Конспект урока-исследования по окружающему миру "Почва и ее состав"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Шелпакова Татьяна Александровна

Урок-исследование "Почва и ее состав" для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._pochva.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование по теме     "Почва и ее состав". 3-й класс

   Цель: Создать условия для формирования у учащихся умения изучить состав почвы при помощи постановки опытов.

Задачи: 

1. Формирование общеучебных умений и навыков – работа с учебными текстами, участие в диалоге, овладение первоначальными умениями постановки опытов, изучение состава почвы.

2. Формирование умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

3. Воспитание внимательного отношения к слову, бережного отношения к окружающему миру.

Методы обучения: наглядный (использование ИКТ),     практический (самостоятельное выполнение опытов обучающимися), объяснительно-иллюстративный (демонстрация опытов учителем), репродуктивный (выполнение обучающимися опытов по изучению состава почвы с использованием алгоритма), частично-поисковый (изучение состава почвы опытным путём).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная (словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся), групповая (самостоятельная, практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение состава почвы), индивидуальная (устные ответы у доски консультантов, доклады обучающихся), групповая.

Оборудование и наглядные пособия: м/медиа, учебник,   блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка,   пипетка, предметное стекло, держатель 

 

Психологический настрой.

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.   Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

         Мы сегодня снова будем наблюдать,

         Выводы делать и рассуждать

        Все расселись по местам, никому не тесно,
       По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Слайд

Есть просто храм, 
Есть храм науки.
 

А есть еще природы храм – 
С лесами, тянущими руки.

 Навстречу солнцу и ветрам

Путешествуя по природному храму можно узнать много нового и интересного. Сегодня мы отправимся в Чудесную кладовую храма.

Актуализация опорных знаний

Ребята, у вас на партах текст. Прочитайте и подумайте, есть ли такая кладовая в природе? “Чудесная кладовая” (М.Ильин, Е Сегал)

 Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей( слайд 4- по щелчку).

Спрячешь картофелину- вытащишь много ( слайд 5).

Крошечное семечко превращается в огромный арбуз ( слайд 6).

Тоненький росток превращается а прекрасный цветок ( слайд 7).

Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод.

Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Как она называется? (Земля).

-Есть ли такая кладовая в природе?             Слайд

-Что это за кладовая? (земля)

- А как по-другому можно назвать землю?

Слово “земля”имеет несколько значений.   Слайд

Одно из них “Почва”.

Сообщение темы урока

Вы сейчас сами определили тему урока. Почва.   Слайд

-Как вы думаете, что такое почва? (верхний слой земли).           Слайд

   Сегодня на уроке мы будем исследовать почву. Для этого у вас на столах оборудование и лист исследователя, как у настоящих ученых. В нем вы будете фиксировать всю информацию по ходу работы. У каждой группы свое задание.  

Внимательно их прочитайте, сделайте вывод запишите в дневник  исследований. Будьте внимательны! Выводы, которые мы с вами сделаем, помогут вам справиться с заданиями в конце урока. Итак, приступаем к исследованию. Ребята, если вы подготовились, поднимите сигнальную карточку.

Исследование

 Опыт 1. 

1) Возьмите стакан воды и бросьте туда кусочек сухой почвы.

 Что увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)

2) Какой вывод можно сделать? (В почве содержится воздух.)

3) Запишите вывод в листок исследователя.

Опыт 2.

1) Возьмите  промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы.

2) Прижмите почву плотно к бумаге.

3) Стряхните почву в стакан с водой. Что видите на бумаге? (Небольшое влажное пятно.)

4)  Что доказывает этот опыт? (В почве содержится вода.)

5)  Запишите вывод в дневник исследователя.

     Опыт 3

1) Через лупу рассмотрите почву.

 Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых) 

2) Подумайте, что происходит в почве с остатками листьев, корешков, частей насекомых?

 Это и есть перегной.

3)Запишите свои наблюдения в дневник.

     Опыт 4. (Заранее подготовленная почва.)

1)У вас на столе прокаленная почва. Прокаленную почву, в которой сгорел перегной, насыпьте  в стакан с водой.  

Что наблюдаете? (На дно осели глина и песок.)

2) Запишите свои наблюдения в дневник.

Я, вижу, что все исследователи уже готовы поделиться с нами своими наблюдениями. А мы слушаем внимательно и выводы записываем в дневник.

      Опыт 5. 

Ребята, а еще одно свойство продемонстрирую вам я. Я буду работать с горячими предметами. Поэтому буду соблюдать правила Т/Б.

Возьму несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва.

 Помещу их на стекло. Подержу стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остался белый налет. Это соли.

 О роли минеральных солей прочитайте на карточке №1.

Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

-Запишите вывод в дневник..

Еще раз подведем итог.

-Что входит в состав почвы?

Ребята, посмотрите на слайд.   Сравните растения.   Слайд

Почему так произошло? Одинакова ли по цвету почва? Почему в темной почве растут крепкие растения, а в светлой чахлые?

Цвет почвы зависит от количества перегноя. Чем больше в почве перегноя, тем она темнее.  Чем темнее почва, тем плодороднее. Плодородие- главное свойство почвы.  Слово состоит из 2 корней. (Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

Запишите это свойство почвы в дневник.

 Посмотрите на слайд. Существуют разные виды почв.       Слайд

-Какая почва самая плодородная? Почему вы так решили?

-Какая почва самая плодородная? Почему вы так решили?

- Как вы думаете, а в нашей  Тамбовской области какие почвы преобладают?

Черноземные почвы- главное богатство нашей Тамбовской области.   У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире.   Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.

       Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю,  заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Сейчас мы узнаем сколько лет потребуется, чтобы образовался слой почвы.

Я предлагаю вам каждому подумать над задачей.                                   Слайд

ЗАДАЧА

За 100 лет слой почвы увеличивается на 1см. Сколько лет потребуется, чтобы образовалось 3 см почвы?

-У кого другой ответ поднимите сигнальную карточку.

Видите, как медленно образуется почва. Поэтому ее надо сохранять.   Слад

А как можно сохранить почву вы мне скажите позже.

 Я предлагаю вам поработать по учебнику. Для этого вам необходимо выбрать пару.

   Откройте учебник на с.71. На этой странице у вас лежит карточка.

Внимательно прочитайте 2,3, 4 абзацы учебника и выберите необходимую информацию, чтобы заполнить карточку.

КАРТОЧКА

ОХРАНА ПОЧВ.

Чтобы почва не истощалась, нужно вносить________________________  .

Чтобы защитить почву от размыва, человек сажает__________________  .

Беречь почву от     ________________________  .

Посмотрите, какие еще проводятся работы для сохранения почвы.   Слайд

А теперь давайте проверим успешность работы на уроке по тестовым заданиям. Слайд

 Ребята, перед вами тест 5 вопросов. Прочитайте их внимательно и постарайтесь  выбрать правильный ответ.

ТЕСТ

1) Как называется верхний плодородный слой земли?

- песок

- плодородие

- почва

2)Какие вещества входят в состав почвы?

- песок

- вода

- стекло

- перегной

-глина

-воздух

-соли

3) Назови основное свойство почвы

-плодородие

-сыпучесть

-рыхлость

4) Что повышает плодородие почвы ?

- вода

-песок

-перегной

5) Самая плодородная почва

- глинистая

-чернозем

-песчаная

 Поменяйтесь тестами по часовой стрелке. Взаимопроверка.     Слайд

Оцените работу товарища.

 

Рефлексия

Подошла пора подвести итог.

-Что было важным для вас сегодня на уроке?

- За что можете себя похвалить?

-Где вам пригодятся полученные знания?

-Ребята, вы довольны своей работой на уроке? Оцените свою работу, согласно шкале.                                                                                                            Слайд

Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за вашу исследовательскую работу на уроке.  Вы мне очень понравились. На память о нашем уроке я хочу подарить  вам значок «Юного исследователя».  Если вы хотите больше узнать по данной теме, вы можете обратиться к информационным источникам или сделать проекты по этой теме.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Воздух. Его свойства и состав".

Разработка урока по окружающему миру для 3 класса, с презентацией, на тему: "Воздух. Его свойства и состав"....

Урок окружающего мира по теме "Состав пищи"

На уроке организована групповая работа, в процессе которой школьники знакомятся с составом пищи и её необходимостью для жизнедеятельности организма человека. Учителем созданы условия для формирования ...

Урок окружающего мира "Атмосфера земли. Состав и значение воздуха" во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР»,  в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".

Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...

Конспект урока по окружающему миру «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»

Предмет: Окружающий мирДата: 09.03Класс: 3-7Тема:  «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предмет...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»

Предмет: Окружающий мирКласс: 3-2Тема:  «Почва и ее состав»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные: - формирование понятий: почва как единство...