Мастер-класс на тему "Вода-растворитель" по материалам УМК "Планета знаний", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Фатхутдинова Резеда Ильдусовна

В данном мастер - классе предлагается  проведение урока- исследования в 3 классе по УМК "Планета знаний" на тему "Вода-растворитель". Рассматривается способ организации урока- исследования, приемы, методы  работы с учащимися  в группах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx51.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     «В душе каждого ребенка

                                                                                есть невидимые струны.

                                                                      Если тронуть их умелой рукой,

                                                                                они красиво зазвучат»

                                                                                                                           В. А Сухомлинский

Тема: «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования универсальных учебных действий  младших школьников».

     Уважаемые коллеги, думаю вы со мной согласитесь, что новые ФГОС второго поколения ставят перед нами и новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования. Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится исследовательская  деятельность самого ребёнка.

Именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность каждого ребёнка мыслить творчески и нестандартно, а также стимулирует  развитие  познавательной активности и творческого потенциала одарённого ребёнка, формирует универсальные учебные действия.

             Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования, организации и проведения урока, т. е. процесс обучения должен быть личностно - ориентированным.

В своей работе я использую следующие формы организации исследовательской работы:

  • Ø урок – исследование
  • Ø урок коллективной исследовательской деятельности
  • Ø защита проекта
  • Ø научно – практическая конференция

Сегодня вашему вниманию хочу представить урок- исследование по окружающему миру на тему «Вода растворитель»

Урок окружающего мира в 3 «а» классе  по УМК «Планета знаний»

Тема урока:   Вода – растворитель.

Цели урока:

  1. создать условия для определения учащимися   свойства воды - растворитель;
  2. формировать исследовательские умения в практической деятельности;
  3. формировать универсальные учебные действия:
  • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,  построение речевых высказываний,  лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),
  • личностные (умение любоваться красотой окружающего мира, умение соблюдать установленные правила),
  • регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),
  • познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное,  наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:

  • ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
  • химическая посуда для опытов: стаканы, мерные ложки;
  • вещества для опытов: соль, сода, песок, вишневый сок, мел, вода;
  • акварельные краски,  таблетки,  мыло, пакетик растворимого кофе, бутылка минеральной воды;
  • карточки-задания для фиксации результатов групповой работы.

Этап   урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФУУД

(формирование универсальных учебных действий)

  1. Организационный момент

И так начинаем наш мастер –класс.

-Подумайте, о чем идет речь в загадке?

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Включение детей в деятельность

Это –вода.

Введение в тему позволяет продолжить формирование умения формулировать и обосновывать свое мнение, связывает научные знания в систему

II. Этап мотивирования к учебной деятельности

 

Вода!   Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.                                      

                                Антуан де Сент-Экзюпери

- Почему Антуан де Сент-Экзюпери  французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»?

- Жизнь зародилась в воде.

- Вода необходима для организма человека, для растений и животных.

- Без воды невозможна жизнь на Земле.

Определение и обоснование темы урока

Познавательные общеучебные УУД (анализ текста)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и  моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода - это самая большая и удобная дорога.  По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.  

Вот она какая, вода!            

- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

- Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке

Растворитель – это свойство воды или нет?

- Да

- Нет

Ответы детей

Выбирают карточки

Познавательные УУД (умение классифицировать

Регулятивные  УУД (прогнозирование)

Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса.

                                                 ?          

Постановка проблемы

Познавательные УУД (постановка проблемы)

III. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема: Вода – растворитель?

Что будет сегодня объектом исследования?

Объект - вода. Предметом исследования будет свойство – растворитель.

Регулятивные  УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования)

- Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 3 человек: руководитель, докладчик и  лаборант.

(Дети в каждой группе распределяют роли)

- Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека, который при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы.

Фильтр – это приспособление для очистки воды.

Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами)

- Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила.

- Правила работы в группах

  • Каждый выполняет свою роль
  • Говорим по очереди
  • Вкус веществ не определяем!!!

 И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод!
- Поднимите руки, кому понятны правила.

Пояснение работы в группах

Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила)

- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее.

(Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель».)

Постановка цели

Регулятивные  УУД (целеполагание)

- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ, отгадав загадку. После,  мы обобщим опыт всех групп.

IV. Реализация проекта

- Прошу руководителей подойти за заданиями для групп (отгадывают загадку)

  Подкрашена вода и  с ягодами она.          (Вишнёвый сок)

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна.                        (Соль)

Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу. 
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ...                                            (мелом)

Есть у соли  сестра. Она
Изжогу вылечить должна.
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я: ...                                  (Сода)

Если встретишь на дороге

 То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.                              (Глина).

