Урок-игра по окружающему миру. Тема: "Дорожныезнаки. "Азбука пешехода""
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Имела опыт работы руководителя клуба "ЮИД".Как можно интересно провести урок? Решила привлечь к уроку "юидовцев"

 

Урок был разработан самостоятельно в форме игры и привлечением членов отряда ЮИД.

 

Время

Этапы

Название этапа

Цель данного этапа

2

мин.

I этап

Сообщение темы урока – организационный

Настроить учащихся на познавательную работу на уроке, сообщить тему урока.

 

6

мин.

II этап

Изучение нового. Знакомство с дорожными знаками – открытие и усвоение новых знаний.

Познакомить с дорожными знаками и их классификацией.

10

мин.

III этап

Игра «Назови дорожный знак» – первичное закрепление.

Научить распознавать дорожные знаки и группировать их.

1,5

мин.

IV этап

Музыкальная физминутка.

На общую релаксацию.

2,5

мин.

V этап

Практическая работа. «Светофор  – верный друг» –  актуализация знаний.

Повторить правила перехода перекрестка при регулировании светофора.

7

мин.

VI этап

Игра «Зажги светофор» – проверка знаний.

Проконтролировать знания детей при работе на карточках

2

мин.

VII этап

«Если светофор болен» – создание проблемной ситуации.

Пробудить интерес к обозначенной проблеме.

10

мин.

VIII этап

Игра «Регулировщик» –открытие и усвоение новых знаний.

Знакомство с сигналами регулировщика и отработка навыков перехода дороги при сигналах постового.

2

мин.

IX этап

Итог урока – обобщение изученного.

Определить качество полученных знаний.

2

мин.

X этап

Вручение памятных буклетов.

Эстетическое впечатление об уроке.

 

 

 

Урок изучения нового материала был построен в игровой форме. В ходе игры учащиеся должны были не только научиться называть дорожные знаки, но и классифицировать их; правильно переходить дорогу при регулировании перекрёстка сотрудником ГИБДД. Эти трудные задачи проще усвоить, если использовать разные формы заданий. Второй целью урока необходимо было показать как члены отряда ЮИД ведут пропаганду безопасного поведения на дорогах города и знания «Азбуки пешехода».

              Все этапы урока взаимосвязаны, доминирующее положение в структуре урока занял этап открытие и усвоение новых знаний, который включал в себя проблемную ситуацию, разрешение проблемной ситуации и открытие нового. Этот этап был разбит на две части, между которыми шёл процесс закрепления нового материала. Остальные этапы урока «работали» на главный этап.

               На протяжении всего урока для организации контроля усвоения знаний были использованы карточки, настенная игра «Правила дорожного движения» и практическая работа. Это позволяло оценить степень усвоения материала, а разные формы проведения оживляли урок.

               Регулирование и корректирование знаний учащихся проходило с привлечением к этому других учащихся и членов отряда ЮИД, а также индивидуально. Обращалось внимание на каждый ответ, стараясь не оставлять без внимания ни один неверный ответ.

                На уроке использовалось очень много наглядных пособий, что помогало активизировать детей на работу. Всем хотелось ответить, «включиться» в игру. Удачно подобрана музыкальная физминутка (фрагмент танца «Паровозик»).

                 Методы обучения, используемые на уроке:

  • наглядный и практический;
  • беседа, подготовка к восприятию – актуализация знаний;
  • объяснение и закрепление материала.

                 По характеру познавательной деятельности учащихся:

  • проблемный;
  • частично – поисковый.                                                         

                                                                        

Итог урока:

                При подведении урока в ответах учащихся прозвучали названия  различных групп дорожных знаков (запрещающие, предупреждающие, информационные, не назвали – предписывающие). Акцент на правила перехода перекрёстка при регулировании сотрудником ГИБДД сделала умышленно, так как при выполнении практического задания у детей возникали трудности. Инсценировка этого этапа урока проводилась членами отряда ЮИД. На память учащимся были вручены буклеты с пожеланиями от ГИБДД.

                 Считаю, что цель урока достигнута, а в перспективе предстоит отработать на практике правила перехода перекрёстка, регулируемого сотрудником ГИБДД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок- игра  предмет: окружающий мир

Тема: « Дорожные знаки. «Азбука пешехода»

Учитель: Воропаева Лариса Евгеньевна

Цель урока: познакомить детей с дорожными знаками, их классификацией.

