"Горные породы и минералы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Елесина Ольга Вячеславовна

Материал предназначен для проведения урока в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornye_porody_i_mineraly.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Авторы – составители Елесина О.В., Луганская Г.А., Ненашева Т.А.

Тема: Горные породы и минералы

Цели:

 –  Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми.

Задачи урока:

1. Образовательная – предметный результат: сформировать у четвероклассников представления о том, что такое горные породы и минералы, их различие и свойства.

2. Развивающая – метапредметный результат: развивать логическое мышления, восприятие, умение ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.

3. Воспитательная – личностные результаты: создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитание культуры общения в группе со сверстниками, осуществлять самооценку собственной учебной деятельности; воспитание желания учиться. Формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.

Тип урока: открытие нового знания

Методы обучения: частично-поисковый, деятельностный, объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы организации деятельности: работа в группах, фронтальная, индивидуальная.

Технологии: проблемно  - исследовательская  технология, ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии, технология группового обучения

Этапы урока

Ход урока

Ι. Мотивационно-целевой этап.

Цель: активизация учащихся,

выдвижение гипотезы

  1. Ребята, у меня на столе “волшебная шкатулка”. Отгадайте три загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки.

Бел, как сахар. Пока руки не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел).

Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь).

Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль).

А теперь посмотрите на эпиграф к уроку, и подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить.

  1. Работа с эпиграфом, постановка проблемного вопроса.

Эпиграф «Человек совершенно не думает о том, что под ногами. Всегда мчится… самое большое – взглянет как прекрасны облака у него над головой… И ни разу не взглянет себе под ноги…»

        Карел Чапек 

-Почему он так сказал? (ответы детей)

-Что находится у нас под ногами? (Полезные ископаемые)

-Сегодня мы с вами начинаем изучать не все полезные ископаемые, а

Тема урока: «Горные породы и минералы»

-Что мы должны узнать на уроке? (Что такое минералы, горные породы, их свойства и применение). Начнем с определения понятий горные породы и минералы.

- Напишите ваши предположения (Приложение 1).

-Что такое горная порода? (ответы детей)

-Что такое минералы? (ответы детей)

-В чем отличие горных пород от минералов? (ответы детей)

- Все ли из вас смогли ответить на эти вопросы? (нет)

-Предлагаю вам выдвинуть гипотезу. (Являются ли минералы горными породами или нет?)

-Сможем ли мы сейчас подтвердить или опровергнуть гипотезу? (Нет, потому что у нас нет достаточно информации: мы не знаем что такое горные породы и минералы)

-Чтобы ответить на эти вопросы проведем практическую работу.

Рассмотрите гранит и соль. Рассмотрите внимательно эти тела, и скажите сколько составных частей в них? (гранит 3 части, соль – одна).

Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». Какие зерна вы видите? (Черные -  это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат).

А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)? (однородное тело)

Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются?

 (Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов. А минералы – это однородные неорганические вещества).

Сравните свой ответ, с ответом в учебнике.

ΙΙ.Проектно-исследовательский этап

Цель:

- дать понятие «горные породы и минералы»;

-выяснить основные свойства горных пород и их применение

-обогащать словарный запас, развивать речь

Как же образуются горные породы? Давайте посмотрим видео.

Рассказ учителя:

-В глубине Земли такая высокая температура, что плавятся твердые камни, которые мы видим на поверхности Земли.  Камни плавятся и образуется магма, которая поднимается к поверхности земли по ее трещинам. Какая- то часть магмы выходит на поверхность, какая-то не находит выхода и застывает в земной коре. Так образуются многие горные породы. Из горных пород состоит земная кора.

Вывод. Горные породы это то, из чего состоит  земная кора.

-С камнями люди столкнулись миллионы лет назад. Недаром самый древний период истории человечества называют…каменный век.

-Как вы думаете, почему человек обратил внимание на камни? (ответы детей)

-А чтобы использовать эти ресурсы человек должен знать их свойства. Сейчас вы будете их исследовать. В начале урока вы вытащили фигуры. Объединитесь в группы.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах в роли исследователей, изучить  состав и свойства горных породи их отличие от минералов. Каждая группа получит инструкцию (Приложение 3), файлы с материалами. (Приложение 4). На исследования вам отводится 18 мин. (Информация в файлах вам поможет заполнить таблицу, карандашом отметьте нужную информацию).

Практическая работа

 Ребята изучают горные породы и минералы, и данные исследования записывают в таблицу. (Приложение 2). ( У ребят на столах лежат образцы горных пород и минералов).

