Внеурочная образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению «Экологическое воспитание».
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Брендина Ирина Николаевна

В начальной школе закладываются основы экологической культуры.Дети впервые попадают в мир знаний о природе.Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.Конечным резульатом должно стать не только овладение определенными навыками и умениями ,а развитие эмоциональной отзывчивости,умения и желания активно защищать,улучшать,облагораживать природную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Внеурочная образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению

 «Экологическое воспитание».

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №12

Брендина Ирина Николаевна

Пояснительная записка к программе «Экологическое воспитание».

        В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое образование (воспитание, развитие, обучение) подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость  обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе начальной, которая позволила бы воспитать и обучать поколение людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.

        В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь  дети впервые попадают в мир знаний о природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а  развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

        Познание мира невозможно без познания связей и  отношений, существующих в ней. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействий человека и природы.

        В начальной школе дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека и природы, что человек – совершенное творение природы – не может существовать вне ее. В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое  состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Дети постепенно подходят к сознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. От личного участия каждого в движении за здоровую биосферу зависит то,  каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент; в начале или в конце своего путешествия в будущее.

        Экология – это связующее звено между различными предметами. Широкие возможности для экологического образования и воспитания учащихся представляет материал многих учебных предметов. Главное в том, что  в результате педагогической работы дети смогли бы:

- осознать зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей и понятий;

- от практических   действий, поведения  взрослых и детей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных;

- участвовать в движении за здоровую биосферу, начать  свое  путешествие в будущее.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

                Для каждого учителя очевидно, что эффективность реализации экологического воспитания в начальной школе возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеклассной работе. Можно использовать разнообразные виды внеучебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную, трудовую, туристско-краеведческую, художественное творчество. Наиболее эффективными становятся инновационные технологии экологического воспитания, предусматривающие групповую деятельность: дебаты, ролевые игры, проекты, дискуссии, моделирование. Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, природу на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения вокруг. Дети понимают, что  в основе добрых дел лежит любовь к природе, ее обитателям, к Родине, бережное отношение к ее богатствам, долг и ответственность перед Отчизной. В силу возрастных особенностей младших школьников необходимо часто ходить  в кино, в зоопарк, посещать музеи и выставки, совершать походы и экскурсии в природу.

        

Цели и  задачи.

                Основная цель предлагаемой программы экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

- углубить   и расширить  экологические знания учащихся;

- формировать  поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков;

- формировать чувство бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты воспитательной работы по направлению «Экологическое воспитание»

        По окончании 1 класса:

Научатся понимать:

- значение природы для себя, для общества, для страны;

- элементарные представления об окружающей среде и ее обитателей;

- важность воспитания уважения и чувства гордости за природу своего края, за страну;

- правила сохранения природных богатств;

- основные правила поведения на природе.

Получат возможность научится :

- экологически грамотно вести себя на природе;

- проявлять себя в общественно полезном труде;

- проявлять чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому;

- любить и беречь природу родного края;

- охранять и беречь природное наследие своего края.

Сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- удовлетворения познавательных интересов об экологии;

- ведения активного образа жизни;

- формирования  творческого отношения к  природе родного края и его обитателям.

Сотрудничество школы с другими учреждениями

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Школьный и городской музеи

Знакомство с природой города, родного края.

Экскурсии, просмотры экспозиции, выставок.

Центр Детского творчества

Дополнительное образование детей в области природы и экологии родного края, расширение кругозора учащихся.

Посещение кружков, конкурсы, праздники.

Городской детский эколого-биологический центр

Расширение кругозора учащихся об экологии, дополнительное образование.

Конкурсы, викторины, праздники, посещение кружков.

                            Основные модули программы

« Природа – наш дом»

Форма внеурочной деятельности

1.Что такое природа?

Беседа, просмотр  слайдов.

2.Природа моего города.

Экскурсия по городу.

3.Как прекрасен этот мир!

Конкурс рисунков.

4.Дары леса.

Экскурсия в лес, рисунки.

5.Акция – « Помоги птицам».

Изготовление кормушек.

6.Акция – «Зеленое дерево».

Игра – практикум.

7.Загадки о животных.

Загадки.

8.Птицы - наши друзья.

Внеклассное мероприятие.

9.Сказки леса.

Беседа.

10.Дидактическая игра «Растения»

Игра.

11. «Узнай дерево по листу»

Викторина.

12. «Не плачь, берёза»

Экскурсия в рощу.

13.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Классный час.

14.Волшебные семена

Экологический праздник.

«Сохраним природу!»

1.Растения нашего города.

Работа по слайдам, экскурсия.

2.Животный мир нашего города.

Работа по картинкам, рисункам.

3.Я живу в Татарстане.

Беседа, игра – путешествие.

4.Казань – столица Татарстана.

