Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

    Тихонова Наталья Алексеевна

    Рабочая учебная программа составлена на основе авторской     

                                                                                            программы «Окружающий мир» 1-4кл  автора: А.А.Плешакова пособие                                                                                             для учителей общеобразовательных        

                                                                                             учреждений.  М.: Просвещение, 2010г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx84.36 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»

    «ПРИНЯТО»                                                                                   «СОГЛАСОВАНО»

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Куратор кафедры                                                                                         заместитель

    Директор МБОУ «Лицей №101»

    Начальных классов                                                                           директора по УВР

    _______ Плотникова Е.А.                                                               _____ Дремова Е.В.

    ______________  Михальчук В.П.

    Протокол №  6   от                        

    «25 » августа  2015 года                                                            «  26 »августа 2015 года

    «27» августа 2015 года

    Приказ № 363 от «27» августа 2015 г.

    Рабочая программа

    учебного предмета «Окружающий мир»

    образовательной области «Обществознание и естествознание»

    для 4  Б  класса                                  

    начального общего образования

    на 2015/2016 учебный год

                                                                                                 Рабочая учебная программа                                                                                                                      

            составлена на основе авторской      

                                                                                                                                                                             программы «Окружающий мир» 1-4кл.

                                                                                                 автора: А.А.Плешакова пособие для  

                                                                                                 учителей общеобразовательных        

            учреждений.  М.: Просвещение, 2010г.

                                                                                                                                                                             Составитель:

                                                                                    Тихонова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов, первой                          квалификационной категории                                                  

                                               

                                                                                                          Барнаул 2015

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

    1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009 №373)
    2. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253)
    3. Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №101» (новая редакция) (принята Управляющим советом лицея протокол №2 от 27.08.2015,утверждена приказом директора МБОУ «Лицей №101»  от 27.08.2015  №362)
    4. Учебного плана МБОУ «Лицей №101» на 2015/2016 учебный год (приказ №278 от 20 мая 2015 г.)          
    5. Положения о рабочих программах учебных предметов (протокол педагогического совета №8 от 27.08.2013, приказ  №357 от 27.08.2013)                  
    6. Примерной программы основного общего образования по литературе (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263)
    7. Программы «Окружающий мир» 1-4кл. автора: А.А.Плешакова пособие для   учителей общеобразовательных учреждений.  М.: Просвещение, 2010г.

    Программа разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. Примерной программы по учебным предметам начальной школы,  авторской программы А.А.Плешакова. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования.

    Концепция (основная идея) программы:

       Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие , обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системн6ого видения мира в его важнейших взаимосвязях.

      Место предмета в базисном учебном плане: Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»,  предметной области «Обществознание и естествознание». В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «окружающий мир» в 4 классе отводится  2 часа в неделю , 68 часов в год.

      Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

    Раздел « Родной край – часть большой страны» включает 14 часов, из которых 3 – экскурсии по темам «Жизнь леса», «Жизнь луга», «Жизнь пресного водоема». Авторская программа предусматривает их проведение в декабре, что невозможно в связи с природными условиями нашего региона. Эти экскурсии планируется провести в мае. В связи с этим раздел «Родной край – часть большой страны» уменьшается на 3 часа ( 11 ч ) , а раздел «Современная Россия» увеличивается на 3 часа (12 ч ).

    Используемый учебно-методический комплекс (УМК) с указанием учебника и учебных пособий для учащихся:

    1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» 4 класс, в 2 ч.,/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.-10-е изд. – М.: Просвещение, 2014г./ Школа России.

    2. Рабочие тетради «Окружающий мир: Мир вокруг нас» 4 класс, в 2 ч., / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014 г.

      Цель и задачи обучения предмету 

       Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

    Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

               К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. 

      Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

       Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

       Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

    Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех  людей, для всего живого и направлено на :

     - формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;

    -  развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

      Основные технологии, методы, формы обучения:

    Формы организации образовательного процесса:

    уроки с групповыми формами работы

    уроки творчества

    уроки - конкурсы

    уроки - общения

    уроки - игры

    уроки - диалоги

    уроки - конференции

    интегрированные уроки

    межпредметные уроки

    уроки - экскурсии

        Технологии, используемые в образовательном процессе 

       Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала Системно-деятельностный подход обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Технология индивидуализации обучения Информационно-коммуникационные технологии.

