Этап урока (цель, задача) | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД | Оценива- ние/ формы контроля | Результат |
1 этап: организационный этап. |
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. Создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха. | - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с окружающим миром. Надеюсь, что у вас замечательное настроение и достаточный багаж знаний. Громко прозвенел звонок- Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.
| Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Словесная оценка. | Включение в диалог. |
2 этап: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Формулировать познавательную цель и тему для изучения. | - Какие царства живой природы вы знаете? - Какие группы растений вы знаете? В ходе диалога на экране (на доске) появляется схема: «Царство живой природы» - Чтобы перейти к изучению следующего царства природы, представим себя учёными – исследователями и выполним задание, работая в группах. - Кто напомнит правила работы в группе? Работа в группах по заданию: Задание: Разделите растения на три группы: липа, сирень, земляника, подберёзовик, ромашка, берёза, ель, черёмуха, опята, клевер. 1.Деревья 2.Кустарники 3.Травянистые У кого возникла проблема при выполнении задания? (Куда записать грибы?) - Какие будут предположения – гипотезы? (Грибы - не растения) - Вот мы и определили тему нашего исследования Что за чудище такое? Есть как мизер, есть большое. Можно встретить под берёзой, На пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, И на хлебе те дары. Могут паразитом быть- Злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, Поселившись на стволах. Могут в тесте размножаться, Если тесто на дрожжах. Есть плодовые тела И разросшиеся клетки. Так о ком же речь была? Догадались ли, вы, ребятки? (Слайд) | Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха).
| Слушают, представляют результат, определяют цель и способ деятельности.
Формулируют свое затруднение (недостаточность знаний, способов действий).
Нас ждёт сегодня открытие новых знаний.
Гриб
| Личностные УУД: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Словесная оценка. | Включение обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. |
3 этап: актуализация знаний. |
сообщение темы и целей урока Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
| Откройте учебник на стр.86-89 Сформулируйте тему урока. - Значит, чему будет посвящён урок? -Посмотрите на экран: (слайд) Давайте подумаем, все, что мы видим на экране, можно назвать грибами Приём “Я беру тебя с собой» - Где возникли затруднения? - Почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем? - Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока. Давайте разберёмся. Что мы должны знать о царстве грибов? Составим план. 1. Разнообразие грибов 2 Общая характеристика грибов 3.Основные группы грибов 4. Строение грибов Итог. В конце урока мы должны знать особенности строения грибов, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы. - Добро пожаловать в царство грибов! Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.
| Выдвигает проблему, сообщает тему урока | Тема урока « Грибы» Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. Обсуждение затруднений -Является ли плесень и тесто грибами? Что называют грибами?
Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.
Составляют план работы совместно с учителем.
| Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
| Само- оценка
| Активизация опорных знаний. Постановка цели урока. Сотрудничество. Умение вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Планировать свою работу.
|
|
Теперь наметим цель нашего исследования. На какой вопрос надо дать ответ? (Доказать, что грибы не растения, а отдельное живое царство в живой природе) На экране (доске) продолжилась запись в схеме:
Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие. |
|
| Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
|
|
4. Постановка учебной задачи.
| - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в царство грибов! (Слайд 1) - Откройте тетради, запишите число. Тему урока. - Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека. (Слайд 2).
| обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Запись учащимися числа, темы урока.
Презентация проекта о многообразии грибов, выполненная опережающей формой обучения.
Учащиеся конкретизируют цель урока | Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально. |
5. Усвоение новых знаний.
| Добро пожаловать в царство грибов! (слайд 3) Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название? (слайд 4) - Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - Нет головы. У малютки-кавалера Чрезвычайно важный вид, Он в огромнейшем сомбреро На одной ноге стоит.)
В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые). Грибница – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело. | Учитель показывает строение шляпочных грибов, используя презентацию, муляжи грибов.
Указывает на доску | Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части шляпочных грибов.
