Урок окружающего мира по теме "Ты - пешеход" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Синицина Галина Владимировна

Данный урок разработан для УМК "Начальная школа 21 века" для учащихся 1 класса в соответствии ФГОС.Материал урока может быть использован для любой образовательной программы. Урок проводится в 4 четверти.   Учащиеся научатся соблюдать правила дорожного движения, поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; осознавать ответственность за свои поступки. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_okruzhayushchego_mira.zip1.36 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Урок окружающего мира по теме

«Ты – пешеход».

Программа «Школа 21 века».

1 класс

                                                                Конспект выполнила

                                                        учитель начальных классов

                                                           Синицина Галина Владимировна

                                                первая квалификационная категория

Торжок

2013 год

Цели деятельности педагога: создать условия для закрепления правил дорожного движения, правил поведения пешеходов; способствовать развитию монологической речи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся соблюдать правила дорожного движения, поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; осознавать ответственность за свои поступки.

Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий):

Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий;

знаково-символические – использовать модели для решения познавательной задачи;

предметные – знать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; логические – строить рассуждения.

Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль; взаимодействие – строить монологическое высказывание.

Личностные: самоопределение – демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни;

нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Оборудование урока: презентация по ПДД, рисунки дорожных знаков, карточки с заданиями для групп, фильм по ПДД

Ход урока.

  1. Орг. момент. Сообщение темы урока.

Город, в котором с тобой мы живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Вот она, азбука, над головой,

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

- Сегодня мы с вами будем учиться видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья, контролировать своё поведение, совершенствовать знание основных правил поведения на улице. И мне бы очень хотелось, чтобы вы осознали важность соблюдения правил дорожного движения.

  1. Изучение нового материала.

- Отгадайте загадку, досказав хором слово.

 Куда бежит – сама не знает,

В степи – ровна, в лесу – плутает.

Споткнётся у порога.

Что это?... (дорога)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

- Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Дорога включает в себя проезжую часть и тротуар.

- Как вы думаете, для чего люди разделили проезжую часть и тротуар?

-Поможет вам ответить на этот вопрос рассказ «Твой друг – тротуар».

 И. Серяков «Твой друг – тротуар».

Это случилось в старой Москве много-много лет назад. Был летний вечер…  По Тверской улице, поднимая тучи пыли, мчались наперегонки две тройки. Развалившиеся на сиденьях купчихи колотили кучеров кулаками в спины и кричали:

- Гони, на чай получишь!

Рослые ямщики нещадно хлестали лошадей. Тройки бешено мчались к перекрёстку, где толпились люди. Кучера махали кнутами и орали во всё горло:

- Берегись!

Но уберечься удалось не всем. Улица огласилась воплями сбитых с ног, насмерть перепуганных людей. Когда взмыленные лошади остановились, разъярённая толпа начала колотить чем попало и пассажиров, и кучеров. На мостовой остались пострадавшие.

«Как избежать несчастных случаев?» - гадали хозяева города.

- Надо поделить улицу между конными экипажами и пешеходами,- предлагали разумные люди. Тогда и решено было мостовую отдать в безраздельное владение повозкам, экипажам, а тротуар – пешеходам. Французское слово «тротуар» так и переводится – дорога для пешеходов. Тротуар сделан немного выше, чем мостовая. Это для того, чтобы на него даже нечаянно не мог попасть автомобиль.

В тех местах, где особенно людно, тротуар отделяют от мостовой металлической оградой, чтобы пешеход случайно не зашёл на мостовую. Там же, где почему-то не сделали тротуара, для пешеходов вдоль домов отводят полоску улицы, которую ограничивают белыми линиями. Все пешеходы знают, что тротуар сделан специально для них, что там ходить совершенно безопасно. Знать это обязаны все.

- Чтобы ходить, ничего не боясь,

Придумали люди проезжую часть,

И делать там нечего пешим.

- Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная для движения транспорта. ( её называют мостовой)

У пеших своя, пешеходная часть,

Где нету дороги проезжим.

 -Тротуар– это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов и примыкающая к проезжей части.

- С кем вы идёте в школу?

- Кому нужно по пути в школу переходить дорогу?

- Кто вам помогает её переходить?

- Как нужно правильно переходить улицу?

- В городе много пешеходов и транспорта. Если и те, и другие соблюдают правила дорожного движения, то они не мешают друг другу.

Игра «Будь внимателен на дороге».

А теперь я вас проверю

И игру для вас затею.

Вам сейчас задам вопросы –

Отвечать на них непросто.

Вы должны, ребята, прочно

Правила движенья знать,

Дружно все мне отвечать

Или, затаясь, молчать.

- Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если какое-либо из правил не соответствует норме, тогда молчите, значит, оно попало к нам в игру ошибочно, случайно.

- Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

 - Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

- Кто бежит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?

- Знает кто, что свет зелёный

Означает: путь открыт!

- А что жёлтый свет всегда нам

О вниманье говорит?

- Знает кто, что красный свет-

Это значит – хода нет?

- Кто торопится, бежит

Перед знаком «Путь закрыт»?

- Я уверена, что вы и на дороге такие же внимательные, как на уроке.

Ученики читают стихотворения.

  1. Объяснить надо запросто,

Будь ты млад или стар:

Мостовая – для транспорта,

Для тебя – тротуар.

