Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе "Как живут растения?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Пименова Наталья Владимировна

ЦЕЛЬ УРОКА:
Создать условия для знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо; помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;
ЗАДАЧИ: 
1. Познакомить с условиями жизни растений;

2. Расширять представления о жизни и росте растений;

3. Показать основные приёмы ухода за комнатными растениями;

4. Воспитывать бережное отношение к растениям.

ТИП УРОКА: урок- исследование.

ФОРМА РАБОТЫ: групповая, парная, фронтальная

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- называть этапы жизни растения;

- знать условия, необходимые для жизни растений;

- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями.

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;

- наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях;

- делать выводы на основании своих наблюдений и анализа иллюстраций.

Личностные:

- проявлять интерес к объектам окружающего мира;

- бережно относиться к ценностям природы;

- понимать свою ответственность за состояние природы.

Формирование УУД:

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

- учиться работать в группах и парах;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_kak_zhivut_rasteniya.docx132.44 КБ

Предварительный просмотр:

Лучшая методическая разработка урока учителя начальных классов

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе

Пименова Наталья Владимировна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2»  

Тема и номер урока в теме: «Как растут растения» Раздел «Как, откуда и куда» урок №28

Базовый учебник: Плешаков А. А. «Окружающий мир», 1 класс, Москва, изд. «Просвещение», 2012 год

Тема: «Как живут растения?»

ЦЕЛЬ УРОКА:
Создать условия для знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо; помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;
ЗАДАЧИ: 
1. Познакомить с условиями жизни растений;

2. Расширять представления о жизни и росте растений;

3. Показать основные приёмы ухода за комнатными растениями;

4. Воспитывать бережное отношение к растениям.

ТИП УРОКА: урок- исследование.

ФОРМА РАБОТЫ: групповая, парная, фронтальная

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- называть этапы жизни растения;

- знать условия, необходимые для жизни растений;

- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями.

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;

- наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях;

- делать выводы на основании своих наблюдений и анализа иллюстраций.

Личностные:

- проявлять интерес к объектам окружающего мира;

- бережно относиться к ценностям природы;

- понимать свою ответственность за состояние природы.

Формирование УУД:

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

- учиться работать в группах и парах;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

Основные понятия:  этапы развития растения, условия жизни растений.

Межпредметные связи: окружающий мир и литературное чтение.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки для групповой работы(картинки растений), парной работы, самостоятельной работы, смайлики, баночки с проросшими семенами кабачков,  и огурцов;  комнатные растения; ноутбук, интерактивная доска, презентация.

Подготовка к уроку:

За неделю до проведения урока учащиеся закладывают опыт и в течение недели наблюдает за результатами.

Цель опыта: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.

В два стакана поместили семена огурца и кабачка. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Наши ушки на макушке.

Слушаем, запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом урок

Повторяют слова

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Метапредметные:

- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель:

-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».  

- актуализировать имеющие знания о свойствах снега и льда;

- обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке? А помогут нам загадки:

Одеяло белое не руками сделано

Не ткалось и не кроилось

С неба на землю свалилось.   (СНЕГ)    

Растёт она вниз головою

Не летом растёт, а зимою

Но солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.      (СОСУЛЬКА)  

 С какими свойствами познакомились?  Что вы о них узнали? ТАЙМ ПЭА ШЭА(Под музыку танцуют. Ищут пару, отвечают на вопросы)

1. Чем похожи снег и лёд?( Мы узнали, что снег и лёд – это замёрзшая вода. В тепле снег и лёд тают, и образуется вода. Они легче воды)

2. Чем они различаются? (Снег рыхлый, а лёд – хрупкий. Снег белый, а лёд – прозрачный. Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный)

Отвечают на вопросы

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- учиться работать в группах и парах;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

3.Выявление места и причины затруднения

Цели:

-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке

Звучит аудиозапись «Звуки леса» (закрыть глаза)

- Где можно услышать эти звуки?

- Что вы вокруг увидели? Что там растёт? (Деревья, кустарники, травы)

- Как можно назвать все то, что вы назвали одним словом? (Растения.)
 

Рассматривают картинки, подбирают обобщающее слово для данной группы предметов.

Выполняют задание

Высказывают свои предположения.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

4. Построение проекта выхода из затруднения.  Постановка цели.

Цель:

- по возможности включить

детей в ситуацию выбора метода решения

   проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование  нового алгоритма (понятия) в языке и знаково;

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Как вы думаете, растения живые? Почему?

- (Растения растут, размножаются, приносят потомство, умирают, значит  - они живые.)

-На какой вопрос нам надо ответить? Как живут растения?

Тема урока: Как живут растения!

Какую цель поставим на этот урок?  Познакомиться с условиями жизни растений, узнать, из каких частей они состоят.

Высказывания учащихся

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цели.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

5.Открытие новых знаний

Цель:

- обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.

Физминутка для глаз

Практическая работа

(Задание в группах) Вспомните правила работы в группе. Распределите на 3 группы все растения. (Кто первый выполнил – чир)

-В 1 группе- травянистые растения?

 -Почему вы отнесли их к группе трав

Во 2 группе- кустарники?

Почему вы отнесли их к группе кустарники?

 -В 3 группе-  деревья?

Почему вы отнесли их к группе деревьев?

 - Как назвать одним словом деревья, кустарники, травы? (растения)

Есть ещё группа растений, которая растет у нас на подоконнике.

-К какой группе растений мы их отнесем? (комнатные) Почему?

