Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Васильченко Нина Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx84.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование городской округ «Охинский»

Сахалинская область

Управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи

  Утверждаю

                                               Директор школы:  ___________ Цирихова С. А.

         «___»______________2016 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

начальное общее образование

2 класс

срок реализации программы 1 год

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по окружающему миру

(автор А. А. Плешаков)

      Программу составила учитель начальных классов Васильченко Нина Владимировна

г. Оха

2016

Календарно -  тематический план

Предмет: окружающий мир

п/п

Наименование разделов и тем

Кол  во

 часов

1

Раздел «Где мы живем?» (4 ч)

1

1

Родная страна

1

2

2

Город и село. Проект «Родной город (село)»

1

3

3

Природа и рукотворный мир

1

4

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»

1

2

Раздел «Природа» (20 ч)

5

1

Неживая и живая природа

1

6

2

Явления природы. Практическая работа «Знакомство с устройством термометра»

1

7

3

Что такое погода?

1

8

4

В гости к осени (экскурсия)

1

9

5

В гости к осени (урок)

1

10

6

Звездное небо.

1

11

7

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца, слюды»

1

12

13

8

Про воздух и про воду.

2

14

10

Какие бывают растения.

1

15

11

Какие бывают животные.

1

16

12

Невидимые нити.

1

17

13

Дикорастущие и культурные растения.

1

18

14

Дикие и домашние животные.

1

19

15

Комнатные растения. Практическая работа «осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией»

1

20

16

Животные живого уголка. Практическая работа «Осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкцией»

1

21

17

Про кошек и собак.

1

22

18

Красная книга.

1

23

19

Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

1

24

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

3

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

25

1

Что такое экономика.

1

26

2

Из чего что сделано.

1

27

3

Как построить дом.

1

28

4

Какой бывает транспорт.

1

29

5

Культура и образование.

1

30

6

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

31

7

В гости к зиме (экскурсия)

1

32

8

В гости к зиме.

1

33

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1

34

10

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»

1

 

4

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

35

1

Строение тела человека.

1

36

2

Если хочешь быть здоров.

1

37

3

Берегись автомобиля!

1

38

4

Школа пешехода Практическая работа «Учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя»

1

39

5

Домашние опасности.

1

40

6

Пожар.

1

41

7

На воде и в лесу.

1

42

8

Опасные незнакомцы.

1

43

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

5

Раздел «Общение» (7 ч)

44

1

Наша дружная семья.

1

45

2

Проект «Родословная»

1

46

3

В школе.

1

47

4

Правила вежливости.

1

48

5

Ты и твои друзья.

1

49

6

Мы – зрители и пассажиры.

1

50

7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

6

Раздел «Путешествия» (18 ч)

51

1

Посмотри вокруг.

1

52

53

2  3

Ориентирование на местности.

Практическая работа «Знакомство с устройством компаса и правилами работы с ним»

2

54

4

Формы земной поверхности.

1

55

5

Водные богатства.

1

56

6

В гости к весне (экскурсия)

1

57

7

В гости к весне.

1

58

8

Россия на карте.

1

59

9

Проект «Города России».

1

60

10

Путешествие по Москве.

1

61

11

Московский Кремль.

1

62

12

Город на Неве.

1

63

13

Путешествие по планете.

1

64

14

Путешествие по материкам.

1

65

15

Страны мира. Проект «Страны мира».

1

66

16

Впереди лето.

1

67

17

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

1

68

18

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

Предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»

Обучающийся научится:

находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

различать государственные символы России — флаг, герб,гимн;

приводить примеры народов России;

сравнивать город и село, городской и сельский дома;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты и явления неживой и живой природы;

находить связи в природе, между природой и человеком;

проводить наблюдения и ставить опыты;

измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

определять объекты природы с помощью атласа  определителя;

сравнивать объекты природы, делить их на группы;

ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

различать виды транспорта;

приводить примеры учреждений культуры и образования;

определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

приводить примеры семейных традиций;

соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

ориентироваться на местности разными способами;

различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

различать водные объекты, узнавать их по описанию;

читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности учащихся

Формы организации учебных занятий

РАЗДЕЛ «ГДЕ МЫ ЖИВЁМ» (4 ч)

Родная страна

Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия —многонациональная страна. Государственный язык

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

—различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг

России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;

—анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России;

обсуждать, почему народы России называют братскими;

—работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике

тестов;

—формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Город и село. Проект «Родной город (село)»

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные

занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город

(наше село). Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

— работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

рассказывать о своём городе (селе) по плану;

— работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской

квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городского и сельского жилья;

— рассказывать о своём доме по плану;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— распределять обязанности по выполнению проекта; — подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности

своей малой родины;

— собирать информацию о выдающихся

земляках в краеведческой литературе или с по  

мощью интервьюирования;

— оформлять стенд, мультимедийную презентацию;

— проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

— ухаживать за памятниками;

—помогать взрослым в благоустройстве;

— проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;

— оценивать свои достижения в реализации проекта

Работа в парах и группах.

