"Что мы знаем о народах России"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Интегрированный урок по окружающему миру с элементами казачества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_narodah_rossii.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

казачья  Средняя школа №22 имени кавалера Ордена Мужества А.Морозова

Интегрированный урок по окружающему миру с элементами казачества

Тема: «Что мы знаем о народах России»

1 класс

Разработала учитель начальных классов

Белорусова Юлия Валериевна

Гуково

2016 год

Творческий проект интегрированного урок

по окружающему миру с элементами казачества «Что мы знаем о народах России»

Цели: воспитывать чувство гордости за национальную культуру, историю, способствовать формированию толерантного отношения к культуре, традициям народов России.

Планируемые результаты: учащиеся научатся презентовать рассказ о жизни и традициях народов России в творческой форме.

Оборудование: презентация к уроку

Ход урока

  1. Организационный момент

В России множество народов:

Другой язык, другие песни.

Но так уж суждено судьбою,

Всегда они повсюду вместе.

Сегодня мы покажем небольшую сказку – быль о нашей стране, в которой дружно живут разные народы.

II Актуализация темы урока

Одежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Одежда должна отвечать многим требованиям: защищать тело от дождя, снега, холода, жары и конечно же — она должна украшать человека, придавать ему приятный вид и должна быть удобной для различных видов деятельности человека.

Так как одежда имела большое значение для человека, народ посвятил ей загадки, пословицы и поговорки.


1


Наряди пень, и пень будет хорош.


2


По одежке встречают, по уму провожают.


3


По одежке протягивай ножки.


У: Одежда украшала и защищала человека. А что еще мог рассказать костюм о своем владельце?

Учащиеся приходят к выводу:

1) костюм определял место человека в обществе;
2) указывал на профессию.

У. – Итак, сегодня на уроке мы будем  говорить о красоте костюмов разных народов , о том, что одежда – это часть истории и культуры любого народа.

Рассказ про одежду во все времена.

Про то, как менялась с веками она.

Как нынче нужна,

Как важна была прежде…

Итак, начинаем рассказ об одежде.

III Работа по теме урока.

Звучит народная музыка.

В.: В некотором царстве, в некотором государстве стоял теремок. Терем – терем – теремок, он ни низок, ни высок. Шёл как-то русский человек, увидел теремок. Постучал в него. Но никто не ответил ему. Тогда решил он остаться в нем жить.

Основой мужского костюма была рубаха. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой. Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты.

 Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

 Основой женской одежды была длинная сорочка. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота. Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

И вдруг за дверью послышался стук.

Р.: Кто там?

Здоровеньки буллы, - раздалось за дверью. Запахло борщом и клецками.

У.: Я украинка. Отважная как медведь и хитрая как лиса, пусти меня к себе жить.

В.: И русский со всей широтой души принял гостя, как родного.

Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Штаны украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка. Украинские штаны отличались очень большой шириной. Женский традиционный костюм украинцев имеет множество вариантов. Основу украинского женского костюма составляет рубашка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей. Девичьи головные уборы не закрывали голову и косу. Девицы, по праздникам же вместо платка на голову надевали убор из разноцветных лент и ими же убирали всю косу Обувь украинцев - как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а привязывая к ногам длинной веревкой. Кожаная обувь шилась без каблуков

В.:Но тут снова стук в дверь раздался.

Т:Исянмесез! – раздалось за дверью.

 Р:Кто ты? – спросили гости за столом?

Т.: Я татарка, смелая как барс, готовлю чак-чак, играю на музыкальных инструментах курай и гармони. Возьмите меня к себе и не будете скучать никогда.

Татары носили длинные широкие рубахи и распашную верхнюю одежду. Основу костюма у мужчин и женщин составляли рубаха и штаны. Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток. Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани, женщины носили однотонные. Верхняя одежда татар была распашной. Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой. Домашним головным убором была тюбетейка. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой, а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. Национальной обувью были сапожки. Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком.

В.: И стали они вместе жить – поживать. Но тут снова стук в дверь раздался.

Кто там? – спрашивают хозяева?

Хаумыгыз! – раздалось за дверью.

Б.: Я башкирка, смелая как лев, хитрая как лань. Пустите меня к себе жить.

