Урок-игра «Ледяная зона России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Татьяна Владимировна Кудрявцева

Цель: систематизировать, обобщить и расширить знания учащихся о природной зоне России – зоне арктических пустынь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_po_okruzhayushchemu_miru.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по окружающему миру.

(4 класс)

«Ледяная зона России»

Цель деятельности учителя: систематизировать, обобщить и расширить знания учащихся о природной зоне России – ледяной зоне.

Планируемые результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о природной зоне в новых ситуациях

для решенияпрактических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; выделяют характерные особенности природных объектов.

2. Личностные– осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы, в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность;

3. Метапредметные.

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях животного мира ледяной зоны и обсуждают полученные сведения;

Коммуникативные: осваивают правила и нормы взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, проектор, видеофильм «Природные зоны России», карточки с заданиями, фишки-«умники», сигнальные карточки.

Ход игры.

1. Просмотр видеофильма.

          Учитель: – Ребята! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Урок пройдет в виде игры. Перед началом игры предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Природные зоны России».

Учащиеся смотрят видеофильм «Природные зоны России: ледяная зона».

2. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…»

Учитель: - Вопросы для этого конкурса идут под общим названием - «И это все о нем», о самом крупном хищнике Арктики –…….. (белом медведе)

Вопросы:

1.Белые медведи живут и в Антарктиде. (Нет.)

2.У медведицы рождается обычно один медвежонок. (Нет, один только у молодых, обычно два.)

3.Новорожденный медвежонок весит всего 800 граммов. (Да.)

4.Белый медведь – самый крупный из хищников. (Да.)

5.В воде шкура медведя не намокает.(Нет. Намокает)

6.От холода медведя спасает толстый слой жира. (Да.)

7.У медведя мощные лапы с когтями длиной в семь сантиметров. (Да.)

8.В неволе это один из самых опасных зверей. (Да.)

9.Мех у него белый, а кожа черная. (Да.)

10.Обоняние белого медведя развито слабо. (Нет.)

11.В воде они неуклюжи и передвигаются медленно. (Нет)

12.У убитого тюленя медведь съедает сначала шкуру и жир. (Да)

3. Конкурс «Путаница».

Учитель: - Каждое животное Арктики предпочитает питаться определенной пищей. Но при наборе текста произошел сбой компьютера, и он выдал неправильную информацию. Ваша задача – устранить возникшие ошибки изаписать организмы парами, указав, кто кем питается. При выполнении задания помните, что животное может питаться несколькими видами пищи.

Гренландский кит
Лемминги
Песец
Крупные китообразные
Касатка
Водоросли
Тюлень
Нерпа
Белая сова
Мелкие ракообразные
Полярная крачка
Насекомые
Белый медведь
Моллюски
Морж
Растения
Лемминг
Рыба

Проверка выполнения задания проводится на интерактивной доске путём перетаскивания объектов. Варианты ответов:
Гренландский кит – мелкие ракообразные
Песец – лемминги
Касатка – крупные китообразные, рыба
Тюлень – рыба
Белая сова – лемминги
Полярная крачка – зимой – рыбой, летом – насекомыми
Белый медведь – нерпа
Морж – моллюски
Лемминг – растения
  1. Конкурс «Подсказка».

За правильный ответ после первой подсказки – 3 «умника», после второй – 2, после третьей – 1.

1. Это тоже крупный дельфин, но у него нет спинных плавников.2. Это про них не совсем правильно говорится в пословице «Ревет как белуга».3. У молодых окраска серая или голубая, у взрослых – желтая или белая, отсюда и их название. (Белуха.)

1. Летом этот зверек некрасив, зато к зиме становится пушистым красавцем.

2. Это животное довольно часто в зимнее время сопровождает белого медведя в его путешествиях.3. Добывается человеком в природе или выращивается в неволе ради ценного меха. (Песец.)

1. У него нет густого меха, но есть очень толстый слой жира.2. Это самое шумное животное Арктики.3. Только он с помощью клыков может выбираться из воды на льдину. (Морж.)

1. Эта кровожадная рыба известна всем.2. Она не имеет плавательного пузыря и всегда в движении.3. Бывает китовой, тигровой, сельдевой, а эта – полярная. (Акула.)

5. Конкурс «Барон Мюнхгаузен».

В тексте учащиеся находят допущенные биологические ошибки.

Я, известный путешественник, барон Мюнхгаузен, хочу рассказать вам о своём пребывании в ледяной зоне, называемой Арктикой.

Прилетел я туда на своем ковре-самолете и сразу же встретил своего давнего друга – медведя Балу. Он ел свою любимую пищу – тюленя. Убил он его одним ударом могучей лапы на льдине, когда тюлень высунул свою морду из воды. От медведя на старой пустой бочке я отправился в гости к синему киту. Кит принял меня очень любезно, хотя потом пытался меня проглотить. Но я вовремя поднял вверх весло, которое не дало китовому рту закрыться.

Волною мою бочку вынесло прямо в стаю моржей, и по их спинам я мигом бы выскочил на берег, если бы не их длинная шерсть. Пришлось выпрыгнуть прямо на скалы. Там я увидел чудо птиц – кайр. Гнезда на скалах кайры не строят, хотя травы на островах предостаточно. А трава-то им вовсе и не нужна, потому что мамы-кайры яйца прикрепляют к скалам магнитами. Поэтому отложенные яйца крутятся на месте и не падают.

Люди из полярной станции показали мне стадо овцебыков. Живут эти звери в помещениях, так как боятся морозов. Потом пешком я отправился искать свой ковер-самолет, но заблудился в саксауловой роще. Хорошо, что со мной был мой сотовый. Я позвонил в МЧС и уже через 5 часов я пил кофе со сливками на борту современного авиалайнера.

Исправление ошибок поверяется через документ-камеру.

Допущенные ошибки:

1. Медведь Балу – гималайский медведь с черной окраской.

2. Гималайские медведи не питаются тюленями.

3. Синий кит  не может проглотить человека из-за узкого горла.

4. Стадо моржей, а не стая.

5. Моржи не имеют длинной шерсти.

6. Травы на голых скалах не может быть достаточно, а кайры гнезда не строят.

7. Магниты им не нужны, помогает яйцам держаться на голых скалах особая форма, когда центр тяжести всегда в точке соприкосновения с поверхностью.

8. Овцебыки не боятся морозов.

9. Саксаул растет в южных пустынях.

6. Конкурс «Биоаукцион».

1. Вопрос о рыбе, которую знает любая хозяйка. Эти рыбы откладывают накопленный жир не в мышцах или полости тела, а в печени. Поэтому их обезжиренное мясо – настоящий диетический продукт. А вот печень у некоторых из этих рыб может содержать до 73 % жира. Поэтому именно из нее получают рыбий жир, богатый витаминами А и Е, а также консервы, на банках с которыми написано «Печень …» О какой же рыбе идет речь?(Треска.)

2. Вопрос о родственнице наших крикливых птиц.Об этой птице ученые узнали лишь в 1823 году. Гнездятся они по берегам озер и болот, в тундре и лесотундре. В конце июля птицы улетают не на юг, а на север. Родственники этой редкой птицы – обычные обитатели наших и морских водоемов, только они не имеют такой удивительно красивой розовой окраски. Что же это за птица? (Розовая чайка.)

3. Вопрос о животном, которое когда-то было распространено в Арктике.Во время гона самцы этого вида издают резкий мускусный запах, поэтому и называют их мускусными быками. Хотя это животное стоит ближе к баранам, нежели к быкам, как предполагалось ранее. Шерсть густая и необычайно длинная (до 60-90 см), на 60-80 % состоит из теплого пуха. Какое второе название этого животного? (Овцебык.)

4. Вопрос о третьем источнике «слоновой кости» - прочного поделочного материала.Это очень большое животное массой до 1,5 тонн. Волосяной покров у него развит очень слабо, и от холода его спасает слой жира толщиной 5-10 см. Удивительно длинный период молочного вскармливания детенышей – до двух лет, пока не вырастут клыки. Они нужны для добычи донных организмов, которые составляют основу рациона взрослых животных. Эти животные – поставщик слоновой кости, после слонов и мамонтов. (Моржи.)

7. Подведение итогов.

После завершения игры команде-победительнице вручается диплом, всем членам команды выставляется отметка «отлично». Можно поставить отметки капитанам за первый конкурс и наиболее отличившимся игрокам из других команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок - игра "По природным зонам России"

Игровое поле делится на 4 сектора и очки. Класс делится на две комнаты. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков. (Вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсу...

Урок-игра "По природным зонам России"

Презентация по теме , кроссворд . Можно под презентацию создать свой план урока....

Урок – игра. Тема: «Природные зоны». 4 класс.

Это урок в виде игры:"Что? Где? Когда?" (Групповая форма работы.)...

Урок окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"....

Урок на тему: "Ледяная зона" (1 урок из раздела "Путешествие по природным зонам России")

Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема: «Природные зоны России. Ледяная зона»

В разработке урока преследуются цели: 1.Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны.2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориен...

Урок игра по природным зонам России

Урок игра по природным зонам России...