      Планируемые результаты:

    Личностные результаты

    У обучающегося будут сформированы:

    овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

    проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

    формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

    целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

    уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

    формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

    внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

    осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

    эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

    этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

    способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

    установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

    мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные

    Обучающийся научится:

    понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

    сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

    выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

    планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

    планировать свои действия в течение урока;

    фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

    оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

    соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

    контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

    Познавательные

    Обучающийся научится:

    - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

    - выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

    - использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

    - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

    - анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

    - классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

    - сравнивать объекты по различным признакам;

    - осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

    - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

    - строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

    - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

    - моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

    Коммуникативные

    Обучающийся научится:

    - включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

    - формулировать ответы на вопросы;

    - слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    - высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

    - проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

    - признавать свои ошибки, озвучивать их;

    - употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

    - понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

    - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  

    - готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

    - составлять рассказ на заданную тему;

    - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    - продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

    Предметные результаты

    Обучающийся научится:

    - находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

    - осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

    - находить на карте страны — соседи России и их столицы;

    - определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

    - осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

    - различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

    - различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

    - проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

    - исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

    - классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

    - пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

    - обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей;

    - объяснения необходимости бережного отношения к природе;

    - приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

    - использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений,  подготовки собственных сообщений о природе;

    - устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

    - использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

    - оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

    - вырабатывать правильную осанку;

    - выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

    - понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

    - правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

    - соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

    - понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

    - соблюдать правила безопасного поведения в природе;

    - понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

    - раскрывать роль экономики в нашей жизни;

    - осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным  богатствам;

    - различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

    - понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

    - объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

    - понимать, как ведётся хозяйство семьи;

    - обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

    - рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

    - приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

    - использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

              Выполнение программы осуществляется с учетом планируемых результатов освоения междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий», « Формирование ИКТ – компетентности», « Основы учебно – исследовательской и проектной деятельности», « Основы смыслового чтения и работа с текстом»

            

    Оценка планируемых результатов:

       

    Предметные результаты

    Метапредметные результаты

    Личностные результаты

    примечание

    1.

    Рабочая тетрадь «Окружающий мир», А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2014 г.

    «Итоговые комплексные работы»,  О.Б.Логинова, Москва: Просвещение, 2012 г.

    «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», методическое пособие, под редакцией А.Г.Асмолова, Москва: Просвещение, 2013г. 

    Содержание тем учебного курса

    Раздел – Земля и человечество(9ч)

    Темы – Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо-великая книга природы. Мир глазами географа. Пояса Земли. Мир глазами историка. Когда и где? Прошлое и настоящее глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Обобщение по разделу «Земля и человечество».

    Раздел – Природа России(10ч)

    Темы – Равнины и горы России. Моря, озера, реки России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Экологическое равновесие.

    Раздел – Родной край – часть большой страны.(14ч)

    Темы – Наш край. Поверхность нашего края. Водоемы нашего края. Наши подземные богатства. Земля кормилица. Жизнь леса. Экскурсия. Знакомство с растениями и животными леса. Жизнь луга. Экскурсия. Знакомство с растениями и животными луга. Жизнь пресного водоема. Экскурсия. Знакомство с растениями и животными пресного водоема. Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая. Животноводство в нашем крае.

    Раздел – Страницы всемирной истории.(5ч)

    Темы – Начало истории человечества. Мир древности – далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.

    Раздел – Страницы истории Отечества.(20ч)

    Темы – Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван 3. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 20-30 годов. Великая война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. Экскурсия. Преобразование в России в 90-е гг.20в. Культура России в 20 в. 

    Раздел – Современная Россия.(9ч)

    Темы – Основной закон России и права человека. Дети имеют право на особую заботу и помощь. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Обобщение по разделу «Современная Россия».  

    Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

    В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия – её природа, история, хозяйство. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Изучение курса продолжается в теме «Природа и мы», которая знакомит учащихся с разнообразием природы, с природными зонами нашей Родины, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. В теме «Родной край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемы, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

    Раздел « Родной край – часть большой страны» включает 14 часов, из которых 3 – экскурсии по темам «Жизнь леса», «Жизнь луга», «Жизнь пресного водоема». Авторская программа предусматривает их проведение в декабре, что невозможно в связи с природными условиями нашего региона. Эти экскурсии планируется провести в мае. В связи с этим раздел «Родной край – часть большой страны» уменьшается на 3 часа ( 11 ч ) , а раздел «Современная Россия» увеличивается на 3 часа (12 ч ).

    Следующая тема – «Страницы всемирной истории» формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Тема «Страницы истории Отечества» предусматривает первоначальное знакомство с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны.

    Содержание тем учебного курса:

    Наименование темы

    Количество часов за год

    корректировка

    часов по разделам

      Вид занятия:

    Практические работы

    проекты

    Проверочные работы

    1

    Земля и человечество

    9

         9

           -        

      -

    -

    2

    Природа России

    10

         10

               -

      -

    -

    3

    Родной край – часть большой страны

    15

         15-3

            3

      1

    1

    4

    Страницы Всемирной истории

    5

          5

    -

      -

    -

    5

    Страницы истории России

    20

          20

    -

      -

    -

    6

    «Современная Россия» (9 ч)

    9

          9+3

                    -

      1

    1

    Итого:

    68

            68  

            3

      2

    2

     

                                                                             

                                     

           

                                                                              Тематическое планирование

                                                                       

    № п/п

    Тема урока

    Кол – во часов

    Основное содержание

    Характеристика основных видов деятельности учащихся

    Вид контроля

    «Земля и человечество» (9 ч)

    1.

    1 неделя, сентября

    Мир глазами астронома.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    1

    Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда.

    Знакомятся с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса. Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнять; Рассказывают о мире с точки зрения астронома. Изучают по схеме строение Солнечной системы, перечисляют планеты в правильной последовательности.

    Предварительный

    2.

    Планеты Солнечной системы.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи.

    Характеризуют планеты, перечисляют их в порядке увеличения и уменьшения размеров. Различают планеты и  их спутники, анализируют схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца.

    текущий

    3.

    2 неделя сентября

    Звёздное небо – Великая книга Природы.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая медведица, большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды – скопление звёзд в созвездии Тельца.

    Изучают по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносят их с собственным практическим опытом, находят на карте звёздное небо, определяют направление на север по Полярой звезде.

    текущий

    4.

    Мир глазами географа.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Понятие о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в Росси, история создания глобуса.

    Сравнивают глобус и карту полушарий. Находят условные знаки на карте полушарий. Обсуждают значение глобуса и карт в жизни человечества. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

    текущий

    5.

    3 неделя, сентября

    Мир глазами историка.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории

    Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Характеризуют роль исторических источников для понимания событий прошлого.

    текущий

    6.

    Когда и где?

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Понятие о веке (столетии) и тысячелетии. Летоисчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта.

    Определяют по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждают сроки начала года в разных летоисчислениях. Работают в паре: анализируют историческую карту, рассказывают по ней об исторических событиях.

    текущий

    7.

    4 неделя, сентября

    Мир глазами эколога.

    (Комбинированный урок).

    1

    Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды.

    Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Знакомятся  с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находят в интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России.

    текущий

    8.

    Сокровища Земли под охраной человечества.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии).

    Рассказывают о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различают объекты Всемирного природного и культурного наследия. Работают в паре: знакомятся по карте – схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определяют их по фотографиям.

    текущий

    9.

    1 неделя, октября

    Сокровища Земли под охраной человечества.

    (Обобщения и систематизации).

    1

    Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.

    Читают в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книге и используют их как образец для подготовки собственных сообщений.

    Текущий

    «Природа России»(10 ч)

    10.

    2неделя, октября 

    Равнины и горы России.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    1

    Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки – объекты Всемирного наследия. Ильменский заповедник.

    Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Находят и показывают на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывают о них по карте. Различают холмистые и плоские равнины.

    Текущий

    11.

    Моря, озёра и реки России.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.

    Работают в паре: находят и показывают на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывают о них по карте. Различают моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

    Текущий

    12.

    3 неделя, октября

    Природные зоны России.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причины смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность.

    Работают в паре знакомятся с картой природных зон России, сравнивают её с физической картой России. Определяют по карте природные зоны России, высказывают предположения о причинах их смены. Устанавливают причинно – следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон.

    текущий

    13.

    Зона арктических пустынь.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияния. Живые организмы зоны арктических пустынь.

    Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Находят и показывают на карте зону арктических пустынь, осуществляют проверку. Выявляют взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами. Характеризуют зону арктических пустынь. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

    Текущий

    14.

    4 неделя, октября

    Тундра.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры.

    Сравнивают общий вид тундры и арктической пустыни, описывают тундру по фотографии. Находят и показывают на карте природных зон зону тундры, рассказывают о ней по карте. Выявляют взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами.

    текущий

    15.

    Леса  России.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах.

    Находят и показывают на карте зону тайги,  зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывают о них по карте. Устанавливают зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.

    Текущий

    16.

    5 неделя, октября

    Лес и человек.

    (Обобщения и систематизации).

    1

    Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон.

    Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Работа в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывают роль леса в природе и жизни людей. Обсуждают экологические проблемы леса, предлагают меры по его охране. Характеризуют лесные зоны по плану. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

    текущий

    17.

    Зона степей.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных.

    Сравнивают общий вид леса и степи, Находят и показывают на карте природных зон зону степей. Устанавливают зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги.

    текущий

    18.

    2 неделя, ноября

    Пустыни.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком.

    Сравнивают общий вид степи и пустыни. Находят и показывают на карте природных зон полупустыни и пустыни. Устанавливают зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги.

    текущий

    19.

    У Чёрного моря.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Чёрноморского побережья Кавказа.

    Находят и показывают на карте зону субтропиков. Устанавливают причины своеобразия природы субтропической зоны.  Обсуждают правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

    текущий

    «Родной край – часть большой страны» (15 ч)

    20.

    3неделя, ноября

    Наш край.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    1

    Политико – административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края.

    Знакомятся с политико – административной картой России. Находят на карте России свой регион. Знакомятся с картой своего региона, рассказывают по ней о родном крае. Характеризуют родной край по предложенному в учебнике плану. Оценивают свои достижения на уроке.

    предварительный

    21.

    Поверхность нашего края.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.

    Описывают по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края. Находят на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки. Обсуждают меры по охране поверхности своего края.  Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

    текущий

    22.

    4 неделя, ноября

    Водные богатства нашего края.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде.

    Работают в группе: составляют список водных объектов своего региона; описывают одну из рек по приведённому в учебнике плану. Составляют план описания другого водного объекта(н –р, озера, пруда)

    текущий

    23.

    Наши подземные богатства.

    (Комбинированный урок).

    1

    Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств.

    Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Практическая работа в группе: определяют полезное ископаемое, изучают его свойства, находят информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого. Описывают изученное полезное ископаемое по плану. Сравнивают изученные полезные ископаемые.

    текущий

    24.

    1неделя, декабря 

    Земля – кормилица.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почв.

    Различают типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Доказывают огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществляют самопроверку. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

    текущий

    25.

    Жизнь леса.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Лес – сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса.

    Узнают по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества. Выявляют экологические связи в лесу. Рассказывают по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.

    текущий

    26.

    2 неделя, декабря

    Жизнь луга.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.

    Описывают луг по фотографии, определяют растения луга в гербарии. Знакомятся с животными луга по иллюстрации учебника. Выявляют экологические связи на лугу.

    текущий

    27.

    Жизнь в пресных водах.

    (Комбинированный урок).

    1

    Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана.

    Описывают водоём по фотографии. Выявляют экологические связи в пресном водоёме. Рассказывают по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Моделируют цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.