Группа 1 исследует  гранит

Группа 2 исследует  глину (известняк)

Группа 3 исследует  кварц

Группа 4 исследует  каменный уголь

Группа 5 исследует применение горных пород и минералов

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Заполнение таблицы. Отчет каждой группы.

IV.

Подведение итогов урока

Цель: подвести итог урока

Составление схемы на доске

Минералы

Горные породы

Твердость  Прочность  Постоянная форма  Горючесть Пластичность

Строительство Ювелирка Облицовка зданий и т.д.

V. Рефлексия. Взаимооценка.

- В течение всего урока мы с вами составляли схему. Давайте вернемся к плану нашего урока. На все вопросы мы получили ответы?

- Составьте небольшой рассказ по теме урока и расскажите его своему соседу по плечу.

- Это самый твёрдый минерал – алмаз. У геологов принято ставить минералам «оценки» за твёрдость. Только, в отличие от  школьной системы оценок, она не 5-ти балльная, а 10-ти балльная. Так вот, алмаз – самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10 баллов.

- Оцените работу своего соседа. (Полный ответ – светлый ромб, неполный – голубой, недостаточный – красный).

- Прикрепите свои оценку твердости ваших знаний на наш алмаз.

VΙ. Домашнее задание.

Читать учебник (тема 21). Выполнить задания в рабочей тетради. Подобрать пословицы (поговорки, высказывания), в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека.


Приложение 1

Предполагаю

Выяснил

Горные породы-

Горные породы-

Минералы-

Минералы-

Приложение 2

Запиши свои исследования в таблицу

Название образца

Состав и свойства

Цвет,  блеск, запах,

прозрачность, твёрдость

 ( твёрдые, рыхлые, жидкие, слоистые,  пористые), свойства

__________________

Цвет_______________________

Блеск (без блеска, блеск, стеклянный)_______________________

Прозрачность__________________

Растворяется в воде или нет _______________________

Твёрдость ( твёрдые, рыхлые, жидкие, слоистые,  пористые) нужное подчеркни

Из чего состоит________________

______________________________

_____________________________

_____________________________

Главное свойство ____________________________

_____________________________

 Сохраняет или не сохраняет форму_____________________________

 

Вывод : __________________ относится к горным  породам или минералам

(нужное подчеркни)

Приложение 3

Инструкция

           Дорогие четвероклассники, мы предлагаем вам  изучить материалы по теме: « Горные породы и минералы» Результатом вашей работы станет таблица. Чтобы вам  легче было её заполнить, воспользуйся инструкцией:

1. Запиши название образца в таблицу.

2.Рассмотри образец с помощью лупы. Запиши свои наблюдения в таблицу.

3. Чтобы  выяснить,  растворяется ли образец  в  воде, возьми стакан  с водой, опусти в воду образец, помешай  ложкой, понаблюдай, что будет происходить. Определи  свойство и запиши в таблицу.

4.  Как ты думаешь, можно ли изменить форму? Попробуй сильно сжать образец. Изменилась ли форма? Ответ укажи в таблице.

 4.Чтобы узнать о составе и свойствах образца, ознакомься с материалами, собранными в Приложении 4. Заполни таблицу.

5. Определи, относится ли данный образец к горной породе или минералу. Вывод запиши внизу таблицы.

6. Составьте краткий ответ.

Удачи вам в выполнении работы!

Приложение 4

Глина – очень широко применяемый строительный материал. Она состоит из мелко   перетёртых  камней. Глина и песок образовались при разрушении гранита. Причем из кварца образуется песок, а из полевого шпата и слюды – глина. Цвет глины зависит от цвета полевого шпата. Если шпат красный – глина рыжая, а если серый, то глина – серая.

При  увлажнении  глина становится пластичной (это главное свойство), ей можно придавать  самую различную форму. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. Чтобы сделать изделие прочным его обжигают.

Изделия из обожжённой глины называются керамическими, слово «керама» - глина.

 Гранит – очень крепкий и красивый камень. Почему гранит так называется?

«Гранит» - название не русское, а итальянское и происходит от слова «гранум», означающее в переводе «зерно». Естественно, речь идет не о зернах пшеницы и ржи. Итак, почему же итальянцы назвали гранит «зернистым»?

В составе гранита видны зерна: черные - это слюда; мелкие зерна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц; а розовая или серая часть – полевой шпат, шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный.  Слюда, кварц и шпат – это минералы, составные части гранита.