Природа и рукотворный мир

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать объекты природы и предметы

рукотворного мира;

— работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

— приводить примеры объектов природы и

предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;

— работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру,

отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать

о своём отношении к окружающему;

— обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Работа в парах и группах.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Самостоятельная работа.

РАЗДЕЛ «ПРИРОДА» (20 ч)

Неживая и живая природа

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки

живых существ в отличие от признаков не  живой природы. Связи между неживой и живой природой

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

— классифицировать объекты природы по

существенным признакам;

— различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию;

— приводить примеры объектов живой и не   живой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;

— работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

— устанавливать связи между живой и не   живой природой;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах и группах.

Явления природы

Что такое явления природы. Явления не  

живой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях,

происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;

— приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

— анализировать иллюстрации учебника,

определять сезон по характерным природным

явлениям;

— рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

— практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты

измерений;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах и группах.

Что такое погода

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

— характеризовать погоду как сочетание

температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

— приводить примеры погодных явлений

(дождь, гроза, метель и др.); — работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;

— сопоставлять научные и народные пред  

сказания погоды;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

— работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации

наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых

членов семьи

Учебный диалог.

Работа в парах.

В гости к осени (экскурсия)

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе

Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;

— наблюдать изменения в неживой и живой

природе, устанавливать взаимозависимость

между ними;

— определять природные объекты с помощью атласа  определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе);

— оценивать результаты своих достижений на экскурсии

Экскурсия.

В гости к осени (урок)

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; — рассказывать об осенних явлениях в не   живой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

— сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения, полученные из учебника и

экскурсии, своими наблюдениями над осенним

трудом человека;

— работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или

серию рисунков на тему «Красота осени»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в группах.

Звёздное небо

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Представления о зодиаке.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить на рисунке знакомые созвездия;

—сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;

— моделировать созвездия Орион, Лебедь,

Кассиопея;

— знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;

— работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём  изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе

атласом  определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной

литературе, Интернете;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Заглянем в кладовые Земли

Горные породы и минералы. Гранит и

его состав. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

— различать горные породы и минералы;

— работать в паре: с помощью атласа  определителя приводить примеры горных пород и

минералов, готовить краткие сообщения о них;

— читать и обсуждать отрывок из книги А. Е. Ферсмана («Моя коллекция»);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа.

Про воздух и про воду (2 ч)

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе.

Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

— работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

— описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

— наблюдать небо за окном и рассказывать

о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

— работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описывать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Работа в паре.

Какие бывают растения

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные

растения. Эстетическое воздействие растений на человека

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— устанавливать по схеме различия между

группами растений;

— работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

— приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

— определять растения с помощью атласа  

определителя;

— оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

— работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Работа в паре.

Какие бывают животные

Многообразие животных. Насекомые,

рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

— работать в группе: знакомиться с разнобразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;

— сравнивать животных (лягушек и жаб) на

основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в парах и группах.

Невидимые нити

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения невидимых нитей

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— устанавливать взаимосвязи в природе

между неживой и живой природой, растениями

и животными, различными животными;

— работать в паре: моделировать изучаемые

взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

— читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах.

Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать и различать дикорастущие и

культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

— работать в группе: приводить примеры

дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить новую информацию в текстах

о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

— сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении

(по своему выбору);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в группах.

Дикие и домашние животные

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

— работать в группе: приводить примеры

диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

— находить в тексте нужную информацию,

обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;

— сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок

Учебный диалог.

Работа в группах.

Комнатные растения

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— узнавать комнатные растения на рисунках,

осуществлять самопроверку;

— работать в паре: определять с помощью

атласа  определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе  определителе ин   формацию о них;

— оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

— практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах группах.

Практическая работа.

Животные живого уголка

Животные живого уголка: аквариумные

рыбки, морская свинка, хомяк, канарейка,

попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

— работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа  определителя и учебника; использовать информацию из атласа  определителя для подготовки сообщения;

— рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в со  

здании благоприятной психологической атмосферы;

— практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Работа в парах.

Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в

жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом  определителем;

— приводить примеры пород собак с помощью атласа  определителя;

— обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

— работать в группе: использовать тексты

учебника как образец для выполнения заданий

(составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Работа в группах.

Красная книга

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные

Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению

и увеличению численности этих растений и животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

предлагать и обсуждать меры по их охране;

— работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

— работать со взрослыми: узнавать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах и группах.

Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

— знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;

— читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— распределять обязанности по выполнению проекта;

— извлекать информацию из различных источников;

— готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);

— составлять собственную Красную книгу;

— презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;

— оценивать свои достижения в выполнении

проекта

Учебный диалог.

Работа в парах.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать правильность/неправильность

предложенных ответов;

— оценивать бережное или потребительское

отношение к природе;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Самостоятельная работа.

РАЗДЕЛ «ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА» (10 ч)

Что такое экономика

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

— работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве

определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно

предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города

(села) и готовить сообщения;

— читать предложенный текст, находить

в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

— определять по фотографии деньги разных стран;

— работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах.

Из чего что сделано

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие

производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как де  

лают шерстяные вещи. Уважение к труду людей

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие ил  

люстрации цветными фишками, осуществлять

контроль и коррекцию;

— работать в группе: по рисункам учебника

прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить

другие примеры использования природных материалов для производства изделий;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в группах.

Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать (по своим наблюдениям)

о строительстве городского и сельского домов;

— работать в паре: сравнивать технологию

возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать

о строительных объектах в своём городе (селе);

— читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту,

оценивать ответы одноклассников;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах.

Какой бывает транспорт

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транс порта

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);

— узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать

соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить

номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;

— работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах и группах.

Культура и образование

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей,

гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамера

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

— извлекать из текста учебника нужную ин  

формацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников; обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

— работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

— работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;

— обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

— читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— распределять обязанности по подготовке

проекта (кто о какой профессии будет собирать

материал);

— интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;

— подбирать фотографии из семейных архивов;

— составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; собирать материал в «Большую книгу профессий»;

— презентовать работы;

— оценивать результаты выполнения проекта

Учебный диалог.

Работа в парах.

В гости к зиме (экскурсия)

Наблюдение за зимними явлениями в неживой и живой природе

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

— наблюдать за зимними погодными явлениями;

— обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

— исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

— определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе  определителе «От земли до неба»;

— распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

— наблюдать поведение зимующих птиц;

— формулировать выводы по материалу экскурсии;

— оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии

Экскурсия.

В гости к зиме (урок)

Зимние явления в неживой и  живой природе

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обобщать наблюдения за зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения

и выступать с ними;

— формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

— обсуждать правила охраны природы зимой

по материалам книги «Великан на поляне»;

— работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном

дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать правильность/неправильность

предложенных ответов;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Самостоятельная работа.

Презентация проектов «Родной город

(село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной

оценки своих достижений

Выступать с подготовленными сообщения  

ми, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения

других учащихся

Творческая работа.

РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ» (9 ч)

Строение тела человека

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела

человека. Местоположение важнейших органов и их работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: называть и показывать внешнее строение тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;

— работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах.

Если хочешь быть здоров

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;

— обсуждать сбалансированное питание

школьника;

— работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;

— формулировать правила личной гигиены;

характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого

человека должны быть собственными;

— демонстрировать умение чистить зубы,

полученное в 1 классе; на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах и группах.

Берегись автомобиля!

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию, выбирать из предложенных подходящий дорожный знак, объяснять своё решение;

— работа в паре: соотносить изображения

и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;

— выбирать и отмечать фишками дорожные

знаки, встречающиеся на пути в школу;

— моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

— формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге,

осуществлять самопроверку;

— оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах.

Школа пешехода.

Освоение правил безопасности пешехода.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работа в группе: формулировать правила

безопасности на основе прочитанных рассказов;

— практическая работа: учиться соблюдать

изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

Домашние опасности

Правила безопасного поведения в быту

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать (расшифровывать)

правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Пожар! Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);

— запомнить правила предупреждения пожара;

— моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру

МЧС;

— работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр»

в книге «Великан на поляне»;

— работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах.

На воде и в лесу

Правила безопасного поведения на воде и в лесу

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

— запомнить правила поведения во время купания;

— работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке

фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;

— находить нужную информацию в книге

«Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»);

— определять с помощью атласа  определите  

ля жалящих насекомых, осуществлять самопроверку;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в парах.

Опасные незнакомцы

Опасные ситуации при контактах с не  

знакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения

при контактах с незнакомцами;

— моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в полицию и МЧС;

— работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;

— работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомы  

ми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Работа в группах.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать правильность/неправильность

предложенных ответов;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Самостоятельная работа.

РАЗДЕЛ «ОБЩЕНИЕ» (7 ч)

Наша дружная семья

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей.

Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье

Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться их выполнить;

— рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, семей  

ной атмосфере, общих занятиях;

— формулировать понятие «культура общения»;

— обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

— моделировать ситуации семейного чтения

и семейных обедов;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Практическая работа.

Проект «Родословная»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах,

фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином фор  

мате);

— составлять родословное древо семьи;

— презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

— оценивать свои достижения

Учебный диалог.

Творческая работа.