Заочная экскурсия.

5.Символы Татарстана.

Просмотр слайдов, беседа.

6.Богатство нашего края.

Беседа, работа по карте.

7.Акция «Самый чистый город».

Субботник.

8.Для чего нужна Красная книга?

Беседа.

9.Акция «Сохрани дерево».

Сбор макулатуры.

10.Зелёный город глазами детей.

Конкурс рисунков.

11.Посади дерево.

Выпуск листовок.

12.Организация акции « На наших улицах порядок».

13.Сохраним природу Республики Татарстан.

Сообщение.

14.Как сделать город чистым и цветущим?

Выпуск листовок, агитация.

15. «Мой край - прекрасный Татарстан».

Выставка рисунков, фотосъёмка.

« Мы -  защитники природы».

1.Земля - наш дом.

Беседа.

2.Дуб и все вокруг него.

Исследовательский урок.

3.Охранять природу – значит охранять Родину.

4.Моя Родина. Моё Отечество.

Беседа.

5.Витамины- человек- здоровье.

Классный час.

6.Берегите природу.

Конкурс рисунков.

7.Красота вокруг нас.

Трудовой десант.

8.Лесная мозаика.

Конкурс рисунков.

9.Бабушкина аптека.

Беседа.

10. «Доктора природы».

Внеклассное занятие.

11.Мой любимый уголок родного края.

Фотоконкурс.

12.Моё любимое место в нашем городе.

Тестовый рисунок.

« Знатоки экологии».

1.Экология и экономика.

«Знаешь ли ты родной край?». Викторина.

2.Экологическая катастрофа.

3.Катастрофы, вызванные человеком.

4.Экологическая катастрофа. Озеро Байкал.

Реферат.

5.Наводнение.

Беседа.

6.Экологические профессии.

Внеклассное мероприятие.

7.Знатоки природы.

Викторина.

8.Экологические связи.

9.Экологизация сельского хозяйства.

« Экология и мы».

1.Лесная аптека.

Беседа.

2.Чудо природы – паук.

Кроссворд.

3.Знатоки природы.

Викторина.

4.Леккарственные растения.

Реферат.

5.Красная книга.

Классный час.

6.Заповедники.

7.Земля- матушка, земля- кормилица.

8.Осторожно: гербициды.

Беседа.

9.Экологическая проблема.

Соревнования.

1о.Лесные детективы.

Игра.

11.Мой город хорошо растёт.

Экскурсия.

12.Аллея нашего города.

Проект, исследования.

13. «Планета в твоих руках».  

Выпуск листовок,агитация.

14.Война с мусором

Агитация

15.    Мы вместе сохраним экологию

Коллаж

16. Заглянем в  «Красную книгу»

Работа с книгой

17. «Части света и материки»

Клубный час юного географа

18. «Всемирный день защиты животных».                  

Игра «Что? Где? Когда?».

Ожидаемый результат

- формирование чувства любви к природе своего города, родного края;

- усвоение основных знаний об экологии своего города, родного края, об экологических особенностях Республики Татарстан;

- воспитание интереса к познанию и сохранению природы.

        Учащиеся должны получить знания об экологии родного края и понять значение природы для каждого жителя Республики Татарстан, России в целом, а так же овладеть следующими умениями и навыками:

- с помощью учителя и взрослых подбирать литературу;

- наблюдать, сравнивать и обобщать;

- воспитывать бережное отношение к природе  родного края.

        Создание целостной системы экологического воспитания, позволяющей формировать у подрастающего поколения высокой экологической культуры, чувства и сознания на основе природных ценностей. Создание благоприятных условий для нравственного интеллектуального формирования личности младшего школьника.

Методическое обеспечение программы

        Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:

  1. Комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению экологического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
  2. Использование регулярных издании соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности.
  3. Активное использование метода коллективно – творческого дела, методо – социально значимой деятельности, методо – поддержки и успеха, сотрудничества и сотворчества, различные методики, изучение личности среды и ее влиянии на воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»

Данная программа помогает адаптироваться к школьным требованиям детям с гиперактивностью...

«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»

В даной работе вы найдете игры и методики для адаптации гиперактивных детей с нарушением интеллекта к школьному обучению...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...

Адаптированная образовательная программа для учащегося 2 Г класса

Адаптированная образовательная программа   для учащегося 2 Г класса. При составлении рабочей программы по предметам, за основу была взята программа под редакцией В. В. Воронковой, М. Н....

Адаптированная образовательная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (Пр. 1599, вариант 1) Для 1 (дополнительного ) класса.

Адаптированная образовательная программа на 2019-2020 учебный год. Для учащихся с легкой умственной отсталостью (Пр.1599, вариант 1)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ С ОВЗ НА Н020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Адаптированная  рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Физическая культура»   1-4 класс  разработана в соответствии с Федеральным государств...