Урок "Вода и ее свойства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Худякова Татьяна Михайловна

Урок  окружающего мира в системно-деятельностном подходе "Вода и ее свойства" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_voda_i_ee_svoystva.docx28.08 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_voda_2.ppt723 КБ
Файл instruktsii.docx19.21 КБ
Файл soedini_kartinku_i_svoystvo.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Вода и ее свойства

Цель:  создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.

Планируемые результаты образования.

Предметные:  научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Метапредметные:

Познавательные УУД: различать  изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы, используя дополнительные источники информации (словарь учебника, хрестоматию, интерактивную доску).

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Коммуникативные: выдвигать предположения и доказывать их; совместно искать ответы на поставленные вопросы.

Личностные: осознают необходимость бережного отношения к природе.

Этап урока

Ход урока

примечание

1.

Орг. момент

Прозвенел звонок веселый

Начинаем наш урок.

Любознательные дети

Хотят знать про все на свете.

А пока проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжки и тетрадки?

Если все готово – пожалуйста, садитесь.

Проверяю готовность ребят к уроку

1 мин

Слайд 1 (пустой)

2.

Сообщение темы и цели урока

Проблемный вопрос

3. Актуализация знаний

-Ребята, предлагаю вашему вниманию прослушать звуковую композицию, а после определить тему нашего урока. Закройте глазки и внимательно вслушайтесь в звуки.

Слушают звуковую композицию

-Что услышали? (море, дождь…)

-Что объединяет эти звуки? (связано с водой)

-Попробуем определить  тему нашего урока…

ВОДА …

- Обратите внимание на запись темы, что вас настораживает? (многоточие)

- Что означает? (есть продолжение)

-Более точно определить тему урока и сформулировать цели поможет наша любознательная гостья – капля воды.

Читаю стихотворение, которое появляется на доске.

На огромной планете Земля

Жила скромная чистая капля

Ей вопросы мешали, друзья:

 «А туман – это я?

А ледок – это я?

А ручей, океан – это я?  

Для чего всем нужна я?

Есть ли польза во мне?

Есть ли тайна… моего состоянья?»

-Ребята, что интересует капельку? (туман и вода – это одно и тоже? Лед и вода – одно и тоже?)

-Капельку интересует:  может ли вода быть туманом и льдом, т.е. какими свойствами обладает вода.

-Дополним тему нашего урока…(вода и ее свойства)

-Ребята, давайте определим цель нашего урока? (Какими свойствами обладает вода? Для чего нужна вода? Какова польза воды? Какие бывают состояния воды?)

-Ребята, определите тип нашего урока? (урок изучения нового материала)

Звук/шум воды.

Звук на 2-3 слайд

Слайд 4

Вода…

         

На слайде 2 капля воды.

+

стихотворение

Слайд 5

(как и 2, тема полностью)

Карточка на доске остается одна

(4мин)

4. Формирование новых знаний

Практическая работа

Физ. минутка

Самостоятель-ная работа

Применение новых знаний

???????

- Действительно, сегодня мы должны раскрыть тайны воды, и тайна действительно есть. Исследования знаменитого японского ученого  Масару Эмото показывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, которые образуются при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и  от того, какие звуки и музыка окружают воду, какие слова слышит вода, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания. Поэтому и формы кристаллов можно встретить различные.

- Как считаете, легко ли было ученым прийти к таким выводам?

- Сегодня вам предстоит побыть учеными и определить свойства воды?

-А в хода опыта необходимо соблюдать правила.

Читают дети, я комментирую.

  1. Работай в мини-группе.(как работаем в мини - группе?)
  2. Чётко следуй инструкциям  (инструкции на цветных листах)
  3. При выполнении опыта будь аккуратным.

- Первые два опыта мы выполним вместе, почему? (будем учиться), остальные опыты – самостоятельно.

-Объединяемся в мини-группы.

ОПЫТ 1.  -Работаем по инструкции на розовом фоне. Возьмите инструкцию. Читаем первый пункт. Распределяем! Читаем второй пункт. Берем! Читаем 3 пункт. Пробуем!  4 пункт.  Обсуждаем, определяем.  5 пункт. Записываем! ОПЫТ 1.

ОПЫТ 2.

-Работаем по инструкции на желтом фоне.

- Какая группа может подробно прокомментировать и продемонстрировать работу со 2 опытом.

