Конспект урока по теме: "Ранимая тундра".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Аверьянова Елена Николаевна

Окружающий мир, 4 класс. УМК «Гармония», авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 4 классе .УМК «Гармония», авт. О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.

Цели: 

сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры;

ознакомить с географическим положением зоны тундры, её особенностями, животным и растительным миром;

развивать умения  работать с картой, дополнительной литературой, гербарием;

 учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: карта «Природные зоны», физическая карта, презентация, карточки опоры, информационные карты с материалом энциклопедий и справочников, гербарий растений тундры,  схемы положения уровня солнца в разных зонах.

Тема: «Ранимая тундра»

Ход урока

I  Организационный момент.

II Проверка  домашнего задания.

- Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке?

- Покажите на карте зону арктических пустынь. Каково ее географическое положение?

- О каких природных явлениях говорится в стихотворениях?

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной.

                   М.Дудин

(Полярное сияние)

Над вольной равниной

Лишь ветер один,

Да льдина за льдиной

Встает из-за льдин.

               К.Бальмонт

(О движении льдин)

- Каковы климатические особенности в данной природной зоне?

- Что такое полярная ночь? Полярный день?

- Какие животные обитают в Арктике?

- Как они приспособились к суровым условиям?

( Подкожный жировой слой, густая шерсть или пух)

- Что изучают полярники?

- Мы хорошо поработали на прошлом уроке, надеюсь, что сегодня урок пройдет также плодотворно.

III  Определение  темы урока.

- Решите кроссворд, прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

  1. Короткое название зоны арктических пустынь.
  2. Птица с необычным клювом.
  3. Название острова, на котором расположен арктический заповедник.
  4. Арктика – царство снега и …
  5. Растение, живущее в толще воды.
  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

5в

1а

а

3в

о

р

р

4л

д

к

2т

а

ь

о

6п

т

у

н

д

р

а

и

п

г

а

о

л

к

и

е

с

т

а

к

л

л

у

я

и

с


IV. Работа по теме урока.

-Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная зона тундры.

- Как вы думаете, каково положение солнца над горизонтом в этой зоне?

(Солнце низко стоит над горизонтом. Его косые лучи плохо согревают землю.)

- А по сравнению с положением солнца в Арктике?

(Солнце в тундре поднимается выше)

- Как вы считаете, климат в этой зоне мягче или суровее, чем в Арктике?

-Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры.

К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная  полярная  ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает   -40°C, а то и - 50°C .

Наконец выплывает тусклое солнце, лучи которого даже к июлю не способны растопить снег. Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Начинается короткое и прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота.

- Откройте учебники на стр. 117, прочитайте абзац статьи о климатических условиях тундры, составьте карточки погодных условий зимнего и летнего  дня.

- Соедините стрелками причины и следствия природных явлений . (Рабочая тетрадь стр. )

ТАБЛИЦА

- Подумайте, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике?

- Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе с языка местных жителей Кольского полуострова означает «безлесный»?

( Растительность скудная, нет высоких деревьев, нет лесов)

- Рассмотрите растения тундры. (Работа с гербарием. Карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника )

- Что вы можете о них сказать? Составьте о них небольшой рассказ по плану:

  1. Высота растений
  2. Размер растений
  3. Корневая система

 (Растения  низкорослые, с мелкими листьями. корневая система развита слабо.)

- Как вы думаете, с чем это связано?

(Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает  летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы из-за вечной мерзлоты)

   Практическая работа

Рабочая тетрадь  стр. 45 задание №9.

3) Какие животные обитают в тундре?

( Северный олень, полярные волки, песцы)

-Как животные тундры приспособились к суровым климатическим условиям?

 (Густая шерсть у зверей, достаточный слой подкожного жира, пушистое оперение у птиц)

-Прочитайте в учебнике на стр.122-123 о животных тундры  и ответьте на вопросы:

- Каких животных мы не назвали?

- Какие из названных животных питаются растительной пищей? (Задание выполняется по вариантам: а)  I вариант - 2 абзац, б)  II вар. 3 абзац)

( Заяц-беляк, лемминги, полярные куропатки)

- Назовите хищников.

(Волки, песцы, горностаи, полярные совы)

- Послушайте сообщение о самом крупном обитателе тундры – северном олене, ответьте на вопросы:

- Как это животное приспособилось к суровым климатическим условиям?

- Чем полезен северный олень жителям тундры?

(Сообщение о северном олене)

V. Закрепление изученного материала.

  1. Восстановите цепи питания:

а) ягель     …      волки;

б) растение тундры       …      белая сова;

в)   …      …      песец.

   2) Игра « Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры» .

VI. Итог урока .

- Где расположена тундра?

- Почему  лето в тундре прохладное?

- Что такое вечная мерзлота?

- Как растения приспособились к суровым условиям?

VI Д/з  стр. 117-123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Конспект урока по теме: "Ранимая тундра"

Тема: «Ранимая тундра»Цели:1.Сформировать у учащихся понятие «Тундра»; учить находить и показывать ее на карте полушарий.2.Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы...

"Ранимая тундра" конспект урока с презентацией.

Данный урок расчитан на два часа. В первой части рассказывается о природных особенностях тундры, ее животном и растительном мире, во второй о занятиях населения  тундры, природных ископаемых, нас...

Конспект урока 4 класс. Тема "Тундра"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема "Тундра" (Школа России)...

Конспект урока для 4 класса на тему: "Ранимая тундра"

Конспект урока на тему: "Ранимая тундра"...

Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"

Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"...