Конспект урока на тему: "В холодной тундре".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шерешева Елена Евгеньевна

Конспект урока по окружающему миру 4 класс. ( программа "Перспектива") На данном уроке используется групповая форма работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Дата проведения урока: 29 .11.2016 года

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 4 б

Учитель: Шерешева Е. Е.

УМК «Перспектива». Авторы учебника: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

Тема урока: «В холодной тундре»

Цели урока: Сформировать представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;  развивать познавательный интерес, умение работать с помощью карты , с толкового словаря, энциклопедии, пользоваться интернет ресурсами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и показывать зону тундры на карте; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; объяснять приспособленность растений и животных к природным условиям тундры; формулировать правила экологической этики.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, электронная презентация,  презентация PowerPoint,  аудиозапись песни «Увезу тебя я в тундру» (сл. М.С. Пляцковского, муз. М.Г. Фрадкина), слайды, картины, раздаточный материал для работы в группах, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Учебник. 4 класс Ч. 1, Рабочая тетрадь.

Технологии

На данном уроке используется интегрированная технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология,  ИКТ.

Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Орг. момент

Цель этапа: настроить учащихся на урок, повторить правила работы в группах.

Сегодня мы с вами будем исследователями. Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах.

У вас на столе карточка жёлтого цвета, выберите только одно правило, которым пользуемся при работе в группе.

1 группа

А) Не нужно слушать товарища по команде.

Б) Каждый имеет право высказаться

В) Можно смеяться над ошибками товарища.

2 группа

А) Главное результат команды

Б) Главное – доказать свою доброту.

В) Перебивай собеседников.

3 группа

А) Говори одновременно с другими.

Б) Нельзя отстаивать своё мнение.

В) Говори по теме, кратко и понятно.

4 группа

А) Не согласен-предлагай.

Б) Говори одновременно с другими.

В) Не слушай своего товарища

У нас в классе 4 группы исследоватеей:

«ГЕОГРАФЫ»
«БОТАНИКИ»
«ЗООЛОГИ»
«ЭКОЛОГИ»

Работа с толковым словарём.

-Кто такие географы, ботаники, зоологи, экологи? Найдите ответ в толковом словаре.

Работая с карточками  группы выбирают нужное  правило.

Познавательные:

Раскрывать значение слов «географы», «ботаники», «зоологи», «экологи»

Коммуникативные:

 адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

Регулятивные:  осуществлять самоконтроль

2.Актуализация знаний

Цель этапа: вспомнить материал, изученный ранее.

3. Сообщение темы

Цель этапа: мотивировать учащихся на изучение темы, определить тему и цели урока

4. Постановка

проблемы

Цель: Создание ситуации для обнаружения учащимися   на уроке необходимости особого умения при решении новой задачи (попытки найти собственное решение)

5.Открытие новых знаний

Цель : формирование у учащихся представлений о природной зоне тундры

6.Динамиче-ская пауза

Цель:

Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда

7.Закрепление изученного материала

Цель: дать больше сведений о тундре

8.Рефлексия

Выявить степень заинтересованности темой урока

Домашнее задание

Подведение итогов

Исследуя, можно многое узнать,

Об этом можно друзьям рассказать.

- По какой природной зоне мы с вами путешествовали на прошлом уроке?

- Покажите на карте  и расскажите о природных условиях арктических пустынь.  ГЕОГРАФЫ

- Расскажите о растительном мире Арктике? БОТАНИКИ

- Расскажите о животном мире Артктике? ЗООЛОГИ

- Назовите экологические проблемы этой зоны?

ЭКОЛОГИ

Новая зона зовёт  в гости  нас-

В лабораторию превращается класс.

Дети, чтоб тему урока узнать,

Нужно кроссворд нам сейчас разгадать.

Разгадывания кроссворда.

1. Короткое название ледяной зоны.

2. Птица с небольшим красным клювом.

