Технологическая карта открытого занятия "Экологическая безопасность" (для педагогов дополнительного образования и классных руководителей)
классный час (3 класс)

Кривель Татьяна Владимировна

Данное занятие проводится в виде соревнования. Мероприятие интересно педагогам дополнительного образования и классным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_ekol_bezop.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – соревнование по окружающему миру «Экологическая безопасность»

1.Класс: 3

2. Программа «Школа России»

3. Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Р- регулятивные:

  • принимать и сохранять целевые установки урока;
  • осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

П- познавательные:

        овладевать логическими действиями классификации ( классифицировать экологические связи).

К- коммуникативные:

         взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий.

Знать/понимать:   что такое экология.

 

Уметь: обнаруживать взаимодействия в природе между природой и человеком.

Уровень: базовый

Уровень:  базовый

Уровень: базовый

4. Тип урока: урок обобщения и систематизации предметны ЗУНов.

5. Оборудование: 

Карточки с номерами, которые прикрепляются к форме школьников, кроссворды с сеткой для ответов, карточки-термины, план - карта со станциями (на доске), таблица на слайде в компьютере, памятки с правилами экологической безопасности, конверты с заданиями, животные для заселения на планету, учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» ч.2, тетрадь  ч.2.

6. Описание этапов урока:

(Предварительная подготовка:

Урок-соревнование включает несколько чередующихся заданий, которые проводятся в быстром темпе, создавая полную иллюзию игры.

В начале урока учащиеся делятся на группы. Учащиеся каждой группы сидят за отдельными столами. У каждого школьника свой номер. Члены жюри, в состав которого могут входить зам. директора по учебной работе школы, родители, ученики старших классов - оценивают работу группы в целом и каждого ученика в отдельности.

В процессе работы они заполняют таблицу и ведут учет баллов учащихся.

В конце урока по полученным баллам учитель выставляет отметки и называет победителей.

N п\п

фамилия, имя ученика

Задание

1

2

3

4

5

Итого

Высшая отметка - «5» - 41-43 баллов,

«4» - 35-40 баллов,

«3»- 22-34 балла.)

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Организационный

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 

Слушают учителя.

К

Основной

  1. Постановка учебной задачи 

- Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: «Мне легко и спокойно»»

– Что необходимо для жизни? (Свет, тепло, воздух, вода и др.)
– Чтобы всё живое существовало, для этого необходимо охранять.
– Как вы понимаете, слово «охрана»? (Охранять какой то объект и т.д.)
– Тема урока «Экологическая безопасность».
Сегодня мы с вами  научимся бережно относиться к окружающей среде, рассмотрим основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Ребята, мы отправимся в путешествие по лесным тропинкам на Чистую Планету. На каждом этапе мы будем выполнять задания, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей. За время нашего путешествия мы должны на Чистую планету поселить живые существа, а чтобы их оказалось как можно больше мы должны все задания на каждой станции выполнить верно.

Принимают и сохранят учебную задачу.

Р

2. Работа по теме урока

- Итак, отправляемся в путь и первая станция «Поляна Бабочки». Она предлагает вам вспомнить, без чего невозможна жизнь, для этого нам нужно отгадать задания кроссворда.

http://festival.1september.ru/articles/550504/img2.gif

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. 
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях. 
3. Плодородный слой Земли. 
4. Смесь газов.

Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.

– Ребята, давайте проговорим хором, без чего невозможна жизнь?
– Отчего загрязняется окружающая среда?
– Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?
– Ребята, а вам известно слово «экология»?
«Экос» по-гречески значит «дом», «логос» – «ученье, наука». Экология – это наука о нашем общем доме. Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду. 
Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…
В июне 1980 г. в нашей стране был принят закон об охране природы – животных и воздуха.
Ребята, давайте прочтём вот в этой таблице, что же такое экология?

(Дети читают по таблице на слайде)

М

Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

Т

М

Р

Р

С

Н

А

У

К

А

Ч

О

Ч

Ч

С

В

Я

З

Я

Х

Р

М

Е

Ж

Д

У

С

С

Т

У

Ж

И

В

Ы

М

И

М

И

С

У

Щ

Е

С

Т

В

А

М

И

К

Р

И

Ь

О

К

Р

У

Ж

А

Ю

Щ

Е

Й

А

И

Х

Р

Р

С

Р

Е

Д

О

Й

М

– Отправляемся дальше и мы оказались на станции «Старичка – Лесовичка», он предлагает нам экологический рассказ «Воскресенье в лесу». Возьмите конверт зелёного цвета. Этот текст с экологическими ошибками, вы внимательно слушайте, следите и после прочтения назовёте эти ошибки.
За неделю только и было разговоров в классе, что о  будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
– Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Дети отвечают.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

П

3. Физминутка

– Хорошо отправляемся дальше и мы попадаем на станцию «В сторожке лесника». Он предлагает нам немного отдохнуть.

Здравствуй, лес – необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь –
Мы свои.

4. Работа с учебником

– Отдохнули, а сейчас открываем учебник на стр. 29. Давайте прочтём. В тексте нам встретятся такие понятия, как «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность» и после прочтения вы мне скажите, что это такое?

Дети читают, а на слайде появляется схема.

http://festival.1september.ru/articles/550504/img1.gif

– Что такое цепь загрязнения? (Люди загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.)

– А можно ли обезопасить себя от воздействия вредных веществ?
Всё что мы с вами перечислили это и есть экологическая безопасность, т. е. защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.
Найдите эту формулировку в учебнике и зачитайте.

Уч-ся осуществляют учебные действия.