Работа с учебниками стр. 48, изучение рисунка 26. Строение шляпочного гриба | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Устная оценка учителя |
6. Первичное закрепление знаний.
| А сейчас вам предстоит отправиться в научную лабораторию и стать учеными - исследователями. (Проведение исследования) 1 группа. Назовите признаки отличия грибов от растений. 2 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу обобщают материал о роли грибов в природе и жизни человека 3 группа: Как распространяются грибы на земле? 4 группе. Продолжи закономерность: опята — поганка; лисички — ложные опята. Задание 4 группа – практики: распределяют грибы на съедобные и ядовитые, находят признаки грибов двойников. 5 группа. На столах в группах 4 и 5 лежат образцы растений и муляжи грибов, лист бумаги, фломастер. Карточка «Найди отличия частей растений и частей грибов». - Как вы думаете, для чего вам понадобится фломастер и лист бумаги? (Верно, как учёные, выбудете вести записи своего исследования.) - Определите кто будет писать, можно писать не только словами, но и символами. | Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения | Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
| Устная оценка учителя |
7. физкультминутка (пауза релаксации) 1 минута Цель-восстановление физических и духовных сил.
| Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Физминутка «В лес по грибы».
Игра. Собрав грибы мы должны отделить съедобные от несъедобных. Два ведущих получают корзинки – таблички (съедобные, несъедобные). А все остальные дети рисунки грибов. По команде ведущего каждый в течение 20 секунд должен найти свою «корзинку».
|
|
Выполняют физкультминутку (видеофрагмент мультипликационная гимнастика). Игра «Гриб найди свою корзинку».
| Коммуникативная компетенция. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Предметные УУД: различения съедобных от несъедобных. | Устная оценка учителя |
7. Закрепление изученного материала Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | «Итоговое тестовое задание» Тест по теме «В царстве грибов» 1.В каком ряду верно названы части гриба? А) шляпка, ножка, корень; Б) шляпка, столбик, грибница; В) шляпка, ножка, грибница. 2.Какая часть гриба является подземной? А) шляпка; Б) ножка; В) грибница. 3.Где можно собирать грибы? А) в лесу; Б) в городских скверах; В) у автомобильных дорог. 4.Где грибы берут питательные вещества? А) производят сами; Б) поглощают из остатков растений и животных; В) получают от животных. 5.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу? А) с травами; Б) с кустарниками; В) с деревьями. 6.Как грибы связаны с деревьями? А) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и не дают им всасывать из почвы воду и соли; Б) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и засушивают их; В) грибы получают от деревьев те питательные вещества, которые деревья производят на свету. 7.Какой гриб является несъедобным? А) белый гриб; Б) желчный гриб В) шампиньон. 8.В каком ряду названы только съедобные грибы? А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка; Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка; В) лисичка, опёнок осенний, желчный гриб. 9.Какой гриб можно выращивать в теплице? А) лисичка; Б) шампиньон; В) белый гриб. 10. Как называется ярко- жёлтый гриб со шляпкой в виде зонтика или воронки? А) лисичка Б) подберёзовик; В) белый гриб. 12.Что есть у гриба? А) корень; Б) столбик; В) шляпка. № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| 5 | 6 | 7 | 8 | ответы | Ц | А | Р | С | Т | В | О | Г | Р | И | Б | О | В |
|
|
|
|
|
|
| Н | И | Ц | А |
| Учитель задает вопросы | Учащиеся в тетради отвечают | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД:умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
| Устная оценка учителя |
8. Рефлексия деятельности. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Я знал | Я узнал | Я хочу узнать |
|
|
|
- Подведём итоги. По результатам теста вы узнали, каков уровень ваших знаний. - Над какой темой сегодня работали? -Какая цель стояла на уроке? -Заполните лист рефлексии. Подберите походящие суждения и оцените свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет. Отметки за урок. Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок. | По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг | Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. Учащиеся заполняют таблицу и шкалу | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
| Индивидуальное задание на выбор: а) подготовить презентацию «В царстве грибов»; б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы); в) сообщение о плесневых грибах; г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание); д) сказка собственного сочинения по теме урока.
Домашнее задание на выбор: Тетрадь, стр. 89. Придумай сказку «Что случилось с грибами». Начни так: «Жили-были старик боровик, лисички сестрички да опята – дружные ребята. Однажды…» Учебник, стр.85-86. Сделай рисунки грибов. Расскажи, почему люди им дали такие названия: рыжик, подберёзовик,…
| Учитель дает на выбор | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Записывают, задают вопросы |
|
|