Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 Скороходова Елена Николаевна
Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»
Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве грибов.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок-исследование.
Задачи урока: 
познавательная – создать условия для расширения и углубления знаний о новом царстве живой природы – царстве грибов;  упражнять в выделении частей гриба, уметь классифицировать грибы на съедобные/несъедобные;
развивающая – учить выдвигать гипотезы, анализировать, побуждать обучающихся к  формированию проблемы  поиску путей ее решения; способствовать формированию умения строить речевое высказывание в устной форме;
воспитывающая – способствовать формированию реалистичной оценки индивидуальной деятельности на уроке и коллективной; учить работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения своих одноклассников.
Методы обучения: проблема, исследование.
Формы организации познавательной деятельности: работа в паре, индивидуальная, фронтальная работа, игровая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grib.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»

Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве грибов.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-исследование.

Задачи урока:

познавательная – создать условия для расширения и углубления знаний о новом царстве живой природы – царстве грибов;  упражнять в выделении частей гриба, уметь классифицировать грибы на съедобные/несъедобные;

развивающая – учить выдвигать гипотезы, анализировать, побуждать обучающихся к  формированию проблемы  поиску путей ее решения; способствовать формированию умения строить речевое высказывание в устной форме;

воспитывающая – способствовать формированию реалистичной оценки индивидуальной деятельности на уроке и коллективной; учить работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения своих одноклассников.

Методы обучения: проблема, исследование.

Формы организации познавательной деятельности: работа в паре, индивидуальная, фронтальная работа, игровая деятельность.

Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация,  рабочие тетради с печатной основой,  карточки для работы в группе и в паре.

Планируемые результаты:

личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме;  умение взаимодействовать в группе;  умение проявлять познавательную инициативу  в оказании помощи соученикам.

предметные:  закреплять и при необходимости корректировать  полученные сведения о царстве грибов, закреплять и корректировать  понятие о строении гриба, его значении для растений леса, формировать навык устной речи.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

  1. Самоопределение к деятельности . Орг. момент (психологический настрой)

(Звуки леса. На фоне звуков природы учитель говорит.)  Прислушайтесь… Как вы думаете, куда мы попали? Лес – это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь … Лес полон таинств и загадок. Он многих приютил.  Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А что человек может взять из леса? А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас  из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать  их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый  и добрый лесной воздух

Создает эмоциональный настрой. Организует беседу.

Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.

Коммуникативн. УУД: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность

  1. Актуализация опорных знаний и мотивация. Постановка учебной задачи.

Послушайте загадку и отгадайте, что мы будем изучать сегодня на уроке.

Под  сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть – нет головы. (гриб)

Как вы догадались? Что помогло вам отгадать загадку? Какие слова? Что же мы будем изучать на уроке?  А что бы вы хотели узнать о грибах?

Направляет деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты.

Шляпка, ножка, среди травы

Познавательн. УУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила. Определять круг своего  «не знаю» на этом этапе урока.

  1. Открытие нового знания.

Ученые долго не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их выделять в специальное царство – ГРИБОВ. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.

Я на урок принесла вам корзинку с грибами, кто знает, как они называются?

Название грибов «шампиньоны» произошло от французского «champignon», что в переводе означает «гриб». Рассмотрите внимательно грибы и подумайте из каких частей состоит гриб?

Из каких частей состоит гриб?

А теперь обратимся к учебнику посмотрим, правы ли мы? Стр 25

Все ли части гриба нам видны в лесу на полянке? Какая часть от нас прячется?

Найдите ответ на вопрос: что такое грибница?

Ребята, как вы думаете, можно ли вырвать гриб или сбить ногой, гуляя по лесу? Почему?

Организует и направляет деятельность детей.

Организует практическую деятельность детей.

Организует работу с учебником.

Побуждает к мыслительной деятельности.

Мозговой штурм. Работа в парах.

(шампиньоны)

Работа в парах.

Не совсем

(грибница)

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества.

Познават.УУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности.

РУУД: определять цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя.

КУУД: оформлять свои мысли в монологической речи.

  1. Физминутка

Мы тоже отправимся сейчас  в лес и будем собирать грибы.

Мы по лесу шли, шли.(дети маршируют)

Белый гриб нашли (разводят руками)

Раз – грибок, два – грибок (наклоны)

Вот и полный кузовок. (показывают руками)

Выполняют движения.

РУУД: определять цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя.

  1. Этап учебно-познавательной деятельности.

А вот писатель Николай Сладков вот так однажды собирал грибы. Постарайтесь запомнить, под какими деревьями, какие грибы находил писатель. (Звучит отрывок из рассказа Сладкова, читает учитель) Приложение 1

Где и какие грибы собирал Сладков?

Подумайте, почему подосиновики растут только под осинками, а подберезовики под березками?

Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, и деревья лучше растут, если рядом грибы.

Побуждение к мыслительной деятельности.

Слушают, анализируют, запоминают.

В дубраве среди дубов – боровик, под осинками – подосиновики, среди сосен – маслята, на пнях опенки.

Дружат с этими деревьями (им хорошо вместе)

ПУУД: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.

РУУД: определить план выполнения заданий; ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль

РУУД: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс, анализировать.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение в измененной ситуации. (конструктивной)

Так с кем же дружат грибы?

Все вы наверное, помните загадку:

Стоит Антошка на одной ножке, кто не пройдет, всяк поклон отдает.

Давайте подумаем, а всякому ли Антошке нужно кланяться?

Вот вам лукошко. Соберите в него грибы. Подумайте, каждого ли Антошку нужно забрать в лукошко? (работа в группах)

А почему это вы не все грибы положили в корзинки?

Значит, на какие две группы можно разделить грибы?

Обратимся к учебнику и запомним, какие грибы нельзя брать в корзинку.

Организует работу в группах.

Организует работу по учебнику.

Стр 24

Коллективно решают какие грибы они положат  в лукошко.

Работают самостоятельно.

ЛУУД: принимать правила делового сотрудничества.

ПУУД: классифицировать объекты, объединять в группы по  существенному признаку; выполнять учебные задачи, имеющие различные варианты решений.

РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль

  1. Домашнее задание.

Дома вы рассмотрите репродукцию картины И. Ф. Хруцкого «Натюрморт с грибами». Найдете в толковом словаре, что означает слово НАТЮРМОРТ? Определите, какие грибы изобразил художник. А если вам захочется узнать побольше о грибах, вы можете прочитать художественные произведения писателей М. Пришвина «Недосмотренные грибы» или В. Даля «Война грибов с ягодами». Подумайте, могла произойти такая история на самом деле?

ПУУД: классифицировать объекты, работать со словарями, справочниками, выполнять учебные задачи творческого содержания.

  1. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Так чему же был посвящен наш урок? Кто может сказать из каких частей стоит гриб?

Продолжите фразы.

Мне сегодня удалось….

Я теперь умею….

Я узнал…..

Мне понравилось…

А теперь пусть каждый из вас оценит себя, как он работал на уроке. Зеленая карточка – все получилось! Желтая – осталось что-то не понятно. Красная – ничего не понял.

Вот видите, какие вы молодцы! Ни у кого нет красной карточки! Не огорчайтесь те, у кого желтая, значит, нам есть еще над чем поработать! Спасибо за урок!

Организует рефлексию, самооценку деятельности на уроке.

Оценивают работу, делают выводы.

РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД: мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания.

                                                                                                                                                                              Приложение 1

                                                                     Н. Сладков

                  По опушкам среди берез прячутся в траве крепкие подосиновики. В сухом бору среди дубов – гриб-боровик. Боровичок-мужичок толстой ногой уперся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идем вдоль ручья, а там осинки. Под осинками – подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьется лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведет, не знает. И вдруг вижу среди сосен – маслята, будто маслом намазаны. А дальше опенки – ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Технологическая карта урока окружающего мира " Полезные ископаемые" 3 класс

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: Полезные ископаемыеЦели урока:  Расширить знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.Планируемые результаты:•...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звери - млекопитающие". 1 класс

Окружающий мир 1 класс. Тема "Звери - млекопитающие" На уроке учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными отличительными признаками этой группы животных. ...