Урок по окружающему миру "Горные породы и минералы" 4 класс Программа 2100
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Матвеева Людмила Владиславовна

Данный урок помогает учителю познакомить учащихся с горными породами и минералами, с помощью химического опыта "Вулкан" ребята узнают об одном из способов образования горных пород, а камешки "на память" - запомнить новый материал надолго. На уроке используются активные технологии. Источником информации  являются  традиционные источники - учебник, и нетрадиционные - энциклопедии, также источником информации являются опыт и наблюдения учащихся!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Матвеева Л.В

Окружающий мир

Урок 23.

РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Тема: Горные породы и минералы

Цели:

 –  Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми.

Задачи урока:

1. Образовательная – предметный результат: сформировать у четвероклассников представления о том, что такое горные породы и минералы, их различие и свойства.

2. Развивающая – метапредметный результат: развивать логическое мышления, восприятие, умение ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.

3. Воспитательная – личностные результаты: создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитание культуры общения в группе со сверстниками, осуществлять самооценку собственной учебной деятельности; воспитание желания учиться. Формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.

Тип урока: открытие нового знания

Методы обучения: частично-поисковый, деятельностный, объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы организации деятельности: работа в группах, фронтальная, индивидуальная.

Технологии: проблемно  - исследовательская  технология, ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Мотивационно-целевой этап.

Цель: активизация учащихся,

выдвижение гипотезы

  1. .Работа с эпиграфом, постановка проблемного вопроса.
  2. Эпиграф «Человек совершенно не думает о том, что под ногами. Всегда мчится… самое большое – взглянет как прекрасны облака у него над головой…И ни разу не взглянет себе под ноги…»

        Карел Чапек 

-Почему он так сказал? (ответы детей)

--А вы как думаете? (ответы детей)

- Напишите ваши предположения .

-Посмотрите отрывок из мультфильма «Наследство волшебника Бахрамы»

Вопросы после просмотра:

-Где находятся герои мультфильма? (в пещере)

-Что они там делают? (добывают (ищут) полезные ископаемые)

-Предположите тему урока. (Ответы детей)

-Откройте учебник на стр. 92, прочитайте тему, убедитесь в правильности вашего предположения.

Тема урока: «Горные породы и минералы»

-Что такое горная порода? (ответы детей)

-Что такое минералы? (ответы детей)

-В чем отличие горных пород от минералов? (ответы детей)

- Все ли из вас смогли ответить на эти вопросы? (нет)

-Предлагаю вам выдвинуть гипотезу. (Являются ли минералы горными породами или нет?)

-Сможем ли мы сейчас подтвердить или опровергнуть гипотезу? (Нет, потому что у нас нет достаточно информации: мы не знаем что такое горные породы и минералы)

Прежде чем раскрывать содержание новой темы, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

-Какие знания раннее изученных тем нам пригодятся?(Строение Земли

Дети  выполняют рисунок на доске. (Рисуют ядро, мантию, земную кору)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде рисунка.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ.Проектно-исследова-тельский этап

Цель:

- дать понятие «горные породы и минералы»;

-выяснить основные свойства горных пород и их применение

-обогащать словарный запас, развивать речь

-Сейчас мы попробуем продемонстрировать один из процессов, в ходе которого образуется самая распространенная на земле горная порода.

Учитель демонстрирует опыт «Вулкан»

-Какое природное явление вы наблюдаете ?(извержение вулкана)

-Как называется расплавленное вещество? (лава)

Рассказ учителя:

-В глубине Земли такая высокая температура, что плавятся твердые камни, которые мы видим на поверхности Земли.  Камни плавятся и образуется магма, которая поднимается к поверхности земли по ее трещинам. Какая- то часть магмы выходит на поверхность, какая-то не находит выхода и застывает в земной коре. Так образуются многие горные породы. Из горных пород состоит земная кора.

Вывод. Горные породы это то, из чего состоит  земная кора.

-Что такое горная порода? (горная порода – это то, из чего состоит земная кора)

Нанизываем первый камешек «на память» (на столе заранее приготовленные камешки и веревочка, на которую в процессе урока нанизываются камешки «на память» об изученном материале)

-На парте у вас лежит кусочек гранита «О чем он может вам рассказать?». Рассмотрите его под лупой. Что наблюдаете? (состоит из кристалликов разной величины, цвета, блеска, формы, с неровными краями)

-Это минералы.

-Рассматриваем дальше кусочек гранита. Вы заметили разновидности кристаллов, значит гранит состоит из  минералов:

Кварц – светлые кристаллы

Слюда – темные кристаллы

Полевой шпат – розовые или серые

В союзе эти минералы образуют гранит, т.е.минералы образуют горные породы.

-Что такое минералы? (это то из чего состоит горная порода).

Работа с учебником.

Откройте стр. 95, прочитайте.

После прочтения:

-Что такое минералы? (это неорганические вещества,  из них  состоит горная порода).

Нанизываем второй камешек «на память»

Повторяем. Первый камешек – Горные породы

                    Второй камешек – минералы.

-С камнями люди столкнулись миллионы лет назад. Недаром самый древний период истории человечества называют…каменный век.

-Как вы думаете, на какие свойства камня обратил внимание человек? (ответы детей)

-Исследуем гранит на свойства и данные запишем в таблицу:

Свойства

Горная порода

гранит


1.Цвет

Бело-серый


2. Блеск (без блеска,  блеск, стеклянный, жирный)

блеск


3. Прозрачность (прозрачные – пропускают свет, не прозрачные – не пропускают солнечный свет, полупрозрачные – пропускают свет при тонком срезе)

Не

прозр.


 4. Твёрдость (твёрдые, рыхлые, жидкие, газообразные, слоистые, пористые, хрупкие др.)

Тверд.


5. Сохраняет форму- не сохраняет форму

 сохр.

форму

Плавкость

-

Пластичность

-


6. Применение

Гранитные набережные, памятники, в строительстве

Решите географическую задачу:

-Изменит ли свойства гранит, если его раскрошить? (Изменится размер крупинок, но даже самая маленькая крупинка сохранит свойства горной породы)

-Докажите.

(Взять один большой, другой маленький кусок гранита. Предположите, может ли маленький отломался от большого?

Используя таблицу, исследуйте  гранит меньшего размера.

Вывод. Изменился размер, но свойства горной породы остались.

 Работа в учебнике.

– Прочитайте текст на с. 93-94.

Подчеркните названия горных пород.

-Какие горные породы встретились в тексте, подчеркните карандашом.

(гранит, гравий, песок, глина, известняк, кварцевый песок, алмаз, соль)

-Какая горная порода особенная? (соль)

 В чем ее особенность? (горная порода соль, она состоит только из одного минерала, который мы употребляем в пищу)

Нанизываем третий камешек «на память»

Повторяем. Первый камешек – Горные породы

                    Второй камешек – минералы.

                     Третий камешек – свойства горных пород.(основное свойство-твердость, сохранение формы)

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Этап подведение итогов урока

Цель: подвести итог урока

На столе лежат бейджики, вниз написанной стороной.

Ребята берут по бейджику и прикрепляют к одежде.  На бейджиках записаны следующие специальности людей «геолог», «ученый», «строитель».

-Путь его тяжел и долог,

Ищет залежи …геолог.

-Прошу геологов подойти к ящику. Надеть перчатки, провести раскопку и найти  горную породу. Эту породу отдать «ученым», которые по описанию узнают горную породу и исследуют ее свойства, а «строители» из дополнительной литературы узнают о ее применении в хозяйстве человека.

Горные породы:

2-песок

3-каменный уголь

4-известняк

«Ученые» и «строители» по описанию (текст заранее готовит учитель) определяют название горной породы, далее «ученые» - описывают свойства, а «строители» - где применяют эту горную породу. «Строители» и «ученые» записывают итоги наблюдения.

Образцы текстов:

Каменный уголь

Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит.

С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно…..

- 

Известняк

С этим камнем каждый школьник знаком. Жили когда-то в древнем море-океане маленькие существа-рачки, морские улитки и иной морской народец. Много ли их было в море-океане? А как в облаке капель. И у каждой капельки-улитки был свой собственный домик – раковинка. И весь океан этими живыми облаками был полон, как небо перед дождем.

И, правда, сыпался “дождь” из отживших свой срок ракушек на дно морское. Тысячи лет без перерыва продолжался ракушечный ливень. А вместе с ракушками опускались на дно скелеты разных морских существ, и панцири рачков, и обломки построек, которые делают мелкие морские жители. Все это перемешивается и слеживается под водой в самый настоящий камень –…

Песок

Это  – рыхлая, сыпучая обломочная горная порода, состоящая из минералов кварца, полевых шпатов, с примесью слюды, иногда обломков горных пород и скелетов организмов. По способу образования различают горные, морские, речные ….. А еще на Земле встречаются поющие, визжащие, свистящие, причем звучат только чистые, сухие …. При этом долинные …  издают тихие звуки высокой тональности, а пустынные – громоподобные, низких тонов. В местах с приливно-отливным движением встречаются зыбучие … – плывучие, как вода. Это -……

 

Глина

Знаете ли вы, что  и дома, в котором мы живем, и теплая деревенская печка, и редкая по красоте посуда – все эти “пироги”, испеченные из одного каменного теста. Удивительное тесто!

Оно одинаково любит и огонь и воду. На воде замечательно замешивается, становится мягким и податливым. Можно из него и простой кирпич сделать, и фигурку затейливую, и посуду изящную – такой вот мягкий камень.

Но положи изделие из этого теста в огонь – оно не сгорит, не рассыплется, а, наоборот, только крепче станет. Этот камень зовется – …..

 

ПРОВЕРКА проделанной работы.

ПОКА «УЧЕНЫЕ» И «СТРОИТЕЛИ» выполняли задание, «ГЕОЛОГИ» получили задание:

- Пройтись по классу и коридору школы и на листочек записать название предметов в состав которых входит горная порода. (стекло, грифель карандаша, железная дверная ручка, напольная плитка, цемент…)

Работа с КАРТОЙ РОССИИ №ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»

-Посмотрите на карту, вы видите условные значки, которые обозначают полезные ископаемые, КАК БОГАТА Земля! Земля является хранительницей сокровищ и тайн. С теми, кто пытается превратить ее богатства в прибыль – она сурова и беспощадна. С другими, для которых ее сокровища – материал для жизни, она милостива и добра. А самым талантливым она оказывает свое покровительство – вдохновляет на новые поиски.

-Но неисчерпаемы ли эти запасы?

-Как человек к ним должен относиться? (ответы детей)

Нанизываем четвертый камешек «на память»

Повторяем. Первый камешек – Горные породы

                    Второй камешек – минералы.

                     Третий камешек – свойства горных пород.(основное свойство-твердость, сохранение формы)

                      Четвертый камешек – бережное отношение к природным богатствам.

 

-Вспомните эпиграф урока.

-Почему так сказал Карел Чапек?

Прочитайте, что вы написали на листочках. Совпадают ли сейчас ваши мысли  с теми/, что написали? У вас есть, что добавить? Напишите.

-Что он имел в виду?

-Какую гипотезу мы выдвинули в начале урока? (Являются ли минералы горными породами?)

-Можете ли вы сейчас подтвердить или опровергнуть гипотезу? (Да, минералы являются горными породами)

-Почему вы так смело подтверждаете гипотезу? (У нас имеется информация для доказательства)

Повторение по камешкам «на память».

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙV. Домашнее задание.

Читать учебник (тема 21). Выполнить задания в рабочей тетради. Подобрать пословицы (поговорки, высказывания), в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека.

V. Итог урока.

Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Что нового вы узнали на уроке?

– За какие свойства горных пород ценит человек?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к урокам по теме Грамматическая основа предложения. 3 класс. Программа 2100

Данный материал содержит две презентации по темам: "Грамматическая основа предложения" и" Развитие умения находить грамматическую основу в предложении". Презентации разработаны по программе 2100 для 3...

Презентация к уроку математики по теме "Признаки предметов" 1 класс, программа 2100, урок №5

Презентация составлена по материалам учебника "Математика 1 класс" программа 2100. Дети на уроке повторяют ранее изученные признаки предметов и выводят новые: вкус, материал, назначение....

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 «А» классе ( Программа 2100 )

Тема: Повторение правописания безударных гласных в корне слова. Цель: обеспечить условия для развития умений выделять в слове безударный слог , учиться подбирать проверочное слово к проверяемому,...

Урок по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс, программа "Планета знаний"

Представлен  конспект урока  по окружающему миру (3 класс). Тема «Полезные ископаемые» (песок , глина)...

Конспект урока по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс Программа Школа XXI

Технологическая карта к уроку по окружающему миру на тему "Природные сообщества" 3 класс . Урок проведён в соответствии с ФГОС...