Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Багаева Нина Ивановна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы  по учебному предмету 1-4 классы «Окружающий мир», авторы  О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова. М. Академкнига/учебник,  2016 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiymir.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»

«СОГЛАСОВАННО»

Зам. директора школы по УВР

МКОУ «Факел Социализма СОШ»

___________Н.А.Кочура

«__»______2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор  МКОУ

«Факел Социализма СОШ»___________

Н.А.Проскурина

Приказ №__

от «___»_______2016 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Окружающий мир», 4 класс

начального общего образования

для УМК «Перспективная начальная школа»

на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы  по учебному предмету 1-4 классы «Окружающий мир», авторы  О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова. М. Академкнига/учебник,  2016 г.

  Составитель: Багаева Нина Ивановна,

учитель начальных классов

                                          пос. Факел Социализма

                                                            2016


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы  по учебному предмету 1-4 классы «Окружающий мир», авторы  О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова. М. Академкнига/учебник,  2016 г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч.: учебник . — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1,2. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: методическое пособие. — М.: Академкнига/ Учебник.

Чуракова Р.Г., Соломатин А.М. Дневник достижений младшего школьника. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы (Школьная олимпиада). — М.: Академкнига/Учебник.

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико - ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

 Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются: 

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
  • формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
  • развитие умений  работы с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения  
  • формирование уважительного отношения  к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование  психической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного  взаимодействия в социуме.

   Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

        Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

        – демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении  нового материала;

        – выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;

        – системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

        – специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

        – иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).

        

        Ценностные  ориентиры учебного предмета «Окружающий мир»

            -природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

        -наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

        -человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное  сотрудничество;

        -труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

        -патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

             социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского  общества;

        -гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

        -семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,

        -личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство,      любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

        -традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного  мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Общая характеристика

учебного предмета «Окружающий мир»

        Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

        Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

   С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

        Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

        Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1–4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).

        Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:

        – на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);

        – участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);

        – социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);

        Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:

– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

– задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

        Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.

        Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.

Место учебного предмета  «Окружающий мир»  в учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю,35 учебных недель)

        2.         Планируемые результаты  освоения учебной программы

по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:

• находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

• читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

• находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);

• понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

• понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

• характеризовать основные функции систем органов человека;

• измерять температуру тела, вес и рост человека;

• понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

• характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:

• рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

• самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

• обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации;

• готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

• находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

• работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

• пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

• называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

• определять последовательность исторических событий на ленте времени;

• находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

• рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

• обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

• рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Выпускник получит возможность:

• составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

• научиться определять часовой пояс своего края;

• находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

• собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник научится:

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива;

соприкосновение с животными и т.д.);

• соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:

• читать условные обозначения природных зон, поверхностей и водоемов, полезных ископаемых, заповедных мест, народных промыслов и использовать их при работе с соответствующими картами, включая карты своего региона;

• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

• сравнивать, сопоставлять и находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);

• понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

• принимать посильное участие в охране природы родного края;

• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система) и характеризовать их основные функции;

• используя соответствующие приборы, измерять температуру своего тела, свой вес и рост;

• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов человека, правил безопасного поведения на природе; извлекать необходимую информацию из учебника в печатной и электронной формах, из оглавления, иллюстраций, справочников, из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии);

• подготавливать сообщения, доклады, презентации, обсуждать и оценивать результаты своего труда;

• понимать необходимость срочного обращения за помощью при несчастных случаях и заболеваниях.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования получат возможность:

• расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явле-

ниях как компонентах единого мира, овладеть начальными практико-ориентированными знаниями о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,  

• почувствовать гордость за свою Родину, российский народ и его историю;

• приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры своей страны; ознакомиться с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;

• определить свое место в семье, классе, школе;

• оценить преимущества делового общения со своими одноклассниками и с окружающими людьми;

• научиться уважительному отношению к иному мнению, истории, культуре, религии других народов;

• овладев некоторыми способами изучения природы и общества, находить причинно-следственные связи между событиями и явлениями окружающего мира;

• приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете;

• научиться делать презентации в поддержку собственных сообщений;

• принять и освоить социальную роль обучающегося с развитым мотивом к учебной деятельности, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений об их нравственной норме.