3. Название острова, на котором расположен заповедник.

4. Арктика - царство снега и :.

5. Растения, живущие в толще воды.

6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

КАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ?

Тундра

Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которую  сегодня будем исследовать.

Я предлагаю послушать  вам песню про тундру. Эта песня не только создаст нам приподнятое настроение перед исследованием, но и поможет представить эту природную зону.

Песня «Увезу тебя я в тундру»

Тундра- в переводе с сааманского означает «мёртвая земля», а другое значение  «плоский безлесный холм»

-Как вы думаете почему эта природная зона получила такое название?

- Обоснуйте правильность своего ответа?

- Докажите.(Я не могу доказать . Я не знаю об этой зоне.)

РЕБЯТА у нас возникла проблема Какое значение верно «мёртвая зона» или «плоский безлесный холм»

- Чтобы решить эту проблему составим план-кластер изучение данной природной зоны.

-На какие вопросы мы должны найти ответы?

 Составление плана- кластера.

  1. Изображение на карте.
  2. Природные условия .
  3. Особенности растительного мира.
  4. Особенности животного мира.
  5. Хозяйственная деятельность человека.
  6. Экологические проблемы.

- Что будет исследовать каждая группа?

Задания для групп

«ГЕОГРАФЫ»

Из текста учебника с.82-83 узнать где проходит природная зона,какие природные условия на ней. Составить план ответа.

Расположение-----------------------------------

Зима-----------------------------------------

Полярная ночь------------------------------------

Лето------------------------------------------

Полярный день--------------------------------

Ветер----------------------------------------------

Почва---------------------------------------------------

Многолетняя мерзлота------------------------------

«БОТАНИКИ»

Используя интернет ресурсы, узнать какие растения растут в тундре, найти гербарии этих растений и заполнить данные в таблицу.

1. Какие растения растут в тундре?

------------------------------------------------------------

  1. Как растения приспособились к жизни в тундре? (Корни, стебли, листья - на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)___________________________

«ЗООЛОГИ»

Используя научно-познавательный текст, узнать какие животные обитают  в тундре, найти иллюстрации этих животных и заполнить данные в таблицу.

  1. Какие животные и птицы обитают в тундре? ____________________________
  2. Какие птицы прилетают в тундру на лето? _______________________________
  3. Какие птицы живут в тундре постоянно? ________________________________
  4. . Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)___________________

«ЭКОЛОГИ»

Письмо от жителей тундры.

Мы, оленеводы, коренные жители тундры, издавна ведём кочевой образ жизни, Перегоняем оленей по определённому маршруту в поисках ягеля. Ягель - это основной корм оленей. Олени никогда не выедают весь мох, поэтому и сохраняется природное равновесие. Но с приходом в тундру нефтяников и газовиков это равновесие нарушилось…

Шипы стальных гусениц вездеходов сдирают с тундры её зелёный покров, вся тундра исполосована незаживающими ранами, а ведь шрамы затянутся только через несколько десятков лет. Через всю тундру на многие тысячи километров протянуты железные трубы, которые называются газопроводами и нефтепроводами. Олени в панике натыкаются на них и гибнут в давке. От выброса нефти и газа на поверхность земли возникают пожары, в результате которых выгорает вся растительность.

Начните ответ так: «У оленеводов, коренных жителей тундры, издавна ведущих кочевой образ жизни, с приходом газовиков и нефтяников, образовались такие проблемы:

1)_____________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________________________________________________

 Подсказка: нарушается поверхностный слой тундры, пожары уничтожают растительность, трубопроводы преграждают стадам привычный маршрут, нефть разливается по поверхности земли.

Мы предлагаем решить эти проблемы так:

1)___________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Варианты ответов: Заменить стальные шипы гусениц на менее травмирующие колёса, проложить одну колею к месту добычи нефти и газа, придумать способ перехода оленьих стад через линию газопровода и нефтепровода, предотвращать розливы нефти, не допускать возникновения пожара в местах их добычи.

Выступление  уч-ся

Гимнастика для глаз

Проблемы, которые создаёт  своей деятельностью нарушают цепи питания.

№ 5 (с.49)

- Составьте схему цепи питания, характерную для тундры.

(НА доске на с помощью картинок)

Вспомним.  Какую проблему мы решали?

- Какое  значение   вы бы подобрали к слову тундра- «мёртвая земля» или «безлесный холм»? Докажите.

Самостоятельная работа (карточки)

Вставить пропущенные слова в текст:

  • Природные условия тундры менее суровы, чем …
  • В тундре много различных мхов и …
  • Кроме того здесь растут …, …, …, …
  • Растения тундры …, многие стелются по земле.
  • В тундре летом много комаров и мошек, поэтому сюда прилетают …, …,
  • А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная …
  • Самым главным животным тундры является северный …
  • Основное занятие населения тундры –

Кто сделал всё правильно поставьте знак +, у кого остались вопросы поставьте ?

Чтобы  повторить изученный материал и найти ответы на возникшие вопросы  выполните домашние задание.

Д/з   с.82-85, с.48№1,2.

Выскажитесь об информации на уроке (карточка)

- Мне было интересно узнать о….

- Я обязуюсь найти дополнительную информацию о …

Уч-ся отвечают на вопросы.

Учащиеся разгадывают кроссворд

Определяют тему урока, ставят цели

на данный урок.

Высказывают свои предположения.

Составляют  план работы над природной зоной

Работа в группах

Разделились на 4исследовательские группы: группа «БОТАНИКОВ» исследует растительный мир тундры, «ЗООЛОГИ» – животный мир, «ЭКОЛОГИ» – экологическую обстановку  в зоне тундры. ГЕОГРАФЫ – изображение на карте, природные условия.

.

Отвечает представитель от группы.

Показывает на карте. (представитель группы)

Составляют цепь питания на доске, в тетради.

Выполняют самостоятельную работу на индивидуальных карточках, проверяют по образцу.

Работают на индивидуальных карточках

Оценивают свою работу на уроке

Познавательные:

 раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир;

определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение.

Регулятивные :

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

Личностные:

— проявлять интерес к многообразию природных зон России;

— проявлять бережное отношение к природе.

 Познавательные:

 постановка и формулирование  

 затруднения; поиск и

 выделение необходимой

 информации

 Регулятивные:

 целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Познавательные:

 Построение  логической цепи

 рассуждений; самостоятельное

 создание способов решения проблем  поискового характера;

 Коммуникативные:

 Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со

 сверстниками и с учителем

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: овладение планом изучения природной зоны

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Ранимая тундра"

Тема: «Ранимая тундра»Цели:1.Сформировать у учащихся понятие «Тундра»; учить находить и показывать ее на карте полушарий.2.Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы...

конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра" 4 класс, УМК "Гармония"

Конспект урока по окружающему миру с презентацией.  Тема"Ранимая тундра" Автор учебника О.Т. Поглазава4 класс...

Конспект урока по теме: "Ранимая тундра".

Окружающий мир, 4 класс. УМК «Гармония», авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин....

Конспект урока по изобразительному искусству "Холодные и тёплые цвета"

Цель деятельности учителя:знакомство с цветом как средством выражения, составление теплых и холодных цветовых гамм Планируемые результаты: Предметные: Знать теплые и холодные цветовые гаммы...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "В холодной тундре"

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "В холодной тундре" с использованием карточек на УЧИ.ру....

Технологическая карта урока окружающего мира "В холодной тундре" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о тундре, как о природной зоне.Задачи урокаДидактические:1.познакомить обучающихся с понятием «тундра»;2.дать характеристику природной ...

Технологическая карта урока окружающего мира "В холодной тундре" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о природной зоне тундре.  Задачи урока Дидактические: 1. познакомить с географическим положением природн...