Урок по окружающему миру в 3 классе _Характер славянина
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Лебеденко Оксана Владимировна

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Характер славян" ("Школа 21 века")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 3 классе «Характер славянина»

УМК «Школа 21 века»

                                                         Учитель начальных классов: О.В. Лебеденко

                                                                   

Цели и задачи урока: 

  1. Формировать мировоззрения о тесной связи занятий людей в древности;
  2. Познакомить с качествами характера, хозяйством восточных славян и тяжелым трудом населения;
  3. Формировать умения работать с учебной картиной;
  4. Учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.
  5. Учить уважать историю Отечества.

Оборудование: 1 компьютерная презентация, проектор, экран

                            2.магнитофон, записи мелодий

                            3.иллюстрации: а) Невский А., Грозный И., Пётр I, Сталин И., Ленин В.,                                                        

                                                          Медведев В.

                                                        б) названия страны в разные периоды развития;

                                                        в) национальный женский костюм

                             4. оберег (кукла)

                             5. энциклопедии (по 1 на парту)

Ход урока

  1. Организационный момент.

 –На уроке будем продолжать изучать историю нашей страны                      (слайд 1)                        

  1.  Актуализация знаний.

Тему назовете сами, выполнив задания, которые вам в этом помогут. 

Задание: на столах лежат портреты, названия страны  в разные периоды развития, изображения или предмет (кукла-оберег). Вы должны:

                    1.соотнести их с соответствующим периодом нашей страны на шкале времени  (если это портрет или название страны)  

                2.объяснить, что обозначает изображение или предмет (кукла)      

                                      Работа в группах. Ответы.

-вывод: мы знаем время, в которое жили славяне, внешний вид, не знаем внутренний мир, характер славянина.

   - На уроке будем изучать характер славян.                                                     (слайд 2)

  1. Изучение нового материала.
  1. трудолюбие

Работа с пословицами

-Посмотрите на пословицы. Что их объединяет? (о труде)                             (слайд 3)

-Какая черта характера выражена в пословицах. (трудолюбие)

- первое качество славян - трудолюбие.

Предположение: почему они были трудолюбивые? 1)Славяне были трудолюбивые, потому что такими рождались.2) От труда зависит как будет жить его семья, дети, внуки.

 Предположения детей.

 Работа с учебником.

-Подтвердим ваши ответы текстом на стр.104

 Словарная работа (толковый словарь учебника)                                              (слайд 4)

                          Молотить- 1 ряд                                                                       (мелодия 2 -диск)

                    Род           - 2 ряд

                    Скарб       - 3 ряд

Объяснение пословицы - «Терпенье и труд всё перетрут»  

 Беседа и анализ орудий труда                                                                                 (слайд 5)

Рассказ учителя о труде славян                                                                              (слайд 6)

Современные названия месяцев пришли к нам от древних римлян. У славян были свои названия. Славяне связывали названия месяцев со своими календарными занятиями. Тяжёлым трудом добывали славяне себе пропитание. Чтоб подготовить землю необходимо вырубить участок в лесу. Зимний месяц в течение, которого рубили лес называли – сечень. (от слова «сечь» - рубить). Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали. Месяц жатвы называли «серпень», а месяц молотьбы «вресень» (отслова «врещи» - молотить).                                                                             (слайд 7)                                                            

       Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят о том, что земледелие было самым главным их занятием. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мед диких пчел. Каждая семья изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.

Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте, например, соль - ведь ее не везде можно было найти. Денег тогда еще не было, потому расплачивались пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Запишите на листах - трудолюбивые

2.смелые, любили Родину                                                                     

                                                                                                                                (слайд 8)

                                                              (Аудиозапись (кассета) – С.Прокофьев-«Нашествие»)

Рассказ учителя

Но не только в мирном труде проходила жизнь славян, часто им приходилось воевать. На войне славяне были храбры, прибегали к хитростям и разным уловкам. Они могли долго находиться под водой в реке или озере, дыша через длинные пустые внутри трубочки тростника. Так спасались славяне от врага в момент опасности.                                                         (слайд 9) 

В сражениях воины бились железными мечами и секирами в виде топора с длинной ручкой. Они осыпали врага стрелами, поражали копьями. Для защиты прикрывались деревянными щитами. Щиты были обтянуты кожей или обиты железом.

Славяне очень дорожили своей свободой и предпочитали скорее умереть в бою, чем сдаться в плен.

Работа с учебником. (стр.105)

      - Найдите и зачитайте, что пишет о славянах ИНОСТРАНЕЦ.

     - Какие пословицы встретились? О чём они?

     - Запишите на листах – смелые, любили Родину

                                            3.Физ. минутка   (игра - понтамима)  

                                                 (Каждое действие сопровождаем взглядом)

         Изобразить:1.человек рубящий топором дерево

                              2. человек, который ловит удочкой рыбу

                               3. человек, стреляющий из лука

                               4. человек пилит пилой

4. умели отдыхать

Выступления детей                                                                                          (слайд 10)   

Ученик1(солнце)--Я - бог Солнца. Каждый день выезжаю из золотого дворца на     огненных конях. Солнце греет и кормит человека. Но  бывает так, что я сержусь на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

Учитель: А вот черные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун.

  Ученик2 (Перун)---Я страшен в гневе  -он посылаю на землю бури  и ливни, выбиваю градом хлеба, поджигаю жилища, убиваю скот и людей. Я покровитель воинской дружины и князя.

Ученик1 Чтобы мы были добрее к людям,

Ученик2- славяне устраивали в нашу честь праздники.                    (слайд 11)                                                                                                       

Ученик1(солнце)---Мне - Главному богу - богу Солнца- славяне посвящали несколько праздников.  Первый - в декабре, когда день перестает убывать. Следующий - масленица - это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. На масленицу пекли блины - символ солнца.                                                             (слайд 12) 

Ученик2 (Перун)---Самый большой праздник - Иванов день, или Ивана Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки; водили хороводы, пели песни в честь бога Солнца. Ночью прыгали через костры - славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

-какая черта характера?

- Запишите на листах – умели отдыхать

  1.            Самостоятельная работа.         (слайд 13) (мелодия 1 -диск)  

- В словаре «Словарь развития речи» найдите по 2 синонима к каждой черте характера.

Самооценка:

6 синонимов-«5»

4 синонима-«4»

2 и меньше-«3»

  1. «Картинная галерея»                                      (слайд 14)

Кроме сжигания масленицы, катания на санях с гор, была ещё одна забава. Которую изобразил наш художник- сибиряк из Красноярска Василий Иванович Суриков.

На реках, прудах и в полях строили снежный город с башнями и воротами – царство Зимы, которое должно пасть под натиском Весны. Играющие вооружаются палками и мётлами и разделяются на две стороны: одна защищает город, а другая нападает на него; после упорной схватки врывается в ворота и разрушает укрепления; воеводу, взятого с боя городка, в старину купали в проруби. Молодые парни и мужчины с азартом включались в битву, а женщины и дети выступали в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Живя зимой в Красноярске и участвуя в зимних развлечениях, В.И. Суриков увлёкся мыслью написать «Взятие снежного городка», изобразив излюбленную сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности: строили  ледяную крепость, а всадник ломал стену и перескакивал через неё. Осажденные храбро защищали город, отбиваясь метлами. Однако  «конница» брала верх и победоносно въезжала в ворота городка. А уже затем вместе с «осажденными» и конями с наслаждением превращала его в руины.  

  1. Работа с энциклопедиями.

-Найдите в энциклопедии какой-либо материал, относящийся к нашей сегодняшней теме.

  Ответы детей

  1. Итог урока.

-Что нового узнали?                                                                                     (слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....