтобы определить растения степи. Вы сейчас разобьётесь на группы по 5 человек. И каждая группа получит задание.

(учитель раздаёт задания. 3 группы получают по 5 карточек с изображением растений).

1 группа. Карликовая берёза, тюльпан, ковыль, типчак, венерин башмачок.

2 группа. Голубика, пион  тонколистный, типчак, ирис, земляника.

3 группа. Ландыш, ирис, ковыль, тюльпан, ягель.

Откройте атлас определитель. Найдите и прочитайте информацию о растениях, которые растут в зоне степей. Наклейте их на лист, где написано «Степь» и запишите краткое описание этих растений.

4 группа. Вам дан текст об особенностях растений зоны степей. Прочитайте и дайте характеристику растений пользуясь карточкой-«помощницей».

А) растения степи – это деревья, кустарники, травы;

Б) форма листьев: узкая, широкая. Почему?

В) цвет листьев: светлый, тёмный. Почему?

Г) корневая система: луковица, пучок, корневище. Почему?

Все растения степи травянистые, растут на плодородно почве. Они приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например , у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Так корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Цвет листьев светлый и они так лучше отражают солнечные лучи.

Обобщение – показ слайдов (растительный мир степи)

  1. Подведение итогов.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке.

-Закончить урок хочу следующими строками.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – везде раздолье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь!

И зовётся – это степь!

  1. Домашнее задание.

Задание в рабочей тетради. Дополнительное задание. Подготовить небольшое сообщение о представителях животного мира степи, а затем мы составим книгу – «Животные степи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.

Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно  работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...

Природная зона нашей страны: зона степей

Конспект   урока  в  4  классе    "Природные   зоны   нашей  страны: зона   степей" ( УМК  "Школа   России")...

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Зона степей. Степь и человек.

Зона степей. Степь и человек....

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....