урок по окружающему миру 4 класс "Горные породы и минералы" (Школа 2100)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Михина Марина Ивановна

Данный урок разработан по программе "Школа 2100". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_gornye_porody.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Горные породы и минералы»

Цели:

  1. Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу из использовании
  2.  Формировать (Регулятивные УДД)  свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь  других; работать в паре, формулировать собственное  мнение и позицию.

3.Воспитать интерес к познанию окружающего мира и к бережному отношению полезных ископаемых.

Ход урока. 

1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Давайте рассмотрим выставку тел, которые я для вас приготовила. (на столе гранит, лабрадор, известняк и т.д.).

Как можно назвать эти тела? (горные породы и минералы)

Правильно, о них и пойдет сегодня речь на уроке. Итак, тема урока «Горные породы и минералы». На какие вопросы вы бы хотели найти ответы сегодня на уроке? (понятие горных пород и минералов, их многообразие свойства горных пород и минералов, использование).

Во многом вопросы совпали с теми вопросами, которые я попыталась предугадать во время подготовки к уроку. Постараемся ответить на все пункты плана. Для этого вспомним то, что уже изучали ранее.

- Из чего состоят тела? (из веществ)

- В каких состояниях может находиться вещество в природе?   (Жидком, твёрдом и газообразном).

Как называется оболочка Земли, сложенная из твердых веществ? (Литосфера).

- Из чего она состоит?   (Из земли или почвы и горных пород)

Так что же такое горные породы и минералы? (это твердые тела природы, из которых сложена литосфера)

2.Изучение нового материала.

- В чём же разница между горными породами и минералами? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите гранит и соль. Рассмотрите внимательно эти тела, и скажите сколько составных частей в них? (гранит 3 части, соль – одна).

Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». Какие зерна вы видите? (Черные -  это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат).

А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)? (однородное тело)

Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются?

 (Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов).

Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами. Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество.

Минералы – это природные неорганические вещества. Они состоят из одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить, растереть в порошок – измениться только размер его крупинок, но каждая маленькая крупинка все равно сохранит все свойства данного вещества.

С камнями люди столкнулись миллионы лет назад. Недаром самый древний период истории человечества называют… каменный век.

- Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди обратили своё внимание ещё в каменном веке?

Вот одно из них. Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать…

 - Если ударить по граниту чем – то тяжёлым, что произойдёт?

 - Значит, одно из главных свойств горных пород и минералов - …(твёрдость)

 - А сейчас продемонстрирую ещё одно свойство горных пород. Внимательно понаблюдайте, сравните и сделайте вывод.

( Перелить воду из одного сосуда в другой, переложить гранит).

 - Какое свойство увидели? (постоянство формы)

 - А из какой горной породы сделано стекло? Как это стало возможным? Найдите ответ  в учебнике. (Читают ещё об одном свойстве – плавкости.)

 - Есть особая горная порода, на основе которой сделан пластилин. Что это?

 - Глина, в отличие от других горных пород, обладает одним особенным свойством. Ощутите его, поработав с кусочком пластилина.

 - Что же это за свойство? (пластичность)

( В процессе ответов на доске открываются листы с названиями свойств горных пород)

3. Практическая работа.

Определяют свойства горных пород и минералов.

1. сера – спички

2. сланец

3. лабрадор минерал

4.кальцит

5.известняк

6.уголь

Работа в группах

Каждой группе предлагается выделить свойства одной из горных пород.


1.Цвет


2. Блеск (без блеска, металлический блеск, стеклянный, жирный)


3. Прозрачность (прозрачные – пропускают свет, не прозрачные – не пропускают солнечный свет, полупрозрачные – пропускают свет при тонком срезе)


 4. Твёрдость (твёрдые, рыхлые, жидкие, газообразные, слоистые, пористые, др.)


5. Особые свойства (горючесть, происхождение, др.)


6. Применение

Отчёт каждой группы о свойствах горных пород.

 - А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов?(чтобы применять их для своих нужд).

 - Как же человек использует каждое из свойств? (заслушиваются ответы)

- Как человек должен относится к добыче горных пород? Почему?

4.Рефлексия.

Каждому дается лист с кроссвордом. Если верно ответят на вопросы, то отгадают ключевое слово.

3

8

 

2

 

1. Самое твёрдое и прочное вещество в природе.

 

 

5

2. Горная порода, используемая для облицовки зданий.

1

 

 

 

6

3. Горная порода, из которой делают мел.

 

 

 

4

 

 

7

4. Сырьё для получения стекла.

 

 

 

 

 

 

 

5. Одно из свойств горных пород.

 

 

 

 

 

 

 

6. Процесс перехода твёрдого тела в текучее состояние.

 

 

 

 

 

 

 

7. Горная порода, обладающая пластичностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Богатства природы" УМК "Школа 2100"

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Богатства природы" УМК "Школа 2100" 1 класс. Презентация разбита на 4 части, так как насыщена фотографиями. Дополнительн...

Урок по окружающему миру в 4 классе (Программа "Школа 2100")

Тема: «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».Перед уроком были  поставлены следующие цели:Обучающие: формировать представление об инфекционных заболеваниях и умение ...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"

Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"...

Урок по окружающему миру "Горные породы и минералы" 4 класс Программа 2100

Данный урок помогает учителю познакомить учащихся с горными породами и минералами, с помощью химического опыта "Вулкан" ребята узнают об одном из способов образования горных пород, а камешки "на памят...

урок по окружающему миру "Горные породы"

изучение нового материала...