образовательная – учить по объектам на улице определять место дорожного знака;

                  повторить правила перехода перекрестка, регулируемого светофором;  

                  ознакомить с жестами  регулировщика и их значением; отработать правила

                  перехода перекрестка, регулируемого постовым;

развивающая – развивать наблюдательность, внимание, мышление, ответственность,

                  быстроту реакции;

воспитательная – воспитывать уважение к участникам дорожного движения,

                  законопослушное поведение на улицах города, аккуратность.

Оборудование:

  1. настенная игра «Правила дорожного движения»;
  2. дорожные знаки на подставках;
  3. дорожные знаки маленькие на магнитной доске;
  4. картинка пешехода;
  5. для ребуса – учебник «Азбука» и дорожный знак «Пешеходный переход»;
  6. название темы урока, написанное на доске;
  7. карта Рузского района с размещением на ней наиболее опасных участков с точки зрения ДТП;
  8. картинки с изображением ситуации на улице и дороге;
  9. магнитофонная запись песни «Паровозик»;
  10. форма сотрудника ГИБДД;
  11. «Зебра».

Помощники в проведении урока – члены объединения дополнительного образования ЮИД «Пятое колесо».

  1. Сообщение цели урока.

Урок окружающего мира пройдет необычно. Мы отправимся  в путешествие в загадочную страну. Название темы нашего урока спрятано в этой коробочке. (В коробке лежит  «Азбука» и дорожный знак «Пешеходный переход».)

Учитель

 Кто смог отгадать этот ребус? Правильно. Тема нашего урока «Азбука пешехода».

(На доске появляется название)

  1. Изучение нового.

1. Знакомство с дорожными знаками.

Итак, не далеко, не близко, не высоко, не низко, а по всей планете разместилась          волшебная страна дорожных знаков. Там жил веселый человечек, который очень любил путешествовать. Он брал рюкзак и отправлялся в путь. Как только он выходил на улицу, то становился… Кем?

Правильно. А почему его   так называют?

В пути человечку помогали загадочные существа. Они его предупреждали о чем-то, указывали или запрещали выполнять движения.

Я вам загадаю загадку, а вы догадайтесь,   что это за существа.

По обочинам дороги, как солдатики стоят.

Все мы с вами выполняем все, что нам они велят. ( дорожные знаки)

 

Правильно. Это дорожные знаки. ( появляется отряд ЮИД)

Все.

Здравствуйте, мы дорожные знаки. (На  сцене знаки: «Движение велосипеда запрещено», «Крутой опасный поворот», «Больница», «ДПС»)

2-ой Ученик

Знаки разные читать,

Правила движенья знать

Хорошо должны взрослые и дети.

Может знак предупредить,

1-ый Ученик  

Или может запретить

3-ий Ученик

Предписать и указать,

4-ый Ученик  

Куда вам ехать и шагать.

Учитель

Как вы слышали, ребята, все знаки делятся на группы:  

Δ  предупреждающие;

   - информационно  указательные;

□ – информационно   указательные;

○ – если красный  запрещающий, если синий  предписывающие;

2.  Загадки про дорожные знаки

1-ый Ученик  

Ездят здесь одни машины

Грозно их мелькают шины.

У тебя велосипед?

Значить стоп! Дороги нет!

Догадались, что я за знак? (Движение велосипеда запрещено.)

Правильно! Я запрещающий знак.

2-ой Ученик

Предупреждает этот знак,

Что у дороги   здесь зигзаг.

И впереди машину ждет

Крутой опасный…? ( Опасный поворот)

Как меня зовут?  

Правильно! Я предупреждающий знак.

3-ий Ученик

Кто мне  может подсказать

Зачем здесь плюс, зачем кровать?

Идти считать или лежать?

Знак как правильно назвать? ( Больница)

Правильно! Я знак сервиса.

 4-ый Ученик  

Пост ДПС стоит не для испуга.

Здесь ты встретишь строгого – но друга.

Если виноват – тебя накажут,

Если нет – помогут и подскажут.

Что я за знак? ( Пост ДПС)

Правильно! Я указательный знак.

Учитель

Спасибо  дорожные знаки.

3. Игра «Назови дорожный знак».

Учитель

Ребята,  какие дорожные знаки вы знаете еще? (Среди знаков находят те, которые знают.)

4. Музыкальная физминутка.( Фрагмент танца паровозик.)

