Конспект урока для 4 класса на тему: "Ранимая тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Исламова Марианна Рафиюллаховна

Конспект урока на тему: "Ранимая тундра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Исламова Марианна Рафиюллаховна.

Учитель начальных классов. 
  МБОУ Красноманычской ООШ

Конспект урока окружающего мира по теме "Ранимая тундра".

4-й класс УМК «ГАРМОНИЯ»

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры;
  • познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;
  • проследить взаимосвязь профессий человека и этапов характеристики природной зоны;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать;
  • формировать умение пользоваться дополнительной литературой
  • развивать культуру поведения, умение работать в парах.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • видеоурок «Ранимая тундра» ;
  • карта «Природные зоны России»;
  • учебная таблица растительного и животного мира тундры;
  • картотека профессий и соответствующих этапов характеристики природных зон;
  • тесты для индивидуальной работы и работы в парах.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. АОЗ.

Индивидуальная работа по карточкам.

Выполнение теста. Тест «Арктика».

  1. Природная зона арктических пустынь расположена…
    а) на островах Тихого океана;
    б) на островах Индийского океана;
    в) на островах Северного Ледовитого океана.
  2. В Арктике для растений и животных сложились…
    а) суровые условия;
    б) комфортные условия.
  3. В ледяной зоне растут…
    а) кедры, березы, черемуха;
    б) лишайники, мхи, полярные маки;
    в) бузина, орешник, айва.
  4. В Арктике обитают животные…
    а) бобры, нутрии, хомяки,
    б) волки, белые медведи, рыси;
    в) моржи, тюлени, белые медведи..
  5. Скопления птиц в Арктике называются
    а) птичьи рынки;
    б) птичьи слободки;
    в) птичьи базары.
  6. Какое почти вымершее животное ученые поселили в заповеднике на острове Врангеля.
    а) зубра;
    б) овцебыка;
    в) мамонта.

-- Первые 3 ученика выполнившие работу становятся консультантами и озвучивают правильные ответы;

-- Остальные уч-ся выполняют взаимопроверку и оценивают работу товарищей смайликами;

2. Игра «Верю – не верю»

Верите ли вы, что…

  • снег в Арктике может цвести;
  • в Арктике один раз в году световой день длиться 24 часа; (-- Уточните дату)
  • скопление птиц называется «птичьими рынками»;
  • ледник – это человек, который сильно замерз;
  • у белых медведей рождаются зимой крошечные медвежата, которые не больше рукавицы;
  • белые медведи не могут плавать.
    III. МУД. Послушайте загадку о новой природной зоне.

Много рыбы у нее,
Много зверя у нее.
Не скупа, наоборот,
Все нам щедро отдает.

IV С т у

Тундра (финское слово «бесплодная», «враждебная»)

Слово «тундра» произошло от финского «tunturi», которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Самая северная, самая холодная зона – Арктика. К югу от этой зоны, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.

V ФНЗ

1. Целеполагание

- Просмотрите материал учебника, вопросы и выделенный материал и поставьте цели сегодняшнего урока

В течение урока мы должны будем ответить на следующие вопросы

  • Где расположена зона тундры?
  • Каковы особенности неживой природы в этой зоне?
  • Как эти особенности влияют на животный и растительный мир?
  • Как связаны друг с другом человек и тундра?

2. Просмотр фрагмента видеоурока «Ранимая тундра»

3. Соедини стрелками причины и следствия природных явлений (тетрадь)
Физкультминутка «Увезу тебя я в тундру»

4. Соотнесите соответствующую профессию и этап изучения природной зоны:

 Географы, синоптики, ботаники, зоологи и экологиэкономисты

5. Работа по группам: каждая из 6 групп получает задание найти в учебнике информацию соответствующую профессии.

6. Отчет представителей профессиональных групп и дополнения «КОЛЛЕГ»

А) Отчет географов и синоптиков.

Местоположение. Климат.

Вывод слайд

  • отрицательные температуры
  • зимой до – 50 градусов, летом до + 10 градусов
  • многолетняя мерзлота
  • лето – 2-3 месяца
  • полярные день и ночь
  • болота, мелкие озёра

Б)Отчет ботаников.

– Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются.

Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето.

Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник или ягель, который служит основной пищей для северных оленей.

Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой.

В тундре много различных мхов. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

«Особенности растений»

  • короткие корни, т.к. многолетняя мерзлота,
  • растения низкорослые, т.к. сильные ветры,
  • короткий период цветения и созревания плодов,
  • мелкие листья.

В) Отчет ЗООЛОГОВ

Многие перелётные птицы прилетают в тундру на лето. Однако есть и такие, которые живут в тундре круглый год Летом в тундре появляется бесчисленное количество комаров, мошек, оводов. И в это время года для гнездования прилетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки, кулики. Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток).

Г) Отчет ЭКОНОМИСТОВ

– В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера. Главное занятие населения – оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.

(По ходу рассказа ребята демонстрируют фотографии народов Севера, образцы полезных ископаемых, рисунки основных занятий местных жителей)

Д) Отчет ЭКОЛОГОВ

– Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. местность загрязняется нефтью во время ее добычи.

Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:

  • белый журавль или стерх,
  • малый или тундровый лебедь,
  • краснозобая казарка, кречет.

Все они внесены в красную книгу России.

В тундре создан Таймырский заповедник в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан.

Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом

Но в тундре есть еще и постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы? .

7 Загадки о животных тундры

Давайте сначала познакомимся с некоторыми из них, а для этого

– Отгадайте загадки народов Севера

От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный… (олень).

Злая вьюга сугробы намела,
Все затихло, будто тундра замерла.
На снегу еле заметные следы,
Что за птиц белых стаи залегли?
(Белая куропатка)

Маленький шарик по тундре шарит. (Лемминг)

Лемминги – серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.

Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит. (Сова)

Слайд «Сова»

(Полярная, или Белая сова)

Белый клубок – за белым – скок.

(песец и заяц, заяц-беляк или таймырский беляк)

Игра « УЗНАЙ МЕНЯ»

– За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе меня прозвали «пернатой кошкой». Как и кошки, питаюсь я грызунами. В тундре таким является лемминг. Я отличаюсь от своей лесной сестры окраской перьев: они у меня белого цвета.
Размах моих крыльев – до 160 см, вес – 2,5 кг. Охочусь я с земли: сижу на каком-нибудь холмике и выглядываю добычу. Увижу – взлетаю и глотаю. Я нападаю на куропаток и даже ловлю рыбу. (сова)

– Я одно из немногих животных способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У меня очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое обоняние помогает мне находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Белая
шерсть делает меня незаметным на снегу.  (песец)

IV. Закрепление изученного материала.

Закончи предложения:

  • Природные условия тундры менее суровы, чем …
  • В тундре много различных мхов и …
  • Кроме того здесь растут …, …, …, …
  • Растения тундры …, многие стелются по земле.
  • В тундре летом много комаров и мошек, поэтому сюда прилетают …, …, …
  • А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная …
  • Самым главным животным тундры является северный …
  • Основное занятие населения тундры – …

V. Подведение итогов урока.

Рефлексия

VI. Д.З.

  1. Повторить материал 114-123.
  2. Составить по одному тестовому вопросу по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока по окружающему миру "Эта ранимая тундра"

Разработка урока составлена по программе "Гармония". В разработке используется богатый материал о животном и растительном мире тундры....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...

Конспект урока 4 класс. Тема "Тундра"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема "Тундра" (Школа России)...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Тундра", 4 класс

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Тундра"...