Конспект урока "Почему воду надо беречь"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Наумовка»

Балаковского района Саратовской Области

« Почему воду надо беречь?»

Окружающий  мир. 3 класс.






Пенкина Галина Викторовна-                                                                                 учитель начальных классов.



2016 учебный год

Тема:   Почему воду надо беречь ?(Слайд 1-2)

Цель:     рассмотреть причины загрязнения водоемов.

Задачи:  ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить воду.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные  УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:  формулировать тему урока; искать и выделять

необходимую информацию; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Оборудование:

1) буклеты;

2) система контроля и мониторинга качества знаний;

3) ноутбук учителя;

4) « звездочки» настроения у каждого учащегося для самооценки;

5)презентация к уроку «Берегите воду».

                                               

 Ход урока:

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами,
И вперёд, за новыми знаниями!

2.Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)

- Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: без чего невозможна жизнь на Земле?                             

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите  у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что ОНА–

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться.

Не наесться,не напиться!

Смею Вам я доложить –

Без чего нам не прожить? (без воды)

Почему?  (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям.)

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Учитель:

На прошлых  уроках  вы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о её путешествиях, а  сейчас проверим, что вы запомнили о воде.(Слайд3)
Тест: Дети обводят букву ответа.

1) Пар это …

а) вода в жидком состоянии;

б)  вода в газообразном состоянии;

в)  вода в твердом состоянии.

2) Что происходит с водой при нагревании?

а) при нагревании вода сжимается;

б) при нагревании вода расширяется;

в) изменений с водой при нагревании не происходит.

3) Помыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

а) вода впиталась в поверхность пола;

б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу;

в) вода с поверхности пола испарилась.

4)  Лед и снег-это вода

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

5)  За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

а) вода, превращаясь в лед, расширяется;

б) вода, превращаясь в лед, сжимается;

в)повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

- Учитель: а теперь проверим, правильно ли вы написали. Взаимопроверка (Слайд 4)
4.Самоопределение к деятельности.  Целеполагание.

Учитель:
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами, послушав мою сказку. (Слайды5–9).

Сказка:

В одном царстве жило-было Наумовское озеро, так  его назвали в честь села, в котором оно находилось. Много в нем водилось рыбы. Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие - купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случалось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим берегом, а само покрылось густой тиной и заросло камышом. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило  рыбу, очистило  свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.

- Так о чём же мы будем говорить? (Воду нужно беречь, не загрязнять)

Итак, тема урока: «Почему надо беречь воду!» (на доске)

- Сегодня  мы  с  вами  должны  ответить  на вопросы, которые принесла наша гостья Водичка:

Вопросы:

1) Где на планете встречается вода?

2) Для чего человеку нужна вода?

3) Почему чистой воды становится меньше?

4) Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна?

5) Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах?

Поможем Водичке ответить на вопросы, а для этого поработаем в группах.

Помните, что работать должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.

5.Работа по теме урока.

Учитель:
Очень-очень давно, много миллионов лет назад, ещё до появления  динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.

Затем в результате  вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды. Современные учёные  пришли к выводу, что первая  частица жизни зародилась в воде. Значит вода - мать всего живого на земле.

Вопрос для первой группы:  Где на планете встречается вода?

(Работа с учебником, стр.___91____  обсуждение в группах, прослушивание отчетов.)

Ответ для 1 группы
Дополнительная информация:

Она встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды много в морях и океанах. Но морская вода солёная, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные её запасы сосредоточены в полярных льдах Арктики и Антарктики. Но запасы пресной  воды сокращаются из-за их загрязнения. А промышленный способ получения пресной воды дорогостоящий.

Вопрос для второй группы: Для чего человеку нужна вода?

Вывод:   Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни. Вода является основным источником жизни на Земле.
Дети работают в группах и отвечают на вопросы.

6.Физкультминутка

Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два,
Позади теперь вода!

Дополнительная информация:

А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды.

А кто ещё нуждается в воде? (Животные, растения)

Слону в сутки необходимо 90 литров воды.

Вывод:   Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни. Вода является основным источником жизни на Земле.


Учитель:

Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы, высказывания.

На доске:

***

«Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды."»

Василий Михайлович Песков. Это советский писатель, журналист и фотокорреспондент, тележурналист. Ведущий программы «В мире животных», путешественник.

Вы согласны с его словами?

А сколько пословиц о воде!(Слайд 11).

Учитель:

Игра: «Собери пословицу». (Найдите начало и концовку пословицы)

Не забывайте, что работаем в группах.

Начало

Концовка

Тише воды,

не суйся в воду.

Под лежачий камень

молодецкая еда.

Хлеб да вода

ниже травы.

Не зная броду,

вода не течет.

Тише воды, ниже травы.

Под лежачий камень вода не течет

Хлеб да вода  — молодецкая еда.

Не зная броду, не суйся в воду.

Водичка благодарит вас за ответы.

Почему чистой воды становится меньше? (Работа с текстом учебника стр. __92-93__).
Ответ:

Производственные и бытовые отходы делают воду непригодной для питья.

Дополнительная информация:

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
- Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна?
Ответ

От загрязнённой воды гибнут растения и животные в реках, озёрах,  морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.

Дополнительная информация:

  Пить воду из реки, озера, пруда нельзя, в ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии.

- Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах? (Работа с текстом учебника стр.____93___)


Дополнительная информация:

Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Она не сливает туда и отработанную воду. (Разбор схемы на стр. ___93-94__). (Слайд 12)
Водичка благодарит вас за ответы.

Решение экологических задач.(Слайд 13).
Учитель:

1) За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину  суток?

2)Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2  минуты?  

Ребята, а как мы еще можем сберечь наши водные запасы? (закрывать кран, бережно относиться к воде).Давайте посмотрим мультфильм и ответим на вопрос: почему рыбки остались без воды?

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Учитель:

1.Беседа.

Наш урок подходит к концу.

Давайте проверим, все ли вы поняли? Проведем тест.

2.Тест.(Работа с карточками).

1) Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

а) крахмал

б) воду

в) соль

2) Какая вода нужна людям?

а) прозрачная

б) бесцветная

в) чистая

3) От чего загрязняется вода в реках и озерах?

а) от использования воды в быту;

б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;

в) от использования воды на производстве

- Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду, ее становится меньше.)

- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всё живое.)

- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь.)

8. Самоанализ и самооценка ученика.

(Слайд 14).

«Фейерверк»:

- Я все понял, могу объяснить – желтая звездочка
-       Я понял – зеленая звездочка

-      Я не все понял – красная  звездочка.

Ученики:

***

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек!

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!                                          

Лист самооценки:

Заполните индивидуальный лист своего открытия и познания.

Знаю

Не знаю

Свойства воды

Превращения и круговорот воды

Я понял, почему воду нужно беречь

Учитель:

Подведение итогов урока.(Слайд 14-15)

9.Игра «Это я, это я – это все мои друзья».

Учитель:

Давайте поиграем с вами и я узнаю, умеете ли вы вести себя на реке.         (Если останется время).

  1. Кто, придя на водоём,

   Лилии срывает в нём? (Дети молчат.)

  1. Кто водоём не загрязняет?

   Бутылки в воду не бросает? ( «Это я, это я – это все мои друзья!»)

  1. Кто на глади зеркальной речной,

   Не нарушает уток покой? (Это я, …)

  1. Вот незнакомый водоём,

   Буду я купаться в нём? (Дети молчат.)

  1. Если ловим мелкую рыбёшку,

  То мы её бросаем кошке. (Дети молчат.)

  1. Мы улиток охраняем,

   Прудовиков не обижаем. (Это я, …)

  1. Мы машины в реке моем,

   Копоть, грязь с неё отмоем. (Молчат.)

  1. Мы кувшинки охраняем,

    И рогоз не обрываем! (Это я, …)

Учитель:

Молодцы! Теперь я точно знаю, что вы умеете вести себя на реке.

10.Домашнее задание.(Слайд17).- Выучить материал на странице  91-94.- Ответить на вопросы 1-3

Она встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды много в морях и океанах. Но морская вода солёная, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные её запасы сосредоточены в полярных льдах Арктики и Антарктики. Но запасы пресной  воды сокращаются из-за их загрязнения. А промышленный способ получения пресной воды дорогостоящий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Почему воду надо беречь"

Презентация к уроку "Почему воду надо беречь"...

«Почему воду надо беречь?» Урок в 3 классе. Окружающий мир

Урок  о причинах загрязнения водоемов.Знакомит детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учит бережно относиться к воде и экономить воду....

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...

Конспект занятия курса "По ступенькам добра и справедливости" по теме "Время надо беречь"

Цели: учить чувству времени, умению использовать его разумно, с пользой для работы, учёбы; развивать познавательный интерес, внимание, активность, культуру труда....

Технологическая карта урока "Развитие речи и окружающий мир" Программа обучения: 8 вид 2 вариант (надомное обучение) «Круговорот воды в природе. Воду надо беречь! »

       Данный урок адресован учителям начальных классов, работающим как с нормально видящими детьми, так и со школьниками, имеющими нарушения зрения с тяжёлой умственной отс...

Беречь воду- значит беречь жизнь

Беречь воду- значит беречь жизнь...