Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:
    Технологическая карта урока-соревнования по окружающему миру в 3 классе "Экологическая безопасность"

    Кривель Татьяна Владимировна

    программа "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_ekol_bezop.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок – соревнование по окружающему миру «Экологическая безопасность»

    1.Класс: 3

    2. Программа «Школа России»

    3. Планируемые результаты:

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

    Осознавать необходимость бережного отношения к природе.

    Р- регулятивные:

    • принимать и сохранять целевые установки урока;
    • осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

    П- познавательные:

            овладевать логическими действиями классификации ( классифицировать экологические связи).

    К- коммуникативные:

             взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий.

    Знать/понимать:   что такое экология.

     

    Уметь: обнаруживать взаимодействия в природе между природой и человеком.

    Уровень: базовый

    Уровень:  базовый

    Уровень: базовый

    4. Тип урока: урок обобщения и систематизации предметны ЗУНов.

    5. Оборудование: 

    Карточки с номерами, которые прикрепляются к форме школьников, кроссворды с сеткой для ответов, карточки-термины, план - карта со станциями (на доске), таблица на слайде в компьютере, памятки с правилами экологической безопасности, конверты с заданиями, животные для заселения на планету, учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» ч.2, тетрадь  ч.2.

    6. Описание этапов урока:

    (Предварительная подготовка:

    Урок-соревнование включает несколько чередующихся заданий, которые проводятся в быстром темпе, создавая полную иллюзию игры.

    В начале урока учащиеся делятся на группы. Учащиеся каждой группы сидят за отдельными столами. У каждого школьника свой номер. Члены жюри, в состав которого могут входить зам. директора по учебной работе школы, родители, ученики старших классов - оценивают работу группы в целом и каждого ученика в отдельности.

    В процессе работы они заполняют таблицу и ведут учет баллов учащихся.

    В конце урока по полученным баллам учитель выставляет отметки и называет победителей.

    N п\п

    фамилия, имя ученика

    Задание

    1

    2

    3

    4

    5

    Итого

    Высшая отметка - «5» - 41-43 баллов,

    «4» - 35-40 баллов,

    «3»- 22-34 балла.)

    Этап урока

    Содержание и деятельность учителя

    Деятельность

    учащихся

    УУД

    Организационный

    - Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 

    Слушают учителя.

    К

    Основной

    1. Постановка учебной задачи 

    - Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
    «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: «Мне легко и спокойно»»

    – Что необходимо для жизни? (Свет, тепло, воздух, вода и др.)
    – Чтобы всё живое существовало, для этого необходимо охранять.
    – Как вы понимаете, слово «охрана»? (Охранять какой то объект и т.д.)
    – Тема урока «Экологическая безопасность».
    Сегодня мы с вами  научимся бережно относиться к окружающей среде, рассмотрим основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

    Ребята, мы отправимся в путешествие по лесным тропинкам на Чистую Планету. На каждом этапе мы будем выполнять задания, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей. За время нашего путешествия мы должны на Чистую планету поселить живые существа, а чтобы их оказалось как можно больше мы должны все задания на каждой станции выполнить верно.

    Принимают и сохранят учебную задачу.

    Р

    2. Работа по теме урока

    - Итак, отправляемся в путь и первая станция «Поляна Бабочки». Она предлагает вам вспомнить, без чего невозможна жизнь, для этого нам нужно отгадать задания кроссворда.

    http://festival.1september.ru/articles/550504/img2.gif

    1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. 
    2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях. 
    3. Плодородный слой Земли. 
    4. Смесь газов.

    Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.

    – Ребята, давайте проговорим хором, без чего невозможна жизнь?
    – Отчего загрязняется окружающая среда?
    – Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?
    – Ребята, а вам известно слово «экология»?
    «Экос» по-гречески значит «дом», «логос» – «ученье, наука». Экология – это наука о нашем общем доме. Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду. 
    Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…
    В июне 1980 г. в нашей стране был принят закон об охране природы – животных и воздуха.
    Ребята, давайте прочтём вот в этой таблице, что же такое экология?