Руководители получают карточку, зачитывают ее группе

(см. Приложение 1).

- Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами.

- Давайте вспомним  Технику безопасности  (слайд)                            

Лаборанты получают   посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты.      (Музыка воды)

Групповая работа

Проводят опыты

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества)

Познавательные УУД

(умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы)

Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат.

Докладчик группы №1:

- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль растворилась.  

Докладчик группы №2:

- После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы  увидели, что сода стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде.

Докладчик группы №3:

Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и  равномерно по ней распределился.  Вода поменяла цвет. Вывод: сок растворяется в воде.                                      

- Какой вывод вы сделали?

Соль растворяется в воде.

Сода растворяется в воде.

Сок растворяется в воде.

- Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились.

- Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами.  Вернемся к свойствам воды (они на доске).  Какие будут предложения?

- Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.

Самооценка и коррекция

Систематизация знаний .

Коммуникативные УУД

(построение речевых высказываний)

Регулятивные УУД  (коррекция)

- Предоставляем слово 4 группе.

Докладчик группы  №4:

Мы насыпали в воду глину. Она опустилась на дно. Вывод: глина  не растворяется в воде.

- Даем слово 5 группе

Докладчик группы №5:

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился.

- Мы заслушали отчеты еще 2 групп.   Какой вывод  сделаем?

(Вода растворяет не все вещества.)

- Вспомните вопрос, который стоял перед научным  центром.

(Вода – растворитель?)

- Как вы сейчас ответите на него?

Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.

Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Итак, вы узнали новое свойство воды.

-Еще раз проконтролируем результаты наших действий  на материале учебника.

Откроем содержание учебника и найдем тему «Вода – растворитель»

с. 87   учащиеся читают по учебнику

Теперь это свойство попробуем применить в жизни.

Я,  как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель».

Учитель выдает по группам:

1. акварельные краски

2. таблетки

3. мыло

4. пакетик растворимого кофе

5. минеральная вода

Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием.

Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде»

Группа №2: «Таблетки растворяются в воде»

Группа №3: «Мыло растворяется в воде»

Группа №4: «Кофе растворяется в воде»

Группа №5: «Минеральные вещества растворяются в воде»

- Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека.  Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?

  «Газированная» значит «содержит газы»

- Что нужно сделать, чтобы их увидеть?

 Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.

Учитель выполняет рекомендации  детей. Дети  наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.

- Почему их не было видно?  

Они растворились в воде

- Сделайте вывод.  

Газы тоже растворяются в воде.

- Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества.

VII.  Итог урока, оценивание

-Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.

(Вода – растворитель)

- Как вы доказали, что вода – растворитель?   (Ставили опыты.) 

- Достигла ли цели ваша лаборатория?               (да)

X.  Рефлексия учебной деятельности

- Как вам работалось в группе?

- Легко ли вам было заполнять карточку?

- Были проблемы в работе лаборантов?

- Хорошо ли группа вас подготовила к докладу?

Закрасьте воду в своём стаканчике   (слайд)

Работа по группам

Обсуждение в группах

Оценки за работу

Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Регулятивные УУД (самооценка)

Регулятивные  УУД  

Познавательные УУД (работа с информацией)Личностные  УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Приложение 1

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте солёную воду в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и  найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Налейте вишнёвый сок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте  воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и  найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте мел   в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте  воду с мелом  в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и  найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте глины  в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте  воду с глиной  в воронку с фильтром

________________________

________________________

_______________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и  найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте соды  в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте  воду с содой  в воронку с фильтром.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к мастер-классу "Здоровьесберегающие практики в школе первой ступени"

         Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами и отсутствием четких нравственных ориентиров фо...

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами

Главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному.  Он может увидеть что-то  новое,  и...

Материалы мастер-класса "ИКТ на уроках в начальной школе"

В материалах - презентация и доклад по обозначенной теме....

Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов

Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов включают в себя: презентацию по проектноу деятельности, раздаточный материал для проведения мастер-класса....

Эко-бумажная фантазия.Экологический мастер-класс по работе с бросовым материалом.

Цель  мероприятия  привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды,  развивать умения  создавать новые вещи из бросового материала. Используем подарочные бумажные пакеты ...

Мастер-класс:«Работа с бросовым материалом. Изготовление игрушечной машинки из бельевой прищепки и пуговиц»

Можно делать своими руками самые разные, необычные и оригинальные поделки вместе с детьми. Из обычных вещей, например, бельевых прищепок, можно сконструировать новинки средств передвижения. Для провед...

Мастер-класс по изготовлению цветов из различных текстильных материалов.

Мастер-класс по изготовлению розочек из текстильных материалов....