При любом опыте или исследовании, нюхать нужно правильно. Для этого держим сосуд на расстоянии 20 см, и движением руки направляем поток воздуха в свою сторону. Существуют вещества, которые имеют резкий запах, и можно обжечь носовую полость.

- Ребята, следующая часть исследовательской работы – самостоятельная. Вы все работаете с инструкцией на оранжевом фоне. Проводите свой опыт.

1 группа-опыт 3  (камень)    4 группа – опыт 6 (кисть, краска, стакан2)

2 группа – опыт 4  (пипетка)  5 группа–опыт 7(стак 2, песок, лож. сол)                                                                

3 группа – опыт 5   (кружка)          6 группа – опыт 8 ( тряпка)

 - Итак, вернемся к результатам исследования первых двух опытов, какие свойства воды мы открыли?

Представьте и прокомментируйте свои исследования.

Все заполняют капельки по мере обсуждения.

-Ребята, восемь свойств воды мы раскрыли. Но есть еще одна капелька!  Чтобы ее заполнить нам поможет личный опыт: ЧТО  РОИЗОЙДЕТ С РЕКОЙ С НАСТУПЛЕНИЕМ МОРОЗОВ? (замерзнет)

-Запишем это свойство на 9 капельке.

-Итак, какие свойства мы открыли?

- Закрепить полученные в ходе опыта свойства нам поможет самостоятельная работа.

-Рассмотрите задание на белом листке. Прочитайте задание. (Соедините картинку  и свойство воды) Выполняйте.

Работа с листками.

- Организуем взаимопроверку. Обменяйтесь  работами с соседней группой.

- Проверим и оценим по какому критерию? Что будем оценивать?

- Проверяем первую картинку…

-Оцените работу группы, используя оценочную шкалу. Верните листы с заданиями.

- Встаньте те группы, которые получили высший результат. Оцените сами свою работу. Оцените и вы свою работу.

- Вернемся к капельке, на какие вопросы мы помогли ей ответить. (А ледок это я? А туман – это я? Тайны состояния)

Какие еще вопросы интересуют капельку? ( А ручей, океан - это я?)

-Что бы вы ответили капельке? Так, где живет капелька? (в луже, море, океане)

- Ребята, но наша гостья уверяет, что воды на Земле одновременно и много, и мало. Что она имеет в виду, разве может быть такое?

- Если мы обратимся к глобусу, какое соотношение земли и воды увидим? (воды больше) И вода находится не только на поверхности земли, но и под землей.  ВОДЫ МНОГО!

НО ЧТО ЗНАЧИТ МАЛО? (ответы детей)

Подсказка: вода в морях и реках имеет разницу?

-Её много в морях и океанах, но морская вода солёная, и непригодная для питья. Пресной воды, которую можно пить значительно меньше, и она с каждым годом сокращается.

-А по какой причине? (загрязнения)

- Как человек может помочь в сохранении запасов воды?

- А в чём содержится вода? (в пище, питье)

- Вода содержится в большинстве живых организмов. Живой организма постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Без воды нельзя жить.

-Какую пользу приносит вода?

- Можно сказать, что вода не только поит, но ещё и кормит - по морям и днём и ночью плывут тысячи судов, которые везут различные грузы и пассажиров. Вода – самая большая и удобная дорога.

-Ребята, на какие вопросы мы помогли ответить капельке?

Слайд 6

Эмото

Слайд 7

Правила работы

Стакан с водой №1

Слайд 8 с капельками +1 запись в 1 капельке

Запись на капельке 2.

Капельки заполняются на доске.

Слайд 9

Слайд  10

Задание с листочка

На доске появляется правильное выполнение.

Слайд 11.

Стихотворение капельки

Глобус

8. Итог урока

-урок подходит к завершению, подведем итог. Достигли мы цели сегодняшнего урока, что нового вы узнали?

9 Рефлексия.

Дом. задание

-Давайте оценим свою работу.  

-Спасибо за работу, сегодня отлично поработали…

 - Дома я предлагаю вам ознакомиться с увлекательной статьей из Хрестоматии с. 31 и выполнить задание по рабочей тетради № 33.

Задание повышенной сложности, по выбору: учебник стр. 59, вопрос 5.

(открываю доску)

Слайд 12

Критерии оценивания

Активно работал на уроке

Принимал активное участие в практической работе

Соблюдал все правила при проведении опытов

Внимательно слушал учителя и мнения одноклассников

Доказывал свое мнение, говорил четко, ясно

Тема урока для меня понятна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

ВОДА… На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: «А туман – это я? Ну, а лёд – это я? А ручей, океан – это я? Для чего всем нужна я? Есть ли польза во мне? Есть ли тайна… моего состоянья?»

Слайд 5

ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: «А туман – это я? Ну, а лёд – это я? А ручей, океан – это я? Для чего всем нужна я? Есть ли польза во мне? Есть ли тайна… моего состоянья?»

Слайд 6

Масару Эмото

Слайд 7

Правила работы при проведении опыта Работай в мини-группе. Чётко следуй инструкциям. 3. При выполнении опыта будь аккуратным.

Слайд 8

Растворяет не всё Без запаха Бесцвет-ная Без вкуса Меняет форму Прозрачная Ис паряется Жидкая Текучая Свойства воды 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 10

Растворяет, но не всё Без запаха Бесцвет-ная Замерзает Без вкуса Меняет форму Прозрачная Ис паряется Жидкая Текучая Свойства воды 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 11

Соедини картинку и свойство замерзает испаряется прозрачная, без цвета жидкая, текучая

Слайд 12

ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: «А туман – это я? Ну, а лёд – это я? А ручей, океан – это я? Для чего всем нужна я? Есть ли польза во мне? Есть ли тайна… моего состоянья?»

Слайд 13

Домашнее задание Хр. стр. 31 Р. т. № 33. 3. *Уч. стр. 59, вопрос 5.



Предварительный просмотр:

Опыт 1.

  1. Распределите роли:

- ответственный за чтение;

- ответственный за проведение опыта;

- ответственный за запись результата;

-ответственный за презентацию.

  1. Возьмем стакан №1.
  2. Попробуйте глоток из стакана №1.
  3. Обсудите и ответьте на вопрос: «Есть ли вкус у воды?»
  4. Запишите ответ на капельке №1.

Опыт 1.

  1. Распределите роли:

- ответственный за чтение;

- ответственный за проведение опыта;

- ответственный за запись результата;

-ответственный за презентацию.

  1. Возьмем стакан №1.
  2. Попробуйте глоток из стакана №1.
  3. Обсудите и ответьте на вопрос: «Есть ли вкус у воды?»
  4. Запишите ответ на капельке №1.

Опыт 1.

  1. Распределите роли:

- ответственный за чтение;

- ответственный за проведение опыта;

- ответственный за запись результата;

-ответственный за презентацию.

  1. Возьмем стакан №1.
  2. Попробуйте глоток из стакана №1.
  3. Обсудите и ответьте на вопрос: «Есть ли вкус у воды?»
  4. Запишите ответ на капельке №1.

Опыт 2.

  1. Распределите роли:

- ответственный за чтение;

- ответственный за проведение опыта;

- ответственный за запись результата;

-ответственный за презентацию.

  1. Возьмем стакан №1.
  2. По правилам понюхайте содержимое стакана.
  3. Обсудите и ответьте на вопрос «Есть ли запах у воды?»
  4. Запишите ответ на капельке №2.

Опыт 2.

  1. Распределите роли:

- ответственный за чтение;

- ответственный за проведение опыта;

- ответственный за запись результата;

-ответственный за презентацию.

  1. Возьмем стакан №1.
  2. По правилам понюхайте содержимое стакана.
  3. Обсудите и ответьте на вопрос «Есть ли запах у воды?»
  4. Запишите ответ на капельке №2.

Опыт 2.

  1. Распределите роли:

- ответственный за чтение;

- ответственный за проведение опыта;

- ответственный за запись результата;

-ответственный за презентацию.

  1. Возьмем стакан №1.
  2. По правилам понюхайте содержимое стакана.
  3. Обсудите и ответьте на вопрос «Есть ли запах у воды?»
  4. Запишите ответ на капельке №2.

Опыт 3.

  1. Опустите камушек в стакан №1.
  2. Обсудите, что произошло.
  3. Ответьте на вопрос: «Почему камень видим?»
  4. Запишите ответ на капельке №3.
  5. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

Опыт 3.

  1. Опустите камушек в стакан №1.
  2. Обсудите, что произошло.
  3. Ответьте на вопрос: «Почему камень видим?»
  4. Запишите ответ на капельке №3.
  5. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

Опыт 4.

  1. Наберите воду в пипетку, выпустите её на тарелку.
  2. Понаблюдайте и обсудите, что произошло.
  3. Ответьте на вопрос: «Почему вода вылилась?»
  4. Запишите ответ на капельке №4.
  5.  Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

Опыт 4.

  1. Наберите воду в пипетку, выпустите её на тарелку.
  2. Понаблюдайте и обсудите, что произошло.
  3. Ответьте на вопрос: «Почему вода вылилась?»
  4. Запишите ответ на капельке №4.
  5.  Расскажите классу о проведенном опыте и его результате

Опыт 5.

  1. Положите в стакан №1 камень.
  2. Перелейте все содержимое стакана №1 в чашку.
  3. Обсудите, изменил ли камень форму?
  4. Ответьте на вопрос: «Изменила ли форму вода?»
  5. Запишите ответ на капельке №5.
  6. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

Опыт 5.

  1. Положите в стакан №1 камень.
  2. Перелейте все содержимое стакана №1 в чашку.
  3. Обсудите, изменил ли камень форму?
  4. Ответьте на вопрос: «Изменила ли форму вода?»
  5. Запишите ответ на капельке №5.
  6. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

Опыт 6.

  1. Нанесите на кисть краску.
  2. Обмакните кисть в стакан №1.
  3. Обсудите, что произошло с водой.
  4. Сравните результат с водой в стакане №2.
  5. Ответьте на вопрос: «Имеет ли цвет чистая вода?»
  6. Запишите ответ на капельке №6.
  7. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

Опыт 6.

  1. Нанесите на кисть краску.
  2. Обмакните кисть в стакан №1.
  3. Обсудите, что произошло с водой.
  4. Сравните результат с водой в стакане №2.
  5. Ответьте на вопрос: «Имеет ли цвет чистая вода?»
  6. Запишите ответ на капельке №6.
  7. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

Опыт 7.

  1. Опустите в стакан №1 ложку песка.
  2. Хорошо размешайте.
  3. Понаблюдайте, растворился ли песок в воде?
  4. Опустите в стакан №2 ложку соли.
  5. Хорошо размешайте.
  6. Понаблюдайте, растворилась ли соль в воде?
  7. Ответьте на вопрос: «Все ли растворяется в воде?»
  8. Запишите ответ на капельке №7.
  9. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

Опыт 7.

  1. Опустите в стакан №1 ложку песка.
  2. Хорошо размешайте.
  3. Понаблюдайте, растворился ли песок в воде?
  4. Опустите в стакан №2 ложку соли.
  5. Хорошо размешайте.
  6. Понаблюдайте, растворилась ли соль в воде?
  7. Ответьте на вопрос: «Все ли растворяется в воде?»
  8. Запишите ответ на капельке №7.
  9. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

Опыт 8.

  1. Возьмите лоскуток ткани.
  2. Намочите и хорошо отожмите его в стакане №1.
  3. Выйдите к доске, и протрите им доску.
  4. Понаблюдайте и обсудите, что произойдет со следом на доске через некоторое время.
  5. Ответьте на вопрос: «Что произошло с водой, оставленной  на доске»
  6. Запишите ответ на капельке №8.
  7. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

Опыт 8.

  1. Возьмите лоскуток ткани.
  2. Намочите и хорошо отожмите его в стакане №1.
  3. Выйдите к доске, и протрите им доску.
  4. Понаблюдайте и обсудите, что произойдет со следом на доске через некоторое время.
  5. Ответьте на вопрос: «Что произошло с водой, оставленной  на доске»
  6. Запишите ответ на капельке №8.
  7. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.



Предварительный просмотр:

Соедини картинку и свойство

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=83890505-53-72&n=21                               замерзает

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=640177130-70-72&n=21                                                                испаряется

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=454740842-01-72&n=21                                              прозрачная, без цвета

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=498403194-35-72&n=21                                        жидкая, текучая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

Конспект урока по математике Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.

Предмет: математикаКласс: 3-7Тема урока:. Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить пра...

Конспект урока по математике 3 класс. Свойства деления. Поупражняемся в использовании свойств деления.

Предмет: математикаКласс: 3-2Тема урока: Свойства деления. Поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить правила деления суммы на число и ...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...

. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

.Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)"   3 классс.  УМК " Перспективная начальная школа"...