    текущий

    28.

    3неделя, декабря

    Растениеводство в нашем крае.

    (Обобщения и систематизации).

    1

    Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе.

    Выявляют зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Различают зёрна зерновых культур. Различают сорта культурных растений.

    текущий

    29.

    Животноводство в нашем крае.

    (Обобщения и систематизации).

    1

    Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе.

    Знать об отрасли сельского хозяйства – животноводстве.

    текущий

    30.

    4неделя, декабря

    Проверим себя и оценим свои достижения.

    (Урок контроля и коррекции знаний и способов действий).

    1

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

    Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов.

    Выполняют тесты с выбором ответа. Оценивают правильность, неправильность предложенных ответов.

    Извлекают информацию из доп. источников и Интернета.

    итоговый

    31.

    Презентация проектов (по выбору).

    (Обобщения и систематизации).

    1

    Извлекают информацию из дополнительных источников и интернета, посещают музей.

    Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и  других подготовленных материалов.

    тематический

    «Страницы Всемирной истории»(5 ч)

    32.

    Начало истории человечества.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    1

    История первобытного общества. Первобытное искусство.

    Определяют по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждают роль огня и приручения животных. Понимают роль археологов в изучении первобытного общества. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

    предварительный

    33.

    3 неделя, января

    Мир древности: далёкий и близкий.

     (Усвоения новых знаний).

    1

    История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки.

    Находить на карте местоположение древних государств. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и  отличия.

    текущий

    34.

    Средние века: время рыцарей и замков.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.

    Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья.

    текущий

    35.

    4 неделя, января

    Новое время: встреча Европы и Америки.

     (Усвоения новых знаний).

    1

     Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники.

    Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

    текущий

    36.

    Новейшее время: история продолжается сегодня.

     (Усвоения новых знаний).

    1

    Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия.

    Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира.

    текущий

    «Страницы истории России» (20 ч)

    37.

    5 неделя, января

    Жизнь древних славян.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    1

    Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верование. Союз племён

    Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Анализируют карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

    текущий

    38.

    Во времена Древней Руси.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    1

    Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Признание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси.

    Прослеживают по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9 – 11 веках. Характеризовать систему государственной власти в древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

    текущий

    39.

    1 неделя, февраля

    Страна городов.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    1

    Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.

    Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода. Характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке. Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот.

    текущий

    40.

    Из книжной сокровищницы  Древней Руси.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги.

    Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры.

    текущий

    41.

    2 неделя, февраля

    Трудные времена на Русской земле.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Феодальная раздробленность Руси в середине 12 века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.

    Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Высказывать своё отношение к личности Александра невского. Работать с терминологическим словариком

    текущий

    42.

    Русь расправляет крылья.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Возрождение северо – восточных земель Руси в конце 13 – начале 14 века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергей Радонежский.

    Приводить факты возрождения северо – восточных земель Руси. Рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления.

    текущий

    43.

    3 неделя, февраля

    Куликовская битва.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Поход Мамая на Русь. Подготовка объединённого русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословление Сергия Радонежского.

    Прослеживать по карте передвижение русских и ордынских войск. Составлять план рассказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.

    текущий

    44.

    Иван Третий.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве.

    Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство.

    текущий

    45.

    4 неделя, февраля

    Мастера печатных дел.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелентия Смотрицкого, Кариона Истомина

    Обсуждать как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников.

    текущий

    46.

    Патриоты России.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.

    Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.

    текущий

    47.

    1 неделя, марта

    Пётр Великий.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Организация «Потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр 1 – первый российский император

    Рассказывать о реформах Петра 1 на основе материала учебника. Описывать достопримечательности Санкт  -Петербурга. Обсуждать заслужено ли Пётр 1 стал называться Великим. Отмечать на «ленте времени» год, когда Россия стала империей.

    текущий

    48.

    Михаил Васильевич Ломоносов.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Биография М.В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета.

    Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

    текущий

    49.

    2 неделя, марта

    Екатерина Великая.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра 1. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт – Петербурга. Развитие просвещения.

