Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств" 4 класс Школа 2100
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Чайникова Зоя Ивановна

Предварительный просмотр:

 Цели урока: уточнить представления об органах чувств.

Задачи: 1. Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;

 2. Воспитывать санитарно – гигиенические навыки ухода за органами чувств;

 3. Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Оборудование: зеркала (по количеству учащихся); цветные карандаши (набор у каждого ученика); .магнитофон, кассета; шарф (платок), кусочек хлеба, лимон, конфета; кубик, мячик, ручка, гвоздь, губка, носовой платок. На каждый стол по 4 картонных полоски с наклеенными кусочками поролона, пропитанными пахучими веществами. №1 (жёлтая) — апельсиновое или пихтовое масло; №2 (красная) — растворитель или жидкость для снятия лака, №3 (зелёная) — духи; №4 (оранжевая) — капли “Корвалол”.

Ход урока

1 слайд. Отгадайте загадку: Один говорит, Двое глядят, Да двое слушают. (Щелчки на каждый орган).

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?   (Органы чувств)

Какие еще органы чувств мы не назвали? (Щелчки)

А для чего они нам нужны? Можем ли мы обойтись без них? В связи с этим, давайте сформулируем цель урока. (Цель урока: сформировать знания о необходимости наличия органов чувств и непосредственной связи человека с окружающим миром через органы чувств).

Тема нашего урока:

2 слайд.  Как мы познаём окружающий мир?

3 слайд. Отгадайте загадку: Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной

4 слайд. Рассмотрите внимательно картинки, представленные на слайде.

Что вы можете сказать о глазе по изображениям? Опишите наружное и внутреннее строение глаза?

Орган зрения – глаза – один из важнейших органов чувств. Благодаря зрению мы получаем 90% информации. Лежит глаз в ямке, как в норке – это глазница. Форма глаза – круглая, как яблоко, поэтому так и говорят “глазное яблоко”. Оно белое и выглядывает наружу сквозь щель между верхним и нижним веком. Кружок в центре глаза – это зрачок. Он чёрный, потому что внутри глаза пустота. На свету зрачок сужается, а в темноте расширяется, чтобы впустить в глаз больше света. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужная оболочка или радужка. Цвет радужки зависит от количества красящего вещества: много его – глаза карие, мало – глаза зелёные, серые или голубые. Позади радужки располагается эластичная линза – хрусталик. При рассмотрении предметов на разных расстояниях, чтобы изображение было чётким, он становится то более выпуклым, то более плоским. На задней круглой стенке глазного яблока расположен слой светочувствительных клеток – сетчатка. Когда на них попадает свет, сигнал идёт по зрительному нерву в зрительный отдел мозга. Мозг обрабатывает сигнал, и мы понимаем, что видим дом, цветок…”.

5 слайд. Практическая работа

У.: Возьмите зеркало и рассмотрите свой глаз. Как природа позаботилась о его защите?

Д.: Брови останавливают пот, текущий со лба; ресницы защищают глаза от пыли и повреждений.

У.: Закрасьте на схеме радужную оболочку цветом, соответствующим вашим глазам: коричневым (карие), серым, зелёным или голубым.

6 слайд. Почему моргание важно для глаз? Почему можно сказать, что мы “плачем” каждый раз, когда моргаем, хотя при этом слёз не видно?

Опыт. Постарайтесь, не моргая, сосчитать до 10. Что вы почувствовали?

“Веки человека – это складки кожи, которые поднимаются и опускаются специальными мышцами. Мы моргаем каждые 6 минут. Вверху наружного угла глаза есть слёзная железа, в ней хранится жидкость – слёзы. При моргании железа открывается, выделяется жидкость, которая смачивает глаз и защищает его от высыхания. Мы мигаем каждые 6 секунд, то есть в течение жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 млн. раз. Поэтому и говорят, что когда мы моргаем, мы плачем

- Ребята, а надо ли беречь глаза? Почему?

7 слайд. Гигиена:

  • Каждое утро и каждый вечер необходимо умываться
  • Во время письма, рисования, необходимо следить за тем, что бы лист бумаги не заслонялся рукой от источника света
  • Во время чтения держать книгу на расстоянии 20 сантиметров от глаз
  • Выполнять гимнастику для глаз

Физминутка для глаз

  • 1. На “раз” - посмотри вверх, на “два” - вниз. (3 раза)
  • 2. На “раз”- посмотри направо. На “два”- посмотри налево. (3 раза).
  • 3. Посмотри вдаль – 1,2,3, посмотри на кончик носа – 1,2. (3 раза).
  • 4. Сядь удобно, облокотись на спинку стула, закрой глаза и сосчитай до 20.
  • У.: Такие упражнения рекомендуется делать ежедневно, в перерыве между занятиями. Если глаза устали, полезно смотреть на поверхности, окрашенные в зелёный или коричневый цвет, а лучше на растения. Не смотри на яркий свет – лампу или Солнце.

8 слайд. Отгадайте загадку: У одной головы два братца по разные стороны сидят

А ничего не видят и не говорят. (Уши)


1. А теперь давайте послушаем разговор двух женщин, который для нас приготовили Лилиана и Алина. После прослушивания вы ответите на вопрос:
– Понимали ли женщины друг друга?
– Здравствуй, тетя Катерина.
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие вчерашние.
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.
– Что произошло, почему два человека не поняли друг друга? (не услышали друг друга)
– Что помогает нам слышать речь, звуки? (уши)

9 слайд.  Рассмотрите картинки. Что вы можете сказать глядя на них? У.: - Итак, уши это орган слуха. Но, оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача. Какая? Сейчас узнаем.

10 слайд. Физминутка. У.: - Представьте, что мы катимся с горы, но … на одной лыже. Сделайте левой ногой большой шаг вперёд и поставьте левую и правую ступни на одну прямую, как бы на одну лыжу. Присядьте, как лыжник. Наклоните туловище вперёд, руки при этом опустите вниз, но не касайтесь пола. Грудь лежит на колене. Глаза закрыты. Задача: продержать положение равновесия в течение музыкальной паузы. Молодцы! Садитесь. А теперь скажите, почему вы не упали?

Д.: Старались держать равновесие.

Щелчек.  Правильно! Равновесие вам помогали сохранять ваши уши, а точнее особое приспособление в среднем ухе – вестибулярный аппарат. (Показ на слайде“Ухо – орган слуха и равновесия”.

- Ребята, а надо ли беречь уши? Почему?

11 слайд.

  • Обязательно следует мыть уши каждый день с мылом
  • Внимательно следить за уходом только что проколотых ушей
  • Нельзя громко слушать музыку
  • Ни в коем случае не чистите уши ватными палочками!

12 слайд. Отгадайте загадку: Кто я такой? Всегда с тобой,

Хоть стой, хоть сиди- Всегда впереди.

Для чего необходим нос? Вы знаете как называется способность чувствовать запахи? (Способность чувствовать запахи называется обонянием)

13 слайд. Нос – это орган обоняния. Он способен чувствовать запахи. В средней части носа расположены обонятельные клетки и нервы. Если воздух загрязнён вредными пахучими веществами, в мозг посылается сигнал тревоги. Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И, наоборот, аромат цветов, древесной смолы нам вдыхать приятно. Без воздуха человек может прожить считанные секунды, может даже минуты”.

14 слайд.   Орган обоняния расположен в носовой полости. Если во вдыхаемом воздухе присутствуют хотя бы отдельные частицы пахучего вещества, мы почувствуем его запах. Чувствительные клетки органа обоняния определяют, что это за частицы, и сообщают в мозг.

15 слайд. Практическая работа

Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.

1) Возьмите поочерёдно полоски картона и плавными колебательными движениями поднесите к носу, делая несколько сильных и коротких вдохов.

2) Определите вещество

3) Задержите дыхание, чувствуете ли запах?

У: Какие запахи вы определили?

Д.: На жёлтой полоске чувствуется запах апельсина (хвои), на красной - жидкость для снятия лака, на зелёной – духи, на оранжевой – лекарство.

У.: Когда вы ощущали запах?

Д.: Когда делали вдох.

У.: Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?

У.: -Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности?

Д.: Запах газа, пропавшей пищи, запах дыма.

У.: Нужно ли беречь обоняние? Как сохранить хорошее обоняние?

Д.: Беречься от простуды, не курить, не толкать в нос посторонние предметы.

Опыт

Цель: выяснить, связано ли обоняние со вкусом.

Ход опыта: ученику завязываем глаза, закрываем нос ватными шариками и кладём в рот кусочек хлеба. (Перед началом опыта хлеб не показываем).

Вывод: Без запаха сложно определить что едим.

16 слайд. Гигиена

  • Ежедневно промывай нос с настоем трав
  • Нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом;
  • Нельзя засовывать в нос посторонние предметы;
  • При насморке нельзя сильно сморкаться,  а также втягивать слизь в себя;
  • Нельзя пользоваться чужим носовым платком, носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.

17 слайд. Отгадайте загадку: 

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим

18 слайд. Строение языка.

19 слайд.

 У.: Рассмотрите свой язык в зеркало. Что вы увидели?

Д.: Полоски, красные точки.

Опыт. Цель: выяснить, что и как чувствует язык.

Ход опыта: дети закрывают глаза, открывают рот. Учитель кладёт одним кусочек конфеты, другим – кусочек лимона (порезать заранее).

У.: Что почувствовали?

Д.: Сладкий (кислый) вкус.

Д.: “ Каждый знает, что язык – это орган вкуса. Но мало кто знает, что язык “пробует” пищу разными участками. На сладкое реагируеткончик языкапо бокам – участки, чувствительные к солёному, а задняя часть (корень) воспринимает горький вкус пищи. Кроме пищи язык ощущает температуру пищи и боль. Все эти ощущения возникают благодаря чувствительным сосочкам. Именно они придают языку бархатистый вид”.

У.: Можно ли по вкусу определить испорчена ли пища? (Да).

У.: Чувствуете ли вы вкус очень горячей пищи? (Нет).

У.: Почему нельзя есть слишком горячую пищу?

Д.: Обжигается язык и мы почти не чувствуем её вкуса.

20 слайд. Каждое утро и вечер чисти язык специальным очистителем языка 

21 слайд. Отгадайте загадку: тело сверху прикрываю, защищаю и дышу,

Пот наружу выделяю, температурой тела руковожу. ( Кожа)

Орган осязания – кожа – это удивительное изобретение природы. У неё несколько “специальностей”. Она защищает тело от повреждений, ран, грязи, микробов соединяет все части организма. Кожа спасает нас от внутреннего перегрева, выделяя наружу пот. Вместе с потом выводятся вещества, ненужные нашему организму: всевозможные соли, молочная кислота. Вот почему пот на вкус горько-солёный. Кожа хранит кровь, которая находится в кровеносных сосудах в глубине её. Кожа может “рассказать” человеку о том, что его окружает”.

Опыт. Цель: проверить, можно ли на ощупь определить предметы.

Ход опыта: ученику завязываем глаза и предлагаем наощупь определить предметы – гвоздь, мяч, кубик, ручка, губка. (Предметы заранее не показывают). Вывод: Да, благодаря коже мы можем определить предмет даже с закрытыми глазами.

22 слайд.

У.: - Рассмотрите рисунок и скажите, какие ощущения воспринимает кожа. (Щелчки)

Д.: - Кожа чувствует боль, тепло, холод, прикосновения. 

23 слайд. Гигиена:

  • Каждый день мойся чистой водой, и каждые три дня чисти кожу с мылом или специальными средствами
  • Увлажняй кожу кремом
  • Береги кожу от повреждений

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

24 слайд. Проверь себя

У.: (проблема) Учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а …мозг!” Как же это понять?

У.:- Вы правы. Сигналы от органов чувств поступают в мозг. Он их обрабатывает, и мы понимаем, что видим, слышим, чувствуем. Причём это происходит так быстро, что вы даже не успеете сказать “раз”. (Слайд 14) - Посмотрите на схему и определите, какие центры и отделы головного мозга отвечают за приём и распознавание звуков, запахов, зрительных образов, ощущений тепла, холода, прикосновения.

5. Закрепление изученного материала

 Мини-блиц в виде вопросов и ответов

*Каково значение этих органов в жизни человека?

*Что может произойти с человеком, если он не будет чувствовать боли?

Д.: Боль – это сигнал тревоги, призыв о помощи, посылаемый в мозг. Не воспринимая эти сигналы, человек просто бы не смог существовать.

Проверь себя

6. Контроль первичных знаний

У.: Перед вами лежит “Тест”.

Задание 1, 3 – верный ответ обводите кружком.

Задание 2 – указываете цифрами порядок следования.

7. Подведение итогов

  1. Полезен ли был сегодняшний урок?
  2. Что нового и интересного вы узнали?
  3. Кому бы вы сказали “Спасибо” за работу на уроке?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Школа 2100"

урок русского языка программа "Школа 2100" 3 класс по теме: " Правописание безударной гласной в приставке" с использованием приёмов технологии развития критического мышления...

Конспект урока "Планеты солнечной системы" 2 класс "Школа 2100"

Разработка урока с использованием разнообразных форм: сообщения учеников, работа в группах, работа с учебником, тестовая работа, кроссворд....

Урок по окружающему миру 2 класс "Школа 2100"

Тема:"Природные зоны России"Обобщающий урок...

Конспект урока по русскому языку 3 класс («Школа 2100»)

Конспект  урока по  русскому языку 3 класс («Школа 2100»)  по теме «Упражнения в разборе слов по составу». ...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План урока по Окружающему миру 1 класс Школа 2100. Тема: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ

Файл содержит план урока по Окружающему миру в 1 классе, программа "Школа 2100", учебник Вахрушева, с приложениями в виде материалов для распечатки, раздачи ученикам и размещения на доске....

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М....