Главные вкладки

    Урок "Вода и ее свойства"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Худякова Татьяна Михайловна

    Урок  окружающего мира в системно-деятельностном подходе "Вода и ее свойства" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_voda_i_ee_svoystva.docx28.08 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_voda_2.ppt723 КБ
    Файл instruktsii.docx19.21 КБ
    Файл soedini_kartinku_i_svoystvo.docx34.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вода и ее свойства

    Цель:  создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.

    Планируемые результаты образования.

    Предметные:  научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

    Метапредметные:

    Познавательные УУД: различать  изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы, используя дополнительные источники информации (словарь учебника, хрестоматию, интерактивную доску).

    Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

    Коммуникативные: выдвигать предположения и доказывать их; совместно искать ответы на поставленные вопросы.

    Личностные: осознают необходимость бережного отношения к природе.

    Этап урока

    Ход урока

    примечание

    1.

    Орг. момент

    Прозвенел звонок веселый

    Начинаем наш урок.

    Любознательные дети

    Хотят знать про все на свете.

    А пока проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ли на месте, все ль в порядке:

    Ручка, книжки и тетрадки?

    Если все готово – пожалуйста, садитесь.

    Проверяю готовность ребят к уроку

    1 мин

    Слайд 1 (пустой)

    2.

    Сообщение темы и цели урока

    Проблемный вопрос

    3. Актуализация знаний

    -Ребята, предлагаю вашему вниманию прослушать звуковую композицию, а после определить тему нашего урока. Закройте глазки и внимательно вслушайтесь в звуки.

    Слушают звуковую композицию

    -Что услышали? (море, дождь…)

    -Что объединяет эти звуки? (связано с водой)

    -Попробуем определить  тему нашего урока…

    ВОДА …

    - Обратите внимание на запись темы, что вас настораживает? (многоточие)

    - Что означает? (есть продолжение)

    -Более точно определить тему урока и сформулировать цели поможет наша любознательная гостья – капля воды.

    Читаю стихотворение, которое появляется на доске.

    На огромной планете Земля

    Жила скромная чистая капля

    Ей вопросы мешали, друзья:

     «А туман – это я?

    А ледок – это я?

    А ручей, океан – это я?  

    Для чего всем нужна я?

    Есть ли польза во мне?

    Есть ли тайна… моего состоянья?»

    -Ребята, что интересует капельку? (туман и вода – это одно и тоже? Лед и вода – одно и тоже?)

    -Капельку интересует:  может ли вода быть туманом и льдом, т.е. какими свойствами обладает вода.

    -Дополним тему нашего урока…(вода и ее свойства)

    -Ребята, давайте определим цель нашего урока? (Какими свойствами обладает вода? Для чего нужна вода? Какова польза воды? Какие бывают состояния воды?)

    -Ребята, определите тип нашего урока? (урок изучения нового материала)

    Звук/шум воды.

    Звук на 2-3 слайд

    Слайд 4

    Вода…

             

    На слайде 2 капля воды.

    +

    стихотворение

    Слайд 5

    (как и 2, тема полностью)

    Карточка на доске остается одна

    (4мин)

    4. Формирование новых знаний

    Практическая работа

    Физ. минутка

    Самостоятель-ная работа

    Применение новых знаний

    ???????

    - Действительно, сегодня мы должны раскрыть тайны воды, и тайна действительно есть. Исследования знаменитого японского ученого  Масару Эмото показывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, которые образуются при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и  от того, какие звуки и музыка окружают воду, какие слова слышит вода, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания. Поэтому и формы кристаллов можно встретить различные.

    - Как считаете, легко ли было ученым прийти к таким выводам?

    - Сегодня вам предстоит побыть учеными и определить свойства воды?

    -А в хода опыта необходимо соблюдать правила.

    Читают дети, я комментирую.

    1. Работай в мини-группе.(как работаем в мини - группе?)
    2. Чётко следуй инструкциям  (инструкции на цветных листах)
    3. При выполнении опыта будь аккуратным.

    - Первые два опыта мы выполним вместе, почему? (будем учиться), остальные опыты – самостоятельно.

    -Объединяемся в мини-группы.

    ОПЫТ 1.  -Работаем по инструкции на розовом фоне. Возьмите инструкцию. Читаем первый пункт. Распределяем! Читаем второй пункт. Берем! Читаем 3 пункт. Пробуем!  4 пункт.  Обсуждаем, определяем.  5 пункт. Записываем! ОПЫТ 1.

    ОПЫТ 2.

    -Работаем по инструкции на желтом фоне.

    - Какая группа может подробно прокомментировать и продемонстрировать работу со 2 опытом.

    При любом опыте или исследовании, нюхать нужно правильно. Для этого держим сосуд на расстоянии 20 см, и движением руки направляем поток воздуха в свою сторону. Существуют вещества, которые имеют резкий запах, и можно обжечь носовую полость.

    - Ребята, следующая часть исследовательской работы – самостоятельная. Вы все работаете с инструкцией на оранжевом фоне. Проводите свой опыт.

    1 группа-опыт 3  (камень)    4 группа – опыт 6 (кисть, краска, стакан2)

    2 группа – опыт 4  (пипетка)  5 группа–опыт 7(стак 2, песок, лож. сол)                                                                

    3 группа – опыт 5   (кружка)          6 группа – опыт 8 ( тряпка)

     - Итак, вернемся к результатам исследования первых двух опытов, какие свойства воды мы открыли?

    Представьте и прокомментируйте свои исследования.

    Все заполняют капельки по мере обсуждения.

    -Ребята, восемь свойств воды мы раскрыли. Но есть еще одна капелька!  Чтобы ее заполнить нам поможет личный опыт: ЧТО  РОИЗОЙДЕТ С РЕКОЙ С НАСТУПЛЕНИЕМ МОРОЗОВ? (замерзнет)

    -Запишем это свойство на 9 капельке.

    -Итак, какие свойства мы открыли?

    - Закрепить полученные в ходе опыта свойства нам поможет самостоятельная работа.

    -Рассмотрите задание на белом листке. Прочитайте задание. (Соедините картинку  и свойство воды) Выполняйте.

    Работа с листками.

    - Организуем взаимопроверку. Обменяйтесь  работами с соседней группой.

    - Проверим и оценим по какому критерию? Что будем оценивать?

    - Проверяем первую картинку…

    -Оцените работу группы, используя оценочную шкалу. Верните листы с заданиями.

    - Встаньте те группы, которые получили высший результат. Оцените сами свою работу. Оцените и вы свою работу.

    - Вернемся к капельке, на какие вопросы мы помогли ей ответить. (А ледок это я? А туман – это я? Тайны состояния)

    Какие еще вопросы интересуют капельку? ( А ручей, океан - это я?)

    -Что бы вы ответили капельке? Так, где живет капелька? (в луже, море, океане)

    - Ребята, но наша гостья уверяет, что воды на Земле одновременно и много, и мало. Что она имеет в виду, разве может быть такое?

    - Если мы обратимся к глобусу, какое соотношение земли и воды увидим? (воды больше) И вода находится не только на поверхности земли, но и под землей.  ВОДЫ МНОГО!

    НО ЧТО ЗНАЧИТ МАЛО? (ответы детей)

    Подсказка: вода в морях и реках имеет разницу?

    -Её много в морях и океанах, но морская вода солёная, и непригодная для питья. Пресной воды, которую можно пить значительно меньше, и она с каждым годом сокращается.

    -А по какой причине? (загрязнения)

    - Как человек может помочь в сохранении запасов воды?

    - А в чём содержится вода? (в пище, питье)

    - Вода содержится в большинстве живых организмов. Живой организма постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Без воды нельзя жить.

    -Какую пользу приносит вода?

    - Можно сказать, что вода не только поит, но ещё и кормит - по морям и днём и ночью плывут тысячи судов, которые везут различные грузы и пассажиров. Вода – самая большая и удобная дорога.

    -Ребята, на какие вопросы мы помогли ответить капельке?

    Слайд 6

    Эмото

    Слайд 7

    Правила работы

    Стакан с водой №1

    Слайд 8 с капельками +1 запись в 1 капельке

    Запись на капельке 2.

    Капельки заполняются на доске.

    Слайд 9

    Слайд  10

    Задание с листочка

    На доске появляется правильное выполнение.

    Слайд 11.

    Стихотворение капельки

    Глобус

    8. Итог урока

    -урок подходит к завершению, подведем итог. Достигли мы цели сегодняшнего урока, что нового вы узнали?

    9 Рефлексия.

    Дом. задание

    -Давайте оценим свою работу.  

    -Спасибо за работу, сегодня отлично поработали…

     - Дома я предлагаю вам ознакомиться с увлекательной статьей из Хрестоматии с. 31 и выполнить задание по рабочей тетради № 33.

    Задание повышенной сложности, по выбору: учебник стр. 59, вопрос 5.

    (открываю доску)

    Слайд 12

    Критерии оценивания

    Активно работал на уроке

    Принимал активное участие в практической работе

    Соблюдал все правила при проведении опытов

    Внимательно слушал учителя и мнения одноклассников

    Доказывал свое мнение, говорил четко, ясно

    Тема урока для меня понятна


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 4

    ВОДА… На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: «А туман – это я? Ну, а лёд – это я? А ручей, океан – это я? Для чего всем нужна я? Есть ли польза во мне? Есть ли тайна… моего состоянья?»

    Слайд 5

    ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: «А туман – это я? Ну, а лёд – это я? А ручей, океан – это я? Для чего всем нужна я? Есть ли польза во мне? Есть ли тайна… моего состоянья?»

    Слайд 6

    Масару Эмото

    Слайд 7

    Правила работы при проведении опыта Работай в мини-группе. Чётко следуй инструкциям. 3. При выполнении опыта будь аккуратным.

    Слайд 8

    Растворяет не всё Без запаха Бесцвет-ная Без вкуса Меняет форму Прозрачная Ис паряется Жидкая Текучая Свойства воды 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Слайд 10

    Растворяет, но не всё Без запаха Бесцвет-ная Замерзает Без вкуса Меняет форму Прозрачная Ис паряется Жидкая Текучая Свойства воды 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Слайд 11

    Соедини картинку и свойство замерзает испаряется прозрачная, без цвета жидкая, текучая

    Слайд 12

    ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: «А туман – это я? Ну, а лёд – это я? А ручей, океан – это я? Для чего всем нужна я? Есть ли польза во мне? Есть ли тайна… моего состоянья?»

    Слайд 13

    Домашнее задание Хр. стр. 31 Р. т. № 33. 3. *Уч. стр. 59, вопрос 5.



    Предварительный просмотр:

    Опыт 1.

    1. Распределите роли:

    - ответственный за чтение;

    - ответственный за проведение опыта;

    - ответственный за запись результата;

    -ответственный за презентацию.

    1. Возьмем стакан №1.
    2. Попробуйте глоток из стакана №1.
    3. Обсудите и ответьте на вопрос: «Есть ли вкус у воды?»
    4. Запишите ответ на капельке №1.

    Опыт 1.

    1. Распределите роли:

    - ответственный за чтение;

    - ответственный за проведение опыта;

    - ответственный за запись результата;

    -ответственный за презентацию.

    1. Возьмем стакан №1.
    2. Попробуйте глоток из стакана №1.
    3. Обсудите и ответьте на вопрос: «Есть ли вкус у воды?»
    4. Запишите ответ на капельке №1.

    Опыт 1.

    1. Распределите роли:

    - ответственный за чтение;

    - ответственный за проведение опыта;

    - ответственный за запись результата;

    -ответственный за презентацию.

    1. Возьмем стакан №1.
    2. Попробуйте глоток из стакана №1.
    3. Обсудите и ответьте на вопрос: «Есть ли вкус у воды?»
    4. Запишите ответ на капельке №1.

    Опыт 2.

    1. Распределите роли:

    - ответственный за чтение;

    - ответственный за проведение опыта;

    - ответственный за запись результата;

    -ответственный за презентацию.

    1. Возьмем стакан №1.
    2. По правилам понюхайте содержимое стакана.
    3. Обсудите и ответьте на вопрос «Есть ли запах у воды?»
    4. Запишите ответ на капельке №2.

    Опыт 2.

    1. Распределите роли:

    - ответственный за чтение;

    - ответственный за проведение опыта;

    - ответственный за запись результата;

    -ответственный за презентацию.

    1. Возьмем стакан №1.
    2. По правилам понюхайте содержимое стакана.
    3. Обсудите и ответьте на вопрос «Есть ли запах у воды?»
    4. Запишите ответ на капельке №2.

    Опыт 2.

    1. Распределите роли:

    - ответственный за чтение;

    - ответственный за проведение опыта;

    - ответственный за запись результата;

    -ответственный за презентацию.

    1. Возьмем стакан №1.
    2. По правилам понюхайте содержимое стакана.
    3. Обсудите и ответьте на вопрос «Есть ли запах у воды?»
    4. Запишите ответ на капельке №2.

    Опыт 3.

    1. Опустите камушек в стакан №1.
    2. Обсудите, что произошло.
    3. Ответьте на вопрос: «Почему камень видим?»
    4. Запишите ответ на капельке №3.
    5. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

    Опыт 3.

    1. Опустите камушек в стакан №1.
    2. Обсудите, что произошло.
    3. Ответьте на вопрос: «Почему камень видим?»
    4. Запишите ответ на капельке №3.
    5. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

    Опыт 4.

    1. Наберите воду в пипетку, выпустите её на тарелку.
    2. Понаблюдайте и обсудите, что произошло.
    3. Ответьте на вопрос: «Почему вода вылилась?»
    4. Запишите ответ на капельке №4.
    5.  Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

    Опыт 4.

    1. Наберите воду в пипетку, выпустите её на тарелку.
    2. Понаблюдайте и обсудите, что произошло.
    3. Ответьте на вопрос: «Почему вода вылилась?»
    4. Запишите ответ на капельке №4.
    5.  Расскажите классу о проведенном опыте и его результате

    Опыт 5.

    1. Положите в стакан №1 камень.
    2. Перелейте все содержимое стакана №1 в чашку.
    3. Обсудите, изменил ли камень форму?
    4. Ответьте на вопрос: «Изменила ли форму вода?»
    5. Запишите ответ на капельке №5.
    6. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

    Опыт 5.

    1. Положите в стакан №1 камень.
    2. Перелейте все содержимое стакана №1 в чашку.
    3. Обсудите, изменил ли камень форму?
    4. Ответьте на вопрос: «Изменила ли форму вода?»
    5. Запишите ответ на капельке №5.
    6. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

    Опыт 6.

    1. Нанесите на кисть краску.
    2. Обмакните кисть в стакан №1.
    3. Обсудите, что произошло с водой.
    4. Сравните результат с водой в стакане №2.
    5. Ответьте на вопрос: «Имеет ли цвет чистая вода?»
    6. Запишите ответ на капельке №6.
    7. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

    Опыт 6.

    1. Нанесите на кисть краску.
    2. Обмакните кисть в стакан №1.
    3. Обсудите, что произошло с водой.
    4. Сравните результат с водой в стакане №2.
    5. Ответьте на вопрос: «Имеет ли цвет чистая вода?»
    6. Запишите ответ на капельке №6.
    7. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

    Опыт 7.

    1. Опустите в стакан №1 ложку песка.
    2. Хорошо размешайте.
    3. Понаблюдайте, растворился ли песок в воде?
    4. Опустите в стакан №2 ложку соли.
    5. Хорошо размешайте.
    6. Понаблюдайте, растворилась ли соль в воде?
    7. Ответьте на вопрос: «Все ли растворяется в воде?»
    8. Запишите ответ на капельке №7.
    9. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

    Опыт 7.

    1. Опустите в стакан №1 ложку песка.
    2. Хорошо размешайте.
    3. Понаблюдайте, растворился ли песок в воде?
    4. Опустите в стакан №2 ложку соли.
    5. Хорошо размешайте.
    6. Понаблюдайте, растворилась ли соль в воде?
    7. Ответьте на вопрос: «Все ли растворяется в воде?»
    8. Запишите ответ на капельке №7.
    9. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

    Опыт 8.

    1. Возьмите лоскуток ткани.
    2. Намочите и хорошо отожмите его в стакане №1.
    3. Выйдите к доске, и протрите им доску.
    4. Понаблюдайте и обсудите, что произойдет со следом на доске через некоторое время.
    5. Ответьте на вопрос: «Что произошло с водой, оставленной  на доске»
    6. Запишите ответ на капельке №8.
    7. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.

    Опыт 8.

    1. Возьмите лоскуток ткани.
    2. Намочите и хорошо отожмите его в стакане №1.
    3. Выйдите к доске, и протрите им доску.
    4. Понаблюдайте и обсудите, что произойдет со следом на доске через некоторое время.
    5. Ответьте на вопрос: «Что произошло с водой, оставленной  на доске»
    6. Запишите ответ на капельке №8.
    7. Расскажите классу о проведенном опыте и его результате.



    Предварительный просмотр:

    Соедини картинку и свойство

    http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=83890505-53-72&n=21                               замерзает

    http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=640177130-70-72&n=21                                                                испаряется

    http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=454740842-01-72&n=21                                              прозрачная, без цвета

    http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=498403194-35-72&n=21                                        жидкая, текучая


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

    Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

    Конспект урока по математике Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.

    Предмет: математикаКласс: 3-7Тема урока:. Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить пра...

    Конспект урока по математике 3 класс. Свойства деления. Поупражняемся в использовании свойств деления.

    Предмет: математикаКласс: 3-2Тема урока: Свойства деления. Поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить правила деления суммы на число и ...

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

    Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...

    . Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

    Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

    .Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

    Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

    Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

    Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)"   3 классс.  УМК " Перспективная начальная школа"...