В школе

Классный и школьный коллективы. Совместная учёба, игры, отдых.

Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

— обсуждать вопрос о культуре общения

в школе;

— формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне

её;

— оценивать с нравственных позиций фор  

мы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

— моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Правила вежливости

Правила этикета в общении. Формулы

приветствия и прощания. Этикет общения

по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать, какие формулы вежливости

имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

— формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика

с девочкой, мужчины с женщиной;

— моделировать ситуации общения в различных ситуациях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебный диалог.

Практическая работа.

Ты и твои друзья. Что самое ценное в дружбе. Отражение

ценностей дружбы, согласия, взаимной помощи в культуре разных народов (на примере пословиц и поговорок). Культура поведения в гостях.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать морально  этические аспекты

дружбы на примере пословиц народов России;

— обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

— обсуждать правила поведения за столом;

— моделировать правила поведения за сто  

лом (практическая работа);

— формулировать правила этикета в гостях;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Учебный диалог.

Практическая работа.

Мы — зрители и пассажиры

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать правила поведения в театре

(кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;

— обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Учебный диалог.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать правильность/неправильность

предложенных ответов;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Самостоятельная работа.

РАЗДЕЛ «ПУТЕШЕСТВИЯ» (18 ч)

Посмотри вокруг. Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны

горизонта. Форма Земли.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

— различать стороны горизонта, обозначать

их на схеме;

— работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;

— анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия во внешнем виде нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в парах.

Ориентирование на местности (2 ч)

Что такое ориентирование на местности.

Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам.

Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе);

— практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу;

— знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в парах.

Практическая работа.

Формы земной поверхности

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сопоставлять фотографии равнин и гор

для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

— работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края;

— описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений);

— работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в парах.

Водные богатства

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

— работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

— обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);

— работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в парах и группах.

В гости к весне (экскурсия)

Наблюдения за весенними явлениями природы.

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

— наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас  определитель «От земли до

неба»;

— формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;

— оценивать свои достижения на экскурсии.

Экскурсия.

В гости к весне (урок)

Весенние явления в неживой и живой природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

— работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию;

узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;

— моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота

весны»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в группах.

Россия на карте

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать изображение России на глобусе и карте;

— работать в паре: соотносить пейзажи

России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);

— учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в парах.

Проект «Города России»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре деление заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе работы над проектом дети учатся:

— распределять обязанности по выполнению

проекта в дополнительной литературе и Интернете

находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

— составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами);

— презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе);

— оценивать достижения свои и товарищей;

— оформлять стенд «Города России»

Учебный диалог.

Работа в парах и группах.

Путешествие по Москве

Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы.

Основные достопримечательности столицы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы;

— работать в паре: соотносить фотографии

достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;

— отличать герб Москвы от гербов других го  

родов;

— работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в парах.

Московский Кремль

Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать значение Московского Кремля

для каждого жителя России;

— работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Крем ля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану;

— читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять со   временный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова;

— рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в парах и группах.

Город на Неве. Санкт  Петербург — Северная столица

России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить Санкт  Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт  Петербурга, находить на нём достопримечательности города;

— работать в паре: соотносить фотографии

достопримечательностей Санкт  Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей

Санкт  Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы; отличать герб Санкт  Петербурга от гербов

других городов;

— работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт  Петербургу с помощью Интернета;

— читать рассказ об истории создания памятника Петру I, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в парах и группах.

Практическая работа.

Путешествие по планете

Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и кар  

те мира океаны и материки;

— работать в паре: соотносить фотографии,

сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в парах и группах.

Практическая работа.

Путешествие по материкам

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Ази.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить материки на карте мира;

— работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом;

— предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учебный диалог.

Работа в группах.

Страны мира. Проект «Страны мира»

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с не  

которыми странами.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и

сроков работы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать физическую и политическую

карты мира;

— находить и показывать на политической

карте мира территорию России, других стран;

— работать в паре: соотносить фотографии

достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической кар  

те, обозначать эти страны соответствующими

фишками; рассказывать по фотографиям о том,

что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках;

— пользуясь дополнительной литературой,

определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— распределять обязанности по выполнению проекта;

— готовить сообщения (индивидуальные,

в парах, в группах) о выбранных странах;

— подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды);

— презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций;

— оценивать свои достижения в выполнении

Проекта.

Учебный диалог.

Работа в парах.

Практическая работа.

Впереди лето Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа  

определителя «От земли до неба», осуществлять

самопроверку;

— читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу;

— приводить примеры летних явлений в не  

живой и живой природе;

— рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

— работать со взрослыми: за лето под   готовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учебный диалог.

Практическая работа.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать правильность/неправильность

предложенных ответов;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Самостоятельная работа.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной

оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения

других учащихся.

Творческая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...