П

5. Межпредметная связь

– Молодцы, отправляемся на следующую станцию «Экологическая». Задание такое. Расположить числа в порядке возрастания и вы прочтёте слово.

Л             7 х 8 – 26 =  (30)
Г              9 + 9 х 9 =  (90)
К             6 х 4 – 10  =  (14)
О             5 х 5 + 1 =  (26)
Э             2 х 6 – 3 =  (9)
О             75 – 6 х 7 =  (5)

– Какое слово у вас получилось? (ЭКОЛОГ) (Учитель ставит знак ударения)
– Кто он такой? 
(Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды)

Выполняют работу, анализируют.

П

6. Работа в парах

– А сейчас, мы отправляемся на следующую станцию «Мы юные помощники природы». Ребята, у вас на столе лежит конверт с  листом красного цвета, возьмите пожалуйста и вам необходимо обвести кружком звёздочку. Это работа в парах, поэтому выполняем вместе парами.

1 ряд – правила экологической безопасности о воде.
2 ряд – правила экологической безопасности о воздухе.
3 ряд – правила экологической безопасности о продуктах питания.

  • Более надёжное средство обеззараживания воды – «вымораживание». Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замерзнет, слей оставшуюся жидкость. Лёд растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода;
  • Перед едой мой руки с мылом тёплой водой;
  • Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи свалок, заводов, автомагистралей;
  • Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;
  • Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают воздух;
  • Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течении суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету;
  • Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;
  • Нельзя купаться возле промышленных стоков;
  • Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть;
  • Попроси взрослых не курить в квартире;
  • Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения;
  • Пей только кипячёную воду.

– Молодцы, а сейчас там же в конверте найдите памятки, каждый свою и сравните, правильно ли вы сделали.

Принимают участие в работе в парах, высказывают собственное мнение, проводят самооценку.

К

7. Закрепление изученного материала

– Молодцы, ребята, сейчас мы отправляемся на конечную станцию «Чистая Планета» и чтобы на неё попасть необходимо выполнить тест, который лежит у вас в конверте синего цвета. Я даю вам время, чтобы вы ответили. Но обратите внимание на то, что в конце теста семь клеток, вам необходимо выбранные варианты ответов вписывать в эти клетки и в итоге у вас должно получиться слово. (В это время жюри подводит итоги)

Тест на тему «Экологическая безопасность»

1. Что такое цепь загрязнения?

А) загрязняющие вещества попадают в реку;
П) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

В) через воздух, воду, почву;
Р) через воздух, воду и продукты питания.

3.  Что такое экологическая безопасность?

А) как растения и животные, люди, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
О) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязнённой окружающей среды.

4. Как можно себя защитить от загрязнённого воздуха?

К) отойди в сторону;
Г) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.

5. Как защититься от загрязнённой воды?

М) не пей грязную воду;
Н) научись пользоваться бытовым фильтром.

6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

О) мой овощи и фрукты;
А) пользуйся экологически чистыми продуктами.

7. Цепь загрязнения.

С) вытоптанные тропинки;
З) сжигание листвы – гибель насекомых, дым (ядовит)

1

2

3

4

5

6

7

– Какое слово получилось? (Прогноз)
– Что такое прогноз? 
(Предвидение, предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основании имеющихся данных, н-р, прогноз погоды.)
– Да ребята важно знать, предвидеть, что может случиться, а потому беречь природу, относиться к ней бережно.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

П

Итог урока.

– Итак, ребята мы с вами дошли до конечной станции «Чистая планета». За время нашего пути мы населяли нашу планету живыми существами и посмотрите в итоге какой красивой стала планета. А для того, чтобы она всегда была такой, что мы должны делать? (Соблюдать правила личной экологической безопасности) 
– Какой теме посвящён был наш сегодняшний урок?
– Что же нового вы узнали на уроке?
– С какими новыми терминами и понятиями познакомились?
– Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

Высказывают собственное мнение, адекватно оценивают свою работу.

Л

Д/задание

Комментарии домашнего задания

Выполнить работу в тетради стр.17 – 18, задание 1, 2, 3 (по выбору). 

– Благодарю за работу на уроке и хочу дать некоторые рекомендации:

1. Читайте книги о природе (животных и растениях)
2. Собирайте информацию о растениях и животных, которые находятся под охраной.
3. Для определения незнакомых растений и животных пользуйтесь дополнительной литературой и атласом – определителем «От земли до неба»
4. Помните о правилах поведения на природе и всегда умейте доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.

Уч-ся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия «Безопасное колесо»

Цель урока: формировать умение прогнозировать поведение всех участников движения Задачи: Закрепление знаний правил дорожного движения...

Технологическая карта открытого занятия по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительному направлению.

Тема: Секреты ЗдоровьяЦель: Актуализация  знаний  учащихся о здоровьеОсновные понятия : ЗОЖ (здоровый образ жизни), здоровый человек, режим дня, правильное питание.Межпредметные св...

Технологическая карта открытого занятия внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"

Технологическая карта открытого занятия внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"...

Технологическая карта открытого занятия по внеурочной деятельности во 2 классе.

Внерочное занятие по математике во 2 классе  " Математическая ярмарка"...

Конспект (технологическая карта) внеурочного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для 2 класса

Представлена технологическая карта внеурочного занятия учителя -логопеда и педагога-психолога для 2 класса  учащихся с ТНР. Закрепление знаний о слоговом анализе сочетается с развитием внимания, ...

Технологическая карта открытого занятия по теме "Краски осени"

Технологическая карта открытого занятия по теме "Краски осени" для детей с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации...