Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб М. : Баласс, , 2013. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; , 2013. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, 2013. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему мирупо ФГОС 2 класс | 99.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2 КЛАСС
на 2016-2017 учебный год
68 часов (2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Конкретизация общих целей основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания истории.
Указание, в рамках какой системы учебников или какой завершённой предметной линии учебников предполагается реализация данной программы
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб М. : Баласс, , 2013. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; , 2013. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, 2013. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Уточнение заявленной в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России системы базовых национальных ценностей
Особенностью обучения школьников по ОС «Школа 2100» является неразрывность процессов обучения, развития и воспитания. Все учебные книги объединены общностью подходов к духовно-нравственному развитию учеников и воспитательному процессу в целом. Воспитание рассматривается как творческий деятельностный процесс, который построен на десяти принципах развивающего воспитания, среди которых необходимым является принцип опоры на традиции, т.е. воспитание с учетом национальных и региональных особенностей. При обучении по ОС «Школа 2100» идет последовательная работа по формированию у учащихся как общечеловеческих ценностей, так и самоиндентификации, патриотизма и гражданского самосознания. При преподавании учебных предметов по ОС «Школа 2100» происходит расширение набора ценностных ориентиров:
∙ Ценность истины
∙ Ценность человека
∙ Ценность труда и творчества
∙ Ценность свободы
∙ Ценность гражданственности
∙ Ценность патриотизма
∙ Ценность жизни
∙ Ценность природы
∙ Ценность добра
∙ Ценность семьи
∙ Ценность человечества
∙ Ценность социальной солидарности.
Ценностные ориентиры, раскрывающие связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации учащихся, включая формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Комментарии и пояснения к каждому из разделов программы.
2-й класс. «Наша планета Земля» (68 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (7 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом (11 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала – 4 ч.
Часы по усмотрению учителя – 5 ч.
Отражение особенностей образовательного процесса Лицея
Региональный компонент учебного плана, учитывая образовательные программы лицея, реализуется в соответствующих классах путем включения модулей краеведческого компонента в соответствующие программы по предметам. В 1-2 классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир» изучаются учебные модули «Человек и природа», «Человек и общество» и «Правила безопасной жизни»,
Позиции, связанные с учетом региональных особенностей
Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
Формы организации образовательного процесса
1. Интегрированные уроки с привлечением учителей – предметников.
Главное преимущество интегрированного урока заключается в возможности представить учащимся взаимосвязь предметов. Интегрированные уроки помогают сплотить педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются в интегрированном уроке теоретическое и практическое обучение.
2. Урок – творческая мастерская.
Результатом такого урока становится не только создание творческого продукта. В процессе работы происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между учащимися, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. В процессе работы ученик оценивает как свою т очку зрения, так и все другие. Важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.
3. Урок – игра “Что? Где? Когда?”
4. Урок-исследование.
На таком уроке дети выполняют простейшие лабораторные работы. Результатом урока становятся знания, добытые практическим путём и полученные в ходе обсуждения результатов практических исследований, т.е обмена опытом.
5. Мозговая атака.
Целью такого урок а является организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения той или иной задачи.
6. Урок-экскурсия.
Учебная экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсии способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений.
7. Круглый стол.
Это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.
Общая характеристика учебного предмета, курса
место учебного предмета в решении общих целей и задач на ступени основного общего образования
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему.
межпредметные связи (на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы).
Межпредметные связи «окружающий мир» имеет с литературой (дети имеют возможность сравнить научное описание изучаемых явлений и предметов с их поэтическим и прозаическим описанием в литературных произведениях, что дает им возможность многогранного анализа данных объектов, не выделяя в них только лишь научное объяснение), математикой (школьники учатся построению,исследованию и применению математических моделей окружающего их мира).
описание особенностей организации учебного процесса по предмету
Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия,эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.
предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания (по каждому разделу)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | |
Раздел № 1 «Наша планета» 34 часа | |||
1. | Подготовка к путешествию Природные объекты и предметы, созданные человеком. Живая и неживая природа. | открытие новых знаний | |
2. | Общие слова – понятия. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. | открытие новых знаний | |
3. | Разнообразие веществ в окружающем мире. Из чего состоят все предметы | открытие новых знаний | |
4. | Природные часы, календарь, компас | комплексное применение новых знаний | |
5. | Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Земля – шар. Доказательства шарообразной формы Земли | открытие новых знаний | |
6. | Глобус – модель Земли . Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели | комплексное применение новых знаний | |
7. | Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды, созвездия. Планеты Солнечной системы. Земля в космосе | открытие новых знаний | |
8 | Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. | открытие новых знаний | |
9. | Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи | открытие новых знаний | |
10-11. | Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года | открытие новых знаний | |
12. | Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположения на Земле Где на Земле теплее | открытие новых знаний | |
13-14. | Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Погода и климат | комплексное применение новых знаний | |
15. | Контрольная работа по теме «Земля и Солнце» | контроль ЗУН | |
16-17. | План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки | открытие новых знаний | |
18-19. | Глобус и карта. Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий. Условные обозначения к глобусу и карте | комплексное применение новых знаний | |
20-21. | Что изображают на карте | комплексное применение новых знаний | |
22-23. | Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе | открытие новых знаний | |
24-25. | Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Реки и озёра | открытие новых знаний | |
26. | Равнины. Равнины и низменности. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор | открытие новых знаний | |
27. | Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте | комплексное применение новых знаний | |
28-29. | Горные породы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края | открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний | |
30. | Полуострова и острова | открытие новых знаний | |
31. | Полуострова и острова. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте | комплексное применение новых знаний | |
32. | Моря. Свойства морей. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте | открытие новых знаний | |
33. | Обитатели морей | комплексное применение новых знаний | |
34. | Контрольная работа по теме «Что изображают на глобусе и карте» | контроль ЗУН | |
Раздел № 2 «Земля – наш общий дом» – 34 часа | |||
35. | Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе. Экологические системы | открытие новых знаний | |
36. | Экологические системы Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края | комплексное применение новых знаний | |
37. | Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями. Природная зональность | открытие новых знаний | |
38. | Природные зоны холодного пояса | открытие новых знаний | |
39-40. | Леса умеренного пояса | комплексное применение новых знаний | |
41-42. | Засушливые зоны умеренного пояса | комплексное применение новых знаний | |
43. | Природные зоны жаркого пояса | комплексное применение новых знаний | |
44. | Природные зоны жаркого пояса | рефлексия | |
45. | Горные экосистемы | открытие новых знаний | |
46. | Жизнь в горах. Горные растения и животные | комплексное применение новых знаний | |
47. | Природные катастрофы в горах | комплексное применение новых знаний | |
48. | Контрольная работа по теме «Многообразие Земли» | контроль ЗУН | |
49-50. | Люди, города и страны Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы | открытие новых знаний | |
51-52. | Путешествие Тучки по Европе Страны и города Европы | открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний | |
53 | Путешествие второй Тучки по Европе. Окружающие нас предметы и их родина. | рефлексия | |
54,55,56. | Азия. Поиски Северного морского пути в Индию (комплексное применение новых знаний) Путешествие в дальние страны. Африка | комплексное применение новых знаний | |
57. | Путешествие в дальние страны. Африка | комплексное применение новых знаний | |
58-59. | Америка. Кто открыл Америку? | открытие новых знаний | |
60. | Австралия | открытие новых знаний | |
61. | Антарктида | рефлексия | |
62-63. | Россия – самая большая страна в мире. Россия – наша Родина. Природа нашей страны | открытие новых знаний | |
64. | Наша маленькая планета Земля Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы | открытие новых знаний | |
65. | Родной край – частица Родины. Родной город, край: название, достопримечательности, природа (комплексное применение новых знаний) | комплексное применение новых знаний | |
66. | Контрольная работа по теме «Наша маленькая планета Земля» | контроль ЗУН | |
67. | Учимся решать жизненные задачи. Необходимость охраны и бережного отношения к природе | решение познавательных задач | |
68. | Природа и мы | экскурсия |
предпочтительные формы контроля и оценки
Рабочая программа предполагает использование технологии безотметочного обучения, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Оценивание предполагает:
- Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения.
- Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
- Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием.
- Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.
Словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. При безотметочном обучении – «усвоил – не усвоил» («усв.», «н/усв.»).
В учебно-методический комплект по окружающему миру ОС «Школа 2100» входит тетрадь «Проверочные и контрольные работы». Тетрадь содержит полный набор материалов для тематического и итогового контроля в форме проверочных и контрольных работ по важнейшим темам курса «Окружающий мир», а также реализует технологию оценивания учебных успехов (образовательных достижений) обучающихся. Время проведения проверочной работы на уроке обобщения знаний по изученному разделу- 15-20 минут.
Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:
1) творческие работы как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);
2) презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы), полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);
3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в
интеграция с внеурочной деятельностью, в том числе проектной
Подготовка и проведения интеллектуальных марафонов, олимпиад, викторин, конференций все проводится во внеурочное время.
Во 2 классе по окружающему миру предлагается 2 проекта: “Безопасное поведение», «Наша планета Земля». Также во внеурочную деятельность относится и посещение различных музеев, экскурсий , театральных постановок.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
распределение часов на изучение предмета, резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества
Введение (4 ч)
Земля и солнце (16 ч
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч)
Формы земной поверхности (7 ч)
Земля – наш общий дом (11 ч)
Части света (10 ч)
Наша маленькая планета Земля (3 ч)
Повторение пройденного материала – 4 ч.
Часы по усмотрению учителя – 5 ч.
Экскурсий -2
Контрольные работы - 5
наполнение плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач.
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в согласовании с планом воспитательной работы лицея, программой и календарно-тематическим планированием предмета «Социальные проекты» во 2 классе, уроками «Добра и милосердия».
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (личностные, метапредметные и предметные)
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблемусовместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Содержание учебного предмета, курса
Человек и природа:
- Как человек узнаёт мир
- Природа вокруг нас
- Земля и солнце
- Что изображают на глобусе и карте
- Воздух, вода и горные породы
- Экосистемы и их компоненты
- Природные зоны
- Человек - часть природы
Человек и общество:
- Я – школьник
- Правила безопасной жизнедеятельности
- Моя Родина
- Родной край – частица Родины
- Человек – член общества
- Значение труда в жизни человека и общества
- Части света
- Наша Родина – Россия
- Страны и народы мира
Правила безопасной жизни
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п\п | Тема | Часы | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Как мы будем учиться | 1 | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н). Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П). Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н). Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П). |
2 | Общие слова - понятия | 1 | |
3-4 | Из чего состоят все предметы. | 2 | |
5-6 | Природные часы, календарь и компас. | 2 | |
7 | Земля имеет форму шара. | 1 | Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н). Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П). Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н). Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П). Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). |
8 | Глобус - модель Земли. | 1 | |
9 | Повторение по теме "Наша планета" | 1 | |
10 | Контрольная работа 1 по теме «Земля и Солнце» | 1 | |
11 | Земля в космосе. | 1 | |
12 | Притяжение Земли. | 1 | |
13-14 | Смена дня и ночи | 2 | |
15-16 | Смена времён года. | 2 | |
17 | Где на Земле теплее. | 1 | |
18-19 | Погода и климат. | 2 | |
20 | Урок-треннинг по теме "Погода и климат" | 1 | |
21 | Контрольная работа №2 по теме «Земля в космосе» | 1 | |
22-23 | План и карта. | 2 | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П). |
24 | Глобус и карта. | 1 | |
25 | Повторение по теме "Глобус и карта". | 1 | |
26-27 | Что изображают на карте. | 2 | |
28 | Материки и океаны. | 1 | |
29 | Повторение по теме "Материки и океаны". | 1 | |
30-31 | Реки и озёра. | 2 | |
32-33 | Равнины и горы. | 2 | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). |
34 | Повторение по теме реки, озёра, равнины и горы. | 1 | |
35-36 | Моря и океаны | 2 | |
37 | Учимся решать жизненные задачи. | 1 | |
38 | Контрольная работа №3 по теме: «Реки, озёра, моря, океаны, горы, равнины» | 1 | |
39-40 | Экологические системы | 2 | |
41 | Природная зональность. | 1 | |
42 | Природные зоны холодного пояса. | 1 | |
43 | Леса умеренного пояса. | 1 | |
44 | Засушливые зоны умеренного пояса. | 1 | Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П). Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). |
45 | Путешествие в дальние земли (самостоятельная подготовка докладов). | 1 | |
46 | Горные экосистемы. | 1 | |
47 | Повторение по теме "Природные зоны". | 1 | |
48-49 | Люди, города и страны. | 2 | |
50 | Контрольная работа №4 по теме «Природные зоны" | 1 | |
51-52 | Путешествие тучки по Европе. | 2 | |
53 | Азия. | 1 | |
54-55 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников). | 3 | |
56-57 | Россия - наша Родина. | 2 | |
58-59 | Экскурсии(формы земной поверхности: река, озеро, равнина; наша природная зона) | 2 | |
60-61 | Наша маленькая планета Земля. | 2 | |
62 | Урок повторения по теме "Земля - наш общий дом" | 1 | Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). |
63 | Учимся решать жизненные задачи. | 1 | |
64 | Контрольная работа по теме "Земля - наш общий дом" | 1 | |
65-68 | Резервные уроки. | 1 |
Календарно-тематическое планирование с описанием планируемых результатов каждой темы
№ п/п | Название разделов Тема разделов Тема уроков | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата факт. | |||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||||||
Раздел 1. ЗЕМЛЯ И СОЛНЦЕ (21 часов) | ||||||||||||||||
1 | Как мы будем учиться | 1 | Вводный урок | У учащихся будут сформированы: понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях; понимание значения взаимопомощи в семье; способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета; могут быть сформированы: понимание значения изучения курса «Окружающий мир»; ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах; понимание ценности семейных отношений; способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях. | Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов неживой и живой природы | |||||||||||
2 | Общие слова - понятия | 1 | ||||||||||||||
3 | Из чего состоят все предметы. | 1 | Урок изучения нового материала; | Уметь превращать вещество из одного состояния в другое. | Отличие от изделий, понимание связи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества | |||||||||||
4 | Проверочная работа №1 по теме « Из чего состоят все предметы» | урок закрепления | Текущий контроль. | |||||||||||||
5-6 | Природные часы, календарь и компас. | 2 | Урок введения новых знаний; Практикум Урок закрепления | Текущий контроль. Устный опрос. Практическая работа с компасом | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности с помощью компаса | Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта | ||||||||||
7 | Земля имеет форму шара. | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Устный опрос | Уметь приводить доказательства и подтверждение того, что Земля имеет форму шара. | Линии горизонта, глобус – модель Земли Земля – планета Солнечной системы; глобус | ||||||||||
8 | Глобус - модель Земли. | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Устный опрос | ||||||||||||
9 | Повторение по теме "Наша планета". Проверочная работа №2 «Наша планета» | 1 | Практическая работа с глобусом | Текущий контроль. Устный опрос | ||||||||||||
10 | Контрольная работа №1 по теме «Земля и Солнце» | 1 | Урок повторения | Тематический контроль. Тест | ||||||||||||
11 | Земля в космосе | 1 | Урок объяснения нового материала. | Текущий контроль. | ||||||||||||
12 | Притяжение Земли. Всемирное тяготение | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Работа № 3 | Уметь использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Объяснение причины движения планет вокруг Солнца | ||||||||||
13-14 | Смена дня и ночи. Проверочная работа №3 по теме «Смена дня и ночи» | 2 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Задание № 6 | Знать о последовательности событий, связанных со сменой дня и ночи. В течении суток. | Связь смены дня и ночи с вращением Земли | ||||||||||
15-16 | Смена времён года. | 2 | Урок закрепления | Текущий контроль. | Уметь пользоваться календарем | Особенности времен года | ||||||||||
17 | Где на Земле теплее. | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Устный опрос | ||||||||||||
18-19 | Погода и климат. | 2 | Урок закрепления | Текущий контроль. | Знать, что смена времен года связана с обращением Земли вокруг Солнца. Уметь объяснять это явление | Солнце – источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | ||||||||||
20 | Урок-треннинг по теме "Погода и климат". Проверочная работа №4 по теме «Погода и климат» | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Кроссворд, с. 44 Самостоятельная работа № 4 | Соотнесение полученных результатов с целью наблюдения, выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов
| Зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете. Погода как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки. Выбор одежды для путешествия | ||||||||||
21 | Контрольная работа №2 по теме «Земля в космосе» ОБЖ. Памятка для путешественника | 1 | Урок повторения. Урок безопасности и жизнедеятельности | Тематический контроль. Тест | Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов неживой и живой природы | |||||||||||
Раздел 2. ЧТО ИЗОБРАЖАЮТ НА ГЛОБУСЕ И НА КАРТЕ (17 часов) | ||||||||||||||||
22-23 | План и карта | 2 | Урок введения новых знаний. Урок-практикум | Текущий контроль. Устный опрос. Практическая работа «План класса» | У учащихся будут сформированы: понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях; понимание значения взаимопомощи в семье; способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета; могут быть сформированы: понимание значения изучения курса «Окружающий мир»; ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах; понимание ценности семейных отношений; способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях. | Уметь находить необходимую информацию в печатных источниках. Проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов | Элементарные приемы чтения карты | |||||||||
24 | Глобус и карта | 1 | Урок повторения | Текущий контроль. | Уметь использовать глобус для нахождения месторасположения объектов | Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте) | ||||||||||
25 | Повторение по теме "Глобус и карта". Проверочная работа №5 по теме «Глобус и карта» | 1 | Урок - практикум | Самостоятельная работа № 5 | ||||||||||||
26-27 | Что изображают на карте Учимся пользоваться картой | 2 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 6 Чтение маршрутной карты | меть определять на глобусе и карте сушу и моря, высоты и глубины, изображенные на них географические объекты. | Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов | ||||||||||
28 | Части света, материки и океаны | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Кроссворд | Уметь узнавать «в лицо» и показывать на карте все части света. Материки и океаны. | Материки, океаны (общее представление) | ||||||||||
29 | Повторение по теме "Материки и океаны". Проверочная работа №6 по теме «Материки и океаны» | 1 | Урок повторения Проверочная работа №6. | Тематический контроль. | ||||||||||||
30 | Реки и озёра | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 6 (2-я ч.) | Уметь находить реки на карте, правильно их показывать Уметь производить сравнительную характеристику понятий «озеро» и «море». Уметь упорядочивать информацию в числовых параметрах | Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана | ||||||||||
31 | Реки и озёра | 1 | Комбинированный урок | |||||||||||||
32-33 | Равнины и горы | 2 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Взаимоконтроль | Отличать равнину от других видов поверхности Земли. Уметь давать характеристику природного сообщества болот. Знать строение Земли и вулканов. Иметь представление о горных породах | Формы поверхности равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе на рисунке, карте) | ||||||||||
34 | Повторение по теме «Реки, озёра, горы и равнины». Проверочная работа №7 по теме «Реки и озера, равнины и горы» | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 7 | ||||||||||||
35 | Моря и океаны. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 8 | Уметь находить островах полуострова на картах. Иметь представление об образовании новых островов | Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте | ||||||||||
36 | Моря и океаны. Проверочная работа №8 по теме «Моря и океаны» | 1 | Урок введения новых знаний, закрепления изученного | Текущий контроль. Устный опрос. Самостоятельная работа № 8 (п. 1–2) | Иметь представление об обитателях моря. Знать об их особенностях; отличия жизни в воде и на суше | Особенности моря; нахождение на карте | ||||||||||
37 | Учимся решать жизненные задачи. | 1 | Урок безопасности и жизнедеятельности | |||||||||||||
38 | Контрольная работа №3 по теме «Водоемы. Поверхность суши» Обобщение по теме «Водоемы. Поверхность суши» | 1 | Обобщающий урок | Тематический контроль. | Уметь связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли. | |||||||||||
Раздел 3.Экологические системы. Природные зоны (12 часов) | ||||||||||||||||
39 | Экологические системы | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Фронтальный опрос | Уметь представлять материал в табличном виде | Иметь представление о законах экосистемы | ||||||||||
40 | Экологические системы | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. Тест | Иметь представление о законах экосистемы Природные зоны России, растительный и животный мир | |||||||||||
41 | Природная зональность | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Фронтальный опрос | ||||||||||||
42 | Природные зоны холодного пояса | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Индивидуальный опрос | Уметь преобразовывать информацию, содержащую в картах и таблицах, строить на их основе монологические высказывания Уметь показывать взаимную приспособленность членов экосистемы степей и пустынь, их зависимость от неживых компонентов | Особенности зон холодного пояса Особенности климата, животного мира | ||||||||||
43 | Леса умеренного пояса | 1 | Урок введения новых знаний Урок-дискуссия | Текущий контроль. Блиц-опрос Составление памятки | ||||||||||||
44 | Засушливые зоны умеренного пояса | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Работа в группах | ||||||||||||
45 | Путешествие в дальние земли (самостоятельная подготовка докладов). | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Тест | ||||||||||||
46 | Горные экосистемы | 1 | Урок-поиск | Текущий контроль. Фронтальный опрос | ||||||||||||
47 | Повторение по теме "Природные зоны". Проверочная работа №9 по теме «Природные зоны» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Текущий контроль. Сообщения |
Иметь представления о природных катастрофах. Уметь их различать. | Признаки землетрясений, способы спасения, сигналы бедствия. Наводнения, ураганы, лавины, оползни и др. | ||||||||||
48 | Люди, города и страны. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный и индивидуаль-ный опросы | ||||||||||||
49 | Люди, города и страны. Проверочная работа №10 по теме «Люди, города и страны» | 1 | Обобщающий урок | |||||||||||||
50 | Контрольная работа №4 по теме «Природные зоны» | 1 | Обобщающий урок | Тематическая проверочная работа | Уметь читать и пользоваться глобусом и картой, показывать на них части света, материки и океаны. | Особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон | ||||||||||
Раздел 4. Земля – наш общий дом (18 часов) | ||||||||||||||||
51 | Путешествие тучки по Европе | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. | Уметь преобразовывать информацию, содержащую в картах и таблицах, строить на их основе монологические высказывания Уметь находить на контурной карте Европейские страны | Страны и население Европы; достижения и достопримечательности этих стран | ||||||||||
52 | Путешествие по Европе | 1 | Урок - путешествие | Практическая работа | ||||||||||||
53 | Азия. | 1 | Урок-отчет | Текущий контроль. Самостоятельная работа (5 минут) | Уметь находить на глобусе и карте Европейские страны, определять особенности 2-3 стран. | Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и достопримечательности; работа с разными видами карт Природа и страны Африки; населяющие их народы | ||||||||||
54-55 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников). | 2 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Показ по карте | ||||||||||||
56 | Путешествие в дальние страны Проверочная работа №11 по теме «Европа и Азия» | 1 | Урок-путешествие | Текущий контроль. Тест | ||||||||||||
57 | Россия - наша Родина. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. Показ по карте | ||||||||||||
58 | Россия - наша Родина. Проверочная работа №12 по теме «Россия – наша Родина» | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий. Показ по карте | Уметь работать с учебными и научно-популярными текстами | Москва – столица России. Города России (2–3), их расположение на карте. Родной край – моя Родина. Родной город, название, достопримечательности Знать меры безопасности при общении с природой (влесу, на водоемах, в поле, на улицах города) Беречь богатства природы | ||||||||||
59-60 | Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина; наша природная зона). | 2 | Урок-путешествие | Текущий контроль. Тест | ||||||||||||
61 | Наша маленькая планета Земля. | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Тест | Уметь работать с дополнительными энциклопедическими источниками. | Природа и страны Америки; население, достижения и достопримечательности этих стран; животный и растительный мир. Использование разных видов карт для получения необходимой информации | ||||||||||
62 | Наша маленькая планета Земля. Проверочная работа №13 по теме «Наша планета Земля» | 1 | Урок-дискуссия | Текущий контроль. Фронтальный опрос | ||||||||||||
63 | Урок повторения по теме "Земля - наш общий дом" | 1 | Урок введения новых знаний. | Текущий контроль. | Уметь различать особенности природных условий континентов. | Особенности природных условий континентов, население, растительный и животный мир | ||||||||||
64 | Учимся решать жизненные задачи. | 1 | Урок введения новых знаний | Работа с картой | Уметь работать с учебными и научно-популярными текстами | Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность | ||||||||||
65 | Контрольная работа №5 по теме "Земля - наш общий дом" | 1 | Обобщающий урок | Тематическая проверочная работа | ||||||||||||
66-68 | Резервные уроки | 3 | Урок-дискуссия | Текущий. Фронтальный опрос | Применять полученные знания на уроках и в жизни. | Правила поведения в летний период; средства защиты и оказания помощи |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная учебная литература
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С
Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2013. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2013. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом, 2013. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Дополнительная учебная литература
Учебные и справочные пособия
Большая иллюстрированная энциклопедия истории России для детей. – М. «Славянский Дом Книги», 2008.
З.А. Клепинина «Энциклопедия тайн и чудес. Тайны окружающего мира», 500 загадочных фактов из жизни растений, животных и не только… / З. А. Клепинина. – М. «Ювента», 2005.
В. И. Калашников «Чудеса живой природы», энциклопедия тайн и загадок / В. И. Калашников, С. А. Лаврова. – Белгород « Белый город», 2009.
В. С Грибов «Как человек исследует, изучает, использует природу» 2–3 кл. / В. С. Грибов. – Волгоград, «Учитель», 2005.
Н. Н Дроздов «Тайны живой природы» / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. – М. «Вече», 2007.
Н. Н. Непомнящий « 1000 тайн живой природы» / Н. Н. Непомнящий. – М. «АСТ», 2002
Справочник школьника для начальных классов. Природоведение / Е. М. Дорогова, Л. Ф. Знаменская, В. Д. Майоров. – М. «Стрекоза», 2010.
Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. – М. «Астрель», 2010.
А. В. Ухарцева « Что? Где? Почему?» Большая иллюстрированная детская энциклопедия. – М. «Астрель», 2008.
Учебно-методическая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
2. Окружающий мир : тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
3. Окружающий мир. 1–4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.
4. Окружающий мир. 2–4 классы : внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007
Перечень рекомендуемых технических средств обучения
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Экспозиционный экран.
4. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Ксерокс.
Электронные образовательные ресурсы
1 Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru
2. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru
3..Газета «1 сентября», режим доступа, http://www.festival.1september.ru/
4 Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе, режим доступа, http://www.uroki.ru/
5. Презентации уроков «Начальная школа», режим доступа, http://nachalka.info/about/193
6. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011. – М. : Кирилл и Мефодий, 2010. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).
7. Звуки Природы. – М. : RMG, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
8. Интернет – ресурсы: www.school2100.ru
http://school-collection.edu.ru
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т. д.
- Цифровой микроскоп
- Лаборатория «Юный астроном»
- Лаборатория «Юный физик»
- Лаборатория «Юный химик»
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
- приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе ФГОс Начальная школа 21 века
В программе содержится тематическое планирование, пояснительная записка, содержание программы, система оценки достижений учащихся...
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (ФГОС).
Рабочая программа и тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (ФГОС),
Рабочая программа и тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" ФГОС
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС. Составлена на основе учебников старого образца, поэтому тематическое планирование может не совпадать с новыми учебниками....