    Обсуждать, заслужено ли Екатерина Вторая стала называться Великая. Описывать достопримечательности Петербурга. Сравнивать положение разных слоёв российского общества.

    текущий

    50.

    Отечественная война 1812 года.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Вторжение в России армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д.В. Давыдов. Победа над Наполеоном.

    Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнять.  Рассказывать о Бородинском сражении. Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

    текущий

    51.

    3 неделя, марта

    Страницы истории 19 века.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты.

    Изучают текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради. Готовить сообщения и презентовать их на уроке. Сопоставлять исторические источники. Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах

    текущий

    52.

    Россия вступает в 20 век.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Николай 2 – последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне.

    Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

    Фронтальный опрос

    53.

    1 неделя, апреля

    Страницы истории 1920 – 1930 –х годов.

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Образование СССР, переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни.

    Знакомятся по карте СССР с административно – территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям.

    текущий

    54.

    Великая война и великая Победа .

    (Усвоения новых знаний).

    1

    Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград.

    Составляют план рассказа о ходе Великой Отечественной войны. Обсуждают в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

    текущий

    55.

    2 неделя, апреля

    Великая война и великая Победа.

    (Обобщения и систематизации).

    1

    Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города – герои, города воинской славы. Цена Победы.

    Прослушивают в записи песню «Вставай, страна огромная» и др. песни времён войны. Делятся впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и парада Победы. Готовят праздник ко Дню Победы

    текущий

    56.

    Страна, открывшая путь в космос.

    (Обобщения и систематизации).

    1

    Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Распад СССР.

    Прослушивают в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомятся с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему.

    текущий

    «Современная Россия» (12 ч)

    57.

    3 неделя, апреля

    Основной закон России и права человека.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    1

     Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка

    Находят на политико -  административной карте РФ края, области, республике, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализируют закреплённые в Конвенции права ребёнка

    предварительный

    58.

    Мы – граждане России.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    1

    Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, Правительство

    Различают права и обязанности гражданина. Устанавливают их взаимосвязь. Различают прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства.

    текущий

    59.

    4 неделя, апреля

    Славные символы России.

    (Урок применения знаний).

    1

    Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам – уважение к родной стране.

    Знакомятся с особенностями герба РФ, его историей, символикой.  Отличают герб России от гербов др. государств. Знакомятся с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы. Отличают гимн РФ от гимнов др. государств. Обсуждают, зачем государству нужны символы.

    текущий

    60.

    Такие разные праздники.

    (Комбинированный урок).

    1

    Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, Государственного флага РФ и другие

    Различают праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Знакомятся с праздниками и Памятными днями России, обсуждают их значение для страны и каждого её гражданина.

    текущий

    61.

    5 неделя, апреля

    Путешествие по России.

    (Обобщения и систематизации).

    1

    Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.

    Рассказываю по личным впечатлениям о разных уголках России. Анализируют и сравнивают гербы городов России, выясняют их символику. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

    текущий

    62.

    Путешествие по России.

    (Обобщения и систематизации).

    1

    Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.

    Рассказываю по личным впечатлениям о разных уголках России. Анализируют и сравнивают гербы городов России, выясняют их символику. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

    текущий

    63.

    май

    Путешествие по России.

    (Обобщения и систематизации).

    1

    Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.

    Рассказываю по личным впечатлениям о разных уголках России. Анализируют и сравнивают гербы городов России, выясняют их символику. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

    текущий

    64.

    Проверим себя и оценим свои достижения.

    (Урок контроля и коррекции знаний и способов действий).

    1

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

    Выполняют тесты с выбором ответов. Оценивают правильность, неправильность предложенных ответов. Оценивают свои знания в соответствии с набранными баллами.

    Итоговый

    65.

    май

    Экскурсия.Знакомство с растениями и животными леса. (комбинированный  урок)

    1

    Распознавание  растений и животных леса в природных условиях с помощью атласа –определителя.

    Наблюдают объекты и явления природы. Определяют природные объекты с помощью атласа – определителя. Фиксируют результаты наблюдений.  Сравнивают результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

    текущий

    66.

