Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Святость отцовства и материнства»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Честных Наталья Викторовна
познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражёнными в народных сказках, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием в младенчестве, с наречением имени; пробудить в детях стремление творчески выразить мысль о родительской любви в рукотворной игрушке; сфор- мировать представление о почтении к родителям как о нравственной норме всех народов России и мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Окружающего мира в 3 «З» классе

Тема:  «Святость отцовства и материнства»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели деятельности учителя

-  познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности,

Отражённых  в народных сказках, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием в младенчестве и  наречением имени;

- способствовать формированию  представлений о почтении к родителям как о нравственной норме всех народов России и мира;

 - побуждать учащихся к  стремлению  творчески выражать мысль о родительской любви в рукотворной игрушке;

- обратить внимание на  необходимость любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в  жизни детей и родителей; 

Образовательные ресурсы

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Основные понятия

Семья, любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность, лад;

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные:

Получат представление  о родительской любви, о старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребенка и наречением его имени; научатся высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира.

Познавательные: общеучебные -  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; контролирование и оценивание процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике;

Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками;

Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; стремятся к успешной учебной деятельности;

Организационная структура урока

I Мотивация к учебной деятельности

-Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли в школу? (ответы детей) 

-Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших улыбок друг другу. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

II Актуализация знаний

- Какие события человеческой жизни в народе называют первым и вторым дивом?  (I- появление на свет, II- свадьба)

- Почему свадьбу можно назвать, словно рождением для новой жизни? (ответы детей)

III Изучение нового материала. Работа по учебнику (ч. 2, с. 36-39)

- Сколько раз в жизни  люди не встречали весну, всякий раз она внове будто впервые. Так и рождение человека. Появился на белый свет и для всех – новый. И для него все впервые.

- Сегодня мы поговорим  и познакомимся с  некоторым старинными  обрядами и обычаями, связанными с рождением ребёнка,  пестованием его в младенчестве и  наречением имени; поговорим о родительской любви и об отношении детей к своим родителям.

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «Святость отцовства и материнства»

- Как вы думаете, с каким временем года можно сравнить рождение человека? (весна)

- Прочитайте 1-й абзац текста.

-  Почему рождение ребёнка сравнивается с приходом весны? (Весна  - зарождение новой жизни, обновление  природы)

1 ученик

На землю Бог дитя отправил:

Родиться час пришёл ему.

-Зачем ты, Бог, меня оставил?

Мне будет страшно одному!

-Тебя я ангелам вверяю,

Твой дух и тело охранять!

Но я как ангелов узнаю?

Они – твои Отец и Мать!!!

2 ученик

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

-Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

-Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

-Но как я пойму его, ведь я не знаю языка?

-Ангел будет охранять тебя от всех бед.

-Как и когда я должен вернуться к тебе?

-Твой ангел скажет тебе всё

-А как зовут моего ангела?

-Неважно, как его зовут, у него много имён

-Ты будешь называть его «мама».

Видеоклип МАМА ПЕРВОЕ СЛОВО

3 ученик

Мама, мама, мамочка!

Солнышко лесное,

Ласковая тучка,

Небо голубое.

Дождик серебристый капелькой росистой.

Падал и шептал мне

В небе голубом:

«Мама, мама, мамочка!

Ты моя красавица,

Ласковая, милая!»

Учитель: На свете появился ребёнок: маленький, беззащитный. Никто не знает, какой будет его жизнь. Но всем хочется защитить, сделать все, чтобы его жизнь сложилась удачно. И поэтому появляется много обрядов, которые призваны сделать жизнь ребенка счастливой.

- Прочитайте 2 абзац текста                                                                                                                                           - Какие обряды выполнялись? (При первом купании младенца в ушат или корытце с водой клали уголек из печи, зернышки пшеницы, монетку).

- С какой целью? (тепло, сытость, достаток)

Учитель: Мать и отец делали все, чтобы малышу было безопасно и уютно в этом мире. Ребенок вырастал и оказывал родителям свое почтение.

- Сразу после появления на свет первой одеждой для девочки была материнская рубаха, для мальчика - отцовская.                                                                                                                                        - Почему? (пожелание быть здоровым, любимым в семье, похожим на отца и мать)

Заглянем в семейный альбом (учебник, с.36-37)

- Рассмотрите фотографии и обсудите парами.

- Какие чувства испытывают родители этих малышей? (любовь, заботу, ласку, ответственность, нежность)                                                                                                                       - Велика любовь, забота и ласка  родителей к своим детям. А как же дети должны относиться к своим родителям? (ответы детей)

- Все народы мира согласны с древней библейской заповедью: «ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ...»

- Как понимаете эту библейскую заповедь?

1 ученик:  Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь.

2 ученик:  Почитать родителей значит: уважать их, любить, не сметь оскорблять словами или поступками, помогать им в трудах, заботиться о них,  а особенно во время их болезни и старости.

Учитель: Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью.

Учитель: Заглянем в старинный дом. (Дети открывают учебники на с. 38.)                           - Посмотрите, вот женщина положила младенца в кроватку.

- Как в старину называлась такая кроватка для малышей?

- С каким словом связано это название? (Колебаться — равномерно, мягко раскачиваться.) 

- Колыбелька качается, убаюкивает младенца. В старинную русскую  колыбельку родители вкладывали маленький кусочек хлеба и соли.

- Зачем? (обычай – пожелание счастья)

- Дитя уснёт, бабушка пойдёт раздавать гостям угощение, а мы тихонько подглядим, что  происходит дальше.

IV. Продолжение работы по теме. Работа по учебнику (стр. 38)                                   

Сразу после рождения ребенка договаривались о его крещении. Считалось, что некрещеный ребенок не защищен от нечистой силы. Крещение  это большое событие в семье. После крещения и наречения ребенку имени устраивали большой пир для родных и близких. Стол был накрыт разнообразными яствами. В конце обеда БАБУШКА угощала всех кашей и пирогом. Но каша эта была пересоленная и перченная. Первым она угощала отца......

Вторыми были крестная мать и крестный отец...

Затем угощались остальные родственники.

Региональный компонент: Одним из обрядов, связанных с рождением ребёнка в Тамбовском крае, как и во многих  других регионах России, тоже являлось крещение. В тамбовских говорах этот обряд назывался крестить в горшке, так как крестили ребенка путем троекратного погружения в горшок с освященной водой. Как правило, это был глиняный большой горшок, который использовался только в особых случаях.     Праздничный обед в день крещения ребенка в тамбовских говорах назывался крестины. Гостей на крестины приглашал отец ребенка. Приглашенные приносили с собой различные продукты питания. Основными угощениями на крестильном обеде, по воспоминаниям старожилов сел Тамбовской области, были большой круглый хлеб из ситной муки и каша. Ни один крестильный обед повсеместно на русских территориях не обходился без «одаривания». В селах Тамбовской области  крестная мать ставила на стол две тарелочки и предлагала собравшимся за столом гостям положить в них деньги или подарки для новорожденного.

V. Рефлексия.

1. Беседа.

- Какую цель преследовали все обряды, связанные с рождением ребенка? (Уберечь ребенка от нечистой силы)

- Есть один старинный обычай – изготовление оберега для младенца. Им была пеленальная кукла.

Мать делала куклу-пеленашку. Она шила куклу перед рождением ребенка с молитвой, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Для этого использовали ткань от сарафана, рубахи отца, матери. Куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения, чтобы сбить злых духов с толку, принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения куклу убирали из колыбельки и хранили вместе с крестильной рубахой.

VI. Подведение итогов.

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги.

- Какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего занятия: В чем святость отцовства и материнства (Ответы детей)

(Велик труд отца и матери по воспитанию детей. Родители многим жертвуют ради ребёнка.)

- Посмотрите, на ваших партах лежат ромашки. Давайте составим ромашку желаний. В центре ромашки, напишите своё имя. А на каждом лепестке поместите пожелание, какой бы вы хотели видеть свою семью.

- Кто хочет прочитать нам, свою ромашку?

- Я уверена, что вы станете достойными семьянинами, когда станете взрослыми. Ведь в наших силах, ребята, сделать нашу жизнь счастливой. Любите свою семью, гордитесь своими близкими, уважайте родителей, помогайте друг другу.

Звучит  песенка «Моя семья» 
(Музыка и слова:Александр Ермолов)

Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем, совсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье,
И всегда так было, есть и будет.
Припев:
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я веселой, буду очень рада,
Если будут рядом сестренка с братом.
А еще я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка, и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья.

И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю вас бесконечно.
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит,
Я счастливей всех на этом свете.

VII. Домашнее задание

1.        Прочитать текст (с.36-39) учебника, вопросы «Проверим себя».

2.        Выполнить задание 1 (с.20) в рабочей тетради.

Литература

1.        А.А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс, методические рекомендации, пособие для учителя, Просвещение 2013.

2.        Т.Н. Максимова, поурочные разработки к учебнику А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс, ФГОС, Просвещение 2014.

3.        Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2-х ч. Москва, Просвещение, 2011.

4.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы:

1.Обрзовательный портал  «Продленка». Начальная школа.

2. www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=15906

3. school48.tgl.ru/sp/pic/File/2014.../UMK_perspektiva_Meydbraer.pdf

4. Портал «проШКОЛУ» tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/14791


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Святость отцовства и материнства" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о святости отцовства и материнства; ознакомление с народными традициями, связанными с рождением ребёнка. Планируемые результаты...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...