  1. Чтоб жить, не зная огорченья,

Чтоб бегать, плавать и летать,

Ты должен правила движенья

Всегда и всюду соблюдать.

  1. Правил дорожных на свете немало,

Все бы их выучить нам не мешало.

Но основное из правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья:

На мостовой – не играть, не кататься,

Если хотите здоровым остаться.  

Физкультминутка.

Дорога не тропинка, дорога не канава.

Сперва смотри налево, потом смотри направо.

Ты налево повернись, другу рядом улыбнись.

Топни правою ногой, покачай головой.

Руки вверх ты подними и похлопай: раз-два-три!

- Итак, кого называют пешеходом? ( человека, который находится на дороге)

- Какие вы знаете правила поведения для пешеходов?

- Кого называют водителем?

- Если человек везёт коляску, кто он – пешеход или водитель?

- А человек, который едет на коне?

- Что такое тротуар?

-Что такое мостовая?

- Где пешеходы могут переходить улицу?

- Как обозначают пешеходные переходы на улицах города?

- Что должен знать пешеход, чтобы выполнять правила дорожного движения?

- В  каких геометрических фигурах расположены дорожные знаки?

- Ребята приготовили для вас загадки о дорожных знаках. Попробуйте их отгадать.

  1. Красный круг, прямоугольник

Знать обязан каждый школьник:

Это очень строгий знак

И куда б вы ни  спешили

С папой на автомобиле –

Не проедете никак.

(Знак «Въезд запрещён»)

http://atn.ua/sites/default/files/net.jpg

  1. Что за знак такой висит?

- «Стоп!» - машинам он велит. –

«Переход, идите смело

По полоскам чёрно-белым»

(Знак « Пешеходный переход»)

http://www.ustltd.com/img/katalog/82/45_4.gif

  1. В белом треугольнике

С окаёмкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный

Знают все на свете:

«Будьте осторожны,

На дороге дети!»

( Знак «Осторожно, дети!»)

http://www.ustltd.com/img/katalog/78/47_4.gif

  1. Ходят смело млад и стар,

Даже кошки и собаки.

Только здесь не тротуар,

Дело всё – в дорожном знаке.

( Знак «Пешеходная дорожка» )

http://i1.imageban.ru/out/2012/01/27/8ec3efdf289cd6469b2caef751803b06.jpg

  1. Под этим знаком, как ни странно,

Все ждут чего-то постоянно.

Кто-то сидя, кто-то – стоя…

Что за место здесь такое?

( Знак «Место остановки автобуса»)

http://www.vneuroka.ru/okrmir/pct/l1300445.jpg

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Работа по учебнику – стр. 92.

- Найдите ошибки.

  1. – Когда мы находимся на дороге – мы пешеходы. А когда едем в автобусе?

 -Рассмотрите рисунки на стр. 93 (каждому ряду – своя картинка).

- Какие правила движения нарушают дети?

3. Работа в тетрадях – стр. 89

4. - А теперь отгадайте мою загадку:

Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,

Горит и день, и ночь зелёный, жёлтый, красный.

http://vologda-portal.ru/upload/iblock/ebb/ment.jpg

- Это слово составлено из двух частей – «свет» и «фор». «Свет» - это все понятно. А «фор»? Эта часть произошла от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель». А вместе «светофор» - значит «носитель света», «несущий свет». Он и вправду несёт свет трёх разных цветов: красного, жёлтого и зелёного.

  1. Работа в группах. (работают три группы по цветам светофора)

– У вас на столах лежат конверты с заданиями.

 1 группа  - Соберите слоги так, чтобы получились слова. ( дорога, тротуар, пешеход)

2 группа – Из данных слов составьте предложение.

( Тротуар для пешеходов, проезжая часть для машин)

3 группа – Составьте правила для пешеходов.

1. Ходите только…..

2. Переходите улицу ….

3. Не устраивайте игры…

4. Будьте ……                на улице!

Слова-подсказки: только в специально предназначенных для этого местах, по тротуару, на проезжей части и на тротуаре, дисциплинированными.

Проверка.

  1. Просмотр мультфильма по правилам дорожного движения

«Пешеходная зебра»

http://mult-film1.ru/

  1. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подошёл к концу.

- Какие правила дорожного движения мы должны знать?

- На улице будьте внимательны, дети!

  Твёрдо запомните правила эти!

  Правила эти помни всегда,

  Чтоб не случилась с тобою беда!

- А запомнить эти правила вам поможет памятка «Правила поведения пешеходов», которую составляли ребята третьей группы.

( вкладывается в дневник)

http://skyclipart.ru/uploads/posts/2010-03/1269005824_prav2.jpg 

  1. Будьте дисциплинированными на улице!
  2. Ходите только по тротуару!
  3. Переходите улицу только в специально предназначенных для этого местах.
  4. Не устраивайте игры на проезжей части и тротуаре!

 - Дома вместе с родителями прочитайте эту памятку и постарайтесь её запомнить.

Список литературы:

  1. Виноградова Н.Ф.  «Окружающий мир» 1 класс, Москва, ВЕНТАНА-ГРАФ 2011.
  2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – 5-е изд., перераб. -  М.: Вентана-Граф, 2011.
  3. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1-2 классы. Методика обучения. М.: Вентана-Граф, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...