Главное свойство гранита его прочность.

Гранит залегает глубоко в земле и на её поверхности. Чтобы его добыть, машина сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку.  Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые и  используют для разных целей.

Каменный уголь относится к осадочной породе, образующейся в земных пластах. Это один и наиболее древних видов топлива, использовавшийся людьми десятки тысяч лет назад.

Каменный уголь образовывается в местах, где деревья и иные растения накапливаются в одном месте, после чего эта большая растительная масса не успевает полностью разлагаться. Идеальным местом для этого является бедная кислородом болотная местность.

Состав этого ископаемого и его вид зависит от возраста и глубины залегания. К самой древней породе можно отнести антрацит, залежи которого обнаружены на глубине до 5 км. В нем много углерода, минимум влаги и наиболее высокая теплота сгорания. Горючесть – главное свойство каменного угля.

Известняк — осадочная горная порода органического происхождения, состоящая преимущественно из скелетных остатков организмов. Может содержать примеси обломочного материала, глинистого и (или) кремнистого вещества, пирита. 

Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, широко распространён известняк и в других местах. Этим горным породам характерно отсутствие блеска, он обычно светло-серого цвета, но может быть белым или тёмным, почти чёрным; голубоватым, желтоватым или розовым, в зависимости от состава примесей.

Самое знаменитое российское месторождение известняка находится близ села Мячково, построенного близ впадения Пахры в Москву-реку. Белый камень мячковского месторождения создал славу белокаменного столичного города. Прочность (главное свойство) местных известняков такова, что из отдельных разновидностей породы производились жернова для мельниц и мостовой камень. 

Кварц - один из самых рапространённых минералов в Земной коре. Главное свойство твердость. Кварц добывается практически повсеместно. В России месторождения минерала есть в Карелии, Забайкалье, на Урале и Алтае. Очень много кварца в Сибири, на Кавказе, в Памире, Австрии, США, Мадагаскаре, Бразилии. 

Цвет кварца разнообразный: белый, бесцветный, жёлтый, красный, зеленый, коричневый, розовый, оранжевый, серый, фиолетовый,

Ценное минеральное сырье: используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука, в телефонной и радиоаппаратуре. В больших количествах потребляется стекольной и керамической промышленностью (горный хрусталь и чистый кварцевый песок) Также применяется в производстве кремнеземистых огнеупоров и кварцевого стекла. Многие разновидности используются в ювелирном деле как поделочные камни.

Приложение 5

Инструкция

Дорогие четвероклассники, мы предлагаем вам  изучить материалы по теме: «Применение минералов и горных пород»

  1. Рассмотрите образцы горных пород и минералов. Узнайте их названия.

  1. Ознакомьтесь с материалами текста.

  1. Для ответа подберите нужные картинки.

Применение минералов и горных пород

Использование горных пород и минералов началось в глубокой древности. Особенно  сильно осваивалась обработка камня при строительстве уже в Средние века: люди научились использовать известняки, мрамор, гранит, песчаник. И это способствовало развитию архитектуры. В современное время гранит и мрамор широко использовали при оформлении станций  Московского метро и набережных Санкт - Петербурга.

 Люди использовали глину для производства посуды, так же из глины получают удобный строительный материал - кирпич. Из известняка научились производить цемент, а из смеси цемента с другими материалами - бетон. А из песка получают стекло.

 На этом применение минералов не ограничивается: в медицине – тальк, стоматологические инструменты; химическая промышленность – изготовление красок.  

    Ряд минералов являются драгоценными и поделочными камнями. Это нашло широкое применение в ювелирном деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы"

Урок-исследование по окружающему миру проведён в 4 классе. На уроке  дети, работая в группах, исследовали горные породы,  проводили опыты с мелом, песком и солью. Работая по карте Республики...

Урок "Горные породы и минералы"

Урок окружающего мира в 4 классе с презентацией...

урок по окружающему миру 4 класс "Горные породы и минералы" (Школа 2100)

Данный урок разработан по программе "Школа 2100"....

Урок открытия нового знания « Горные породы и минералы» 4 декабря 2013 года

Цель урока: создание условий для открытия новых знанийЗадачи урока:-сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми;-дать учащимся представлен...

Горные породы и минералы

Горные породы - это все тела , которые находятся в земной коре.Презентация по познанию мира для начальных классов......

Горные породы и минералы Самарской области

Краткая информация о горных породах и минералах Самарской Области....