Музыкальная

-Что общего у всех растений, (из каких частей состоит растение)узнаем выполнив задание в парах. (в парах ставят стрелки к  частям растения). Показ 1 ученика у доски. (плакат)

(Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами)

-Скажите, пожалуйста, как начинается жизнь растений?

Мы с вами проращивали семена в  баночках. Какова была цель опыта? Расскажите о результатах опыта (баночки на столе у детей)

-Какие семена проросли?(Те, что были замочены водой)
-Что повлияло на то, что семена стали прорастать?

(на доске карточки ВОДА, ТЕПЛО.)
- Откуда в природе растения получают воду и тепло?
 (Воду от дождей, тепло от солнца.)
- Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться?
- Что необходимо сделать с проросшими семенами? ( посадить)

(2 ученика садят семена)

- С сегодняшнего дня мы будем вести наблюдения за посаженными семенами, и отмечать результаты в Листке наблюдений.
- Если мы посадили проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?
- Почему? Что ещё нужно растениям? (Свет, воздух.)
-  Какие же условия  необходимы для проращивания растений? (Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва)
- Ну ещё одно правило- бережное отношение со стороны человека.

Учащиеся  рассказывают о своих наблюдениях по проращиванию семян пшеницы, демонстрируют результаты своей работы.

Делают вывод:  чтобы растение проросло, нужны свет, вода, тепло и воздух

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

6.Физкультминутка

«Как живёшь?» под музыку

7.Первичное закрепление

 с проговариванием во внешней речи.

Цель:

- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.

Работа с учебником с. 70-71. 

Послушайте загадку и догадайтесь, о чём идёт в ней речь.  

- В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)

- Что такое жёлудь?  (Плод дуба)
Рассмотрите рисунок и расскажите, как же в таком маленьком жёлуде может спрятаться целое дерево?

 ( в парах)

Вспоминают, что жёлудь – это плод дуба, а внутри находится семя.

Называют последовательность превращения семени во взрослое растение: 1.Прорастание семени: образование корня, стебля и первых листьев.

 2.Период роста растения: увеличение размеров растения.

3.Период созревания: взрослое растение зацветает и плодоносит, т.е. появляются жёлуди.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса

Коммуникативные:

- учиться работать в парах;

- учиться выполнять различные роли в парах.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

Работа в рабочей тетради (приклеить картинки по порядку)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.    (КОЛОС)

- Как из зёрнышка появляется колос?

(Перед вами рисунки, расположите и наклейте их в правильном порядке)

http://okr-mir.ru/uploads/posts/2016-06/1465061835_1.jpg

Работают в тетради (с.48): самостоятельно определяют последовательность прорастания колоса из зёрнышка:

- читают задание;

- раскладывают картинки;

- осуществляют самопроверку;               - наклеивают картинки.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

9.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель:

 включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Практическая работа

- Рассмотрите картинки. К какой группе относятся растения, изображённые на картинках?  Предлагаю задание для каждой группы – определить правила ухода за комнатными растениями по рисункам учебника на стр.72: 1-ая группа – по первому рисунку; 2-ая – по второму рисунку; 3-я группа – по третьему рисунку; 4-ая – по четвёртому рисунку.

1-ая группа – « Для чего нужно поливать цветы?»

2-ая группа – «Зачем нужно рыхлить землю? И как правильно это сделать?»  (В рыхлую землю поступает кислород и вода при поливе быстрее попадает в корни растения. Это способствует росту хорошей корневой системы растения, что приводит к обильному цветению растения).

3-я группа – « Зачем нужно протирать листья растений?»  (насыщают кислородом воздух в помещении)

4-ая группа – определить подходящее место в классе для горшка с цветком и отвечают на вопрос «Где лучше ставить горшки с цветами?»

- У кого есть дома комнатные растения?

-Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?
- А вы помогаете?
- Как правильно ухаживать за растениями? (поливать, протирать листья, рыхлить почву, удобрять)

Прочитайте в учебнике сообщение Мудрой Черепахи и сравните с нашим выводом.

-Что можете сказать? (Наш вывод совпадает со словами Мудрой Черепахи.)

- Как называется профессия человека, который ухаживает за растениями? (садовник, садовод).

Высказывают предположения.

Рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы. Делают вывод о том, что комнатным растениям необходимы свет, тепло, вода и воздух, поэтому за ними нужно ухаживать.

Выполняют работу у доски после обсуждения в группе и делают выводы

Чтение учащихся по учебнику.

Высказывают свои мнения о пользе профессии.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные:

- бережно относиться к ценностям природы;

- понимать свою ответственность за состояние природы.

10.Рефлексия

Цель:

- совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

- О чём мы с вами сегодня говорили? (Как живут растения?)

- Достигли цели урока?

- Как надо относиться к растениям?(Заботиться, любить, беречь.)

- Какую пользу мы получаем от растений?

- Что необходимо для жизни растений?
- Оцените свою работу на уроке.

-У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам.

-Мне грустно, я  работал, но мне нужна ещё помощь.

-Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял.

- Спасибо за работу! Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают свои достижения с помощью смайликов.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

Литература:

  1. Интернет- источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут слоны?" УМК "Школа России", 1 класс.

Технологическая карта урока составлена согласно требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут белые медведи?" 1 класс ФГОС Школа России

технологическая карта урока составлена по программе "Школа России" по теме " Где живут белые медведи?"  1 класс...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: "Где живут белые медведи?"

Технологическая карта урока по окружающему  миру в 1 классе по теме "Где живут белые медведи?" с использванием ресурсов цифровой платформы "ЯКласс"....