В результате изучения предмета выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

3.Содержание

Наименование раздела или темы

Количество часов

        Из них

Авторская программа

Рабочая

 программа

Контрольных работ

Практических работ

Лабораторных работ

Проектов

Экскурсий

«Человек и природа»

36

36

3

1

«Человек и общество»

26

26

1

Правила соблюдения и сохранения здоровья, правила

безопасного поведения 

6

6

Итого

68

68

Тематический поурочный план учебного предмета «Окружающий мир»

(2 часа в неделю, 35 учебных недель)

№ п/п, раздел программы

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Основное оборудование, оснащение урока

По плану

По факту

1-2.(2)

06.09

      09.09

Древние славяне.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник, рабочая тетрадь; настенные  карты — «Физическая  карта  России»  и  «восточные  славяне»

3-4. (2)

13.09

16.09

Древняя Русь.

Формирование представлений о Древней

Руси; новых знаний о развитии ремесел, торговли (путь «из варяг в греки»), защите городов от набегов кочевников, возникновении и объединении княжеств; работа с учебником, картой, иллюстрациями учебника

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме интерактивных заданий из электрон-

ной формы учебника

учебник,

настенная  карта  

«Путь “из варяг в греки”».; тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетра-

ди для проверочных работ в тестовой форме

5-6(2)

20.09

23.09

Крещение Руси.

Формирование представлений о крещении

Руси как важнейшем событии в ее истории

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме интерактивных заданий из электрон-

ной формы учебника

 учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетра-

ди для проверочных работ в тестовой форме; рисунок ленты времени, карта «восточные славяне».

7(2)

27.09

Борьба Руси с западными завоевателями.

Знакомство с историческими событиями, связанными с именем Александра Невского (Невская битва, Ледовое побоище

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме интерактивных заданий из электронной формы учебника

 учебник, схемы   Невской  

битвы и Ледового побоища, лента времени.

тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетра-

ди для проверочных работ в тестовой форме

8(2)

30.09

Возникновение Москвы

Обобщение сведений, связанных с историей

возникновения Москвы; формирование но-

вых знаний о Москве как центре Московского княжества, первых московских князьях, строительстве московского Кремля

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, интерактивных заданий из электронной формы учебника

учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме

9(2)

04.10

Первые московские князья.

10-11(2)

07.10

11.10

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости.

( заседание клуба.)

Знакомство с представителями древнейших

религий, исповедующих веру в единого бога —христианство, ислам, иудаизм; с памятниками их культуры; древними обрядами, посвященными силам природы

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, интерактивных заданий из электронной форме учебника

 учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетра-

ди для проверочных работ в тестовой форме

12(1)

14.10

Солнечная система.

Формирование представлений о Солнечной

системе, знакомство с одной из гипотез ее

возникновения и развития; об уникальности

планеты Земля — живой планете, населенной миллионами различных организмов (

Самоконтроль: выполнение заданий из тетра-

ди для проверочных работ в тестовой форме интерактивных заданий из электронной формы учебника

 учебник, рабочая тетрадь; лампа дневного света, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме

13(1)

18.10

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.

Практическая работа

Уточнение, дополнение и обобщение зна-

ний о вращении Земли вокруг своей оси и ее

движении вокруг Солнца; проведение опытов с вращающейся вокруг своей оси моделью

Земли — глобусом, освещенным фонарем. Самоконтроль: выполнение заданий из тетра-

ди для проверочных работ в тестовой форме интерактивных заданий из электронной формы учебника

учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме

глобус, проекционные фонарики, металлические пластины.

14-15(1)

21.10

25.10

Природные зоны нашей страны.

Выявление основной причины смены природных зон в направлении с севера на юг; знакомство с названиями природных зон; работа с картой природных зон

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме интерактивных заданий из электронной формы учебника

 учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме

карта «Природные зоны»

16-17(1)

28.10

08.11

Ледяная зона. ( заседание клуба.)

Выступление с сообщениями, докладами,

презентациями о ледяной зоне России: расположение на карте природных зон России, природные условия, растения, животные; Арктика и человек.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме интерактивных заданий из электронной формы учебника

учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме

карта «Природные зоны»

18-19(1)

11.11

15.11

Тундра.

Сравнение природных условий ледяной зоны и тундры; тундра на карте природных зон; выделение особенностей природных условий тундры; растения, животные тундры; тундра и человек

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы тетради для проверочных работ в тестовой

форме, интерактивных заданий из электронной формы учебника

Учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме ; карта «Природные зоны», гербарий растений тундры.

20-21(1)

18.11

22.11

Зона лесов.

Сравнение природных условий тундры и зоны лесов; зона лесов на карте природных зон; выделение особенностей природных условий зоны лесов; растения, животные лесов; роль леса в природе и жизни людей; зеленое растение — начало любой цепи питания на Земле

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме интерактивных заданий из электронной формы учебника

учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме; карта «Природные зоны», гербарий растений зоны лесов.

22-23(1)

25.11

29.11

Зона степей.

Сравнение природных условий зоны лесов и степей; зона степей на карте природных зон; выделение особенностей природных условий зоны степей; растения, животные степей; роль степей в природе и жизни людей

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме интерактивных заданий из электронной формы учебника

учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме ; карта «Природные зоны», гербарий растений зоны степей.

24(1)

02.12

Зона пустынь.

Работа с картой природных зон, зона пустынь на карте природных зон; выделение характерных условий для жизни растений и животных в зоне пустынь; растительный и животный мир пустыни; жизнь человека в пустыне

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, интерактивных заданий из электронной формы учебника

 учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме ; карта «Природные зоны», гербарий растений зоны пустынь.

25-26. (1,3)

06.12

09.12

Субтропическая зона. ( заседание клуба.)

Выступление с сообщениями, докладами, презентациями о природных условиях, растениях и животных субтропиков, об отдыхе  на Черноморском побережье, опасности солнечных ожогов и дальних заплывов в море

. Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, интерактивных заданий из электронной формы учебника

учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме , карта «Природные зоны», гербарий или картины с изображением растений субтропиков.

27. (1)

13.12

Твой  родной  край. Карта твоего края.

Практическая работа

Беседа о родном крае (местоположение на

географической карте, природная зона, наи-

менование региона и др.); выполнение практической работы на контурной карте родного края (Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

 учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме настенная  полико­административная   карта   России,   настенная   карта   природных  зон

                                            открытки,  буклеты,  фотографии  с  изображением                    достопримечательностей родного края и его главного города.

28. (1)

16.12

Московское время.

Беседа о часовых поясах, часовом поясе

столицы (московское время), часовом поясе

родного края (местное время)

 учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме; проездные  документы, глобус с настольной лампой или теллурий, две иголочки с закрепленными флажками.

29. (1)

20.12

Поверхность и водоемы твоего края. А что можешь сделать ты?

Обобщение знаний о поверхности Земли на

основе анализа отличительных признаков поверхности родного края

книги по краеведению).

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник,; тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме, настенная физическая карта России, карта Москвы, карта родного края.

30. (1)

23.12

Полезные ископаемые твоего края.

Обобщение знаний о полезных ископаемых

Земли на основе выяснения роли и значения

для страны полезных ископаемых родного края

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник, рабочая тетрадь; карта «Полезные ископаемы Алтайского края», коллекция полезных ископаемых твоего края

31. (1)

27.12

Растения твоего края.

Практическая работа

Обобщение знаний о растениях на основе

классификации растений родного края (де-

ревья, кустарники, травы, мхи, водоросли,

папоротники); выполнение практической

работы по учету растений школьного двора пришкольного участка,  книги по краеведению)

учебник, рабочая тетрадь; карта  природных   зон  России,  красная  книга  России,  красная  книга  края,  гербарий  

растений родного края

32. (1)

13.01

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

Обобщение знаний о домашних животных на основе ознакомления с отраслями животноводства родного края, книги по краеведению)

учебник, рабочая тетрадь; карта  природных  зон  России,  красная  книга  России,  красная  книга  края,  гербарий  растений  родного  края

33(1)

17.01

Народные

промыслы твоего края.

Обобщение знаний об изделиях народных промыслов на основе ознакомления с народными промыслами родного края.

учебник, рабочая тетрадь; выставка изделий  

народных  промыслов  своего  края;  выставка  сувениров,  изготовлен­ных в разных регионах страны мастерами народных промыслов.

34(1)

20.01

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия

Обобщение знаний об изделиях народных промыслов на основе ознакомления с народными промыслами родного края.

 Посещение

выставки изделий народных промыслов

; книги по краеведению

35(1)

24.01

Заповедные места твоего края

Установление заповедных мест своего края

по карте охраняемых территорий;

 расширение знаний о заповедниках на примере заповедника родного края, книги по краеведению)

учебник, рабочая тетрадь;  карта  природных  зон  России,  литература  о  заповедных  местах  родного  края,  список  

заповедников, список национальных парков России.

