Главные вкладки

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе "Как живут растения?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Пименова Наталья Владимировна

    ЦЕЛЬ УРОКА:
    Создать условия для знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо; помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;
    ЗАДАЧИ: 
    1. Познакомить с условиями жизни растений;

    2. Расширять представления о жизни и росте растений;

    3. Показать основные приёмы ухода за комнатными растениями;

    4. Воспитывать бережное отношение к растениям.

    ТИП УРОКА: урок- исследование.

    ФОРМА РАБОТЫ: групповая, парная, фронтальная

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные:

    - называть этапы жизни растения;

    - знать условия, необходимые для жизни растений;

    - выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями.

    Метапредметные:

    - понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;

    - наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях;

    - делать выводы на основании своих наблюдений и анализа иллюстраций.

    Личностные:

    - проявлять интерес к объектам окружающего мира;

    - бережно относиться к ценностям природы;

    - понимать свою ответственность за состояние природы.

    Формирование УУД:

    Познавательные:

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

    Коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - участвовать в диалоге на уроке;

    - учиться работать в группах и парах;

    - учиться выполнять различные роли в группе.

    Регулятивные:

    - определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

    - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

    - учиться технологии оценивания учебных достижений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_kak_zhivut_rasteniya.docx132.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лучшая методическая разработка урока учителя начальных классов

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе

    Пименова Наталья Владимировна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2»  

    Тема и номер урока в теме: «Как растут растения» Раздел «Как, откуда и куда» урок №28

    Базовый учебник: Плешаков А. А. «Окружающий мир», 1 класс, Москва, изд. «Просвещение», 2012 год

    Тема: «Как живут растения?»

    ЦЕЛЬ УРОКА:
    Создать условия для знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо; помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;
    ЗАДАЧИ: 
    1. Познакомить с условиями жизни растений;

    2. Расширять представления о жизни и росте растений;

    3. Показать основные приёмы ухода за комнатными растениями;

    4. Воспитывать бережное отношение к растениям.

    ТИП УРОКА: урок- исследование.

    ФОРМА РАБОТЫ: групповая, парная, фронтальная

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные:

    - называть этапы жизни растения;

    - знать условия, необходимые для жизни растений;

    - выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями.

    Метапредметные:

    - понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;

    - наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях;

    - делать выводы на основании своих наблюдений и анализа иллюстраций.

    Личностные:

    - проявлять интерес к объектам окружающего мира;

    - бережно относиться к ценностям природы;

    - понимать свою ответственность за состояние природы.

    Формирование УУД:

    Познавательные:

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

    Коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - участвовать в диалоге на уроке;

    - учиться работать в группах и парах;

    - учиться выполнять различные роли в группе.

    Регулятивные:

    - определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

    - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

    - учиться технологии оценивания учебных достижений.

    Основные понятия:  этапы развития растения, условия жизни растений.

    Межпредметные связи: окружающий мир и литературное чтение.

    ОБОРУДОВАНИЕ: карточки для групповой работы(картинки растений), парной работы, самостоятельной работы, смайлики, баночки с проросшими семенами кабачков,  и огурцов;  комнатные растения; ноутбук, интерактивная доска, презентация.

    Подготовка к уроку:

    За неделю до проведения урока учащиеся закладывают опыт и в течение недели наблюдает за результатами.

    Цель опыта: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.

    В два стакана поместили семена огурца и кабачка. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок!

    Наши ушки на макушке.

    Слушаем, запоминаем.

    Ни минуты не теряем.

    Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом урок

    Повторяют слова

    Личностные:

    -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

    Метапредметные:

    - организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

    Цель:

    -повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».  

    - актуализировать имеющие знания о свойствах снега и льда;

    - обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

    Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке? А помогут нам загадки:

    Одеяло белое не руками сделано

    Не ткалось и не кроилось

    С неба на землю свалилось.   (СНЕГ)    

    Растёт она вниз головою

    Не летом растёт, а зимою

    Но солнце её припечёт,

    Заплачет она и умрёт.      (СОСУЛЬКА)  

     С какими свойствами познакомились?  Что вы о них узнали? ТАЙМ ПЭА ШЭА(Под музыку танцуют. Ищут пару, отвечают на вопросы)

    1. Чем похожи снег и лёд?( Мы узнали, что снег и лёд – это замёрзшая вода. В тепле снег и лёд тают, и образуется вода. Они легче воды)

    2. Чем они различаются? (Снег рыхлый, а лёд – хрупкий. Снег белый, а лёд – прозрачный. Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный)

    Отвечают на вопросы

    Познавательные:

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

    Коммуникативные:

    - учиться работать в группах и парах;

    Регулятивные:

    - определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

    - учиться технологии оценивания учебных достижений.

    3.Выявление места и причины затруднения

    Цели:

    -обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке

    Звучит аудиозапись «Звуки леса» (закрыть глаза)

    - Где можно услышать эти звуки?

    - Что вы вокруг увидели? Что там растёт? (Деревья, кустарники, травы)

    - Как можно назвать все то, что вы назвали одним словом? (Растения.)
     

    Рассматривают картинки, подбирают обобщающее слово для данной группы предметов.

    Выполняют задание

    Высказывают свои предположения.

    Познавательные:

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    Коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - участвовать в диалоге на уроке;

    Регулятивные:

    - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

    4. Построение проекта выхода из затруднения.  Постановка цели.

    Цель:

    - по возможности включить

    детей в ситуацию выбора метода решения

       проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование  нового алгоритма (понятия) в языке и знаково;

    - О чём пойдёт речь на уроке?

    - Как вы думаете, растения живые? Почему?

    - (Растения растут, размножаются, приносят потомство, умирают, значит  - они живые.)

    -На какой вопрос нам надо ответить? Как живут растения?

    Тема урока: Как живут растения!

    Какую цель поставим на этот урок?  Познакомиться с условиями жизни растений, узнать, из каких частей они состоят.

    Высказывания учащихся

    С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цели.

    Познавательные:

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

    Коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - участвовать в диалоге на уроке;

    Регулятивные:

    - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

    5.Открытие новых знаний

    Цель:

    - обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.

    Физминутка для глаз

    Практическая работа

    (Задание в группах) Вспомните правила работы в группе. Распределите на 3 группы все растения. (Кто первый выполнил – чир)

    -В 1 группе- травянистые растения?

     -Почему вы отнесли их к группе трав

    Во 2 группе- кустарники?

    Почему вы отнесли их к группе кустарники?

     -В 3 группе-  деревья?

    Почему вы отнесли их к группе деревьев?

     - Как назвать одним словом деревья, кустарники, травы? (растения)

    Есть ещё группа растений, которая растет у нас на подоконнике.

    -К какой группе растений мы их отнесем? (комнатные) Почему?

    Музыкальная

    -Что общего у всех растений, (из каких частей состоит растение)узнаем выполнив задание в парах. (в парах ставят стрелки к  частям растения). Показ 1 ученика у доски. (плакат)

    (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами)

    -Скажите, пожалуйста, как начинается жизнь растений?

    Мы с вами проращивали семена в  баночках. Какова была цель опыта? Расскажите о результатах опыта (баночки на столе у детей)

    -Какие семена проросли?(Те, что были замочены водой)
    -Что повлияло на то, что семена стали прорастать?

    (на доске карточки ВОДА, ТЕПЛО.)
    - Откуда в природе растения получают воду и тепло?
     (Воду от дождей, тепло от солнца.)
    - Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться?
    - Что необходимо сделать с проросшими семенами? ( посадить)

    (2 ученика садят семена)

    - С сегодняшнего дня мы будем вести наблюдения за посаженными семенами, и отмечать результаты в Листке наблюдений.
    - Если мы посадили проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?
    - Почему? Что ещё нужно растениям? (Свет, воздух.)
    -  Какие же условия  необходимы для проращивания растений? (Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва)
    - Ну ещё одно правило- бережное отношение со стороны человека.

    Учащиеся  рассказывают о своих наблюдениях по проращиванию семян пшеницы, демонстрируют результаты своей работы.

    Делают вывод:  чтобы растение проросло, нужны свет, вода, тепло и воздух

    Познавательные:

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

    Коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - участвовать в диалоге на уроке;

    Регулятивные:

    - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

    6.Физкультминутка

    «Как живёшь?» под музыку

    7.Первичное закрепление

     с проговариванием во внешней речи.

    Цель:

    - организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.

    Работа с учебником с. 70-71. 

    Послушайте загадку и догадайтесь, о чём идёт в ней речь.  

    - В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)

    - Что такое жёлудь?  (Плод дуба)
    Рассмотрите рисунок и расскажите, как же в таком маленьком жёлуде может спрятаться целое дерево?

     ( в парах)

    Вспоминают, что жёлудь – это плод дуба, а внутри находится семя.

    Называют последовательность превращения семени во взрослое растение: 1.Прорастание семени: образование корня, стебля и первых листьев.

     2.Период роста растения: увеличение размеров растения.

    3.Период созревания: взрослое растение зацветает и плодоносит, т.е. появляются жёлуди.

    Познавательные:

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса

    Коммуникативные:

    - учиться работать в парах;

    - учиться выполнять различные роли в парах.

    8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель:

    - организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

    Работа в рабочей тетради (приклеить картинки по порядку)

    Вырос в поле дом,

    Полон дом зерном,

    Стены позолочены,

    Ставни заколочены.

    Ходит дом ходуном

    На стебле золотом.    (КОЛОС)

    - Как из зёрнышка появляется колос?

    (Перед вами рисунки, расположите и наклейте их в правильном порядке)

    http://okr-mir.ru/uploads/posts/2016-06/1465061835_1.jpg

    Работают в тетради (с.48): самостоятельно определяют последовательность прорастания колоса из зёрнышка:

    - читают задание;

    - раскладывают картинки;

    - осуществляют самопроверку;               - наклеивают картинки.

    Познавательные:

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

    Регулятивные:

    - определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

    - учиться технологии оценивания учебных достижений.

    9.Включение нового знания в систему знаний и повторение

    Цель:

     включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

    Практическая работа

    - Рассмотрите картинки. К какой группе относятся растения, изображённые на картинках?  Предлагаю задание для каждой группы – определить правила ухода за комнатными растениями по рисункам учебника на стр.72: 1-ая группа – по первому рисунку; 2-ая – по второму рисунку; 3-я группа – по третьему рисунку; 4-ая – по четвёртому рисунку.

    1-ая группа – « Для чего нужно поливать цветы?»

    2-ая группа – «Зачем нужно рыхлить землю? И как правильно это сделать?»  (В рыхлую землю поступает кислород и вода при поливе быстрее попадает в корни растения. Это способствует росту хорошей корневой системы растения, что приводит к обильному цветению растения).

    3-я группа – « Зачем нужно протирать листья растений?»  (насыщают кислородом воздух в помещении)

    4-ая группа – определить подходящее место в классе для горшка с цветком и отвечают на вопрос «Где лучше ставить горшки с цветами?»

    - У кого есть дома комнатные растения?

    -Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?
    - А вы помогаете?
    - Как правильно ухаживать за растениями? (поливать, протирать листья, рыхлить почву, удобрять)

    Прочитайте в учебнике сообщение Мудрой Черепахи и сравните с нашим выводом.

    -Что можете сказать? (Наш вывод совпадает со словами Мудрой Черепахи.)

    - Как называется профессия человека, который ухаживает за растениями? (садовник, садовод).

    Высказывают предположения.

    Рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы. Делают вывод о том, что комнатным растениям необходимы свет, тепло, вода и воздух, поэтому за ними нужно ухаживать.

    Выполняют работу у доски после обсуждения в группе и делают выводы

    Чтение учащихся по учебнику.

    Высказывают свои мнения о пользе профессии.

    Познавательные:

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

    Регулятивные:

    - определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    Личностные:

    - бережно относиться к ценностям природы;

    - понимать свою ответственность за состояние природы.

    10.Рефлексия

    Цель:

    - совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

    - О чём мы с вами сегодня говорили? (Как живут растения?)

    - Достигли цели урока?

    - Как надо относиться к растениям?(Заботиться, любить, беречь.)

    - Какую пользу мы получаем от растений?

    - Что необходимо для жизни растений?
    - Оцените свою работу на уроке.

    -У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам.

    -Мне грустно, я  работал, но мне нужна ещё помощь.

    -Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял.

    - Спасибо за работу! Урок окончен.

    Отвечают на вопросы учителя, оценивают свои достижения с помощью смайликов.

    Познавательные:

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

    Коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - участвовать в диалоге на уроке;

    Регулятивные:

    - учиться технологии оценивания учебных достижений.

    Литература:

    1. Интернет- источники


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

    Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

    Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут слоны?" УМК "Школа России", 1 класс.

    Технологическая карта урока составлена согласно требованиям ФГОС....

    Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

    Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

    технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут белые медведи?" 1 класс ФГОС Школа России

    технологическая карта урока составлена по программе "Школа России" по теме " Где живут белые медведи?"  1 класс...

    Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

    Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...