    Экскурсия.Знакомство с растениями и животными луга.

    1

    Распознавание  растений и животных луга в природных условиях с помощью атласа –определителя.

    Наблюдают объекты и явления природы. Определяют природные объекты с помощью атласа – определителя. Фиксируют результаты наблюдений.  Сравнивают результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

    текущий

    67.

    май

    Экскурсия.Знакомство с растениями и животными пресного водоема.

    1

    Распознавание  растений и животных пресного водоема  в природных условиях с помощью атласа – определителя.

    Наблюдают объекты и явления природы. Определяют природные объекты с помощью атласа – определителя. Фиксируют результаты наблюдений.  Сравнивают результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

    текущий

    68.

    Презентация проектов (по выбору)

    (Комбинированный урок).

    1

    Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов

    Извлекают информацию из дополнительных источников и Интернета. Готовят иллюстрации для презентации проектов (фотографии, слайды. рисунки). Готовят тексты сообщений. Выступают с сообщением в классе. Оценивают свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

    текущий

            

    Материально-техническое обеспечение:

    1.Демонстрационные таблицы.

    2.Карточки, тесты, раздаточный материал, наглядный материал.

    3.Коллекция полезных ископаемых, географические карты и т.д.

    4.Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

    5.Интернет – ресурсы.

    УМК и методические пособия:

    1.Учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» 4 класс, в 2 ч.,/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.-10-е изд. – М.: Просвещение, 2014./ Школа России.

    2.Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» рабочая тетрадь, 4 класс, в 2ч./ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова - М.: Просвещение, 2014г.

    3.Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой.

    5.Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 класс: М.,2014 г.

    6. «Окружающий мир» тесты 4класс. Плешаков А.А.

    7. Проверим себя. В 2-х частях А.А.Плешаков.

    8.«Зеленые страницы» Плешаков А.А.,М. Просвещение, 2014 г.

    9. «От земли до неба» Атлас-определитель, Плешаков А.А.,М. Просвещение, 2014г.

    Приложение № 1.

    № урока

            Тема урока

    Формы обучения

    Методы обучения

    Оборудование

    Примечание

    1.

    Мир глазами астронома.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран , проектор, презентация

    2.

    Планеты Солнечной системы.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    3.

    Звёздное небо – Великая книга Природы.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, демонстрация карты звездного неба

    4.

    Мир глазами географа.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая работа , демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, глобус, географическая карта

    5.

    Мир глазами историка.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    6.

    Когда и где?

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    7.

    Мир глазами эколога.

    (Комбинированный урок).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая  работа , демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация,

    8.

    Сокровища Земли под охраной человечества.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    9.

    Сокровища Земли под охраной человечества.

    (Обобщения и систематизации).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    10.

    Равнины и горы России.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, презентация

    11.

    Моря, озёра и реки России.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, объяснение, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, физическая карта России

    12.

    Природные зоны России.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, физическая карта России

    13.

    Зона арктических пустынь.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, карта природных зон России

    14.

    Тундра.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, карта природных зон, гербарий растений зоны тундры.

    15.

    Леса  России.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, карта природных зон , гербарий.

    16.

    Лес и человек.

    (Обобщения и систематизации).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    17.

    Зона степей.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, карта природных зон, гербарий.

    18.

    Пустыни.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, карта природных зон, гербарий.

    19.

    У Чёрного моря.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, карта природных зон, гербарий.

    20.

    Наш край.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, демонстрация

    Научная лаборатория «Архимед»

    21.

    Поверхность нашего края.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая работа, объяснение, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация,  карта края

    22.

    Водные богатства нашего края.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    23.

    Наши подземные богатства.

    (Комбинированный урок).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, образцы полезных ископаемых края.

    24.

    Земля – кормилица.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация.

    25.

    Жизнь леса.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    26.

    Жизнь луга.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная, в парах

    беседа, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, гербарий.

    27.

    Жизнь в пресных водах.

    (Комбинированный урок).

    Фронтальная, индивидуальная, в парах

    беседа, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация.

    28.

    Растениеводство в нашем крае.