36(1,2)

27.01

Проверочная работа по главе

«Родной край — часть великой Родины»

Проверочная работа

Выполнение заданий из «Дневника достижений младшего школьника»,

«Дневник достижений младшего школьника»

37(1,2)

31.01

Письмо руководителей клуба

школьникам

Подведение итогов изученного ранее материала; беседа; выполнение заданий из раздела «Готовимся к школьной олимпиаде»

учебник

38(1)

03.02

Как устроен организм человека.

Расширение знаний об организме как живом теле, обладающем сочетанием свойств, отличающих его от тел неживой природы

учебник,; тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме

39(1)

07.02

Путешествие  в мир клеток

Формирование представлений о клетке как

о наименьшей единице живого организма, которая дышит, питается, растет, размножается, умирает; о разных функциях клеток

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, интерактивных заданий из электронной формы учебника

учебник,; тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетради для проверочных работ в тестовой форме

40(1)

10.02

Самый большой орган чувств.

 Расширение представлений об органе ося-

зания: строение покровной ткани человека

(кожи), продолжительность жизни клеток кожи

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ

 учебник, учебник,; тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ;  коробочки     со  

швейными иглами, полотенце, мыло, лупы.

41-42(1,3)

14.02

17.02

Как человек двигается?

Знакомство с костной и мышечной системами человека, названием частей скелета человека, названием некоторых мышц, их строением и назначением; повторение правил соблюдения правильной осанки

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник,  тетрадь для самостоятельной работы ; «Дневник достижений младшего школьника», тетрадь «Школьная олимпиада»; макет  позвонка,  

детские кубики, гирька.

43-44(1,3)

21.02

24.02

Пищеварительная система.

Формирование представления о пищевари-

тельной системе на основе жизненных наблюдений; знакомство с названием и назначением частей пищеварительной системы

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ

учебник,;  настенные  таблицы органов пищеварения, тетрадь для самостоятельной работы,

тетрадь «Школьная олимпиада».

45-46(1)

28.02

03.03

Система кровообращения.

Формирование представления о системе кровообращения: сердце, два типа кровеносных сосудов, состав крови

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме.

учебник, таблица «внутренние органы человека», тетрадь «Итоговая аттестация выпускников начальной школы» тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада».

47(1,3)

07.03

Познакомимся с дыхательной системой.

Формирование представления о дыхательной системе на основании работы с учебником, наблюдения внешних проявлений вдоха и выдоха

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ, таблица  «органы  

дыхания».

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ ,таблица  «органы  

выделения».

48(1,3)

10.03

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.

49(1)

14.03

Как почки удаляют из организма вредные вещества.

Знакомство с мочевыделительной системой на основе работы с учебником

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

50-51(1)

17.03

21.03

Нервная система человека.

Практическая работа

Ознакомление с нервной системой на осно-

ве жизненного опыта и наблюдения за внешним проявлением работы нервных окончаний (чувствительность к прикосновениям, температуре и т.д.),

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме.

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ; рисунок головного  

мозга.

52-54(1,3)

24.03

04.04

07.04

Как мы воспринимаем окружающий мир (заседание клуба)

Выступление с сообщениями, докладами, презентациями о строении и функциях органов чувств (по тексту и иллюстрациям учебника, с обобщением учителя)

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ; плакат   «орган  

обоняния», зеркальца, шоколад, презентации.

55-56(2)

11.04

14.04

Границы России.

Перечисление стран, с которыми Россия имеет сухопутные границы; названий столиц этих государств и их достопримечательностей;

 изучение материала на основе изучения тек-

ста учебника и работы с картой

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме.

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ; настенная политическая карта, глобус.

57. (2)

18.04

Соединенные штаты Америки (США).

Знакомство с государствами, с которыми

Россия имеет морские границы; с картой

США, названием столицы (г. Вашингтон), достопримечательностями столицы и крупнейшего порта — Нью-Йорка

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник, рабочая тетрадь; настенная политическая  карта  мира,  репродукция  картины  Леонардо

58(2)

21.04

Великобритания.

Знакомство с картой Великобритании, названием ее столицы, ее достопримечательностями

Самоконтроль: выполнение интерактивных заданий из электронной формы учебника

учебник, рабочая тетрадь;

59(2)

25.04

Франция.

Знакомство с картой Франции, названием ее столицы, ее достопримечательностями.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь для проверочных работ

60. (2)

28.04

День народного единства.

Формирование уважительного отношения к истории своего Отечества; знакомство с событиями 1612 г. — защита ополченцами Москвы и страны от иноземных захватчиков; памятник Минину и Пожарскому

Самоконтроль: выполнение интерактивных заданий из электронной формы учебника

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», презентация

61. (2)

02.05

Москва: память о войне 1812 года.

Обобщение знаний об Отечественной войне1812 г.; Триумфальная арка на площади Победы, музей-панорама «Бородинская битва»у Поклонной горы

 Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме.

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ ,презентация.

62(2)

05.05

Память Москвы о героях

Великой Отечественной

войны 1941-1945 годов.

Расширение и обобщение знаний о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; мемориал Победы на Поклонной горе; названия московских улиц, проспектов, бульваров; Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у Крем-

левской стены и др.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ , презентация

63(2)

12.05

Фонтан «Дружба народов»

на Всероссийском выставоч-

ном центре в Москве

Формирование представления учащихся о

Союзе Советских Социалистических Респу-

блик, в состав которого входила Россия (

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, презентация

64(2)

16.05

Памятники Москвы покорителям космоса.

Расширение и обобщение знаний о дости-

жениях России в освоении космоса; монумент «Спутник», монумент «Покорителям космоса», памятник Ю. Гагарину

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

; учебник,

тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ,  презентация

65-66(2)

19.05

23.05

Имя нашей

страны - Россия или Российская Федерация.

Расширение и обобщение знаний учащихся о нашей многонациональной родине, о государственном языке — русском, о праве республик устанавливать свой государственный язык; столица РФ, государственные символы страны; Основной закон страны — Конституция РФ; государственные праздники и др.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ, презентация.

67(2)

26.05

Основной закон

страны - Конституция России.

Расширение и обобщение знаний об Основном законе страны — Конституции РФ: субъекты РФ, права и обязанности человека (право на труд, образование, бесплатную медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и др.)

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник,  тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ;  презентация.

68. (2)

30.05

Президент России.

Знакомство с основными обязанностями Президента РФ, главной задачей Парламента РФ

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

учебник, тетрадь

для самостоятельной работы, тетрадь «Школьная олимпиада», тетрадь для проверочных работ ,презентация.

Всего уроков:

68

Из них уроков -проверочных работ

1

Уроков- практических работ

4


        Учебно-методический комплект

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч.: учебник в печатной и электронной формах. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1. — М.: Академкнига/Учебник.

 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 2. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: методическое пособие. — М.: Академкнига/ Учебник.

Чуракова Р.Г., Соломатин А.М. Дневник достижений младшего школьника. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы (Школьная олимпиада). — М.: Академкнига/Учебник.

Наглядные пособия

Наглядные пособия

Натуральные живые пособия — комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы. Гербарии, семена и плоды растений, коллекции насекомых, влажные препараты, чучела и скелеты представителей различных систематических групп, микропрепараты.

Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

Изобразительные наглядные пособия — таблицы, муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.

Географические и исторические карты.

Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки.

Экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки.

Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.

Критерии оценивания учебного предмета "Окружающий мир"

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету окружающий мир

Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;
  • несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объектов на карте.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

В письменных проверочных работах по предмету окружающий мир орфографические ошибки не учитываются.

Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.

Учитывая, что область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно - научного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и обществознанию.

Итоговые письменные проверочные работы рекомендуется проводить в конце второго полугодия. Они включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока (25 минут): на одном уроке выполняются задания природоведческого содержания, на другом - обществоведческого.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Примечания

                                                                                            Печатные пособия

 Таблицы по окружающему миру.

Комплект таблиц «Природа нашей Родины», «Картины из жизни диких животных»

Информационно-коммуникативные средства

DVD   Природоведение. (выпуск 1,2)

DVD  Анатомия для детей.

CD – RV   Детская энциклопедия о животных

DVD  Уроки Тетушки Совы

Программное обеспечение новый диск. Большая детская энциклопедия.

Программное обеспечение новый диск. Детская энциклопедия о животных.

Программное обеспечение новый диск. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.

Программное обеспечение новый диск. Своими глазами. Тайны природы.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

 Телевизор.

 Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Ноутбук .

Принтер.

Учебно – практическое и лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Компас школьный.

Микроскоп.

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов.

Торс человека разборный.

 Набор химпосуды и принадлежностей для лабораторных работ в начальной школе.

Коробка для изучения насекомых с лупой.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекция плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Оборудование класса

 Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

    В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

        

Лист корректировки

Учитель_________________________________________         Предмет________________________________________

Класс(ы)___________________________________

Четверть

По рабочей программе

Корректировка

№ урока

Дата урока по плану

Тема урока

Дата

Причина коррекции

Способ коррекции



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской                                       ...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Рабочая программа учебного предмета «Математика», 4 кл. начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования,  на основе примерной рабочей  программы по учебному пре...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе  программы  «Русский язык»,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...