Основу башкирского костюма женщин составляло платье с оборками, украшенное вышивкой. Под платье надевали шаровары, а сверху - расшитый серебряными монетами приталенный камзол.  Летом все башкиры обували лапти. Обязательным элементом были чулки. Мужской костюм состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали легкий халат. Верхней одеждой служили халаты темного цвета. Зимой мужчины надевали овчинные шубы и тулупы. Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Обувью служили сапоги.

В. И снова раздался стук в дверь

Ч. Я, жительница Севера. Разрешите с вами жить.

Традиционная одежда — глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху длиной до колен, подпоясанную ремнём, к которому привешивали нож, двойные узкие штаны, короткую обувь с меховыми чулками.  Головные уборы носили редко, в основном — в дороге. Женская одежда — меховой комбинезон, зимой двойной, летом — одинарный, меховая обувь длиной до колен. Носили браслеты и ожерелья

В гостеприимный теремок стало много еще гостей заходить. Все они были в разных национальных костюмах, говорили на разных языках, но жили долго и счастливо.

Тут и сказки конец, а кто слушал молодец.

- А теперь ребята, я хочу пригласить вас в гости. А вот к кому мы с вами отправимся, попробуйте угадать.

Скажите в каком городе мы с вами живем? (ответы детей)

В какой школе мы с вами учимся? (ответы детей)

А  кто же такие казаки? (ответы детей)

Мы сегодня с вами отправимся в гости к казакам. Узнаем их обычаи, традиции и конечно же познакомимся с национальным костюмом казаков.

(Экскурсия в музее)

Национальная казачья одежда очень древняя. Казачий костюм складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. На голове носили шапку. На ногах у казака должны быть сапоги. Кинжал и сабля вешались к поясу казака.

В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Во время первой мировой войны традиционная казачья форма изменилась. Бешмет заменили на гимнастерку, а шапку – на фуражку. Прежняя казачья форма осталась как парадная, то есть её надевали по праздникам.

А теперь посмотрите на нашу нарядную хозяйку – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.
Женский казачий костюм сложился  в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

 Женский костюм состоял из юбки и кофты. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили  шить пышными. Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.На праздники казачки одевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата. На голову надевали красивые платки. На ноги надевали полусапожки.Украшали шею бусами, украшениями из янтаря.Молодые девушки носили  косу и вплетали в неё разноцветные ленты.Женщины заплетали волосы вокруг головы.В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но казачьи  народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы  народных ремёсел. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять  казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки.

  

IV Первичное усвоение  новых знаний

Чтение вывода о народах России по учебнику (стр.13)

V Первичное закрепление

Раздаются рисунки с изображением представителей некоторых народов России.

- Назовите название национальностей, которые изображены на рисунке.

-Разукрасить национальный костюм одной из национальностей.(по выбору)

VI.Рефлексия

- Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

- Какую ставили  цель  урока?

- Достигли  мы  эту  цель?

- Оценить себя с помощью вопросов

1. Было интересно мне самому (доказать, озвучить тему, сделать вывод)

2. Было трудно  мне

3. Я  сам  сделал первый шаг

4. Могу  похвалить  себя  за то,что…

Оценить,  с каким настроением мы уходим с  урока, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

VII Итог

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна!

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом!

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 1 класс. "Что мы знаем о народах России?"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что мы знаем о народах России?"...

Что мы знаем о народах России?

Презентация к уроку по программе Плешакова А.А. "Что мы знаем о народах России"?...

Технологическая карта урока окружающий мир на тему: "Что мы знаем о народах России"

Технологическая карта урока, презентация,самоанализ урока...

Что мы знаем о народах России? 1 класс

Технологическая карта к уроку по окружающему миру (1 класс) "Что мы знаем о нарродах России?"...

Что мы знаем о народах России?

Данная презентация поможет более наглядно и интересно провести урок по окружающему миру в 1 классе....

конспект урока по окружающему миру "Что мы знаем о народах России"

Формировать представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления...

Тест по окружающему миру для первого класса. ТЕМА «Что мы знаем о народах России?»

В работе представлен возможный материал по данной теме...