Материалы к уроку окружающего мира "Полна природа удивленья"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Калашникова Светлана Леонидовна

Материалы к уроку окружающего мира 1 класс. УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon polna_priroda_udivlenya.zip1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 1 класс

Тема: Полна природа удивленья 

Цель: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, способствовать развитию умения наблюдать за явлениями окружающей природы; развитию внимания и наблюдательности.

Задачи:

Обучающие: создать условия для открытия новых знаний учащимися об окружающем мире.

Развивающие: развивать логическое мышление, учить сравнивать предметы, находить их различия, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету; формировать коммуникативные умения; способствовать развитию навыков сотрудничества.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научатся: различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе с иллюстрациями; классифицировать объекты живой  и неживой природы по разным признакам;

Личностные: определяют границы собственного знания и «незнания»; имеют познавательные интересы, учебные мотивы; воспринимают важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные  от успешной (неуспешной) деятельности; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат  своих действий, вносят соответствующие коррективы;

Познавательные: общеучебные - находят ответы на вопросы в рисунках и схемах; ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач.

логические – учатся осуществлять сравнение, делать выводы; строят рассуждения в форме простых суждений.

Коммуникативные: учатся задавать вопросы; работать в паре; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ход урока

Ι. Организация класса.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги нашей, лень!

Не мешай учиться!

Не мешай трудиться!

ΙΙ. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели.

 1.Работа с учебником.

- Сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашего учебника. Откройте учебник стр. 56 - 57    Рассмотрите маршрутный лист. Посмотрите, сколько остановок мы с вами совершим, пока будем изучать этот раздел. Прочитайте название раздела, который  будем изучать.

- Найдите нашу первую остановку.

2.Чтение стихотворения.

- Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг…..                (природа)

Слайд № 1

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о природе. Вспомним все, что о ней знаем.

- Посмотрите вокруг. Что вы видите? Что нас окружает?

III. Работа по теме.

1. Игра «Живое – не живое»

- Лес, река, небо, воздух, которым мы дышим, и вода, которую пьём, и дождь, и снег – всё это природа.

- На какие две группы делят природу? (Живая и неживая)

- Поиграем в игру «Живое – не живое». Я буду называть слова, если это относится к живой природе – то вы встаете, а если к неживой – хлопаете в ладоши.

Солнце, деревья, горы, дождь, человек, вода, птицы, насекомые, цветы, воздух, трава, огонь, животные, земля, рыбы, песок,                                      человек, грибы, воздух, снег.

-А почему вы считаете их живыми?  (Теплые, двигаются, издают звуки.)

-Солнце, облака, река движутся? Они живые?  (Нет)

-Гром издает звуки, он живой? (Нет.)

-Дуб, цветы, гриб не движется, он неживой?  (Нет.)

-Движение, теплота, способность издавать звуки не главное, что может отличать живое от неживого. Что же нам поможет отличить живое от неживого? (Живые существа рождаются, растут, дышат, питаются, стареют и умирают.)

-Связаны ли между собой неживая и живая природа? (Вода питает растения, животных, человека, растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества, солнце дает всем свет и тепло.)

2. Работа в тетради

- Рассмотрите рисунки на с. 3. (тетрадь на печатной основе) Назовите предметы живой и неживой природы.

- Рассмотрите, как расположены предметы в клетках. Они не повторяются. Нарисуйте в нужной последовательности в пустых клетках.

- Что общего между ёлкой и ежом? В чем отличие?

3. Работа со схемой.

- Так что же нас окружает? (живая природа, неживая природа, изделия человека.)

На доске вывешивается табличка

- Что общего между живыми и неживыми объектами? (их создала природа).

- Что можно сказать про рукотворные объекты? (их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру.)

- А куда можно отнести человека? (к объектам природы)

Слайд №  2

- Какой вывод можно сделать?

- Ребята, каждый день мы сталкиваемся, соприкасаемся с множеством предметов, которые нас окружают.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.                                   Дети встают из-за парт

                                                                              Потягиваются, улыбаются                  

                                                                             друг другу

Раз -  росой она умылась.                                  Умываются ладошкой

Два – изящно покружилась,                              Кружатся

Три нагнулась и присела,                                  Нагибаются и приседают

На четыре -  улетела.                                         Улетают, садятся за парты

- Мы выяснили, что такое природа. Предметы окружающего мира бывают разные.

4.Работа с иллюстрацией в учебнике.

- Рассмотрите в учебнике рисунок на с.58. Расскажите, что изображено на рисунке.

- Как можно  назвать общим словом?

- Назовите объекты живой природы.

- Назовите объекты неживой природы.

5. Игра «Третий лишний»          

Слайд № 3,4,5

- Правильно. Посмотрите на экран. На этих картинках тоже живая природа, но одна  картинка – лишняя. Подумайте, какая?

- Верно. Почему она лишняя? (потому, что  он неживой.)

- Правильно. Как же мы можем отличить живое и неживое?  

Слайд № 6

- Растения, животные и человек — живая природа.

 Они  дышат, питаются, размножаются, двигаются, растут, умирают

Слайд № 7

- Нельзя называть природой только то, что сделано руками человека.

Слайд № 8

- Неживая природа

- Сделаем вывод: Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы.

IV. Обобщение .

1. Игра  « Живое – неживое»

- Повторим игру «Живое  - неживое». Только, условия немного поменяем. Я буду кидать мячик и называть слово, а вы  говорить,   природа  это или нет, если природа, то какая, живая или нет.

Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть.

Постарайтесь дать ответ, где природа, а где нет.

Бабочка, камень, солнце, гусеница, кукла, машинка, человек, котенок, собака, дом.

- Молодцы!         

2. Разгадывание загадок.

Летит без крыльев и поет,

 прохожих задирает.

 Одним проходу не дает,

 других он подгоняет.(Ветер)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Вьюга)  

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

В белом бархате деревня-

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней)

Кто всю ночь по крыше бьёт,

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает? (Дождь)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо мост.

Чудо-мастер мастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

- О чем эти загадки? Правильно, все это явления природы. Посмотрите на явления природы,  дайте название каждой (показ презентации,  учащиеся называют).

- Какие явления вы еще знаете?

Слайд № 9

3. Игра «Передай другому»

Класс делится на две команды и встает между рядами парт. Одна называет объекты живой природы, а другая неживой. Каждый ученик называет один объект и передает мяч другому. Побеждает команда, которая не ошибется

4. Работа по карточкам.

- Может ли живая природа существовать без неживой? Докажите.

- Конечно, живая и неживая природа тесно взаимосвязаны. Например, что дает солнышко для растений? Конечно, тепло и свет. А вода? Без воды невозможна жизнь живого организма? Значит, вода и солнце – это неживая природа. Растения – живая природа.

Какой вывод мы можем сделать? Мы увидели связь неживой и живой природы.

-Работать  будете в парах.  Соедините между собой живой и неживой предмет, которые связаны между собой.

После того как вы сделаете это задание, поменяйтесь с соседом и проверьте правильно ли каждый выполнил.

- Оцените работу своего соседа (учащиеся дают оценку работе).

Подведение итогов задания.

V. Итог

Выберите любое высказывание и продолжите его.

Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Было трудно………

Теперь я умею…….

Я не совсем разобрался…

Оцените своё участие в работе на уроке

- Кто был активен на уроке?

- Оцените свою работу?

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам окружающего мира.

Занимательный материал к урокам окружающего мира поможет развитию познавательной активности детей....

Дидактические материалы к урокам окружающего мира (система Л.В. Занкова)

Дидактические материалы используются на этапе актуализации знаний, помогают привести в систему изученный ранее материал, уточнить пробелы в знаниях детей...

Тестовые материалы к урокам окружающего мира по программе "Перспектива"

Контрольные тесты к урокам окружающего мира по  учебникам Новицкой М.Ю. и Плешакова А.А .содержат вопросы о сезонных изменениях в природе, а также итоговые задания  за курс 2 клас...

Тестовые материалы к урокам окружающего мира по программе "Перспектива"

Контрольные тесты к урокам окружающего мира по  учебникам Новицкой М.Ю. и Плешакова А.А .содержат вопросы о сезонных изменениях в природе, а также итоговые задания  за курс 2 клас...

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...

Презентация к уроку окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы" 3 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 3 классе (УМК "Школа России". В ходе презентации ребята в игровой форме узнают о малых и больших ранах Земли, об охране природы, о Красной книге Рос...