    (Дети читают по таблице на слайде)

    М

    Э

    К

    О

    Л

    О

    Г

    И

    Я

    Т

    М

    Р

    Р

    С

    Н

    А

    У

    К

    А

    Ч

    О

    Ч

    Ч

    С

    В

    Я

    З

    Я

    Х

    Р

    М

    Е

    Ж

    Д

    У

    С

    С

    Т

    У

    Ж

    И

    В

    Ы

    М

    И

    М

    И

    С

    У

    Щ

    Е

    С

    Т

    В

    А

    М

    И

    К

    Р

    И

    Ь

    О

    К

    Р

    У

    Ж

    А

    Ю

    Щ

    Е

    Й

    А

    И

    Х

    Р

    Р

    С

    Р

    Е

    Д

    О

    Й

    М

    – Отправляемся дальше и мы оказались на станции «Старичка – Лесовичка», он предлагает нам экологический рассказ «Воскресенье в лесу». Возьмите конверт зелёного цвета. Этот текст с экологическими ошибками, вы внимательно слушайте, следите и после прочтения назовёте эти ошибки.
    За неделю только и было разговоров в классе, что о  будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
    Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
    Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
    В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
    – Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

    Дети отвечают.

    Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

    П

    3. Физминутка

    – Хорошо отправляемся дальше и мы попадаем на станцию «В сторожке лесника». Он предлагает нам немного отдохнуть.

    Здравствуй, лес – необычный лес,
    Полный сказок и чудес!
    Ты о чём шумишь листвою
    Ночью тёмной, грозовою?
    Кто в глуши твоей таится?
    Что за зверь?
    Какая птица?
    Всё открой, не утаи.
    Ты же видишь –
    Мы свои.

    4. Работа с учебником

    – Отдохнули, а сейчас открываем учебник на стр. 29. Давайте прочтём. В тексте нам встретятся такие понятия, как «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность» и после прочтения вы мне скажите, что это такое?

    Дети читают, а на слайде появляется схема.

    http://festival.1september.ru/articles/550504/img1.gif

    – Что такое цепь загрязнения? (Люди загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.)

    – А можно ли обезопасить себя от воздействия вредных веществ?
    Всё что мы с вами перечислили это и есть экологическая безопасность, т. е. защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.
    Найдите эту формулировку в учебнике и зачитайте.

    Уч-ся осуществляют учебные действия.

    П

    5. Межпредметная связь

    – Молодцы, отправляемся на следующую станцию «Экологическая». Задание такое. Расположить числа в порядке возрастания и вы прочтёте слово.

    Л             7 х 8 – 26 =  (30)
    Г              9 + 9 х 9 =  (90)
    К             6 х 4 – 10  =  (14)
    О             5 х 5 + 1 =  (26)
    Э             2 х 6 – 3 =  (9)
    О             75 – 6 х 7 =  (5)

    – Какое слово у вас получилось? (ЭКОЛОГ) (Учитель ставит знак ударения)
    – Кто он такой? 
    (Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды)

    Выполняют работу, анализируют.

    П

    6. Работа в парах

    – А сейчас, мы отправляемся на следующую станцию «Мы юные помощники природы». Ребята, у вас на столе лежит конверт с  листом красного цвета, возьмите пожалуйста и вам необходимо обвести кружком звёздочку. Это работа в парах, поэтому выполняем вместе парами.

    1 ряд – правила экологической безопасности о воде.
    2 ряд – правила экологической безопасности о воздухе.
    3 ряд – правила экологической безопасности о продуктах питания.

    • Более надёжное средство обеззараживания воды – «вымораживание». Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замерзнет, слей оставшуюся жидкость. Лёд растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода;
    • Перед едой мой руки с мылом тёплой водой;
    • Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи свалок, заводов, автомагистралей;
    • Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;
    • Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают воздух;
    • Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течении суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету;
    • Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;
    • Нельзя купаться возле промышленных стоков;
    • Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть;
    • Попроси взрослых не курить в квартире;
    • Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения;
    • Пей только кипячёную воду.

    – Молодцы, а сейчас там же в конверте найдите памятки, каждый свою и сравните, правильно ли вы сделали.

    Принимают участие в работе в парах, высказывают собственное мнение, проводят самооценку.

    К

    7. Закрепление изученного материала

    – Молодцы, ребята, сейчас мы отправляемся на конечную станцию «Чистая Планета» и чтобы на неё попасть необходимо выполнить тест, который лежит у вас в конверте синего цвета. Я даю вам время, чтобы вы ответили. Но обратите внимание на то, что в конце теста семь клеток, вам необходимо выбранные варианты ответов вписывать в эти клетки и в итоге у вас должно получиться слово. (В это время жюри подводит итоги)

    Тест на тему «Экологическая безопасность»

    1. Что такое цепь загрязнения?

    А) загрязняющие вещества попадают в реку;
    П) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

    2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

    В) через воздух, воду, почву;
    Р) через воздух, воду и продукты питания.

    3.  Что такое экологическая безопасность?

    А) как растения и животные, люди, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
    О) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязнённой окружающей среды.

    4. Как можно себя защитить от загрязнённого воздуха?

    К) отойди в сторону;
    Г) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.

    5. Как защититься от загрязнённой воды?

    М) не пей грязную воду;
    Н) научись пользоваться бытовым фильтром.

    6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

    О) мой овощи и фрукты;
    А) пользуйся экологически чистыми продуктами.

    7. Цепь загрязнения.

    С) вытоптанные тропинки;
    З) сжигание листвы – гибель насекомых, дым (ядовит)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    – Какое слово получилось? (Прогноз)
    – Что такое прогноз? 
    (Предвидение, предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основании имеющихся данных, н-р, прогноз погоды.)
    – Да ребята важно знать, предвидеть, что может случиться, а потому беречь природу, относиться к ней бережно.

    Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

    П

    Итог урока.

    – Итак, ребята мы с вами дошли до конечной станции «Чистая планета». За время нашего пути мы населяли нашу планету живыми существами и посмотрите в итоге какой красивой стала планета. А для того, чтобы она всегда была такой, что мы должны делать? (Соблюдать правила личной экологической безопасности) 
    – Какой теме посвящён был наш сегодняшний урок?
    – Что же нового вы узнали на уроке?
    – С какими новыми терминами и понятиями познакомились?
    – Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

    Высказывают собственное мнение, адекватно оценивают свою работу.

    Л

    Д/задание

    Комментарии домашнего задания

    Выполнить работу в тетради стр.17 – 18, задание 1, 2, 3 (по выбору). 

    – Благодарю за работу на уроке и хочу дать некоторые рекомендации:

    1. Читайте книги о природе (животных и растениях)
    2. Собирайте информацию о растениях и животных, которые находятся под охраной.
    3. Для определения незнакомых растений и животных пользуйтесь дополнительной литературой и атласом – определителем «От земли до неба»
    4. Помните о правилах поведения на природе и всегда умейте доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.

    Уч-ся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

    Р


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе " Память о прошлом"

    В технологической катре подробно представлены и расписаны все этапы урока, виды УУД, расписаны виды работ учащихся, деятельность уителя на уроке и учеников...

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Возвышение Москвы".  Данный урок изучается в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы», 2-й урок...

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе

    Цель: расширить знания о культуре Древней Руси...

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных" (Программа "Школа России")

    Урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных" с использованием различных современных технологий: ИКТ,  диалоговых, здоровьесберегающих. Насыщен различными ЭОР....

    Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру в 1 классе "Звери-млекопитающие" (УМК "Начальная школа 21 века")

    Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру в 1 классе "Звери-млекопитающие" (УМК "Начальная школа 21 века")...

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе по теме"Животноводство".

    Урок по окружающему миру в 3 классе по теме" Животноводство" для учителей по УМК "Школа России"...