Учитель

Мы порядком устали идти пешком. Прикатимся на паровозике.  

5. Размещение знаков на улице города.

Учитель

Паровозик привез нас в центр города.

Скажите, что вам кажется странным на улицах города? (Нет дорожных знаков.)

Давайте попробуем вернуть дорожные знаки, которые спрятала от нас вредная «Авария». Уж очень она любит,   когда не соблюдаются правила дорожного движения.

Ориентируйтесь  на форму припуска. Она соответствует форме знака. ( Ученики вставляют знаки, те, которые остались – помогают вставить члены отряда ЮИД.) Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

6. Практическая работа. ( Регулированный перекресток.)

  1. Светофор – верный друг.

Учитель

Кроме дорожных знаков регулирует движение в нашем городе… Кто? ( Светофор.)

Правильно! Какие бывают светофоры? (  Пешеходные и для автомобилей.)

Сколько цветов у пешеходного светофора? А для водителей?

На какой цвет светофора нужно переходить дорогу? (Зеленый)

А если нет пешеходного светофора, тогда на какой? (Красный)

2) Игра «Зажги светофор».(На столах у детей  картинки, на которых нужно закрасить цвет светофора, соответствующий эпизоду улицы.) 

Учитель

Какой сигнал светофора?  Почему?

3) Если светофор болен…

Учитель

Ой, смотрите! Что случилось?

Наша улица взбесилась.

Сто машин в ряду стоят

И гудят, гудят, гудя!

Светофор от удивленья

Все три глаза осветил!

Здесь нарушено движенье.

Кто исправит положенье? ( Регулировщик)

(В центре игры светофор с тремя цветами одновременно заменяется на регулировщика.)

Регулировщик

Вот затор на мостовой.

Здесь поможет постовой.

Регулировать движенье,

Будет он, как рулевой.

Если жезл вниз повис,

Значить – стоп! Остановись!

Поднят прямо вверх – внимание!

Будь готов к пути!

Жезл прижат к груди –

Значит – всем, кто сбоку,

Путь свободен. Все, кати!

Пешеход, не зевай, за моей спиной шагай!

Ученица

Ребята! Давайте потренируемся переходить улицу, регулируемую постовым.

Мне нужны добровольцы. (Несколько детей показывают, как двигается под жесты регулировщика.)  

Очень важно соблюдать правила движения. В этом  году  на территории нашего района произошло 74 ДТП с пострадавшими, в которых 14 человек погибли, 91 получили ранения, из них 6 детей. 

Учитель

Запомните ребята, переходить улицу, регулируемую постовым, можно тогда, когда он стоит к вам боком и жезл прижат к груди.    

III. Подведение итогов.

Учитель

Спасибо! Наше путешествие подходит к концу.

Кто же был главным помощником нам во время путешествия в страну «Дорожных знаков»?

На какие группы делятся дорожные знаки?

 

Азбуку движенья надо знать.

И уметь ее на улице читать.

Ей почет и уваженье –

Нам – безопасное движенье!

 

IV. Релаксация

Зажгите ваши светофорчики одним из цветов.

  • Если на уроке вам было комфортно и вы легко ориентируетесь в группах знаков, то зажгите зелёный цвет;
  • Если на уроке вам было спокойно, но при ориентировании  в группах знаков вы допускали ошибки, то зажгите жёлтый цвет;
  • Если на уроке вы были напряжены и с трудом ориентируетесь в группах знаков, то зажгите красный цвет

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

Урок № 38 по окружающему миру 2 класс Школа пешехода (программа Школа России, ФГОС)

Урок по теме ПДД  содержит конспект урока, презентацию, раскраски для закрепления материала и диплом на финальный этап урока. Для полного проведения урока дополнительно надо скачать м\ф Азбука бе...

Урок окружающего мира по теме "Ты - пешеход" 1 класс

Данный урок разработан для УМК "Начальная школа 21 века" для учащихся 1 класса в соответствии ФГОС.Материал урока может быть использован для любой образовательной программы. Урок проводится в 4 четвер...

Интегрированный урок-игра по предметам "Окружающий мир" и "ИЗО" "Если хочешь быть здоров"

Создание условий для обобщения у учащихся о здоровом образе жизни....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Школа пешехода"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК Школа России на тему "Школа пешехода."  На уроке применяются  знания учащихся о дорожном движении. Во время урока учащиеся работают с...