    (Обобщения и систематизации).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    29.

    Животноводство в нашем крае.

    (Обобщения и систематизации).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    30.

    Проверим себя и оценим свои достижения.

    (Урок контроля и коррекции знаний и способов действий).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    31.

    Презентация проектов (по выбору) 

    (Обобщения и систематизации).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    32.

    Начало истории человечества.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    33.

    Мир древности: далёкий и близкий.

     (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    34.

    Средние века: время рыцарей и замков.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    35.

    Новое время: встреча Европы и Америки.

     (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    36.

    Новейшее время: история продолжается сегодня.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    37.

    Жизнь древних славян.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    38.

    Во времена Древней Руси.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    39.

    Страна городов.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    40.

    Из книжной сокровищницы  Древней Руси.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    41.

    Трудные времена на Русской земле.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    42.

    Русь расправляет крылья.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    43.

    Куликовская битва.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    44.

    Иван Третий.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуаль  ная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор,  презентация

    45.

    Мастера печатных дел.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    46.

    Патриоты России.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    47.

    Пётр Великий.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    48.

    Михаил Васильевич Ломоносов.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    49.

    Екатерина Великая.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    50.

    Отечественная война 1812 года.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    51.

    Страницы истории 19 века.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, практическая работа, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация, исторические карты.

    52.

    Россия вступает в 20 век.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    53.

    Страницы истории 1920 – 1930 –х годов.

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    Беседа, рассказ, наблюдение, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    54.

    Великая война и великая Победа .

    (Усвоения новых знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    55.

    Великая война и великая Победа.

    (Обобщения и систематизации).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    56.

    Страна, открывшая путь в космос.

    (Обобщения и систематизации).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    57.

    Основной закон России и права человека.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    58.

    Мы – граждане России.

    (Урок актуализации знаний и умений).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    59.

    Славные символы России.

    (Урок применения знаний).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    60.

    Такие разные праздники.

    (Комбинированный урок).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    61.

    Путешествие по России.

    (Обобщения и систематизации).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа с учебником, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    62.

    Путешествие по России.

    (Обобщения и систематизации).

    Фронтальная, индивидуальная

    беседа, работа в рабочей тетради, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    63.

    Путешествие по России.

    (Обобщения и систематизации).

    Коллективная

    Беседа, рассказ, наблюдение, демонстрация

    Атлас - определитель

    64.

    Проверим себя и оценим свои достижения.

    (Урок контроля и коррекции знаний и способов действий).

    Коллективная

    Беседа, рассказ, наблюдение, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация

    65.

    Экскурсии в природные сообщества родного края.

    (Комбинированный урок).

    Фронтальная, индивидуальная

    Беседа, рассказ, наблюдение

    Атлас - определитель

    66.

    Экскурсии в природные сообщества родного края.

    (Комбинированный урок).

    Фронтальная, индивидуальная

    Беседа, рассказ, наблюдение

    Атлас - определитель

    67.

    Экскурсии в природные сообщества родного края.

    (Комбинированный урок).

    Фронтальная, индивидуальная

    Беседа, рассказ, наблюдение

    Атлас - определитель

    68.

    Презентация проектов (по выбору)

    (Комбинированный урок).

    Коллективная

    Беседа, рассказ, наблюдение, демонстрация

    Компьютер, экран, проектор, презентация


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)

    Рабочая программа курса «Окружающий мир» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (С...

    Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" (1 класс) УМК "Школа России" 2013-2014 уч.год

    Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» (авт. Плешаков А.А.) в соответствии с Федеральным государственным образов...

    Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

    Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа»)

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова. (УМК «Перспективная начальная школа») 2011 г. в соответствии с треб...

    Аннотация к рабочей программе учебного предмета ОКРУЖАЮЩИЙ МИР на уровень начального общего образования

    Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" составлена на основе:-  Закона Российской Федерации  «Об образовании»,-  Федерального государ­ственного образовательного стандарта н...

    Приложение к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» на уровень начального общего образования 4 «А» класс

    Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Окружающий мир" (автор Н.Ф.Виноградова, М:Вентана -Граф, 2013)...

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы...