"Охрана животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Потапова Елена Николаевна

Урок по окружающему миру предназначен обучающимся 3 класса ("Школа России") , направлен на развитие критического мышления посредством  интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ohrana_zhivotnyh.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (3 класс, УМК « Школа России»)

Тема: « Охрана животных»

Задачи урока, ориентированные на развитие универсальных учебных действий:

Предметные 

  • выяснить причины исчезновения животных и рассмотреть природоохранные мероприятия;

Метапредметные :

А) Познавательные

  • обеспечить развитие критического мышления посредствам интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;

Б) Регулятивные

  • развивать умение работать по плану, структурировать знания схематически, участвовать в рефлексии;
  • формировать культуру осмысленного чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

В) Коммуникативные

  • развивать умение работать в парах, группах;

Личностные:

  • развивать такие базовые качества личности, как рефлексивность  и самостоятельность;
  •    воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование

 у учителя: выставка книг об охране природы, компьютер, проектор и экран, аудиозапись с песней      А. Пахмутовой « Беловежская Пуща».

у учащихся: карточки с текстами, рабочая тетрадь, ножницы, клей.

Используемые методы: приемы технологии развития критического мышления («Синквейн», «Кластер», «Чтение с пометками»)

Ход урока:

  1. Вызов:

 -Разгадайте кроссворд .О каких животных идет речь? Слайд 2

1. Есть на речках лесорубы в серебристо – бурых шубах. Из деревьев, веток,  глины строят прочные плотины. (Бобры). Слайд 3

2. Свирепый, громадный, лесной бык, самый крупный и самый тяжелый европейский зверь. (Зубр) Слайд 4

  1. На ветке не птичка – зверек невеличка. Мех теплый как грелка. Кто же это? (Белка) Слайд 5
  2. Шланг пожарный вместо носа, всех зверей сильнее он. Это, кто ребята спросят и ответят сами (слон). Слайд 6
  3. Большое морское ластоногое млекопитающее с длинными спускающимися с верхней челюсти клыками – бивнями. (Морж) Слайд 7
  4. Через море – океан плывет чудо- океан. Пряча ус во рту, растянулся на версту. (Кит) Слайд 8
  5. В двух – трех летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не  расстаются. (Журавль) Слайд 9
  6. Очень ценный пушной зверек был на грани уничтожения.(Соболь) Слайд 10
  7. Владыка Арктики. (Белый медведь) Слайд 110

-Какое ключевое слово получилось? Определите тему урока. (Охрана животных)

- Не правда ли прекрасны творения природы, ими б только восхищаться, поражаясь, сколько щедра на выдумки природа. Если бы не тягостное обстоятельство – всем им угрожает опасность – исчезновение с лица Земли. Слайд 11

-Давайте, определим: почему одних животных становится меньше, а другие совсем исчезают?

Б )Построение кластера:                      Охрана животных

                 причины исчезновения                                  загрязнение водоемов, почвы,  воздуха

 

браконьерство  ведение хоз. деятельности      уничтожение мест обитания                                             вырубка леса

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они - на планете мы останемся одни.

- Чтобы этого не произошло, мы должны участвовать в охране природы. О каких природоохранных мероприятиях, проводимых в нашей стране и в мире,  вы знаете?

Охрана животных

Природоохранные мероприятия

                                Красная книга       Заповедники      Зоопарки

  - Элементы охраны природы существовали в России еще в глубокой древности. Наши предки очень бережно относились к огромным деревьям, необычным камням и источникам с чистой водой. Они объявляли эти достопримечательности священными и охраняли их. В Киевской Руси выделяли особые территории, где водились туры и зубры. Они строго охранялись от массовых посещений  и охоты. Первым законом об охране лесов считают грамоту великого князя Ивана III . В 17 веке был запрещен лов бобров капканами. Император Петр 1 подписал указ о нестрелянии лосей в Санкт-Петербургской губернии. В 1763 году введен закон, запрещающий весенне-летнюю охоту.

2. Осмысление

А) Чтение с пометками

- Сейчас вы познакомитесь с текстом и расширите свои знания по данной теме. Читая текст, вам необходимо делать на полях пометки : v знаю, + новое, ? хочу узнать.

 Почему некоторых животных остается очень мало на Земле или они совсем исчезают? Люди думали, что природа неисчерпаема. Сколько не брать у нее, все снова само собой восстановится. Но просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Угрозой является чрезмерная добыча, охота, коллекционирование, хозяйственная деятельность. Но оказывается самая главная причина – это разрушение мест обитания животных. Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Во всем мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Под особой охраной они находятся в заповедниках, национальных парках. Помогают охране животных и зоопарки. Когда в зоопарках и заповедниках животных станет много, их переселят в другие места. Так удалось спасти бобра и зубра. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Главной задачей этого закона является: спасение животных, занесенных в Красную книгу.

Б) Работа в парах

- обсудите  в парах: какая информация для вас оказалась новой? Выберите главное, озвучьте.

В) Дополнение кластера:

- Какая информация показалась для вас известной, но не отражена в кластере?

- Что новое вы узнали об охране природы?

- Какая информация вам показалась интересной, и вы хотели бы узнать об этом подробнее?

- Что непонятно?  О чем вы думали по – другому?

                                                      Охрана животных        

причины исчезновения                                         природоохранные мероприятия                                            

                                                                                                                                      ГРИНПИС

                                                                                                         МСОП

                                                                                                              Красная книга  Заповедники  Зоопарки   Законы                                                                                                                                    

браконьерство       ведение хоз. деятельности    уничтожение мест обитания                          

                                                                             загрязнение водоемов, почвы, воздуха

охота   коллекционирование     строительство дамб, ГЭС    заготовка жира, мяса, пуха   вырубка леса         пожары

  неосведомленность людей

-  Существует Красная книга нашего региона.(Показ книги) Послушайте сообщения ребят о животных, занесенных в Красную книгу Ямало-ненецкого автономного округа.

Г) Сообщения  учащихся  

1.   Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго – до 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда приходит пора медведице стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись калачиком, ждет рождения медвежат. В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата рождаются беспомощные, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм. Белый медведь питается рыбой, тюленями и молодыми моржами, морскими зайцами. Во время выхода на сушу, звери кормятся леммингами, яйцами птиц, падалью. Издавна люди охотились на белых медведей. Они использовали их мясо в пищу, жир – в хозяйственных  целях, шкуру для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Белые медведи занесены в Красную книгу. Сейчас численность белых медведей растет.Слайд 13

2. Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Еще 600 лет назад эта птица была провозглашена « королевской птицей». Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старая легенда о лебединой песни, которую поет птица перед своей гибелью. Но это лишь легенда. Лебеди не относятся  к певчим птицам. На севере лебеди прилетают еще при снежном покрове и гнездятся по глухим, малодоступным озерам. Ореол гнездования – гыданская тундра. Это чуткие и осторожные птицы. Гнезда они сооружают из пуха и мха. В кладке лебедя от 2 до 6 яиц. Длительность насиживания 1 месяц. Птенцы с первого месяца кормятся самостоятельно растительной пищей. На зимовку молодые улетают вместе с родителями. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.Слайд14

3. Береги природу! (выразительное чтение)

Ты видел, в лебедей стреляли?

                  Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б только птицы знали,

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

   Наверно, даже если б знали

   И даже если б понимали,

   То все равно взмывали ввысь.

   Ведь небо – это их стихия!

   Ведь небо – это их свобода!

   Ведь небо – это вся их жизнь!

        А в небе стая журавлей.

        Так грустно над землей кружится.

        Земля, скажи, что стало б с ней,

        Когда б на ней умолкли птицы?

             Тогда мертвым небо стало

            И – тишина в пустых лугах.

            И может быть, колосья хлеба

            Не колосились бы  в полях

            И на полях уж не грачи,

            А стаи черной саранчи.

                   Я не хочу такого мира,

                   Где все так серо, так уныло…

Опомнись, вздрогни человек.

Не долог на Земле твой век.

Но что после себя оставим?

 И чем мы здесь себя прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферой зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой.

Полями с  выжженной травой?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу.

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой.

И шумным плеском родника.

И гроздями рябины тонкой.

И синим глазом василька,

И  свежим ароматом трав,

И рощи шумом и дубрав.

  3. Заподносибирский бобр – грызун больших размеров. Длина его тела – больше метра. В прошлом северная граница распространения бобров доходила до полярного круга. К настоящему времени численность в ЯНАО – неизвестна, поселения бобров сохранилось лишь на Северном Урале. Они очень хорошо приспособлены к жизни в зимних условиях, т.к. основной пищей является кора березы, а здесь ее предостаточно. Причиной исчезновения бобра является браконьерство и развитие лесной промышленности. Слайд 15

Д) Физминутка « Аисты – Лягушки» Учитель хлопает в ладоши, а учащиеся принимают позу животных (1 хлопок –  поза аиста: стойка на одной ноге с вытянутыми руками в сторону; 2 хлопка – поза лягушки: присест на корточках с согнутыми руками в плечах; 3 хлопка – поворот вокруг своей оси.)

Е) Самостоятельная работа

Одним из природоохранных мероприятий мы назвали – создание заповедников. На Белорусской земле есть известный на весь мир Беловежский заповедник. Композитор А.Пахмутова была восхищена красотой грациозных оленей и могучих зубров, которые были практически уничтожены во время Великой Отечественной войны, поражена богатством окружающей среды и за один вечер написала песню «Беловежская Пуща», которая стала гимном данного заповедника. (Во время слушания,  одна  группа  учащихся составляет синквейн (пятистишье) на тему: ЖИВОТНЫЕ. Другая - распределяет животных по описанию (Работа в тетрадях А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» , 3 класс, с.52 №3)

Ж) Проверка самостоятельной работы:

- Узнай по описанию, о каких животных идет речь:

-Это могучий морской зверь. Его длина более 3-х метров, а масса – пол тонны. У них есть клыки, с помощью которых эти животные добывают пищу, защищаются и вылезают из воды. ( Морж)

- Это близкий родственник нашей домашней кошки. Его длина боле 3-х метров. Сильный, ловкий и красивый зверь, живущий на востоке нашей страны. (Тигр)

 - Это большая величественная птица. Размах ее крыльев – до 2-х метров. Она подолгу, красиво парит высоко в небе, высматривая добычу. (Беркут)

- Эти удивительно красивые птицы с нежно-розовым оперением живут у воды. Питаются рачками, насекомыми, семенами водорослей (Фламинго)

- Это животное живет в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает опасных для леса гусениц  (Жук – красотел.)

2. Рефлексия:

- Зачитывание синквейнов:

Животные

Дикие, разные.                                                                  

Линяют, питаются, размножаются.            

Разнообразные животные населяют Землю.  

Звери.                                 

     

Охрана животных

Всемирная, постоянная.

Ведет учет, защищает, запрещает.

Благодаря  ей – спасены многие виды животных.

  Красная книга.

- Продолжи предложения Слайд 16:

  • Я сегодня успел….
  • Я сегодня узнал новое …
  • Если бы на Земле не было животных, то…

-Знания о животных, занесенных в красную книгу можно пополнить, прочитав книги (показ книг , энциклопедий и дисков)

- Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите! (Михаил Дудин)            

Б) Домашнее задание: обязательное – с.112-117; по выбору с.116№ 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана животных

А.А.Плешаков...

План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.

Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты и звезды".

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты ...

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Тема: Охрана животных РК «Охрана животных Крыма»

Цель: обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с представителями животных Красной книги Крыма.Закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике...