Лаборатория чудесных превращений воздуха.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Анна Владимировна Новикова

Тема : Лаборатория чудесных превращений  воздуха. 3 класс

Цели: а) образовательные: познакомить учащихся со способами обнаружения воздуха и его составом; формировать представление о том, что такое воздушная среда, и каково ее значение для жизни.б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками. в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_po_vozduhu_2.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Лаборатория чудесных превращений  воздуха. 3 класс

Цели:

а) образовательные: познакомить учащихся со способами обнаружения воздуха и его составом; формировать представление о том, что такое воздушная среда, и каково ее значение для жизни.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе.

I . Организационный момент

Слайд 1 Я утверждаю, что кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.  Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

- Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух.)

Слайд 2 Сегодняшний урок мы будем работать по плану, в основе которого вопросы: Что вы знаете о воздухе? Что вы хотите узнать о воздухе? Что мы узнали о нем?

II. Актуализация знаний.

Что вы знаете о воздухе? ( бесцветный, без запаха, прозрачный, не имеет формы, состоит из смеси газов, (азота, кислорода, углекислого газа; ))

Слайд 3  Давайте систематизируем  с  помощью таблицы наши знания о воздухе и продемонстрируем, докажем правильность наших утверждений.  

Для начала выясним, воздух – это тело или вещество?

- А где он находится? (Везде). Как это доказать?

Опыт 1 Учитель демонстрирует детям пустую пробирку.

- Что в этой пробирке? ( Ничего нет)

- Что ж, давайте проверим, что там действительно пусто. Учитель берет пробирку и топит ее в стакане с водой.

- Видите, из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите - «пусто». Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки?

 

 Опыт 2    Опустите в стакан с водой поролоновую губку, затем кусок почвы. Что видим? Какой вывод сделаем?

 Опыт 3   Вакуумная упаковка. (баночка из под детского  питания).

Слайд 4 На некоторых банках с соком, детским питанием, кофе на этикетке написано «вакуумная упаковка». Что это означает? Для чего это делается? Давайте откроем банку, что услышали? (Щелчек). Какой вывод можно сделать? ОБЖ если написано, что продут содержится в вакуумной упаковке, а щелчка нет, то можно ли употреблять его в пищу?

Воздух  - это вещество, которое находится повсюду и занимает любое свободное пространство.

Слайд 5 - Можно ли воздух увидеть?

- Какие предметы , которые находятся на вашем столе помогут  увидеть воздух

 Опыт 4.  Дуют на воду через соломинку.

 - Можно ли воздух  услышать, ?

Опыт 5.  Надуть шарик и выпустить воздух.

- Можно ли воздух почувствовать? Как проверим?

Слайд 6 Опыт 6. Подуть на ладонь.

Опыт 7. «Подуй в трубочку!»

Слайд 7У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

- Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)

Слайд 8Кстати, этим свойством одна хищная рыба, похожая на щуку( ее зовут мегатерра). Она плавает кругами вокруг стайки мелких рыбешек и пускает пузыри. Рыбки бросаются за этими пузырьками : тут –то их и подстерегает хищная рыба.

Слайд 9 Опыт 8.  (Сколько весит воздух?)

- А как это сделать?

Это был Галилео Галилей

Слайд 10 300 лет назад он к всеобщему удивлению взял и измерил массу воздуха. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова измерил массу шара.  Он увидел, что масса шара стала значительно меньше.

- А как мы можем подтвердить, а может быть опровергнуть результат   опыта трехсотлетней давности?

(Показывает учитель)Из 2 банок и 2 пластмассовых трубочек сделаны весы. Прикрепляются 2 шарика к концам палочки с помощью скотча. Палочка на весах находится в горизонтальном положении, потому что шарики имеют одинаковый вес. Затем один шарик надувают и фиксируют на палочке, она наклонилась в сторону надутого шарика. Это потому, что заполнивший шарик, делает его тяжелее, чем пустой.

Опыт 9 ( Сколько весит воздух в нашем классе? Расчеты производили на уроке математики)

Слайд 11Ученые установили, 1м куб. воздуха весит 1кг200г.   Как мы узнали объем нашей классной комнаты? ( измерили длину , ширину, высоту и перемножили числа). Как узнали вес воздуха в нашем классе?

-Тогда вы должны подумать о том, что над нами, над земными лесами, горами и морями, над всей землей лежит огромный воздушный океан – невидимая, многокилометровая масса и она давит на землю. Да еще как! С силой больше, чем 15 тонн! Это  масса трех грузовиков. Почему же тогда мы не чувствуем этой тяжести? ( В организме человека тоже есть воздух) Как докажем? ( Делаем вдох и выдох.).

 – А как называют этот слой воздуха? (атмосфера)

Слайд 12- Что мы знаем о ней из уроков окружающего мира и научно –познавательного фильма «Атмосфера»

 Оказывается, воздушная оболочка – это удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета, не перегревает от солнечного жар и не стынет от космического холода ночью, кроме того. А, словно бронежилет защищает землю от космических снарядов- метеоритов. Воздушный океан защищает все живое от космических лучей – невидимок – ультрафиолета.  И еще одну работу выполняет – следит за климатом на планете: облачностью, дождем, ветром…

- Если бы не атмосферы – земля была бы голой пустыней.

- Итак, вспомнив все, что я сказала, обобщите и ответьте на вопрос: Какую работу выполняет Атмосфера?

1. Защищает от метеоритов.

2. Предохраняет от перегрева и от морозов.

3. Защищает от губительных солнечных лучей.

4. Следит за климатом.

Опыт 11. Сейчас мы переместимся в  виртуальную лабораторию и выполним задания Космика

( Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 4 класс. Урок 5, задание № 8)

Слайд 13  Вывод : при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Слайд 14 Опыт 12 ( Движется ли воздух?) Давайте вспомним, что мы увидели на противоположной стене, когда открыли окно в классе в то время, когда на улице была ясная морозная погода? (прозрачные волны) Мы  пришли к выводу, что это движение воздуха.

 Сейчас мы проверим это наглядно.  На 2 кусках  шпагата длинной 1 м навешаны с помощью скотча тонкие полоски бумаги. Концы шпагатов закреплены в нижней и в верхней части открытого окна. Результат : полоски отклоняются в разные стороны.   Вывод: поступающий с улицы холодный воздух выталкивает наружу теплый воздух, находящийся в верхней части комнаты.

Давайте обобщим наши знания о воздухе  начиная формулировать  ответ с фразы  воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…

Слайд 15

 III. Физкультминутка. «Дыхательная гимнастика»

  1. вдох через нос-выдох через рот;
  2. краткий глубокий вдох -замедленный выдох;
  3. медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;
  4. медленный выдох – краткий резкий выдох;
  5. выдох толчками;
  6. сделайте глубокий вдох,, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте  от 1 до 10;
  7. выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд, затее наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов;
  8. на одном выдохе усиливайте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-, писк летающего комара З-З-З, рычание собаки Р-Р-Р-;

 

Слайд 16  IV. Использование свойств воздуха человеком. (на основе материалов из различных источников) Мы с вами говорили об атмосфере, что  она является воздушной оболочкой нашей планеты.

- Авторы  учебника « Окружающий мир» предложили  вам самостоятельно ответить на вопросы по теме: «Освоение воздушного пространства человеком» Мы  оформили выставку, которая прекрасно отображает ваш творческий отчет по данному вопросу. Поэтому сейчас,  вкратце, подведем итоги результаты ваших исследований.

- Какие бывают летательные аппараты?

- Как человек использует летательные аппараты?

- Какая техника есть в военной авиации?

- Чем современные воздушные аппараты отличаются от пассажирских самолетов прошлого?

- Какие виды спорта связаны с полетами в небо?

А сейчас мы посмотрим отрывок из образовательного мультфильма «Хочу все знать» и узнаем, кто одним из первых пытался освоить воздушное пространство.

 Слайд 17.  А какое свойство воздуха люди использовали в своих изобретениях        

  1. Ну а теперь спустимся на землю и подумаем, как человек использует свойства воздуха в быту, в обычной жизни. (Дети, пожарные, маляры, водители., йоги )

Слайд 18Сжатый воздух используют в пневматических машинах. Это, например, отбойные и заклепочные молотки, которые можно внедрять в грунт или в уголь и откалывать его на куски. Существуют пескоструйные аппараты, которые дают сильную струю воздуха, смешанную с песком. Эти аппараты применят для очистки стен.

Сейчас нередко можно видеть работу специальных аппаратов, применяемых для окраски стен, где краску распыляет сжатый воздух. Сжатым воздухом открывают и закрывают двери вагонов поездов метро, троллейбусов и автобусов. Стоп-краны, имеющиеся в каждом вагоне, приводятся в действие сжатым воздухом.

В некоторых автомобилях в тормозных устройствах и в звуковых сигналах используется сжатый воздух. Человек придумал ружье для подводной охоты с применением сжатого воздуха. Я в руках держу баллончик-распылитель. Здесь написано: Предохранять от солнечных лучей и нагревания . Не прокалывать и не сжимать флакон, даже после использования. Почему?

 - А как братья наши меньшие, сами не зная того, активно используют свойство воздуха?

   В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.

Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?

( ответы ) Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло. Как человек использует это свойство?

Поэтому в домах делают двойные рамы. А люди, чтобы было теплее зимой, одевают шерстяные, пуховые и меховые изделия  потому, что они удерживают много воздуха и тем самым сохраняют тепло.

 

  1. Охрана воздуха.

Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

Без еды человек может обходится несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить. Давайте воспользуемся нашими тетрадями на печатной основе и вспомним, какие меры принимают люди для охраны воздуха от загрязнения (стр.23)

  1. Подведение итогов урока. Давайте проверим, как вы поняли, какие свойства воздуха активно применяет человек в повседневной жизни.

Слайд 19,20,21,22, 23

Составление синквейна

План.

  1. Назвать несколько  признаков воздуха.
  2. Назовите несколько действий, которые производит атмосфера.
  3. Выразите в одном предложении свое впечатление о теме .( Воздух должен быть…)
  4. Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

Примерный синквейн

Воздух

Лёгкий, бесцветный, невесомый,

Защищает и предохраняет,

Воздух должен быть чистым!

Воздух – это жизнь!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом 3-ей степени в городском конкурсе "Кабинет-творческая лаборатория учителя"

Участие в городском конкурсе "Кабинет-творческая лаборатория учителя" 2011 г. - 3-е место среди кабинетов начальных классов....

«Мое рабочее место – лаборатория творчества»

«Мое рабочее место – лаборатория творчества»...

Презентация по окружающему миру "Научная лаборатория зимы"

В презентации наглядно представлены природоведческие сведения о возникновении и разнообразии зимнего  чуда- снежинок, снега и льда....

«Исследовательская лаборатория, как тип современного урока в начальной школе».

Выступление на педагогическом совете на тему: «Исследовательская лаборатория, как тип современного урока в начальной школе». ...

Моя творческая лаборатория

Мой класс очень творческий. Поэтому нам доверяют защищать честь школы на районных и городских конкурсах. Все выступления (визитки, презентации) готовлю сама. Пишу стихи, делаю постановку танцев.... Хо...

Исследовательский проект "Лаборатория неживой природы".

Ничто не увлекает детей и не приносит им радости и такого огромного восторга, познавательного удовлетворения, как опыт. Занятия, на которых дети самостоятельно ставят простейшие опыты, пытаются объясн...

Презентация "Лаборатория чудесных превращений воздуха"

Данная презентация рекомендована к использованию при изучении темы "Воздух и его свойства" ...