Урок-квест по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Глазунова Светлана Геннадьевна

Технологическая карта к уроку-квесту в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-kvest.doc378.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 1 классе

(форма урок-квест)

Автор работы:

Глазунова Светлана Геннадьевна

ГБОУ СОШ №619 Калининского района г. Санкт – Петербурга

Санкт – Петербург

2016

Содержание

  1. Введение.

1.1 Актуальность работы……………………………………………..3

  1. Основная часть
  1. Цель урока-квеста.……………………………………………..4
  2. Понятие  урока-квеста………………………………………....4
  3. Технологическая карта урока………………………………….6
  1. Заключение ………………………..…………………………………12
  2. Список литературы…………………….…………………………….13
  3. Приложение (маршрутный лист, карта-схема)….…………………14

  1. Введение

  1. Актуальность работы

Современное образование делает уклон на то, чтобы учащиеся овладевали определенными компетенциями, что отражено в стандартах рабочих программ школ, а также в Федеральном законе об образовании РФ, в котором компетентностный подход является важным направлением обновления образования.

Также актуальным на сегодняшний день являются инновационные технологии в образовательном процессе, т.е. использование особых форм, методов, способов, приемов в учебно-воспитательном процессе. Одним из таких способов является урок-квест.

 Это довольно новое понятие, используемое на занятиях. Данная форма уроков постепенно начинает включаться в занятия по различным дисциплинам. В нём должны быть все признаки урока как учебной формы работы, и одновременно игровой формы обучения. Игровая форма уроков часто приобретает наибольшую популярность на занятиях во многих образовательных учреждениях.

Сейчас во многих городах развивается направление реалити-квестов, это достаточно интересное и познавательное направление в сфере досуга, где человек применяет свои знания или обретает новые, и использует их для достижения результата. Я думаю, что урок-квест,  в современном учебном процессе, поможет ученикам не только применять полученные знания, но и в игровой форме получать новые.

  1. Основная часть
  1. Цель урока-квеста

Целью исследования является возможность использования урока-квеста для формирования компетенций у учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе.

  1. Понятие  урока-квеста

Различные определения урока-квеста предлагают сами учителя, однозначного научного понятия как такового нет. Поэтому можно постараться исследовать определение квеста, определение урока и объединить данные понятия в урок-квест. Итак, квест — приключенческая игра, представляющая собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком, чаще используется понятие в компьютерных играх. Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А. Бударному). Рассмотрим определение компетенции. Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения. (А.В. Хуторской). Соответственно про урок-квест можно сказать следующее: урок-игра, которая представляет собой определенный сюжет или определенную последовательность действий с определенными правилами, с точно установленным временем, на протяжении которого педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с целью формирования определенных компетенций. Урок-квест как инновационное направление образования может использоваться как информационная и коммуникационная технология для научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творчества и решения логических задач, именно такие признаки, как исследование и решение логических задач несет в себе квест. Соответственно урок-квест может быть взаимосвязан с другими формами обучения и воспитания и давать лучшие результаты в учебном процессе. Также может быть направлен на формирование соответствующих образовательных компетенций у учащихся, которые предлагает В. Хуторской: развитие логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности.

Исходя из формулировки урока-квеста мною был разработан урок по окружающему миру для 1 класса по теме «Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам».

Цель урока:

Закрепить полученные знания по теме «Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам». 

Задачи урока:

Личностные

  • Сформировать дружную атмосферу в коллективе
  • Воспитать бережное отношение к природе

Метапредметные

  • Формировать умение пользоваться картой-схемой

Предметные

  • Знать названия растений
  • Уметь определять растения

                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

2.3.Технологическая карта урока

Автор(ы)

Глазунова Светлана Геннадьевна

Предмет  

Окружающий мир

Класс

1

УМК

Программа «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

Тема урока

Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам. 

Тип урока

Закрепление материала. Урок-квест.

Цель  урока

Закрепить полученные знания на практике в живой природе.

Планируемые результаты

- обучающиеся должны  знать части растений; уметь различать хвойные деревья от лиственных; уметь различать травы от кустарников; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения правил поведения в природе и участие в её охране

Задачи:

- закрепить знания об разнообразии растительного мира;

Методы:

Урок-квест

Формы работы обучающихся

Работа в группах

Организация деятельности обучающихся на уроке:

Необходимое учебное оборудование

Маршрутный лист, карта-схема, карандаш, два планшета, два контейнера для образцов, пакет для капсул.

Этап

 урока и

его цель

Деятельность учителя

Деятельность обучаю-щихся

Формирование УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

стадия вызова

Организационный

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Проверка готовности  групп.

Создание положительного настроя обучающихся на урок.

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

Следование в поведении моральным и этическим требованиям

-

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

-

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний

- Мы  изучали растения Дайте общую характеристику растениям. Какие виды растений вы знаете?

Проверка рабочих тетрадей

Отвечают на заданные вопросы, показывают заполненную таблицу в рабочей тетраде.

Формирование научного мировоззрения на основе сравнения  лиственных и хвойных деревьев

Развивать умения работать с текстом и иллюстрациями учебника и рабочей тетради

Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем

Анализ объектов с целью выделения признаков общих для разных групп растений

Формулирование темы урока, постановка цели урока

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока

Класс делится на две команды. Командам выдаются маршрутные листы и карты

Выбирают капитана Обсуждают свой маршрут Распределяют обязанности в группе

Формирование дружественного отношения к товарищам

Обучающиеся ставят задачи для выполнения заданий

Обучающиеся сотрудничают с одноклассниками в процессе обсуждения постановки цели урока

Обучающиеся знают отличиялиственных деревьев от хвойных, трав от кустарников. Используя прошлый опыт

Совершенствование знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Предлагается выйти на улицу и следовать по указанным маршрутам. Выполнять предписания.

Читают текст маршрутного листа. Выполняют задания.Наносят на карту-схему нужные объекты

Формирование познавательной мотивации  на основе интереса к игре .

Обеспечение обучающимися организации учебной деятельности при заполнении карты-схемы

Сотрудничество с товарищем по группе при оформлении карты-схемы и сборе материала

Учащиеся закрепляют полученные ранее знания

Проверка знаний

Предлагается представителю от каждой группыозвучит полученные результаты и сдать заполненную карту -схему

Озвучивают свои результаты, коллективно обсуждают полученные результаты, делают общие выводы, записывают на карту-схему, отвечают на вопросы

Формируется познавательная самостоятельность при изучении объектов природы, личная ответственность за результат своей работы и  товарищей по группе

Определяется последовательность действий, согласованность работы в группе при выполнении заданий, полученных от учителя

Обеспечивается учет позиции других обучающихся, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении заданных вопросов

Обучающиеся умеют определять, фиксировать и оформлять результаты

Динамическая пауза

Смена деятельности

Учитель предлагает поработать на тренажере. На слайде – «Найди знакомое растение».

Один ученик начинает, другие наблюдают на интерактивной доске.

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению растенийв игровой форме

-

Участие в коллективном обсуждении увиденного

 Развиваются  умения проводить наблюдения на слайдах

Закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Учитель предлагает устно ответить на вопросы перед параграфом

Отвечают на вопросы. Обсуждают их коллективно и дополняют  друг друга.

Формируются элементы экологической культуры Бережного отношения к растениям

-

Участие в коллективном обсуждении проблем

Обучающиеся имеют представление о, растениях растущих в черте города, рядом со школой

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Учитель обобщает результаты, предлагает дать оценку работы каждой группы, отдельных учеников, целого класса

Коллективно обсуждают работу своих товарищей, свой вклад на уроке

Формирование уважительного отношения к одноклассникам, объективной оценки их работы на уроке-квесте

Внесение необходимых дополнений и корректив в действия в случае расхождений мнений

Участие в коллективном обсуждении между одноклассниками и учителем

-

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Предлагается определить деревья и кустарники около своего дома.

Записывают задания в тетради, задают вопросы по выполнению домашнего задания

Формируется интерес к предмету и положительная мотивация к самостоятельному изучению данной темы

Предвосхищение  результата и уровня усвоения знаний

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Рефлексия.

Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Предлагается ответить на вопросы: «Что нового мы узнали на этом уроке?» «Что мы уже знали по данной теме?» «Где и как в жизни нам пригодятся полученные знания?»

Обсуждают в парах, отвечают, дополняют ответы товарищей

Формируется экологическая культура на основе понимания практического значения в озеленение города

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что еще неизвестно

Обеспечение умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Развиваются умения выделять существенные признаки полученной информации

  1. Заключение

После проведенных урока вместе с учениками были подведены итоги. Учащимся понравилась такая форма проведения урока, она наиболее привлекательна в учебно-воспитательном процессе. Все уроки в таком формате проходить не могут, но в качестве обобщающих или предваряющих новую тему могут использоваться на всех предметах помимо окружающего мира, с целью закрепления знаний, исследовательской работы неизвестного вопроса для лучшего усвоения нового материала в дальнейшем, что способствует формированию необходимых образовательных компетенций у учащихся.

Таким образом, урок-квест в образовательном процессе может использоваться как инновационная технология, направленная на формирование у учащихся определенных образовательных компетенций.

  1. Список литературы

1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга – приложение 1)/ Под науч. ред. доктора пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Обобразовании в Российской Федерации"

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2007. 

5.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2007. 

  1. Приложение

        

Команда № 1. Справа от главного входа под 3 ёлкой вы найдете первое задание.

1 задание. Отметьте  на карте сколько елей растет на территории школы.  

От центрального входа школы поверните направо. Найдите липу, а под ней задание.

2 задание. Отметьте количество лип на карте, которые растут на территории школы.

Дальше двигайтесь к входу в бассейн. Найдите там капсулу.

3 задание. Отметьте на карте и определите, какое растение растет около входа в бассейн.

Когда выполните, идите к баскетбольной площадке. Найди капсулу под кленами.

4 задание. Отметьте на карте: под каким деревом вы нашли капсулу и сколько таких деревьев здесь растет. Отметьте их на карте.

Двигайтесь дальше вокруг школы. Под ивой найдите следующую капсулу.

5 задание. Отметьте на карте сколько ив растет.

Двигайтесь дальше вокруг школы и по ходу движения отмечайте знакомые деревья и их количество. Остановитесь около калитки. Найдите капсулу.

6 задание. Отметьте количество деревьев и напишите их названия.

Двигайтесь к центральному входу.  

Команда №2. Слева от главного входа под 3 ёлкой вы найдете первое задание.

1 задание. Отметьте на карте сколько елей растет на территории школы.  

От центрального входа школы поверните налево. Найдите под дубом капсулу. В капсуле задание.

2 задание. Посчитай и отметь на карте количество дубов.

Двигайтесь к хозяйственным воротам школы и по ходу отмечайте знакомые тебе деревья и их количество. Найдите капсулу среди клёнов.

3 задание. Двигайтесь вдоль беговых дорожек по ходу отметьте, что это за деревья?

Под последним растением найди следующее задание в капсуле.

4 задание. Двигайтесь вдоль футбольного поля к детской площадке. Определите какие деревья там растут и сколько их. Найди следующее задание.

5 задание. Двигайся к центральному входу. Сколько и какие деревья растут около главного входа.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и  неживая природа...

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс

Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Урок – квест по литературному чтению в 4 классе по теме «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

КВЕСТ – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше к намеченной цели. Цель: обобщение  знаний по  разделу &laqu...